Одним из возможных путей спасения для человека является монашество. Этот путь непрост, на нем человека ждет немало трудностей, могут подстерегать опасности и козни бесов, из-за которых желающий спасения может даже потерять оное. Преодолеть все эти препятствия, спастись и получить награду за свои труды монаху должен помогать, согласно учению святых отцов, его духовный отец. Вопрос о том, как его выбрать людям, которые в настоящее время подвизаются в монастыре или собираются туда поступать, будет в меру возможностей автора рассмотрен в данной статье. Актуальность и важность этой темы очевидна. Спасение человека и нахождение того, кто будет руководить тобою или оказывать тебе духовную помощь на этом пути, имеют непреходящее значение. И поэтому о выборе духовного руководителя писали и говорили многие святые отцы и пастыри Церкви. Но в настоящее время появились обстоятельства и проблемы в духовной жизни, которых не было ранее и которые не описаны в творениях ранее живших святых подвижников. И это требует особого рассмотрения.
Для исследования темы данной работы будут использованы следующие источники. Во-первых, одной из главных книг для монашествующих является «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, вместе с которой обычно печатают его же «Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец». Этим творением пользуются и руководствуются многие люди, избравшие для себя монашескую стезю. Его почитали и почитают многие святые и известные пастыри, которые рекомендовали этот труд изучать другим. Но при этом, как писалось ранее в нашей статье[1], многие духовники при всей его авторитетности старались уяснить возможности и рамки использования наставлений, изложенных в нем, теми или иными людьми при различных жизненных условиях и обстоятельствах. Последние в настоящее время отличаются от тех, которые были при жизни преподобного. И поэтому учение святого Иоанна игумена Синайского о выборе духовного отца будет рассмотрено и сопоставлено с мнениями старцев и известных духовников современных нам, на записи слов и наставлений которых мы также будем опираться в данной статье.
Прежде чем начать рассмотрение вопроса, отметим, что в некоторых монастырях существует должность общего духовника с тем или иным объемом прав и обязанностей. Например, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре есть духовник братии. Но, конечно, это не отменяет возможности и даже является обязанностью, о чем писали и говорили многие святые отцы, каждого из братии иметь своего духовного отца, которого он изберет себе сам и который будет наставлять его и помогать ему в деле спасения. В этой статье говорится именно о последнем, выбранном человеком самим.
Итак, как же выбрать себе духовника и каким должен быть избираемый тобою духовный наставник? Это два взаимосвязанных вопроса. Святой Иоанн, игумен Синайский, пишет об этом в «Слове особенном к пастырю». Здесь он говорит о высоких добродетелях, качествах, способностях, которые должен иметь духовный руководитель. И, имея их, руководить пасомыми, вести их по пути спасения. Таково мнение преподобного Иоанна Лествичника! Но, к сожалению, как разъясняли многие известные духовные отцы, в настоящее время духовники оскудели. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) об этой проблеме писал, что святой Григорий Синаит, живший в XIV веке, «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!»[2]. И в другом месте: «Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности»[3]. Также и отец Кирилл (Павлов): «Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных»[4]. И другие современные нам известные и опытные пастыри говорили и писали об этой проблеме[5].
С одной стороны, по нашему убеждению, мнение преподобного Иоанна, игумена Синайского, о важности пастырям духовным иметь изложенные им добродетели для спасения своих пасомых незыблемо. Подтверждает это и известный современный нам старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который, например, пишет: «Велика и сложна задача духовника, велика и ответственность этого послушания — воспринять великое наследие, образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом. Получая при хиротонии иерейский крест, а с ним и право на духовничество, принимает духовник и завет от Бога на свое служение: „Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою“ (Тим. 4,12)»[6]. Но, с другой стороны, учитывая оскудение духовных отцов в настоящее время, возникает вопрос: чем все же руководствоваться при выборе духовника желающим идти по монашескому пути в современных условиях монастырской жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опыту старцев и опытных духовников, живущих сейчас или живших не так давно.
Начнем с того, что даже при оскудении духовников они говорят о важности иметь и важности правильно выбрать того, кто будет руководить твоим спасением.
Например, известный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об этом писал: «Духовничество — одно из сокровищ спасения, дарованное и благословенное Христом Своей Святой Церкви… Да, великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды души»[7].
О том, почему важно выбрать себе хорошего духовного отца, обратимся также к рассуждениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Отмечая, с одной стороны, что «с оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу»[8], святитель не отрицает возможность и необходимость нести указанный подвиг в определенных рамках или границах. В другом месте он пишет: «Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло»[9]. И одним из наиболее значимых для тебя отцов, который может быть и из числа начальствующих, чьи благословения ты должен исполнять, учитывая изложенные выше мысли святителя, является твой духовник.
