«Комсомольская пасха» и «Комсомольское рождество» и их место в антирелигиозной кампании 1920-х гг.
В статье Ксении Кирилловны Табачник рассмотрен феномен «Комсомольской пасхи» и «Комсомольского рождества» — мероприятий антирелигиозной кампании начала 1920-х гг. Опираясь на научную литературу и документы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, автор рассматривает опыт организации и проведения обоих антирелигиозных торжеств. Значительное внимание уделено выявлению смысла кампании по внедрению празднования «Комсомольской пасхи» и «Комсомольского рождества» в круг обрядности российского общества. Предпринимается попытка раскрыть основные причины, по которым данные антирелигиозные торжества так и не утвердились в быту.
Статья

Окончание Гражданской войны ознаменовало переход к усилению борьбы новой власти с Церковью, которая оставалась в Советской России единственным сохранившимся с монархических времен официальным институтом. Использовав весь спектр приемов борьбы с религией — антицерковное законодательство, антирелигиозные кампании по вскрытию мощей (1918–1920) и изъятию церковных ценностей (1921–1922), — большевики убедились в сохранении значительного влияния Церкви на общество. Именно поэтому актуальность приобрел вопрос о переустройстве быта и дискредитации православных традиций. С середины 1920-х гг. мероприятия антирелигиозной пропаганды главным образом связаны с психологическим давлением на чувства верующих. Именно в данный период произошла попытка внедрения традиции празднования «Комсомольской пасхи» и «Комсомольского рождества» в быт.

Отличительные черты обоих мероприятий заключались, во-первых, в массовом характере проведения, во-вторых, в первоначальной ориентированности комсомольских праздников-антиподов на молодежь, представителям которой отводилась роль разрушителей старого уклада жизни. Председатель Союза воинствующих безбожников Е. М. Ярославский отмечал, что «Комсомольское рождество» устраивалось «не для издевки над верующими, не для озорства, но для того, чтобы помочь миллионам людей, одурманенных религией, освободиться от этого дурмана»[1]. В то же время другой партийный деятель И. И. Скворцов-Степанов предлагал совместить в одном празднике и «веселье», и «знание» с целью «развенчать евангельский образ Христа, показать, что в нем нет ничего оригинального». Посещение верующими храма рассматривалось большевиками в качестве развлечения, «приятного времяпровождения», которому могут быть противопоставлены с легкостью кинематограф, театр или клуб[2].

В середине-конце 1920-х гг. более половины населения страны или продолжало исповедовать веру в Бога, или прибегало к таинствам Крещения, Венчания для украшения неразработанной системы гражданских церемоний. Искоренение из сознания населения необходимости празднования Пасхи и Рождества означало не отмену общеустановленных торжеств, но исключение из мировоззрения православного общества надежду на возможность искупления грехов и возможность вечного существования после смерти. Но найти альтернативу данному религиозному принципу было весьма проблематично. По этой причине новая идея построения «рая на земле» сочеталась первоначально с крайней степенью торжественности, приданием празднику поистине «театрального» характера, а спустя некоторое время — с ярко выраженной «научной» направленностью.

Период попыток внедрения «Комсомольской пасхи» и «Комсомольского рождества» советскими властями можно разделить на два этапа: 1) «театрально-зрелищный» (1922–1923 гг.) и 2) «научно-богоборческий» (1923–1924 гг.). В течение каждого из них применялся широкий спектр средств психологического давления на религиозные чувства верующих через кинематограф, атеистические лекции, клубные вечера и т. д. Театрализованное шествие-карнавал поначалу было центральным компонентом торжества, но быстро было запрещено ЦК и вытеснено клубным вечером[3]. На втором этапе кампании внимание инициаторов мероприятия переключается с внешнего оформления праздника на расширение его научно-атеистического содержания.

В октябре 1922 г. в газете «Правда» были изложены известия о первых безбожных демонстрациях в центральной Украине и Белоруссии[4]. Меньше чем через месяц была опубликована статья И. И. Скворцова-Степанова, в которой впервые излагался сценарий праздника и его основные принципы[5]. Торжество приурочивалось к религиозным праздникам с целью отвлечения верующих от посещения храмов. Главное значение в статье придается торжественному шествию ряженых по главным улицам городов, закончиться оно должно было «сожжением богов». В плакаты демонстрантов намеревалось включить как агитационно-пропагандистские лозунги, так и информацию познавательного характера. Шествие планировалось закончить клубными научно-популярными мероприятиями. Издевательская форма антирелигиозной пропаганды сохранялась в преобразовании трибуны в языческое святилище и внешнем виде лектора, выступавшего в облачении жреца. В статье, опубликованной 13 декабря 1922 г., И. И. Скворцов-Степанов высказывал надежду на распространение идеи «рождества» не только в молодежной среде, но и во всем советском обществе[6].

