К истории создания текста акафиста преподобному Сергию Радонежскому: подносной экземпляр из библиотеки Петра I
Среди нескольких десятков подносных экземпляров библиотеки Петра I выделяется недостаточной известностью самого списка и чрезвычайной известностью находящегося в нем текста акафиста прп. Сергию Радонежскому (БАН. П I A № 85), написанного Сильвестром Медведевым. В статье кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника, главного хранителя Научно-исследовательского отдела рукописей Библиотеки Российской академии наук  Веры Григорьевны Подковыровой рассказывается об особенностях бытования текста подносного экземпляра. Рассматриваются и непосредственные источники текста этого акафиста, по своему жанру — центонной конструкции. Сильвестр Медведев создавал свое произведение, опираясь на Великий акафист Богородице (его лексика и образная система последовательно используются во всех строфах акафиста), икосы и кондаки канона утрени прп. Сергию Радонежскому (именно эта часть положена в основу текста Медведева), тропари служб прп. Сергию Радонежскому, его житие и ряд других источников. В результате проведенного компаративного анализа первоначального и современного текстов акафиста сделан вывод о характере изменений в лексике текста.
Статья

Среди подносных экземпляров библиотеки Петра I выделяется недостаточной известностью самого списка и чрезвычайной известностью находящегося в нем текста Акафист прп. Сергию Радонежскому (БАН. П I A № 85) Сильвестра Медведева. Рукопись была в 1689 г. преподнесена царевне Софье Алексеевне и является одним из последних сочинений вскоре казненного придворного монаха-поэта. Список этого акафиста был преподнесен в дар царевне и соответственно оформлен: заглавие помещено в изящной гравированной заставке-рамке работы Василия Андреева (ил. 1), вся рукопись написана мелким книжным полууставом, переплет обтянут красным атласом, сохранились 4 желтые шелковые завязки-тесемки (ил. 2)[1]. В книге находится именно тот текст акафиста св. Сергию Радонежскому, который используется до наших дней и более других акафистов преподобному распространен в богослужении.

На титульном листе находится развернутое название-посвящение с указанием имен и дат: «Кондаки и икосы преподобному отцу и чюдотворцу Сергию Радонежскому повелением богомудрыя и благоверныя великия государыни царевны и великия княжны Софии Алексиевны, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержицы, на славу великолепнаго имене святыя Троицы и на честь тоя благаго раба и верного служителя новосотворены и написаны в царствующем и богоспасаемом граде Москве в лето от создания мира 7197е, от воплощения же Бога Слова 1689е, месяца майа в 28 день» (БАН. П I А № 85. Л. 1). Ниже, под названием, находится монограмма, которая расшифровывает имя автора: М[онах] Н[едостойный] Г[решный] С[илвестр] М[едведев]»[2] (ил. 1). В заглавии обратим внимание на два момента: первый — произведение не названо словом «акафист», потому что в конце XVII в. так назывался на Руси преимущественно один текст — Великий акафист Богородице, исполняемый в Субботу Акафиста на 5-й неделе Великого поста[3]. Второй момент: отметим титул царевны Софьи, которая названа «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержицей» — подобное поименование демонстрирует позицию автора в сложной сложившейся политической ситуации, вылившейся в самое ближайшее время в Стрелецкий бунт, окончание регентства Софьи, арест и казнь автора акафиста[4]. Видимо, опираясь на использованные в заглавии слова «повелением <…> Софии Алексиевны», Л. И. Сазонова высказала предположение, что написание акафиста было следствием прямого указания царевны и связано с необходимостью молитвенной помощи русскому войску в период Крымского похода 1689 г.: «…являлось делом государственным и служило идеологическим сопровождением военной компании»[5].

Акафист, как поэтическая форма гимнографии, задолго до XVII в. был известен на Руси, но не имел широкого распространения: переводные «кондаки и икосы неседальны», помимо Великого акафиста из Постной Триоди, появились с конца XIV — начала XV в.[6]. Среди сборников, содержащих переводные тексты, особо известен Канонник прп. Кирилла Белозерского 1407 г. (ГРМ. Др. М 16), содержащий «икосов подобных акафисту Патриарха Исидора [Бухирáса (пер. пол. 14 в.)] архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю, а также канон похвальный Пресвятой Богородице (с Акафистом)»[7]. Как свидетельствуют рукописи, со второй половины XV в. такие тексты могли становиться на Руси частью монашеского правила, отчего в сборники включалось 7 акафистов, т. е. по одному тексту на каждый день недели[8].

В 1522 г. в составе «Малой подорожной книжицы» были изданы акафисты Франциска Скорины[9]. От XVII в. известны и введены в научный оборот очень немногие оригинальные русские акафисты — с середины XVII в. до 1711 г. около 10 текстов, из них 4 акафиста на церковнославянском языке посвящены прп. Сергию Радонежскому. Ранний из них написан князем Семеном Ивановичем Шаховским и не издан до сих пор. Единственный известный сейчас список середины XVII в. хранится в ГИМ (Синод. III. Л. 224–238 об.) и введен в научный оборот Ю. А. Грибовым[10]. О создании этого текста рассказывается среди посмертных чудес прп. Сергия. По свидетельству Симона Азарьина, кн. Шаховской сам принес текст в Троице-Сергиеву лавру и рассказал о чуде, ставшем причиной написания текста[11]. Из лавры переписанный текст с сопровождающим рассказом были переданы в Москву патриарху Иосифу на свидетельство[12].

