«Наша мечта — миллионы просмотров без статуса "иноагент"». Беседа с продюсером киностудии «Богослов»
Один из «ветеранов» православного YouTube — киностудия Московской духовной академии «Богослов», созданная в 2010 году. За это время студия выпустила более 20 проектов — интервью, комментарии, лекции и даже мультфильмы. С конца сентября на её канале выходит второй сезон программы «Лица Академии» — бесед с ведущими преподавателями МДА, сделанный по стандартам современных YouTube-шоу. О выводах из прошлого и планах на будущее рассказал интернет-журналу «Татьянин день» заместитель главного редактора портала «Богослов.Ru», продюсер киностудии «Богослов», заместитель ректора МДА по работе с грантами священник Анатолий Колот.
Статья

От мультфильмов до порталов

Священник Анатолий Колот. Фото из личного архива

— Отец Анатолий, когда 12 лет назад «ТД» делал материал об открытии киностудии «Богослов», вы сказали нашему корреспонденту: «Существует немало студий, которые снимают кино православной тематики, но нередко ощущается нехватка знания авторами фильмов по специальным церковным вопросам. Надеюсь, что у нас получится объединить профессионализм работников кино и тот интеллектуальный потенциал, которым обладает академия как центр духовной науки и образования». Получилось объединить профессионализм и потенциал?

— Не знаю, получилось ли, но всё, что мы в эти годы делали, было связано и с наукой, и с образованием. Большинство проектов, созданных за эти годы, направлены на то, чтобы транслировать те знания и компетенции, которые есть в духовной школе, на самую широкую аудиторию. Кроме того, киностудия участвовала и в таком совместном проекте Лавры, Академии, анимационной студии «Паровоз» и группы компаний «Ростех», как создание мультфильма «Забытое чудо», который вышел в российский прокат в этом году. Ваш покорный слуга отвечал именно за содержательное аутентичное наполнение мультфильма о преподобном Сергии Радонежском, что, по сути, и является популяризацией христианства среди самых разных людей.

— Какие из собственных проектов вы бы назвали удачными?

— Я бы выделил «Разговор на ты» и «Несколько слов о важном». Последний — это серия богословско-философских зарисовок на разные темы. Автором текстов был протоиерей Павел Великанов (главный редактор портала «Богослов.Ru» в 2007–2021 гг. — «ТД»), а сам проект выполнен в технике песочной анимации, которая в те годы пользовалась большой популярностью. Судя по реакции, — люди просили продолжения, — проект удался.

Что касается «Разговора на ты», это как бы ремейк картины Михаила Нестерова «Философы», на которой изображены Сергей Булгаков и отец Павел Флоренский. В нашем цикле бесед мирянин и священник (Владимир Легойда и протоиерей Павел Великанов — «ТД») гуляют по территории и в окрестностях Лавры и размышляют на разные жизненные темы. Заранее рассчитывалось, что смотреть будут все — и верующие, и неверующие, и «свои», и «чужие».

И плюс, конечно, один из последних проектов, который мы делали в 2021 году в связи с 800-летием князя Александра Невского. Юбилей праздновался на федеральном уровне, но никто, кроме Московской духовной академии, не создал ресурс, который позволил бы охватить практически все вопросы, касающиеся Александра Невского. На портале «Александр Невский» можно узнать и о нём самом, и об эпохе, и об историческом контексте, и о наследии князя, и, что самое главное, сделать это в легкой и интересной форме. Всё подано простым, живым человеческим языком, но при этом над проектом работал коллектив серьёзных, уважаемых авторов: и богословы, и историки, и краеведы, и искусствоведы.

— А есть ли неудачи?

— Главная проблема, если говорить честно, — продвижение. Хотя мы и говорим о широкой аудитории, наша главная целевая группа — это люди, связанные с богословием и с богословским образованием. Контент, созданный для них, вряд ли может набрать такое же количество просмотров, как интервью популярных блогеров. Хотя, конечно, образовательные курсы востребованы. В рамках того же проекта «Александр Невский» мы сделали три курса модульного обучения на платформе Skill Cup — здесь есть и аудиоподкасты, и видеолекции, и интерактивы, и текстовые материалы, которые пользуются заметной популярностью.

