Мондзен М.-Ж. Образ, икона, экономия: византийские истоки современного воображаемого / пер. с франц. М. Гринберга. М.: V-A-C, 2022
Книга, вышедшая в издательстве V-A-C, посвящена влиянию византийской иконописи VIII–IX веков на современное искусство. Автор приводит в своём исследовании не только изобразительные источники, но и текстовые — раннехристианские тексты отцов Церкви.
Французский историк искусства и философ Мари-Жозе Мондзен рассматривает особенности иконоборческого кризиса VIII–IX веков и прослеживает связь между византийской иконой и ролью изображения в современном мире. Ключом к пониманию силы и воздействия образов становятся раннехристианские тексты отцов Церкви.
«В нашем веке образ имеет самое прямое отношение к заботе о сохранении свободы и мысли человека. Сейчас, когда визуальный и аудиовизуальный империализм, завоевавший планету, подавляет любое критическое размышление и любое высказывание, приводя нас в состояние рабского отупения и бездумной зачарованности, особенно важно понять, из каких элементов сложилось генеалогическое древо, в позднейших плодах которого заключено лучшее и худшее, что у нас есть».
Размышления о месте иконы в религиозной и политической жизни Византии приводят Мондзен к оригинальной концепции, в которой абстрактная живопись XX века восходит к иконописи, господство Церкви приравнивается к власти современных СМИ, а техника фотографии выступает наглядным подтверждением христианской концепции.
Справка:
Мари-Жозе Мондзен (р. 1942) — французский философ и историк искусства, специалист по византийской культуре и теории образа. Директор Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже.
Источник: V-a-c.org