Возможно из-за путаницы, или из-за неоднозначности личности автора текста принятого для богослужения акафиста — Сильвестра Медведева, или из-за труднодоступности в XVIII в. текста кн. Шаховского, или по неизвестной нам причине, но к концу XVIII в. кн. Шаховскому устойчиво приписывалось авторство написанного Сильвестром Медведевым текста. Именем кн. Шаховского этот текст был подписан в издании акафистов, подготовленном в 1788 г. по благословению Московского митрополита Платона (Левшина)[13]. После этого издания авторство акафиста, сочиненного Сильвестром Медведевым, на долгое время закрепилось за кн. Шаховским. Именно так оно названо в Истории Русской Церкви митрополитом Макарием (Булгаковым) и в ряде других работ, включая некоторые современные[14]. Ошибочность этой атрибуции неоднократно указывалась в современных изданиях[15].

Самый ранний из известных списков акафиста Сильвестра Медведева давно был описан, монограмма расшифрована — это сделал в 1910 г. в 1-м томе Описания рукописей Библиотеки Императорской Академии наук В. И. Срезневский[16]. Об акафисте позже писали в очерке и обзоре фонда Отдела рукописей БАН[17], Ф. И. Мартынов в описании того же фонда[18] и в описании библиотеки Петра I И. Н. Лебедева19. Ю. А. Грибов определил авторство кн. Шаховского для списка акафиста из собрания ГИМ (Синод. III. Л. 224–238 об.), указав тем самым подлинный текст автора первого акафиста прп. Сергию[20]. Одновременно Ю. А. Грибов обозначил существование еще двух акафистов прп. Сергию, созданных в конце XVII — начале XVIII в.[21].

Третий по времени появления текст опубликован в том же издании акафистов 1788 г., что и текст Сильвестра Медведева[22]. Два списка третьего акафиста (ГИМ. Епарх. 766 и РГБ. Ф. 214, № 171-1) имеют записи о посвящении его царевне Софье и о дате написания — формулировка посвящения очень похожа на аналогичную в тексте заглавия акафиста Сильвестра Медведева[23]. В одинаковых записях двух списков условно третьего акафиста, сделанных в 1762 г., говорится, что текст был издан в Москве в 1689 г. В еще одном списке этого же текста — копии, выполненной для поднесения патриарху Адриану (РГБ. Ф. 299. № 197), — в предисловии неизвестный автор выражает надежду, «что патриарх повелит тиснением печатным их [икосы и кондаки. — В. П.] в свет произвести»[24]. Однако никаких сведений об издании данного текста акафиста в конце XVII — начале XVIII в. пока не обнаружено[25].

Неизвестный по имени автор текста третьего акафиста прп. Сергию Радонежскому, по всей видимости, связан с Украиной. В предисловии к экземпляру этого текста, поднесенного патриарху Адриану, читаем, что сочинитель отдавал свой текст для оценки и исправлений Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), как раз приехавшему в Москву в 1689 г. в связи с посвящением его в сан митрополита. И к свите этого церковного иерарха, как полагают исследователи, как раз и относился автор третьего акафиста[26].

В 1689 г. было, таким образом, закончено сразу два акафиста прп. Сергию Радонежскому, в чем можно увидеть некоторое соперничество между киевской и московской поэтическими школами. А в 1711 г. еще один акафист прп. Сергию был написан архимандритом Николо-Голутвина монастыря Иоасафом[27].

Однако именно текст Сильвестра Медведева прижился в церковном обиходе. Обращение придворного поэта, книжного справщика, возглавлявшего какое-то время Верхнюю типографию, к форме акафиста и имени Игумена земли Русской именно в последней четверти XVII в. не обязательно связано только с конкретными военными действиями 1689 г. Это время очередного усиленного интереса к русским православным святыням и святым и их почитанию, связанное с особенностями сложившейся политической ситуации[28]. Кроме того, под влиянием украинской традиции акафисты в то время просто начинают постепенно входить в моду, которая в Синодальный период превратит акафист в любимый жанр гимнографии.

В 1689 г. Сильвестр Медведев все еще занимал место придворного поэта, полученное им после смерти учителя — Симеона Полоцкого, однако положение его уже далеко не так прочно, как при царе Федоре Алексеевиче. Отец Сильвестр находится в эпицентре особо обострившейся полемики «латинствующих» и «грекофилов», опять же, как ученик Симеона Полоцкого, будучи ключевой фигурой «латинской стороны». Главный в той сложной и по-разному оцениваемой полемике[29] вопрос о времени пресуществления Святых Даров трактовался учеником Симеона Полоцкого неправославно[30], в чем о. Сильвестр был последовательно разоблачаем патриархом Иоасафом, Евфимием Чудовским, Афанасием Холмогорским и др.[31]. При этом фигура Сильвестра Медведева трагична и ее никак нельзя упрощать. О. Сильвестр — это православный монах, как и Симеон Полоцкий, самого аскетического устроения и очень строгого отношения к себе и своим обязанностям поэта как учителя[32]. Ориентация его на формальные новшества барочной поэзии не имела мировоззренческих корней. Несмотря на то, что Сильвестр Медведев писал панегирики и другие подносные силлабические вирши по случаю особам царской семьи, круг его духовных исканий и интересов в целом лежал в рамках православных устремлений. Поэтический и духовный уровень сочиненного им акафиста любимому русскому святому ставит многие акценты в творчестве Сильвестра Медведева на свои места.

Созданные им «Икосы и кондаки…» прп. Сергию Радонежскому выстроены строго по канону Великого акафиста и основаны на его образной системе. Для гимнографических поэтических форм вообще следование определенным правилам и умение органично составлять центонные конструкции является основным залогом успеха. Ценность акафиста для богослужения не в его неповторимости и индивидуальности, а в том, насколько хорошо он встраивается в систему аналогичных богослужебных текстов. Это именно те отношения, которые проясняются через соотношение понятий «текст — гипертекст», прекрасно описанные для формы акафиста в монографии Ф. Б. Людоговского[33].