Таким образом, как пишут эти два известных пастыря — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и епископ Игнатий (Брянчанинов), важность и желательность ищущим спасения иметь хорошего духовника связаны как с необходимостью поиска того, кто мог бы уврачевать твои духовные болезни, так и с общими правилами монастырской жизни, основывающейся во многом на послушании, при выполнении которого человек зачастую руководствуется наставлениями своего духовного отца, пользуется его духовной помощью и поддержкой в решении различных вопросов и проблем. И от верного или неверного избрания своего духовного руководителя во многом будет зависеть дальнейшая жизнь монашествующего.
Говоря об этой связи подвизающегося и его духовного пастыря, известный духовник схиархимандрит Илий (Ноздрин) отмечает: «Если человек уходит в монастырь <…> его жизнь складывается из молитвы и послушания, которое должно быть неотъемлемой частью жизни любого монаха. И здесь, кстати, роль духовного руководителя, степень подчинения ему должна быть значительно выше, чем у мирян»[10]. В качестве примера можно указать, что при поступлении в монастырь, постриге и рукоположении в священный сан духовный отец подписывает письменную рекомендацию, а при хиротонии — еще и бумагу об отсутствии препятствий у кандидата, желающего принять сан диакона или священника. И хотя под какими-то из этих бумаг ставит в определенных случаях подпись общий монастырский духовник, но и мнение и рекомендация лично твоего духовного пастыря бывают и должны быть важны для решения этих вопросов. Решаются с последним и многие другие проблемы и вопросы в жизни подвизающегося.
Таким образом, большое значение имеет, какого духовника изберет себе человек. Как же его найти и выбрать? Современные старцы и известные духовные пастыри дают следующие общие советы.
Отец Кирилл (Павлов) в беседе с учащими и учащимися Московских духовных школ по этому вопросу высказался так: «Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, даёт вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни... От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте»[11].
Также и прославленный Константинопольской Православной Церковью преподобный Паисий Святогорец говорил: «Необходимо <…> чтобы человек мог доверять духовнику и находить утешение в его руководстве»[12].
Отметим в этих словах качества духовного наставника, на которые, как указывают старцы Кирилл (Павлов) и Паисий Святогорец, нужно обращать внимание. В приведенных выше цитатах говорится, во-первых, о важности того, чтобы человек мог доверять своему духовному отцу, вверять ему «свои тайны сокровенные», что предполагает уверенность в порядочности, добросовестности, честности духовника[13]. А во-вторых, подвизающийся должен находить в руководстве своим духовным наставником «душевную пользу», по отцу Кириллу, или, как выразился отец Паисий, «утешение в <…> руководстве»[14].
Святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывал аналогичное мнение: «В духовнике, по мнению моему, великое достоинство — простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований»[15]. Заметим, что без этих качеств пастыря доверие ему, о чем говорилось выше, вряд ли возможно. И в другом месте святитель писал: «Наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие... Постарайся найти и хорошего, добросовестного духовника. Если найдёшь его — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники — великая редкость»[16].
И известный духовник XX века игумен Никон (Воробьев) писал: «Найти опытного и “непрелестного” руководителя, пожалуй, и невозможно. Теперь в лучшем случае можно найти лишь единомысленного, идущего тем же путем и с ним советоваться, но и то его советы надо уметь проверять Словом Божиим и Святых Отцов <…> и, если можно, с кем-либо уже вышедшим из периода бурных страстей и более или менее духовным. А опытного друга, которому можно довериться “поступать во всем по его советам”, ты не найдешь. Благодари Бога, если найдешь более или менее порядочного спутника»[17].
Как и старцы Кирилл (Павлов) и Паисий Святогорец, епископ Игнатий и отец Никон указывают на важность добросовестности, порядочности духовного отца, на то, чтобы обратить внимание на эти качества своего духовного руководителя, с которыми эти пастыри во многом и даже в первую очередь связывали возможность получения духовной пользы при окормлении.
