К 15-летию подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей
В статье хабилитированного доктора богословия (Dr. hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук (PhD) иерея Павла Бочкова освещается новейшая история взаимоотношений Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, затрагиваются вопросы истории диалога и поиска канонического единства, предварившие подписание Акта о каноническом общении, а также подводятся некоторые итоги, связанные с пребыванием РПЦЗ в составе Русской Православной Церкви за 15-летний период в качестве самоуправляемой части.
Статья

В череде стремительно развивающихся событий в мире, обусловленных последствиями эпидемии COVID-19, мировым геополитическим кризисом, военными конфликтами и экономическими потрясениями, практически незамеченной осталась юбилейная дата — 15 лет со дня подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Это, без преувеличения, эпохальное событие, положившее конец десятилетиям противостояний и юрисдикционных конфликтов как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, состоялось 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве, когда Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) подписали документ, восстановивший единство внутри Поместной Русской Церкви [2, с. 337–340].

История русского церковного зарубежья — это продолжение русской истории, богатой событиями и яркими именами. О трудном становлении церковных общин в русской эмиграции сказано немало. Фактически создано целое направление в новейшей истории РПЦ, посвященное церковной эмиграции. Стойкость убеждений, твердое желание канонического устройства своей церковной жизни в реалиях инославного большинства и новых условиях жизни оторванного от Отечества русского рассеяния всегда вызывали глубокое уважение.

Необходимо также отметить, что в каноничности РПЦЗ мировое православие никогда не сомневалось. Более того, именно при помощи братской Сербской Православной Церкви РПЦЗ получила поддержку и связь с прочими Поместными Церквями. Хорошо известно, что патриарх Сербский Варнава (Росич), выпускник Санкт-Петербургской императорской духовной академии, принимал живое участие в делах Русской Зарубежной Церкви, созывая под своим руководством совещания представителей разных зарубежных Церковных областей с целью прекращения разногласий, расколов и возвращения в Зарубежную Церковь вышедших из нее. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано «Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей» [8, с. 462–466], подписанное им и русскими иерархами и явившееся основой для управления Русской Зарубежной Церковью.

Оформив свою церковную жизнь в рамках Русской Православной Церкви Заграницей, русская эмиграция не сохранила для себя островок старой и безвозвратно ушедшей России, но смогла открыть истину православия для инославных, в очередной раз явив феномен универсализма и открытости, успех православной проповеди и глубину русской духовности и благочестия. Этот огромный опыт наших соотечественников за рубежом вследствие различных причин еще не в полной мере оценен и востребован в нашей отечественной церковной жизни.

Подписание Акта вызвало огромный резонанс в церковных кругах, в большинстве своем воспринявших событие с большой радостью. Однако, к большому сожалению, немалая часть клириков и церковных общин, ранее являвшихся частью РПЦЗ, не приняв Акта, растворилась в многочисленных неканонических образованиях, действующих как на территории США и стран Запада, так и в России и странах СНГ. В настоящее время можно твердо констатировать, что наиболее непримиримые по отношению к вопросу единения с Русской Православной Церковью общины и клирики, за немногим исключением в виде представителей катакомбного движения, сами в прошлом были приняты в РПЦЗ из РПЦ и постоянно проживают на территории России. В настоящее время количество неканонических православных юрисдикций, объявивших себя преемниками РПЦЗ и возводящих к ней свое иерархическое преемство, уже превысило два десятка разного рода синодов [5]. Погрязнув в выяснении отношений между собой, поисках доказательств исключительности прав на преемство высшей церковной власти, в «обличении» экуменизма, сергианства и отступничества Московской Патриархии и мирового православия, эти группы повторили исторический путь греческого старостильного движения, в настоящее время представленного уже в виде пяти десятков различных группировок и синодов [6]. Подобное дробление и распад на крайне малочисленные группы, состоящие из самопровозглашенных «митрополитов» с общинами из 5–10 верующих, — довольно распространенное и закономерное явление в мире церковных разделений. Как правило, закоснев в своем изоляционизме, они либо окончательно распадаются, либо переходят в новые неканонические группы и образования, зачастую отдаляясь не только от канонического порядка, но и от православной догматики, рискуя скатиться в сектантство.

Разногласия между зарубежной частью Русской Церкви и Церковью в отечестве затрагивали широкий спектр вопросов: от богословского осмысления причин русской революции, последовавшего затем вооруженного противостояния на фронтах Гражданской войны, голода и богоборчества большевистского режима до вполне земных вопросов, связанных с вопросом собственности тех или иных храмовых строений и земельных участков, расположенных за пределами СССР, а затем и России.