Сильвестр Медведев последовательно ориентировался при написании текста на главный образец формы — Великий акафист[34]. Как показал сплошной сопоставительный анализ текстов, акафист прп. Сергию составлен не только с использованием всех начальных слов кондаков и икосов первого Акафиста, но и в целом развивает образную систему источника. Рассмотрим это на примере третьего икоса. Акафист Великий: «Имущи благоприятную дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие позвав сея целование, радовашеся и играньми яко песньми вопияше…»; акафист прп. Сергию: «Имуще помышление родителие твои и людие в церкве и о трикратном твоем во чреве матерне глашении… радовахуся и радостная тебе приношаху, глаголюще…» и т. д. (см.: Прил. 1).

Содержание акафиста имеет явную текстологическую связь с житием, канонами и стихирами прп. Сергию (см.: Прил. 2). Самые важные в этом отношении — тексты кондака (подобен: Избрáнной Воевóде…, нач.: «Христóвою любóвию уязви´вся, преподóбне…» и икоса, нач.: «Евáнгельский глас, óтче, услы´шав…») из канона утрени на день памяти (25 сентября) прп. Сергия Радонежского[35]. Однако, прекрасно зная службу и Житие, Сильвестр Медведев творчески переосмысляет и перерабатывает образы и риторические фигуры при построении своего текста.

Еще одним источником для автора, бывшего учеником и другом Симеона Полоцкого, прекрасно знавшего и хранившего тексты своего учителя, было, несомненно, входившее в книгу «Вечеря душевная» «Слово похвальное Сергию Радонежскому», использование в акафисте целого ряда образов из которого убедительно продемонстрировала Л. И. Сазонова[36].

Близкой по форме к акафисту является и созданная в конце XVII в. неизвестным автором молитва «Преподобному Сергию отцу из рифм молебне чюдес творцу». Частично написанная в силлабо-тонической системе, она построена как набор хайретизмов. Поэтому текст молитвы, опубликованный Л. И. Сазоновой[37], повторяет структурно строчки икосов, а в качестве сюжетной линии как стержень логично используется житие прп. Сергия. В целом молитва выглядит очень неестественно и неуклюже:

«<…> Радуйся в горня пресажденно края,

радуйся, плоде Едема небеснаго,

радуйся, крине ограда нелестна,

радуйся, ветве небеснаго кедра,

радуйся, звездо пресветлаго кентра <…>»

Никаких прямых заимствований из этого текста у Сильвестра Медведева нет. Его кондаки и икосы проще, без иностранных слов, органичнее по грамматическим конструкциям для русского языка и гораздо понятнее. Общие образы и сюжеты в двух текстах есть, но эти пересечения можно объяснить единством тематики, знанием одних богослужебных текстов и жития.

Сильвестр Медведев составил совершенно правильный по форме и органичный по содержанию для православной гимнографии текст неседальных кондаков и икосов, которые выдержали проверку временем. Сплошная сверка текстов имеющегося в рукописи подносного экземпляра и многотиражно издаваемого вплоть до настоящего времени акафиста Сильвестра Медведева (см.: Прил. 3) продемонстрировала наличие очень незначительного количества разночтений, которые могут быть разбиты на несколько групп. Это унификация и изменение устаревшей лексики: в кондаке 11 «устрабляти» заменено на «врачевати», кроме того либо совсем убрано, либо заменено на притяжательное «свой» местоимение «си». Последовательно семикратно введена форма двойного отрицания: в икосе 10, например: «Радуйся, мертву соделавый гортань на приимание сластей» заменено на «Радуйся, мертву содеявый гортань противу приимания сластей» и т. п. Ряд исправлений явно имеют политический характер: 7 раз все употребленные слова «царство» заменены на слово «держава», а строка из 11 икоса «Радуйся, царем нашим на противных победу молитвою твоею содевающий» в советский период вообще отсутствовала в издаваемых текстах и в последнее время печатается в виде «Радуйся, стране нашей на противных победу молитвою твоею содевающий»; пожелание же из 12 кондака «царство их да расширит и укрепит…» заменено на не содержащее «завоевательских призывов»: «державу Российскую да укрепит…». Небольших исправлений достаточно много, но они носят редакторский характер, в целом же практически полностью сохранен текст конца XVII в.

Значим сам по себе факт создания в переломный исторический момент на стыке во многом травматичного взаимодействия западной и русской культур именно Сильвестром Медведевым акафиста прп. Сергию, который почти в первозданном виде широко используется Церковью более трехсот лет. Придворный поэт преподнес царевне Софье не богослужебный текст в нашем понимании — переписанный в подносном экземпляре акафист. Вероятно, автор акафиста не предполагал устного исполнения в соответствии с современными правилами: нет никаких богослужебных указаний, в частности — о трехкратном прочтении последнего кондака и о последующем чтении первых икоса и кондака. Филигранно составленный текст органично перестроен в форму подносного поэтического произведения.

По-своему символично в личности Сильвестра Медведева соединены разные грани современной ему действительности: он и придворный поэт, хорошо овладевший некоторыми премудростями европейскими, и православный монах, хранивший свои обеты. Видимо, акафист был из последних текстов, созданных очень скоро арестованным и расстриженным монахом. После заключения царевны Софьи в Новодевичий монастырь в том же 1689 г., в сентябре, по обвинению в участии в заговоре Феодора Шакловитого Сильвестр Медведев был арестован, по иронии судьбы первоначально заключен именно в Троицкой лавре (именно туда затребовал патриарх Иоаким 25 сентября сочинения старца Сильвестра на русском языке для обвинения его в ереси38) и мучен. После повторного ареста в 1690 г. Сильвестр Медведев был обвинен уже в государственной измене и казнен 11 февраля 1691 г. Сложная эпоха и противоречивая личность оставили в русской культуре, кроме всего прочего, и любимый несколько столетий православными христианами текст акафиста прп. Сергию Радонежскому.

 

Источники

  1. Акафисты прп. Сергию Радонежскому. М., 1798.