Съёмки проекта «Разговор на ты». Фото: old.mpda.ru

Вторая вечная головная боль — финансирование. Есть детская мечта, чтобы тебе дали возможности, а ты с их помощью творил «разумное, доброе, вечное». Но обычно так не происходит: деньги приходится искать самостоятельно. Где-то выручают грантовые программы — как государственные, так и негосударственные. Но при всех проблемах с 2010 года, когда с нуля была создана киностудия «Богослов», мы ни одного дня не простаивали и не сидели без дела.

— При создании студии говорилось, что ее также планируется использовать в качестве учебной площадки для подготовки будущих священнослужителей к публичным выступлениям: «Например, каждый студент выпускного курса семинарии будет принимать участие в 20-30-минутном "ток-шоу" в качестве интервьюируемого. В студии перед камерой ему надо будет отвечать на разные вопросы — богословские, житейские и так далее. А потом будет устраиваться обсуждение записей и разбор ошибок». Это удалось сделать?

— У нас был пробный цикл «Семинаристы говорят», который соответствовал названной задаче. Но в основном наша деятельность сейчас направлена не на учебные цели, а на образовательные и просветительские.

Никогда ничего не устраивает

— На ваш взгляд, киностудия заняла достойное место в жизни Московской духовной академии?

— Нет предела совершенству, нет ограничений, чтобы стремиться к большему. Но пусть на ваш вопрос отвечает наша аудитория, наши подписчики.

— А место в YouTube вас устраивает?

— Меня никогда ничего не устраивает. Несмотря на годы работы, остался юношеский максимализм. Поэтому хотелось бы иного. Идеальная картинка выглядит так: миллионные просмотры без статуса «иностранный агент».

Презентация проекта «Разговор на ты» в Санкт-Петербургской духовной академии. Фото: spbda.ru

— Сколько проектов в год обычно реализует киностудия и сколько стоит одно видео?

— По-разному. Бывает, что один крупный проект мы реализуем несколько лет, бывает два крупных проекта за год. Если считать в среднем, то в месяц у нас выходит около трёх видео. Стоят они тоже по-разному. Были проекты, бюджет которых достигал 10 миллионов рублей, но при этом сама киностудия делала только часть работы. Если брать проект «Александр Невский», то грант президента РФ составлял почти три миллиона, но было и дополнительное финансирование, которое мы специально изыскивали.

— То есть основные источники финансирования студии — это гранты и спонсоры?

— Изначально киностудия создавалась на средства благотворителей, и помещение, в котором мы с вами беседуем, было оборудовано с их помощью. А где-то с 2014 года мы перешли на проектную деятельность — в основном в рамках грантов.

— У киностудии есть постоянный штат?

— Постоянный штат есть у портала «Богослов.Ru»: это наша редакция под руководством главного редактора, которым сейчас по должности является ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл. Владыка также является председателем Редакционного совета, определяющего редакционную политику и общее направление деятельности портала. Помимо штатных сотрудников, есть студенты, которые несут у нас послушание. Их мы стараемся учить и растить в профессиональном смысле, в том числе как операторов или специалистов по звуку. Но на большие проекты приглашаем специалистов извне, и за эти годы уже сложился пул людей, с которыми мы взаимодействуем.

«Мы просто поговорим, снимать не будем»

— С сентября на YouTube-канале студии выходит второй сезон передачи «Лица Академии». Как возник ее замысел и почему одного сезона оказалось недостаточно?

— Когда под руководством отца Павла Великанова делался первый сезон (это были 2012-2015 годы), половина профессорской корпорации академии обиделась, что с ними не поговорили. Тем не менее, тогда мы сделали 23 выпуска и охватили почти всё наше старшее поколение, в том числе людей, которых сейчас уже нет в живых. Это и Константин Ефимович Скурат, и Алексей Иванович Сидоров, и отец Андроник (Трубачев), и Николай Константинович Гаврюшин. Но было понятно, что этого недостаточно. В академии есть множество преподавателей, которые заслуживают не меньшего внимания, при этом они совершенно непубличные люди.