По причине ограниченности в средствах и неподготовленности местных комсомольских организаций участники Комиссии по проведению отделения Церкви от государства при ЦК РКП(б) высказывали предложение провести кампанию только в Москве и Петрограде[7]. Однако с 25 декабря по 6 января 1922 г. «Комсомольское рождество» было проведено в 417 городах[8].

Местные организаторы использовали изложенный И. И. Скворцовым-Степановым сценарий мероприятия. В Киеве, Пскове, Самаре, Царицыне, Казани и Ташкенте карнавал окончился «сожжением богов» на главных городских площадях[9]. В городах Алатырь, Киев в программу были включены и остановки на перекрестках с пением колядок и декламацией[10]. В Ярославле в течение трех дней проводились лекции о происхождении религии и христианского Рождества. В обязательном порядке организовывались театральные постановки[11].

Образцом для проведения первого «Комсомольского рождества» была столица, в которой мероприятие окончилось массовым шествием от Тверской площади до Серпуховской[12]. В автомобилях передвигались ряженые, изображавшие целые инсценировки, например «крещение Руси»[13]. В колонне двигался грузовик производственной выставки ВСНХ, в котором демонстрировались производственные достижения советского государства[14]. Начертанные на полотнищах лозунги участников были аналогичны агитационным призывам в регионах: «Не бог сотворил человека, а человек бога», «Попы всех религий — слуги капитала», «Человек создал богов по образу своему и подобию»[15].

В фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга сохранилось заявление Выборгского районного комитета РКСМ в Губисполком от 20 декабря 1923 г. об изготовлении по прилагаемому образцу 1000 билетов на «Комсомольское рождество», а также сам оригинал билета 1923 г.[16] Наверху билета помещен лозунг «Юные пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Обращает на себя внимание низкое качество билета: использование тонкой бумаги форматом 10×5, прорисовка тонкой кистью букв темно-синей акварелью, наличие подтеков и смазавшихся символов.

Результаты первого «Комсомольского рождества» в трудах советских и современных исследователей оценивалось неоднозначно. Бывший священник М. В. Галкин (Горев) назвал массированную антирелигиозную кампанию «штурмом неба»[17]. Положительную оценку итогам кампании давал председатель АРК Н. Попов в отчете Политбюро от 17 января 1923 г., несмотря на ряд «мелких и ненужных нетактичностей»[18]. Исследовательница Л. В. Тульцева на основании периодики 1920-х гг. отмечала немалое внимание к карнавалам, а недолговечность данной традиции обосновала большим процентом верующих в 1920-е[19]. Советский исследователь В. В. Брудный, наоборот, отмечал значительное число верующих, уклонившихся от участия во всенощном бдении и присоединившихся к кампании, упоминая случаи в Вологде, Брянске, Царицыне и Грозном[20]. Сведения о «пустых храмах» в окрестностях Царицына находят подтверждение в воспоминаниях Н. Ф. Беневольского: в рождественскую ночь в храмах г. Михайловка присутствовало 50 человек, а на «Комсомольском рождестве» — около 2000[21]. Тот же автор указывал на «громадный успех» кампании в г. Дубовка и приводил частные случаи присоединения к шествию священнослужителей[22]. «В церкви не осталось почти никого за исключением старух», — отмечалось в отчете о карнавальной демонстрации в Моршанске[23]. Согласно точке зрения современного исследователя А. А. Слезина, проявленный к празднованию «Комсомольского рождества» интерес «вряд ли был идентичен одобрению населением действий комсомольцев»; ругательства по отношению к организаторам мероприятия он именует «обычным явлением»[24]. Провокационные действия комсомольцев, направленные на срыв богослужений, не могли не вызвать отторжения у верующих. Исследователь А. В. Баланцев полагал, что страх перед репрессиями, слухи о возможных погромах, ошеломленное состояние православного населения после кощунственных действий молодежи удерживали от открытого выступления, что противоречит пропагандировавшейся в 1920-е гг. точке зрения о «трусости» священнослужителей и обывателей[25].