  2. БАН. П I А № 85. Сильвестр Медведев. Акафист прп. Сергию Радонежскому.

  3. ГИМ. Собр. Барсова. № 799; Епарх. № 766; Собр. Уварова. № 73; Собр. музейское. № 1705; Синод. III. Л. 224–238 об.; Син. VII/995.

  4. ГРМ. Др. М № 16.

  5. ИРЛИ. Древлехранилище. Собр. В. Н. Перетца. № 155.

  6. РГБ. Ф. 214. № 171-1; Ф. 299. № 197.

  7. Сильвестр (Медведев). Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем / с предисл. и прим. Сергея Белокурова. М., 1886.

  8. Симон Азарьин. Книга о чудесах пр. Сергия / подг. С. Ф. Платоновым. СПб., 1888. (Памятники древней письменности; т. LXX).

 

Литература

  1. Богданов А. П. Идеи русской публицистики. Между царством и империей. М., 2018.

  2. Богданов А. П. Московская публицистика последней четверти XVII века. М., 2001.

  3. Голубинский Е. Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Б. м., б. г.

  4. Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. // Новодевичий монастырь в русской культуре: Материалы научной конференции 1995 г. М., 1998. С. 227–237.

  5. Исторический очерк и обзор фондов Отдела рукописей Библиотеки Академии наук СССР / М. Н. Мурзанова, Е. И. Боброва, В. А. Петров. Вып. 1. XVIII в. М.; Л., 1956.

  6. Козлов М., прот. Акафист в истории православной гимнографии // ЖМП. 2000. № 6. С. 83–88.

  7. Лебедева И. Н. Библиотека Петра I: Описание рукописных книг. СПб., 2003.

  8. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. М., 1994.

  9. Людоговский Ф. Б. Структура и поэтика церковнославянских акафистов. М., 2015.

  10. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. СПб., 1882. Т. IX, кн. II.

  11. Описание Рукописного отделения Библиотеки Императорской Академии наук. Т. 1 / сост. В. И. Срезневский, Ф. И. Покровский. СПб., 1910.

  12. Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т. 4, вып. 2 / сост. И. Ф. Мартынов. Л., 1980.

  13. Подковырова В. Г. Книги, посвященные почитанию преподобного Сергия Радонежского в библиотеке Петра I // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. Материалы Международной научной конференции (ГИМ, 27–29 мая 2014 г.). М., 2014. С. 218–234.

  14. Попов А. В. Православные русские акафисты. М., 2013.

  15. Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев: (Его жизнь и деятельность): Опыт церковно-исторического исследования. М., 1896.

  16. Розыскные дела о Феодоре Шакловитом и его сообщниках. СПб., 1884.

  17. Сазонова Л. И. «Данный России воеводо и чудотворче предивный»: Сергий Радонежский в литературе Московского барокко // Славяноведение. 2015. № 2. С. 42–52.

  18. Сазонова Л. И. «Неусыпный сохранниче рода российского»: преподобный Сергий Радонежский в творчестве русских писателей-поэтов XVII в. // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. Материалы Международной научной конференции (ГИМ, 27–29 мая 2014 г.). М., 2014. С. 209–217.

  19. Турилов А. А. Гимнографические творения Ф. Скорины // Франциск Скорина: Энциклопедический справочник. Минск, 1990. С. 294.

  20. Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 379.

  21. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. Кн. 1.

  22. Яблонский С. В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908.

 

Приложение 1

 

 

Великий Акафист

Акафист прп. Сергию Радонежскому

ПЕСНЬ 1

К 1

Взбранной воеводе победительная…

Взбраннный от Царя сил Господа Иисуса данный России воеводо…

И 1

Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся…

и стояше, зовый к ней таковая: Радуйся, еюже радость возсия…

Ангелов Творец, предуведевый, по самовластному чистого сердца твоего благоволению…

и научи всех вопити тебе сице:

Радуйся, прежде век яко имаши верный раб Христов быти предусмотренный…

ПЕСНЬ 2

К 2

Видящи святая себе в чистоте, глаголет Гавриилу…

Видящи вся Россиа и инии страни данною тебе, преподобне отче…

И 2

Разум недоразумеваемый, разумети дева ищущи, возопи…

Разум, еще сущу ти во чреве матерне, Святую Троицу прославити…

ПЕСНЬ 3

К 3

Сила вышняго осени тогда къ зачатию браконеискусную…

Силою, данною ти свыше, будущая яко настоящая созерцая…

И 3

Имущи благоприятную дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие позвав сея целование, радовашеся и играньми яко песньми вопияше...

Имуще помышление родителие твои и людие в церквеи о трикратном твоем во чреве матерне глашении… радовахуся и радостная тебе приношаху, глаголюще…

ПЕСНЬ 4

К 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся…

Бури жития мира сего пристно внутренними и внешними злострадании волнующагося…

И 4

Слышаша пастырие аггелов поющих плотское Христово пришествие, текше…

Слыша преподобне отче Сергие ближнии и далнии ангелоподобное твое житие…

ПЕСНЬ 5

К 5

Благотечную звезду узревше волсви тоя последоваша зари и яко светильник держаще ю…

Благотечная пресветлая звезда явился еси преподобне отче Сергие небо церковное украшая…

И 5

Видеша отроцы халдейстии на руку девичу, создавшаго рукама человеки…

Видев преподобный Сергии яко в мире сем всяческая суета и тлению причастна…

ПЕСНЬ 6

К 6

Проповедницы богоноснии бывше волсви, возвратишася въ Вавилон, скончавше Твое пророч

Проповедуетъ царство Российское благомудре Сергие труды твоя и болезни бдение же и сухоядение…

ПЕСНЬ 6

И 6

Возсиявый во Египте просвещение истины отгнал еси лжи тьму: идоли бо его спасе, не терпяще твоея крепости, падоша