Мы привыкли к ограниченному набору лиц, присутствующих в медиапространстве со стороны Церкви. Хорошо, что они есть, но в МДА — огромный интеллектуальный и духовный потенциал, который совершенно неизвестен даже студентам и некоторым сотрудникам других учебных заведений Русской Церкви. И это очень печально.

Оcнову бюджета второго сезона составил грант конкурса «Православная инициатива», который мы выиграли в этом году. Но, конечно, приходилось находить дополнительные средства, потому что создать цикл из 22-х передач такого хронометража и такого качества всего за один миллион рублей — это из разряда фантастики.

— Как вы выбирали героев для второго сезона, ведь в МДА несколько сотен преподавателей?

— Выбирать всегда сложно. С одной стороны, есть люди, которые много лет связаны с академией, с другой — те, кто занимают ключевые должности в администрации и влияют на принимаемые решения, с третьей — просто очень яркие преподаватели, которые могут многое рассказать, в том числе такого, чего сегодняшние студенты уже не знают. Поэтому у нас в планах третий сезон.

Съёмки выпуска «Лиц Академии» с игуменом Иоанном (Самойловым). Фото: Богослов.Ru

— Какие темы интересовали вас в первую очередь? С каждым из ваших героев можно было разговаривать не один час.

— В 2015 году формат интервью в YouTube только развивался, набирал обороты, и наши тогдашние выпуски теперь выглядят как первые детские шаги. В нынешнем сезоне мы пересмотрели подход к передаче, использовали новые технические приёмы, чередовали разные локации съёмки. И в том числе разделили программу на три тематических блока: «О делах церковных», «Об академии» и «О личном», а в конце добавили блиц. В первом сезоне у очень немногих героев присутствовал рассказ об их личном опыте веры, приходе в Церковь, жизненном пути. А сейчас пришло понимание, что это очень ценная информация, что, кстати, подтверждается позитивными комментариями, которые поступают от зрителей.

— Что в работе над «Лицами Академии» стало приятным открытием даже для вас?

— Мы в редакции внимательно изучали биографические справки наших героев, списки их научных трудов и ранее публиковавшиеся интервью, но в процессе беседы оказывалось, что многого мы всё равно не знали. Удивительно, но преподаватели, с которыми я давно общаюсь, открывались для меня лично с такой стороны, о которой никогда и не думал.

Например, меня поразила беседа с доцентом кафедры церковно-практических дисциплин, секретарём Синодальной богослужебной комиссии игуменом Иоанном (Самойловым). Он не мог поступить в семинарию из-за медицинской статьи в военном билете, связанной с религиозным фанатизмом! Работал в Издательском отделе под началом митрополита Питирима (Нечаева) и только через десять лет смог реализовать детскую мечту о том, чтобы получить образование в духовной школе и стать священником. Это поразительно: человек в советское время всего лишь отказался снять крестик во время медкомиссии в армию! Казалось бы, какая мелочь — а результатом стало фактически исповедничество. Впечатлили и его встречи с духовными людьми, в том числе теми, которые уже причислены к лику святых. Видно, что слова отца Иоанна о пастырстве — не какая-то теоретическая раскладка, за ними кроется очень богатый внутренний опыт. Таких интересных моментов в этом цикле бесед очень много.

— А что было самым трудным?

— До второго сезона «Лиц Академии» я занимался организационной работой и в кадре почти не появлялся. Но получилось так, что никто в нашей редакции не захотел взять на себя роль ведущего, поэтому она досталась мне, так сказать, по послушанию, возложенному коллегами. Я, конечно, переживал, но те, с кем я беседовал, переживали ещё больше. Большинство наших героев — люди не медийные, некоторые давали интервью впервые. И когда на съемочной площадке видишь, что человек начинает краснеть, у него трясутся поджилки и такое ощущение, что сейчас придется вызывать бригаду «Скорой помощи», приходится забыть о собственном волнении и проводить «сеансы психотерапии» с героями, чтобы их успокоить, настроить соответствующим образом.

Иногда даже приходилось прибегать к хитрости. Я говорил, что пока мы ничего не будем снимать, а просто потренируемся. Естественно, камеры были включены, беседа шла, а после полутора часов разговора человек спрашивал: «Что, камеры еще не включили?!» На этом мы его радостно поздравляли с окончанием съемки, и все были счастливы.