Пересмотр тактики борьбы с Рождеством и Пасхой связан с опасностью развития социального раскола между верующим населением страны и возбудившими к себе за время кампании негативное отношение комсомольцами. Подавляющая часть партийной элиты неодобрительно отнеслась также к методам проведения кампании, например злоупотреблениям зрелищно-театральной стороной. Согласно воспоминаниям Н. К. Крупской, В. И. Ленин, будучи сторонником углубленных методов антирелигиозной пропаганды, неодобрительно отнесся к проведению акции[26]. «Трудно сказать, чего больше во всем этом — невежества или безвкусицы», — утверждал нарком просвещения А. В. Луначарский[27]. Г. Е. Зиновьев в отчетном докладе на XII съезде партии в апреле 1923 г. призывал организаторов будущей антипасхальной кампании «быть легче на поворотах и не дразнить крестьянина»[28]. На I съезде безбожников в 1925 г. сам И. И. Скворцов-Степанов признал идею о проведении безбожного карнавала «заблуждением»[29]. Е. М. Ярославский наряду с наличием недоработок в проведении акции видел и ее положительные стороны, оставаясь активным сторонником кампании[30]. Согласно принятой на XII съезде резолюции «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды», партия переходила к более углубленной систематической пропаганде, избегающей открытых оскорблений чувств верующих[31]. В циркуляре РКП(б) 1923 г. «Об антирелигиозной пропаганде во время пасхи» давалось указание воздержаться от уличных шествий и провести мероприятие в стенах клубов, не оскорбляя религиозных чувств[32]. Центральное положение в кампании занял клубный вечер, приуроченный к «Светлому Воскресению», с участием различных клубных кружков[33].

Планы антирелигиозной работы 1923–1930 гг. и отчеты об антирелигиозных пасхальной и рождественской кампаниях Ленгубсовета Союза безбожников показывают, что «Комсомольское рождество» и «Комсомольская пасха» обязательно включали в себя доклад о сущности и происхождении Рождества, постановку на атеистическую тематику, демонстрирование кинофильмов и т. д.[34]

Ни «Комсомольское рождество», ни «Комсомольская пасха» (с 1925 г. они именовались «антирождество» и «антипасха») не утвердились в быту у советского населения. К концу 1920-х гг., ввиду усиления радикального крыла в партии, антирелигиозная пропаганда вновь приобретает поверхностный характер[35]. Научная пропаганда, проводимая на местах организаторами-комсомольцами, не производила должного эффекта на малограмотное в религиоведческом и историческом плане население, особенно в деревенской среде. К началу 1930-х гг. борцы с религией вновь оказываются перед сложной проблемой. В результате на рубеже 1920–1930-х гг. молодые безбожники возобновили обращение к упрощенным методам пропаганды — карнавалам, проходившим теперь в форме «похорон религии»[36]. Советская власть приступила к новым административным мерам — принятию декрета Совнаркома «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» от 26 августа 1929 г.[37] И Пасха, и Рождество приравнивались к обычным рабочим дням. Мера сопровождалась массовой кампанией по закрытию и сносу православных храмов[38].

 

Список использованных источников и литературы

  1. ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 7. Д. 265. 23 л.; Ф. 6392. Оп. 1. Д. 6. 66 л.; Ф. 4591. Оп. 32. Д. 13. 220 л.; Ф. 4591. Оп. 13. Д. 1225. 147 л.
  2. Архивы Кремля. Политбюро и церковь, 1922–1925: в 2 кн. Кн. 1 / подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосибирск: Сиб. хронограф; М.: РОССПЭН, 1997–1998. — 647 с.
  3. Баланцев А. В. Антирелигиозная деятельность комсомола (1918–1925 гг.): Дис. канд. ист. наук. Тамбов, 2008. — 253 с.
  4. Беневольский Н. Ф. О друзьях-товарищах. Сталинград: Типография Облполиграфиздата, 1958. С. 2.
  5. Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М.: Наука, 1968. — 200 с.
  6. Двенадцатый съезд РКП (б). 17–25 апреля 1923 года: Стеногр. отчет. М.: Политиздат. 1968. — 905 с.
  7. Катаев Е. А. Борьба с православными праздниками в 20-х годах XХ века (на примере прессы Царицынской губернии) // Труды Белгородской духовной семинарии. 2017. № 6. С. 149–156 .
  8. Козлов В. Ф. К вопросу об изучении и издании документов о судьбах культурного наследия Русской православной Церкви в 1918–1930-е годы // Вестник РГГУ. 2012. № 6. С. 127–134.
  9. Лучшев Е. М. Антирелигиозная пропаганда в СССР: 1917–1941 гг. СПб.: ГМИР, 2016. 364 с.
  10. Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб.: Держава, 2003. — 509 с.
  11. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)-ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 гг. / сост. В. В. Лобанов. М.: ПСТГУ, 2014. — 380 с.
  12. Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12. C. 82–91.
  13. Степанов И. «Комсомольское рождество» или почему бы нам не справлять религиозные праздники // Правда. 1922. 15 ноября. С. 2.
  14. Степанов И. Еще о комсомольских святках // Правда. 1922. 13 декабря. С. 3.
  15. Тульцева Л. А. Комсомольские, антирелигиозные [праздники и обряды 20-х годов] // Наука и религия. 1978. № 10. С. 44–45.
  16. Уфимцева Е. И. Практики атеистической социализации в контексте формирования советского общества // Изд. Саратовского унив-та. 2018. Т. 18. Вып. 2. С. 133–137.
  17. Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. № 2. С. 20–24.
  18. Шахнович М. Н. Ленин и проблемы атеизма. М., Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 671 с.
  19. Шмелёв С. А. Красное «Комсомольское рождество» и проблема нового быта в начале 1920-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 17. 2015. № 3. С. 92–99.
  20. Юношеская правда. 1923. 1 мая. С. 3.
  21. Ярославский Е.М. Против религии и церкви: в 5 т. Т. 3. М.: ОГИЗ, 1932–1935. — 563 с.