Восия царству православнороссийскому просвещение совершенных твоих добродетелей, преподобный отче…

ПЕСНЬ 7

К 7

Хотящу Симеону от нынещняго века преставитися прелестнаго вдался яси яко младенец тому…

Хотя избран дом Духу Святому себе сотворити, потщался еси тесным и прискорбным путем…

И 7

Новую показа тварь явлься зиждитель нам от него бывшым из безсеменныя прозяб утробы

Новую благодать показа всех Творец и Владыка тебе, богомудре Сергее…

ПЕСНЬ 8

К 8

Странное рождество видевше устранимся мира ум на небеса преложше…

Странное и преславное чудо является притекающим к тебе …

И 8

Весь бе в нижних, и в вышних никакоже отступи неописанное слово снизхождение бо…

Весь еси преподобне отче Сергие в вышних сущий и нижних не оставляешь…

ПЕСНЬ 9

К 9

Всякое естество аггельское удивися великому Твоему вочеловечения делу…

Всякое естество аггелское удивися великому свыше тебе дарованному…

И 9

Ветия многовещанныя яко рыбы безгласныя видим о тебе Богородице, недоумевают…

Вития многовещанныя недоумеют достойно славити тя, достойный всякия славы преподобный отче…

ПЕСНЬ 10

К 10

Спасти хотя мир, иже всех украситель к сему самообетован прииде и пастырь сый яко Бог, нас ради явися по нам человек…

Спасти хотя душу свою во юности возраста своего, отреклся еси воли своя и во знамя отсечения ея постригл еси власы своя…

И 10

Стена еси девам Богородице дево, и всем к тебе прибегающым, ибо небесе и земли Творец устрои тя, Пречистая…

Стена еси всем человеком к заступлению твоему прибегающым, преподобне богомудре Сергие…

ПЕСНЬ 11

К 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоихъ…

Пение благодарственное благотворителю Христу Иисусу, тя преподобне отче прославляюще, вси православнии взывают, яко даровал...

И 11

Светоприемную свещу сущим во тьме явльшуюся, зрим святую еву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму божественному вся…

Святозарное светило во православном российском царствии и во всей вселенней благодатию немерцающаго праведнаго солнца Христа Иисуса просвещающаго…

ПЕСНЬ 12

К 12

Благодать дати восхотев долгов древних всех долгов решитель человеком прииде Собою…

Благодать данную ти от Бога сведущии тебе приснаго нашего милостиваго отца прилежно просим...

И 12

Поюще Твое рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице…

Поюще дивнаго во святых своих Царя Небеснаго прославившаго тя, вернаго Своего раба…

ПЕСНЬ 13

К 13

О, всепетая Мати, родшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приими приношение…

О, чудотворче преславный всем нам во всяких бедах… нынешнее наше приими приношение

Приложение 2

Акафист прп. Сергию Радонежскому

Служба
на перенесение мощей

Служба на 25 сентября

Песнь 1. Икос 1. Áнгелов Творéц, предувéдевый, по самовлáстному чи´стаго сéрдца твоегó изволéнию <…> ещé во чрéве мáтерни трикрáтным возглашéнием, показá тя´ ми´ру и´стиннаго служи´теля бы´ти Святы´я Трóицы и научи´ всéх вопи´ти тебé си´це: <…>

Рáдуйся, от чрéва мáтерня на слу´жбу Небéснаго Царя´, я´ко вóин, хотя´щий вéрен Ему´ бы´ти, призвáнный <…>

рáдуйся, трикрáтным твои´м во чрéве возглашéнием роди´телей и всéх слы´шащих удиви´вый <…>.

Радуйся не точию России. Но и всей вселенной прославленный

 

Тропарь «на славе» в конце 1-й песни:

И´же во чрéве мáтерии трикрáты проглашéнием / Трóицы служи´тель показáлся еси´ / и, трисóлнечным свéтом озаря´емь, /дéмонская ополчéния, я´ко паучи´ну, разори´л еси´, преблажéнне Сéргие.

Песнь 2. Кондак.

Видящи вся Россиа и инии страни данною тебе, преподобне отче…

Стихира на «Господи, воззвах»:

И Русскую страну возрастил еси и о всем мире молишься ко Спасу

 

Приложение 3

 

№/п

Текст Акафиста по рукописи БАН. П I А 85

Текст Акафиста по Акафистнику. Изд-во Московской Патриархии, 1993

1

2, 3.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Икос 1

Ангелов Творец предуведевый по самовластному чистаго сердца твоего благоволения, всеусерднешее Того воли исплнение, еще тя во чреве матерни трикратным возглашением показа миру <…>

Хотящий верный Ему быти <…>

Радуйся, яко не точию России, но и всей вселенней

Радуся по рождении си постное иноческое житие

Радуйся, яко в среду и в пяток млека никакоже вкушаяй

Радуйся, родителей благих добрый и избранный плоде

Икос 1

Ангелов Творец предуведевый по самовластному чистаго сердца твоего изволению, всеусерднешее Его воли исплнение, еще во чреве матерни трикратным возглашением показа тя миру <…>

Хотящий верен Ему быти <…>

Радуйся, не точию России, но и всей вселенней

Радуся по рождении своем постное иноческое житие

Радуйся, яко в среду и в пяток млека никакоже вкусивый

Радуйся, родителей благих добрый и избранный плод

9.

Кондак 2

Благодатию Божиею с верою к святым твоим мощам приходящим скорое вспоможение

Кондак 2

Благодатию Божиею с верою к святым твоим мощам приходящим и скорое вспоможение

10.

11.

Икос 2

Надежду несуменную, любовь истинную к Нему имети утвердивый, сподобил тя во Имя Святые Троицы преславный храм и обитель чудную устроити

Икос 2

Надежду несумненную, любовь истинную к Нему имети утвердивый, сподоби тя во Имя Святые Троицы преславный храм и обитель чудную устроити

12.