— Никто не обижался?

— Нет, наоборот, благодарили.

«Всё время все ищут средства»

Съёмки выпуска «Лиц Академии» с доцентом кафедры филологии МДА Анатолием Алексеевичем Матвеевым. Фото: Богослов.Ru

— Какие YouTube-каналы о православии вы считаете удачными?

— Конечно, существуют замечательные проекты, но большинство каналов хотелось бы видеть более живыми, более весёлыми. У нас внутри академии очень живая среда. Здесь есть и прекрасный юмор (не какое-то смехотворство или пошлость), и живое общение, и качественные интеллектуальные дискуссии. Нам очень хочется всё это показать, потому что в этом — красота. А когда смотришь современный православный контент, часто складывается впечатление, что православные — какие-то угрюмые, неинтересные, однообразные люди.

— А почему, на ваш взгляд, профессиональных православных YouTube-каналов так мало?

— Как мне кажется, этим надо заняться более предметно. Ситуация, когда радио «Вера» в эфире просит денег на завершение цикла интервью, или телеканалы «Спас» и «Союз» вынуждены искать дополнительные средства, не совсем правильна. То же самое я могу сказать и о наших проектах: мы всё время ищем средства. Если бы у нас был создан общецерковный фонд, который бы централизованно занимался финансированием медиапроектов Церкви, это сослужило бы большую пользу.

Конечно, многое сделано за последние годы и, может быть, всё придёт к нужной цели. Но очень важно понимать, что церковные здания, которые были возрождены и построены за последние годы, должны быть наполнены людьми, а люди должны быть наполнены смыслами.

— Какие светские каналы вы смотрите и где черпаете вдохновение?

— Как человек, который 16 с лишним лет управлял хором, я черпаю вдохновение в музыке — в основном церковной или классической. Что касается других каналов, то не могу сказать, что я их смотрю регулярно. Если вижу интересный материал, то его открываю, но на «YouTube-игле» я не сижу. Например, интервью Ксении Собчак с отцом Павлом Островским посмотрел недавно с удовольствием; подкупает открытость отца Павла, его готовность говорить на любые темы, даже самые неудобные и провокационные. Считаю это очень важным для сегодняшнего церковного медиапространства.

— Каких новых проектов киностудии «Богослов» и портала «Богослов.Ru» нам ждать?

— Главное, чем бы мы хотели заняться в следующем году, — это создание нового портала «Богослов.ru». Тот, который есть сейчас, был создан в 2007 году и немного обновлен в плане дизайна в 2019-м. Конечно, 2007-й и 2022-й — это совершенно разные времена. Сейчас для наших авторов принципиально важны наукометрические показатели, привязка к Российскому индексу научного цитирования (РИНЦ) или даже списку журналов Высшей аттестационной комиссии (ВАК). И, разумеется, технический функционал портала должен быть совершенно другим, чтобы способствовать развитию церковной науки.

Мы планируем создать несколько модульных курсов обучения по богословию. Ну и, если совсем все будет хорошо, хотелось бы выпустить цикл полнометражных документальных фильмов о преподавателях МДА, которые уже перешли в мир иной, но жили не так давно и многие их помнят.

Пока есть мысли о трёх героях. Это упомянутый профессор Константин Ефимович Скурат, который преподавал в академии 66 лет. Это регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры и заслуженный профессор МДА архимандрит Матфей (Мормыль) — исторического масштаба человек, оказавший огромное влияние на богослужебную традицию Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и вообще на русскую духовную музыку. И ещё мы думаем об архиепископе Александре (Тимофееве). Он был ректором академии в течение десяти лет, а до того столько же времени работал её инспектором. Владыка Александр очень много сделал для МДА и немало повлиял на её развитие на рубеже эпох, в конце 80-х — начале 90-х, но сейчас о нём незаслуженно стали забывать.

Конечно, все это потребует немало труда и финансовых вложений, а главное — большого вдохновения и креатива всей команды портала и киностудии. Но я надеюсь, что, даст Бог, и эти масштабные проекты состоятся.

Беседовал Даниил Сидоров

 

Источник: Татьянин день

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9