Святитель Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец Иоанн (Максимович), один из светильников веры и благочестия РПЦЗ, так отмечал суть разногласий: «С Московской Патриархией, несмотря на то что она мыслит себя частью Русской Православной Церкви, Зарубежная Церковь не может иметь здоровых и церковно-полнокровных отношений до тех пор, пока она, Патриархия, не освободится от нескольких тяжелейших пороков, тяготеющих над ней с 1927 года. Это:

  1. Декларация Митрополита Сергия о духовной солидарности Церкви с безбожной советской властью.
  2. Непризнание Новомучеников Российских.
  3. Активное участие в экуменическом движении.
  4. Отступление от норм церковной жизни, выработанных на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 годов.
  5. Подчинение во всех церковных вопросах анти-христианской советской власти» [11, с. 39].

Опираясь на данные пункты, РПЦЗ впоследствии стала центром критической оценки деятельности Московского Патриархата, совершавшего свое служение в условиях советского диктата и постоянного идеологического, административного, правового и репрессивного давления. Критические идеи зачастую имели и некоторое развитие, вследствие чего критической оценке подвергались не только иерархия РПЦ во главе с патриархом Сергием (Страгородским) [16], но и ставился вопрос о благодатности РПЦ [3, с. 21–36]. Несмотря на то, что данные проблемы церковной жизни искоренены в нынешней исторической действительности, эти пункты до сих пор активно используются непримиримыми противниками объединения из числа бывших клириков РПЦЗ, предпочитающими более противостояние и пребывание в расколе, чем поиск церковного единства и совместного служения в единой Русской Церкви.

Начиная с Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г., совершившего торжественную канонизацию сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными страстотерпцами [10, с. 285–300], отношения между РПЦ и РПЦЗ все более стали приобретать характер диалога, пронизанного взаимным уважением. Избрание нового Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы) взамен ушедшего на покой митрополита Виталия (Устинова) (+2006) также во многом определило новый вектор в отношениях между двумя частями Русской Церкви. На протяжении 2000-х гг. иерархи и клирики обеих Церквей участвовали в различных мероприятиях, предпринятых для сближения, обмена мнениями и переговоров по поиску церковного единства, состоялось несколько обменов делегациями и официальных паломничеств. «Важным этапом в деле восстановления канонического общения стала работа комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом» [12, с. 10]. В 2006 г. в Сан-Франциско состоялся IV Всезарубежный Собор, который в ходе непростых и горячих прений в конечном счете принял и одобрил путь к каноническому единству РПЦЗ и РПЦ, подчеркнув, что дело Всезарубежного Собора заключается в восстановлении «чаемого всеми нами единства Поместной Русской Церкви» [18, с. 376]. Как уже было сказано выше, Акт о каноническом общении был подписан 17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве, после чего состоялось первое торжественное богослужение с участием клира и иерархии РПЦЗ и РПЦЗ, увенчавшееся общим причастием из единой чаши с Телом и Кровью Христовыми. В память об этом событии все участники торжеств в сане пресвитера и епископа получили в подарок памятные кресты и панагии, на которых «было выгравировано: "В память о восстановлении канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви 4/17 мая 2007 года, г. Москва". И слово "внутри" выражает суть сложного длительного пути и большой кропотливой работы по преодолению этого разделения» [22, с. 11].

Несмотря на довольно серьезные потрясения, связанные с тем, что Акт о каноническом общении 2007 г. не приняли епископ Агафангел (Пашковский), некоторые священники и миряне, учинившие новые неканонические сборища или пополнившие ряды уже существующих расколов, РПЦЗ, согласно пункту 1 подписанного Акта, стала «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» [2, с. 338], а ее епископат вошел в состав иерархии Московской патриархии. 

Кроме того, отдельные пункты подписанного Акта оговаривали нормы и границы иерархической власти и компетенции РПЦЗ как структурной части РПЦ. Со дня вступления в силу Акта Первоиерарх РПЦЗ, избираемый Архиерейским Собором РПЦЗ, подлежал утверждению Московским патриархом и Священным Синодом Московского патриархата. Помимо этого, образование и упразднение епархий РПЦЗ и избрание архиереев Архиерейским Собором или Синодом РПЦЗ также подлежат утверждению патриархом Московским и Священным Синодом РПЦ. Высшей властью для РПЦЗ становился Поместный и Архиерейский Соборы Русской Православной Церкви.

16 марта 2008 г. митрополит Лавр (Шкурла) скончался, и новым Первоиерархом РПЦЗ был избран архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (Капрал) [15, с. 342], вскоре возведенный в сан митрополита и утвержденный в сане Предстоятеля РПЦЗ патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом РПЦ [17].