13.

14.

Радуйся, доброе стадо свое собрав, во спасение наставляя

Радуйся, жив сый сподобився видети Пресвятую Богородицу

Радуйся, удостоивыйся во время святыя литургии совершения сослужения ангельскаго

Радуйся, доброе стадо, тобою собранное, во спасение наставляя

Радуйся, еще в жизни сподобивыйся видети Пресвятую Богородицу

Радуйся, удостоивыйся во время совершения литургии сослужения ангельскаго

15.

Кондак 3

За еже тя прославляюще, и о таковую жде твою на агаряны православному воинству и ныне помощь просяще

Кондак 3

За еже тя прославляюще, и о таковой же твоей на сопротивных православному воинству помощь просяще

16.

17.

18.

Икос 3

Радуйся, от юности своей всем сердцем и мыслию Бога возлюбивый

Радуйся, вся мира сего красная, яко скоро исчезновенная, презревый.

Радуйся, многие люди от греховнаго пути ко Господу обративый спасл еси

Икос 3

Радуйся, от юности твоей всем сердцем и мыслию Бога возлюбивый

Радуйся, вся мира сего красная, яко скоро исчезающая, презревый

Радуйся, многие люди от греховнаго пути ко Господу обративый спасый

19.

20.

21.

Икос 4

Радуйся, душу си за человеки готовый положити

Радуйся, яко таяжде вода, молитвою твоею исцеляя недуги, чудодействует

Радуйся, желаемых благ пришедших к тебе насладителю

Икос 4

Радуйся, душу свою за человеки положити готовый

Радуйся, яко таяжде вода, молитвою твоею исцеляюще недуги, чудодействует

Радуйся, желаемых благ пришедшим к тебе подателю

22.

Икос 5

Темже вопием ему сицевая:

Радуйся, узрев в Нем молящихся ти о помощи, молитвою твоею им полезное исходатайствуеши

Радуйся, молитвою твоею Российскому царствию победы на противныя подаваяй

Икос 5

Темже вопием ему :

Радуйся, яко созерцая в Нем молящихся ти о помощи, молитвою твоею им полезное ходатайствуеши

Радуйся, молитвою твоею Российстей стране победы на противныя подаваяй

 

Кондак 6

Проповедует царство Российской, богомудре Сергие, труды твоя и болезни

Кондак 6

Проповедует держава Российская, богомудре Сергие, труды твоя и болезни

 

Икос 6

Возсия царству православнороссийскому просвещение совершенных твоих добродетелей

Радуйся, заповедей Христовых известный исполнителю

Икос 6

Возсия стране нашей Российской просвещение совершенных твоих добродетелей

Радуйся, известный исполнителю заповедей Христовых

 

Кондак 7

… путем, ведущим в Жизнь Вечную, течение свое взем на рама си Крест Христов, шествовати, еже благодатию Божиею от юности твоея непорочно в творении заповедей Господних совершив, достигл еси уготованное тебе во небесном всевеселом пребывании воздаяния

Кондак 7

… путем, ведущим в Жизнь Вечную, взем на рамо свое Крест Христов, шествовати, еже благодатию Божиею от юности твоея непорочно в творениих заповедей Господних совершив, достигл еси уготованнаго тебе в небесном всевеселом пребывании воздаяния

 

Икос 7

душею в вышнем селении всегда жив сущ

Икос 7

душею в вышнем селении всегда жив сый

 

Кондак 8

…ибо оным с верою просящим данною тебе Божиею благодатию немедленно от всяких … скорбе исцеляеши, … и от напастей сохраняеши

Кондак 8

…ибо данною тебе с верою просящим Божиею благодатию немедленно от всяких … скорбе исцеляеши… и от напастей охраняеши

 

Икос 8

Весь еси, преподобне отче Сергие, в вышних сущий, и нижних не оставляеши

Возлетевшый, остребивший, совершивший

почивающий

Икос 8

Весь еси, преподобне отче Сергие, в вышних, но и нижних не оставляеши

Возлетевый, остребивый, совершивый

почиваяй

 

Кондак 9

В плоти, аки безплотный, явился еси. За еже многих чудес творение от Господа прием, …к Небесным причтен еси силам…

Кондак 9

Во плоти, аки безплотен, явился еси. Сего ради многих чудес творения от Господа прием, …к Небесным причтен еси силам…

 

Икос 9

Вития…, преподобне отче Сергие славне…

Радуйся, земый ангеле, небесный человече

своима очесы

радуйся, добрый стада ти иночествующих наставниче…

радуйся Единаго Господа возлюбивый, и к Нему очеса си выну имевый

Радуйся, во вся дни живота си Его искавый…

Икос 9

Ветия…, славне преподобне отче Сергие …

Радуйся, земый ангеле и небесный человече

своима очима

радуйся, добрый стада своего иночествующих наставниче…

радуйся Единаго Господа возлюбивый, и к Нему очеса своя выну имевый

Радуйся, во вся дни живота своего Его искавый

 

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, во юности возраста своего отреклся еси воли своея и во знамя отсечения ея постригл еси власы главы своея и был еси монах, поддавый себе воли Божией и начальником, от Тебе поставленным...