Если сравнить данные рекомендации с тем, что писал о духовнике преподобный Иоанн Лествичник, то можно сказать, что для него описанные современными духовниками качества были очевидными и необходимыми, которые, как он писал, должны присутствовать у каждого духовного отца[18]. Преподобный, видимо, имея в виду, что эти и другие духовные дары и качества уже имеются у духовных руководителей и таковых руководителей можно найти, предлагал обращать внимание, например, на то, чтобы выбрать для своего спасения строгого и даже очень строгого духовного отца[19] или на то, чтобы отсекать свою волю перед ним[20]. Но в связи с этим еще раз процитируем слова святителя Игнатия: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных… Ныне добросовестные духовники — великая редкость»[21]. Поэтому приходится искать хотя бы тех духовников, которые подходят описанным выше наставлениям современных старцев и известных духовных пастырей Церкви Христовой.
Это были общие наставления, на какие качества духовного наставника нужно обращать внимание при выборе себе последнего. Но попробуем продолжить исследование проблемы этого выбора. С вопросом о качествах, добродетелях выбираемого духовного отца тесно связан и вопрос дальнейшего отношения к духовнику или с духовником. Человеку важно понимать, как, учитывая достоинства и недостатки пастыря, к нему правильно относится или какие взаимоотношения в дальнейшем будут возможны между ними, как их нужно выстраивать. В данной статье нами не преследуется цель осветить все аспекты этой темы. Постараемся остановиться лишь на некоторых, связанных с особенностями нынешнего времени. Какие же здесь советы дают современные опытные духовные пастыри?
Объясняя, как решить вопросы нахождения духовного отца и правильного выстраивания с ним отношений, схиархимандрит Илий (Ноздрин) говорил: «Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать... Духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами»[22]. Эти слова относятся и к мирянам. Конечно, в монастыри сейчас многие идут, получив определенный жизненный и духовный опыт, некоторый объем богословских знаний. Но приходят и такие, у которых не достает этого. В качестве решения проблем в отношениях с духовным отцом батюшка Илий предлагает в том числе православное воспитание и обучение людей богословию: «Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека»[23]. Осмелимся здесь сказать, что, соответственно, задачей в том числе и духовных школ, хотя и не только духовных учебных заведений, является преподание людям этих знаний, восполнение пробелов в области православного воспитания, чтобы человек мог вступить подготовленным на монашеский путь. Это было бы в какой-то мере решением рассматриваемой в данной статье проблемы.
Пишет ли об этом преподобный Иоанн Лествичник? Наверное, правильно сказать, что преподобный отец не уделяет внимание вопросу обучения и связанного с ним воспитания человека перед вступлением в монастырь, начиная своё описание в «Лествице» жизни желающего подвизаться в монашеской обители с намерений, по которым тот может вступить на этот путь[24], и далее говоря уже о самом подвиге иноческой жизни (необходимости выбора духовного наставника, отречении от мира и далее)[25]. И хотя далее в отдельных стихах святой Иоанн кратко пишет о том, что духовного врача (духовника) необходимо выбрать до вступления в монастырь, а также что нужно отказаться от имений в миру[26], что предполагает определенный объем духовных знаний, но все же он не говорит прямо о важности получения серьезных познаний в области святоотеческого учения и основанного на них воспитания до вступления на монашеский путь.
Почему нами обращено на это внимание? Как писалось выше и, в частности, как считал преподобный Иоанн, игумен горы Синайской, ранее были духовные пастыри, обладавшие многими добродетелями, которым можно было отдаться в (беспрекословное) послушание и которые бы могли обучить человека правилам духовной жизни и вести по пути спасения. Сейчас, как сказано выше, оскудели духовники, которые могли бы наставить на правильный путь в монашеском делании, и такое полное послушание им уже невозможно или практически невозможно. В связи с этим святитель Игнатий писал о том, что мы должны научаться духовной жизни из отеческих писаний[27], что было бы вполне разумным и удобным делать не только в монастыре, но и еще до вступления в него, о чем и говорит схиархимандрит Илий (Ноздрин). Тем более это удобно, что в настоящее время существует много различных духовных школ, в которых можно постараться почерпнуть данные знания.
Но вернемся к рассмотрению вопроса о том, как правильно строить свои отношения с духовником. Важно отметить, что в основе этих отношений лежит исповедь. При выборе духовного отца нужно исповедоваться ему во всех грехах за всю жизнь, что иногда называют генеральной исповедью. В монастыре «прежде всего открой свое сердце твоему старцу и исповедуйся ему за всю жизнь… Будь осторожен, чтобы случайно не скрыть какого-нибудь своего плана (якобы духовного), потому что позже сам пострадаешь от своего плана, когда окажешься вне плана Божия и будешь подвизаться своими собственными ничтожными человеческими силами, а не Божиими», — говорил старец Паисий Святогорец[28]. То же самое про исповедание грехов духовному отцу написано и у преподобного Иоанна Лествичника. Например: «Объявляющий всякого змия своему наставнику показывает истинную к нему веру, а кто скрывает что-нибудь, тот еще блуждает по беспутиям»[29]. С одной стороны, эта необходимость исповеди духовному отцу кому-то может показаться очевидной. Но, тем не менее, все равно многие современные опытные духовные наставники обращают на это внимание[30]. И поэтому нужно внимательно отнестись к их наставлениям.