За 15 лет существования РПЦЗ в составе Московского Патриархата ее епископат претерпел некоторые изменения вследствие кончины ряда иерархов: (митр. Лавр (Шкурла) (+2008), архиеп. Алипий (Гаманович) (+2019), архиеп. Агапит (Горачек) (+2020), еп. Амвросий (князь Кантакузен) (+2009), еп. Даниил (Александров) (+2010), а также уклонения в раскол епископа Агафангела (Пашковского), запрещенного в служении, а затем и изверженного из священного сана. Вернувшийся в 2006 г. в РПЦЗ из раскола, утроенного бывшим Предстоятелем РПЦЗ митр. Виталием (Устиновым) в 2001 г., еп. Варнава (Прокофьев), в 2013 г. вновь был запрещен в священнослужении, а затем и окончательно извержен [5, с. 26–27]. Из 15 архиереев, пребывающих в юрисдикции РПЦЗ, по состоянию на 15.05.2021 лишь шесть были рукоположены до подписанного Акта о каноническом общении [4].

\По состоянию на весну 2022 года РПЦЗ состояла из 8 епархий: Восточно-Американской, Чикагской и Средне-Американской, Сан-Францисской и Западно-Американской, Монреальской и Канадской, Сиднейской и Австралийско-Новозеландской, Каракасской и Южно-Американской, Лондонской и Западно-Европейской и Берлинской и Германской епархий. В юрисдикции РПЦЗ пребывало более 400 приходов, большей частью расположенных в США и Канаде: Восточно-Американская епархия — 143 храма, приходских и монашеских общин, монастырей, скитов и часовен [23]; Чикагская и Средне-Американская — 45 храмов и общин [26]; Сан-Францисская и Западно-Американская — 46 храмов, приходов, общин и монастырей [24]; Монреальская и Канадская епархия — более  20 приходов и общин [13, с. 153; 27]; Сиднейская и Австралийско-Новозеландская епархия — около 40 приходов, общин, храмов и монастырей (Австралия, Новая Зеландия, Океания, Пакистан [25]: по состоянию на конец XX  в. — 31 приход, 5 мужских и 1 женский монастырь, 2 скита) [21, с. 368]; Каракасская и Южно-Американская епархия — 13 приходов (Аргентина, Чили, Парагвай, Венесуэла) [20]; Лондонская и Западно-Европейская епархия — 43 прихода, храма, часовни и общины [19]; Берлинская и Германская епархия — 77 храмов, приходов, монастырей и общин [1]. В США, в Джорданвилле, при Свято-Троицком мужском монастыре действует и Свято-Троицкая духовная семинария, готовящая кадры для клира РПЦЗ.

Всего за день до 15-летия подписания Акта о каноническом общении, 16 мая 2022 года, в Нью-Йоркской больнице на 75-м году жизни скончался Предстоятель РПЦЗ, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) [7], любимый и уважаемый миллионами верующих как в Зарубежье, так и в Отечестве. Являясь одним из основных вдохновителей процесса сближения и единения РПЦЗ и РПЦ, митрополит Иларион (Капрал) стал живым символом единства Поместной Русской Церкви, зримым фактом мирного и долгожданного сосуществования двух частей Поместной Русской Церкви. После его кончины, до созыва Архиерейского Собора и избрания нового Первоиерарха, РПЦЗ возглавлял заместитель председателя Священного Архиерейского Синода, митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) [9].

История русского церковного зарубежья, в большей своей части объединенного под омофором РПЦЗ, — это история церковности, сумевшей преодолеть трагический отрыв от корней своего Отечества, перебороть секулярную модель западного мира и обмирщения западной христианской цивилизации, стать светильником веры и благочестия не только для русских эмигрантов и их потомков, но и для ищущих неповрежденного учения Христа инославных. Подписание Акта 2007 г. позволило полноте Русской Церкви соприкоснуться не только с историей и духовным опытом РПЦЗ, но и внедрить в современную церковную жизнь этот бесценный опыт. Неслучайно спустя 10 лет со дня подписания Акта патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Считаю важным, чтобы были предприняты усилия для осуществления или нового осмысления предложений, которые были выдвинуты в дни подписания Акта о каноническом общении и во время подготовительных работ к этому историческому событию и которые имели целью упорядочение канонического положения епархий и приходов русского зарубежья» [14, с. 9].

Кончина митрополита Илариона за один день до 15-летнего юбилея со дня подписания Акта о каноническом общении — свидетельство того, что как сама РПЦЗ, так и ее пребывание в составе Московского Патриархата открывают новую историческую эпоху в новых для России и русской эмиграции условиях во главе с новым митрополитом и Предстоятелем, имя которого будет провозглашено на будущем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей*.