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего отреклся еси воли своея и во знамение отсечения ея постригл еси власы главы своея и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него поставленным…

 

Икос 10

…нам, к тебе приходящим и милостиваго твоего во всяких нам нуждах заступления у Царя Небеснаго просящым, … буди стена крепкая…, от оных нас бед и напастей застеняя…

Радуйся, не восхотевый двум господином, Богу и миру, работати, но Единому точию Богу

Икос 10

…нам, к тебе приходящим и милостиваго твоего во всяких нуждах заступления у Царя Небеснаго просящим, … буди стена крепкая…, от всяких нас бед и напастей застеняя…

Радуйся, не восхотевый двум господинома, Богу и миру, работати, но Единому Богу точию

 

Радуйся, от юности на тело си, на мир сей и беса вооруживыйся

Радуйся мертву соделавый гортань на приимание сластей

Радуйся мертв сотворив язык на глаголание скверных…

Радуйся мертвы устроивый уши на слышание душевредных

Радуйся мертвы содеявый руце на грабление…

Радуйся мертво сотворивый чрево на объедение…

Радуйся мертва соделавый трудами чресла своя на нечистоты

Радуйся мертвы сотворивый ноги на течение в путь грешников

Радуйся, от юности на тело свое, на мир сей и диавола вооруживыйся

Радуйся мертву содеявый гортань противу приимания сластей

Радуйся мертв сотворив язык противу глаголания скверных…

Радуйся мертвы устроивый уши противу слышания душевредных

Радуйся мертвы содеявый руце противу грабления…

Радуйся мертво сотворивый чрево противу объедения…

Радуйся мертва соделавый трудами чресла своя противу нечистоты

Радуйся мертвы сотворивый нозе противу течения в путь грешников

 

Кондак 11

Больныя устрабляти

Кондак 11

Больныя врачевати

 

Икос 11

Светозарное светило в православном Российском царствии и во всей вселеней благодатию немерцающего праведнаго Солнца, Христа Иисуса, просвещающею возсиявшее

…облистающи верных, вопиющих к тебе таковая…

Радуйся, яко восходя тамо душею, си нам мощи твоя святыя оставил еси

Радуйся, мощи бо исцеляющие всякия скорби и болезни

Радуйся, таковыя мощи ихже, демони трепещут

Радуйся, яже мощи комуждо во приключьшихся печалех бывают увеселение

Икос 11

Светозарное светило в православной Российской державе и во всей вселеней благодатию немерцающего Солнца, Христа Иисуса, просвещающею возсиявшее

…облистающи верныя, вопиющия к тебе таковая…

Радуйся, яко восходя тамо душею, нам мощи твоя святыя оставил еси

Радуйся, яко мощи твоя исцелевают всякия скорби и болезни

Радуйся, яко мощей твоих демони трепещут

Радуйся, яко твои мощи комуждо во приключьшихся печалех бывают увеселение

 

Радуйся, царем нашим на противных победу молитвою твоею содевающий

Радуйся, всем правоверным всякое прошени во их пользу исполняющий

Радуйся, стране нашей на противных победу молитвою твоею содевающий (строки вообще нет в издании 1993 г.)

Радуйся, яко всем правоверным всякое прошени во их пользу исполняеши

 

Кондак 12

Благодать, данную тебе от Бога, сведущий… дарует царем нашим победы на враги…; царство их да расширит и укрепит…, чесого от Него твоими молитвами улучения ожидающе вопием Ему: Аллилуйа

Кондак 12

Благодать, данную тебе от Бога, сведуще… дарует победы на враги…; державу Российскую да укрепит…, чесого от Него твоими молитвами улучити ожидающе вопием Ему: Аллилуйа

 

Икос 12

Радуйся, преблагий и бодрый наставниче иноков

Икос 12

Радуйся, преблагий и добрый наставниче иноков

 

Кондак 13

…умоли Господа сил, силу свыше православному нашему воинству на агаряны подати, и нам всем, того благодатию от грехов очистившеся, от геены избавится…

Кондак 13

…умоли Господа сил, силу свыше православному нашему воинству на сопротивныя подати, и нам всем, того благодатию очистившимся, от геены избавится…



1 О других рукописях, связанных с именем преп. Сергия Радонежского и входивших в состав библиотеки Петра I см.: Подковырова В. Г. Книги, посвященные почитанию преподобного Сергия Радонежского в библиотеке Петра I // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. Мат-лы Междунар. научн. конф. (ГИМ, 27–29 мая 2014 г.). М., 2014. С. 218–234.

2 Аналогичная подпись Сильвестра Медведева имеется и в других рукописях: ГИМ. Собр. Барсова № 799. Л. 82–94 об.; ГИМ. Собр. Уварова. № 73. Л. 13–48; ГИМ. Собр. музейское. № 1705. Л. 92 об., 117 об.; см.: Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. // Новодевичий монастырь в русской культуре: Мат-лы научн. конф. 1995 г. М., 1998. С. 237 (прим. 12).

3 «Кондаками и икосами по подобию неседальных» назвал, например, в середине XVII в. акафист кн. Шаховского Симон Азарьин, записав чудо о написании этого текста; об этом см.: Симон Азарьин. Книга о чудесах пр. Сергия / подг. С. Ф. Платоновым. СПб., 1888. (Памятники древней письменности; т. LXX). С. 75–76.

4 Целый ряд фактов доказывает, что летом 1689 г. несколько приближенных царевны Софьи во главе с Федором Шакловитым готовили переворот с захватом царского престола. В эту группу либо прямо входил, либо принадлежал к самым близким кругам заговорщиков и Сильвестр Медведев.

5 Сазонова Л. И. «Данный России воеводо и чудотворче предивный»: Сергий Радонежский в литературе Московского барокко // Славяноведение. 2015. № 2. С. 47–48.

6 Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 227–237; см. также: Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 379; Козлов М., прот. Акафист в истории православной гимнографии // ЖМП. 2000. № 6. С. 83–88.

7 Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 379.

8 Там же.

9 Турилов А. А. Гимнографические творения Ф. Скорины // Франциск Скорина: Энциклопедический справочник. Минск, 1990. С. 294.

10 Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 227–237.