 

[1] Ярославский Е. М. Против религии и церкви: в 5 т. Т. 3. М., 1932–1935. С. 14.

[2] Степанов И. «Комсомольское рождество», или Почему бы нам не справлять религиозные праздники // Правда. 1922. 15 ноября. С. 2.

[3] Шмелёв С. А. Красное «Комсомольское рождество» и проблема нового быта в начале 1920-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 17. 2015. № 3. С. 96.

[4] Там же. С. 93.

[5] Степанов И. «Комсомольское рождество», или Почему бы нам не справлять религиозные праздники // Правда. 1922. 15 ноября. С. 2.

[6] Там же.

[7] Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)-ВКП(б) антирелигиозной комиссии) 1922–1979 гг. Сост В. В. Лобанов М. 2014. С. 44.

[8] Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968. С. 72.

[9] Тульцева Л. А. Комсомольские, антирелигиозные [праздники и обряды 20-х годов] // Наука и религия. 1978. № 10. С. 44–45.

[10] Там же.

[11] Катаев Е. А. Борьба с православными праздниками в 20-х годах ХХ века (на примере прессы Царицынской губернии) // Труды Белгородской духовной семинарии. 2017. № 6. С. 149–156; Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. № 2. С. 20–21.

[12] Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. С. 72.

[13] Там же.

[14] Тульцева Л. А. Комсомольские, антирелигиозные [праздники и обряды 20-х годов]. С. 45.

[15] Юношеская правда. 1923. мая. С. 3.

[16] ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 7. Д. 265. Л. 4; 13.

[17] Лучшев Е. М. Антирелигиозная пропаганда в СССР: 1917–1941 гг. СПб.: ГМИР. 2016. С. 144.

[18] Архивы Кремля. Политбюро и церковь, 1922–1925: в 2 кн. Кн. 1 / подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосибирск; М., 1997–1998. С. 355.

[19] Тульцева Л. А. Комсомольские, антирелигиозные [праздники и обряды 20-х годов]. С. 45.

[20] Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. С. 72.

[21] Беневольский Н. Ф. О друзьях-товарищах. Сталинград, 1958. С. 32.

[22] Там же.

[23] Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12. С. 84.

[24] Там же. С.85.

[25] Баланцев А. В. Антирелигиозная деятельность комсомола (1918–1925 гг.): Дис. канд. ист. наук. Тамбов, 2008. С. 59; Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. С. 85.

[26] Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. С. 72.

[27] Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2003. С. 140.

[28] Двенадцатый съезд РКП (б). 17–25 апреля 1923 года: Стеногр. отчет. М., 1968. С. 44.

[29] Скворцов-Степанов И. И. Основные течения в антирелигиозной пропаганде. М., 1925. С. 8.

[30] Лучшев Е. М. Антирелигиозная пропаганда в СССР: 1917–1941 гг. С. 145.

[31] Двенадцатый съезд РКП (б). 17–25 апреля 1923 года: Стеногр. отчет. С. 715.

[32] Шахнович М. Н. Ленин и проблемы атеизма. М.; Л., 1961. С. 624.

[33] Шмелёв С. А. Красное «Комсомольское рождество» и проблема нового быта в начале 1920-х гг. С. 96.

[34] ЦГА СПб. Ф. 6392. Оп. 1. Д. 6. Л. 14-16; Ф. 4591. Оп. 32. Д. 13. Л. 215-218 , Л. 40-41; Ф. 4591. Оп. 13. Д. 1225. Л. 14-15.

[35] Лучшев Е. М. Антирелигиозная пропаганда в СССР: 1917–1941 гг. С. 146.

[36] Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12. С. 91.

[37] Уфимцева Е. И. Практики атеистической социализации в контексте формирования советского общества // Изв. Саратовского унив-та. 2018. Т. 18. Вып. 2. С. 134.

[38] Козлов В. Ф. К вопросу об изучении и издании документов о судьбах культурного наследия Русской православной Церкви в 1918–1930-е годы // Вестник РГГУ. 2012. № 6. С. 127–134.

 

Источник: Табачник, К. К. «Комсомольская пасха» и «Комсомольское рождество» и их место в антирелигиозной кампании 1920-х гг / К. К. Табачник // Православный собеседник. – 2023. – № 2(32). – С. 117-123. – EDN FIPVDR.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9