 

Литература

  1. Адреса приходов Германской епархии РПЗЦ // Германская епархия Русской Православной Зарубежной Церкви [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: https://rocor.de/adresa.html (дата доступа: 20.05.2022).
  2. Акт о каноническом общении (подписан 17 мая 2007) // Собрание документов Русской Православной Церкви Т. 1. Нормативные документы. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 337–340.
  3. Андреев И., профессор. Благодатна ли советская церковь? // Пресвятая Богородице, Просвети нас Светом Сына Твоего! — Без указания места издания, 2005. С. 21–36.
  4. Архиереи // Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: https://www.synod.com/synod/rocor/bishops.html (дата доступа: 20.05.2022).
  5. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018.
  6. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018.
  7. В Бозе почил Высокопреосвященнейший ИЛАРИОН, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви // Russian Orthodox Church Abroad. Montreal and Canadian Diocese [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: http://mcdiocese.com/en/v-boze-pochil-vysokopreosvyashhennejshij-ilarion-mitropolit-vostochno-amerikanskij-i-nyu-jorkskij-pervoierarx-russkoj-zarubezhnoj-cerkvi/ (дата доступа: 20.05.2022).
  8. Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей // Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей: (1921–2007) / Сост. Д.П. Анашкин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 462–466.
  9. Главой Синода РПЦЗ стал митрополит Берлинский и Германский Марк // Интерфакс: новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/841369 (дата доступа: 20.05.2022).
  10. Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13–16 августа 2000 года. Материалы. М.: Издательский совет Московского Патриархата, Благотворительный фонд «Рождество – 2000», 2001. С. 285–300.
  11. Iоанн (Максимовичъ), архiепископ. Русская Зарубежная Церковь. Holy Trinity Orthodox Monastery Printshop of St. Job of Pochaev. Jordanville, NY, 1991.
  12. К подписанию Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви // Православный церковный календарь, 2008. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 2–11.
  13. Каменный И. Е. Канадская епархия РПЦЗ // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. Т. XXX. С. 152–153.
  14. Кирилл [Гундяев], патриарх Московский и всея Руси. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября 2017 года. С. 1–69 // Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года) // Patriarchia.ru. Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072994.html (дата доступа: 20.05.2022).
  15. Кострюков А.А. Лекции по истории Русской Церкви (1917 – 2008): Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018.
  16. Паряев А. Митрополит Сергий (Страгородский): неизвестная биография. — Без указания места и года издания.
  17. Патриарх Алексий II и Священный Синод утвердили избрание нового первоиерарха РПЦЗ // NEWSru.com [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: https://www.newsru.com/religy/14may2008/ilarion.html (дата доступа: 20.05.2022).
  18. Послание IV Всезарубежного Собора боголюбивой пастве Русской Православной Церкви Заграницей // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 7–14 мая 2006 г.). М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 375–376.
  19. Приходы // Великобританская и Западно-Европейская Епархия (РПЦЗ) [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: https://orthodox-europe.org/russian/prichodi/ (дата доступа: 20.05.2022).
  20. Ребров Дмитрий. Епископ Карибского моря // № 5 (64) 2011 // Православный журнал «Нескучный сад» [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: http://www.nsad.ru/articles/episkop-karibskogo-morya (дата доступа: 20.05.2022).
  21. Скоробогатых Н. С., Стельмах В. Г. Роль РПЦЗ в складывании и сохранении культурного единства русской диаспоры в Австралии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XVII. М.: ИВ РАН, 2011. С. 367–
  22. Тихон (Степанов), епископ Архангельский и Холмогорский. Вместо предисловия // Преодоление разделения / сост.: свящ. А. Щелкачев, И.Е. Мельникова. Кн. I. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 8–11.
  23. Churches // Eastern American Diocese of the Russian Orthodox Church Outside Russia. Official Website [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eadiocese.org/churches (дата доступа: 20.05.2022).
  24. Churches // Western American Diocese, Russian Orthodox Church Outside Russia [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: https://www.wadiocese.com/churches (дата доступа: 20.05.2022).
  25. Directory of Parishes and Monasteries // Australian and New Zealand Diocese (ROCOR) [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: http://www.rocor.org.au/?page_id= (дата доступа: 20.05.2022).
  26. Parish listing with deanery // Diocese of Chicago and Mid-America – ROCOR [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: https://chicagodiocese.org/parishes (дата доступа: 20.05.2022).
  27. Parishes // Russian Orthodox Church Abroad. Montreal and Canadian Diocese [Электронный ресурс]. 2022. Режим доступа: http://mcdiocese.com/en/category/prixody/ (дата доступа: 20.05.2022).

 

Источник: Бочков П.В., свящ. К 15-летию подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей // Вестник Оренбургской духовной семинарии. — Оренбург: Оренбургская духовная семинария, 2022. — Вып. 3 (24) 2022. – С. 103–119.

* 13 сентября 2022 года митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей был избран епископ Манхэттенский Николай (Ольховский). 18 сентября состоялась его интронизация — Прим. редакции портала «Богослов.Ru»

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9