11 Князь Семен Шаховской попал в сильную бурю в Белом море и в молитве преп. Сергию обещал, в случае спасения, написать акафист святому, см.: Симон (Азарьин). [Чудо] 33. О князь Семене Шаховскомъ, иже спасенъ бысть от моря // Симон Азарьин. Книга о чудесах пр. Сергия… С. 73–74.

12 Там же.

13 Акафисты преп. Сергию Радонежскому. М., 1798. В этом издании были напечатаны два акафиста прп. Сергию Радонежскому, второй был анонимным. Потом акафисты переиздавались: в 1799 г. — два акафиста; параллельно выходили Служба и акафист преп. Сергию Радонежскому (М., 1788, 1791, 1795, 1804, 1824, 1829, 1833, где также были два акафиста), а в изданиях начиная с 1837 г. печатался уже только один акафист, подписанный именем кн. С. И. Шаховского). Об этом см.: Попов А. В. Православные русские акафисты. М., 2013. С. 91–95; Козлов М., прот. Из истории… С. 83.

14 Макарий (Булгаков) митр. История Русской Церкви. СПб., 1882. Т. IX, кн. II. С. 231; Яблонский С. В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 215; Голубинский Е. Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Б. м., б. г. С. 72 (прим.); Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. М., 1994. С. 181; и др.

15 Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 227–237; Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста. С. 379; и др.

16 Описание Рукописного отделения Библиотеки Императорской Академии наук. Т. 1. СПб., 1910 / сост. В. И. Срезневский. С. 192.

17 Исторический очерк и обзор фондов Отдела рукописей Библиотеки Академии наук СССР / М. Н. Мурзанова, Е. И. Боброва, В. А. Петров. Вып. 1. XVIII в. М.; Л., 1956. С. 57, 287, 393.

18 Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т. 4, вып. 2 / сост. И. Ф. Мартынов. Л., 1980. С. 16–17, № 12.

19 Лебедева И. Н. Библиотека Петра I: Описание рукописных книг. СПб., 2003. С. 118–119.

20 Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 232.

21 Там же.

22 Акафисты преп. Сергию Радонежскому. М., 1798.

23 Текст записи воспроизведен в: Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 231.

24 Там же. С. 232.

25 В статье в ПЭ вся история с объявленной, но несостоявшейся публикацией ошибочно приписывается тексту акафиста Сильвестра Медведева, см.: Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста. С. 379. В связи с настойчивыми поисками способов издания текста можно вспомнить факт из истории XVII в.: в 1688 г., по приказу Федора Шакловитого, членам украинской делегации, приехавшей в Москву после первого крымского похода, Ивану Перекресту, его детям и их учителю Ивану Богдановскому, было поручено написать рацею и лист к похвале царевне Софье. Богдановский заявил, что ее невозможно подать не напечатав. Из Чернигова вызвали мастера «черкашина Тарасевича», который напечатал «персону великой государыни» на бумаге, на атласе и на тафте. Таким образом за год до написания акафистов 1689 г. был создан прецедент с печатанием украинским мастером подносного листа царевне Софье.

26 Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 232–236.

27 Рукопись: ИРЛИ, Древлехранилище, собр. В. Н. Перетца, № 155, л. 545–565 // Там же. С. 236.

28 Например, учитель Сильвестра Медведева Симеон Полоцкий создал особую редакцию «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери…», а также много собственных текстов, посвященных почитанию русских святых (Сазонова Л. И. «Данный России воеводо и чудотворче предивный»… С. 42–47 и др.).

29 См. об этом: Богданов А. П. История полемики о евхаристии // Его же. Идеи русской публицистики. Между царством и империей. М., 2018. С. 342–433 (здесь см. библ.); и др.

30 Точка зрения Сильвестра Медведева на вопрос пресуществления Святых Даров выражена наиболее четко в его «Книге о манне хлеба животнаго» (рукопись ГИМ. Син. VII/995), частично издана: Сильвестр (Медведев). Книга о манне хлеба животного // Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев: (Его жизнь и деятельность): Опыт церковно-исторического исследования. М., 1896. С. 452–538.

31 Богданов А. П. Московская публицистика последней четверти XVII века. М., 2001; и др.

32 Об этом см., напр.: Сильвестр (Медведев). Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем / с пред. и прим. Сергея Белокурова. М., 1886. № XLII, 87 с.

33 Людоговский Ф. Б. Структура и поэтика церковнославянских акафистов. М., 2015. 352 с.

34 В связи с этим укажем и на то, что все остальные написанные в обозначенный период акафисты прп. Сергию, основываются на Великом акафисте, что видно даже из инципитов текстов: кн. Шаховского нач.: «Възбранный воеводо Сергие и бесом победителю…»; украинского автора круга митр. Варлаама (Ясинского) нач.: «Возбранный воеводо воинов духовных…»; Сильвестра Медведева нач.: «Возбранный от Царя сил Господа Иисуса, данный России воеводо…»; архим. Иоасафа нач.: «Возбранного воеводы на горе Сионстей…». См. об этом также: Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв. … С. 227–237.

35 Сведения свт. Филарета (Гумилевского), что Епифаний Премудрый, написавший текст канона прп. Сергию Радонежскому, был еще и автором акафиста преподобному, могут опираться именно на тексты этих кондака и икоса; см.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. Кн. 1. С. 143.

36 Об этом подробно см.: Сазонова Л. И. «Данный России воеводо и чудотворче предивный»… С. 43, 48.

37 Сазонова Л. И. «Неусыпный сохранниче рода российского»: преподобный Сергий Радонежский в творчестве русских писателей-поэтов XVII в. // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография… С. 217–218.

38 Розыскные дела о Феодоре Шакловитом и его сообщниках. СПб., 1884. Т. 1. Стб. 827–828.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-42003 РФФИ.

 

Источник: Подковырова В. Г. К истории создания текста акафиста преподобному Сергию Радонежскому: подносной экземпляр из библиотеки Петра I // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 39. С. 165. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-39--165

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9