Что еще можно сказать о том, как правильно строить отношения с духовным отцом? В «Лествице» и у древних святых отцов много говорится о важности послушания (повиновения) духовнику, в том числе и беспрекословного. Но к настоящему времени в связи с оскудением духовных руководителей возможность такого послушания подвергается сомнению, о чем мы писали выше. Схиархимандрит Илий (Ноздрин), объясняя, как нужно строить отношения с духовным отцом, говорит, что «человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека… Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность»[31]. Наверное, можно и даже нужно говорить, что в древних монастырях монах и его духовный отец тоже были соработниками в деле спасения, даже когда последний вел своего пасомого по пути беспрекословного послушания. Но, думается, формулировка отца Илия более широка. Даже учитывая, что подвиг беспрекословного послушания невозможен в наше время или же очень проблематичен по указанным выше причинам, она описывает, какими должны быть отношения между духовником и его духовным чадом.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в том числе и по этому вопросу писал: «Опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее... В руководстве всегда хотят видеть твердый жезл, на который во всякое время можно опереться. Но настало уже такое время, которое отметает все надежды на человеческое и указывает миру едину опору, едину надежду на Бога… Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к Стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос»[32]. Заметим, что отец Иоанн говорит, что в духовничестве нельзя в настоящее время видеть «твердый жезл, на который во всякое время можно опереться», что, с одной стороны, в общем нужно понимать, как невозможность отношений с духовником на основании беспрекословного послушания, хотя это не исключает в некоторых случаях подобного отношения. А с другой — старец указывает, что при руководстве духовником все-таки нужно опираться в первую очередь на «едину опору», иметь «едину надежду на Бога». Что значат эти слова? Думается то, что человек в первую очередь должен стараться понять, какова воля Божия о его спасении, и стремиться ей следовать. А получаемые от своего духовного отца наставления или советы, как спасаться, могут быть полезны и приняты подвизающимся, если они согласуются или не противоречат этой воле Бога. Исходя из того, что твой духовник в общем желает тебе спасения (что ты нашел такого духовного наставника), можно говорить, что и он проявляет желание о твоем спасении, и ты сам, стараясь понять Божию волю о тебе, стремишься устроить свой путь в Царство Небесное. Эта мысль созвучна вышеприведенным словам схиархимандрита Илия, что «человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга» в деле спасения[33]. При этом слова старца Иоанна подробнее описывают характер такого соработничества.
Также и святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что человек, получая наставления от духовника, должен их согласовывать с волей Божией, которую нужно узнавать из Священного Писания и творений святых отцов: «Духовное жительство, предоставленное Промыслом Божьим нашему времени <…> основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братьев»[34]. В этих его словах опять же можно видеть согласие с вышеприведенными мыслью схиархимандрита Илия, что в деле спасения «человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга», и рассуждениями архимандрита Иоанна об отношении к духовному отцу.
Отметим, что изложенное выше о взаимоотношениях с духовником нами было написано в первую очередь для понимания того, какого духовного руководителя человеку нужно искать в монастыре для своего спасения.
Рассмотрим теперь некоторые частные вопросы, которые возникают в связи с выбором духовного отца.
Во-первых, старец архимандрит Кирилл (Павлов) о выборе духовника говорил: «Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных»[35]. Эти слова мы уже цитировали. Сейчас отметим из них только одно: отец Кирилл обращал внимание на то, что опытный духовный руководитель (особенно) важен для «молодых, новоначальных». Если сравнить это утверждение с тем, что писал преподобный Иоанн Лествичник, то можно заметить, что последний, говоря о важности подвига отсечения своей воли и послушания духовнику, не выделял того, что это делание важно только в начальный период жизни в монастыре. Например, про монашествующих, пребывающих в послушании своему духовному руководителю, в четвертой ступени «Лествицы» он писал: «Вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна только есть стезя, вводящая в заблуждение: она называется самочинием. Кто совершенно отвергся самочиния и в том, что он почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг цели, прежде нежели вступил в подвиг, потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей»[36].
Почему такое различие во взглядах на то, в какой период жизни в монастыре для человека важно духовное руководство? Думается, ответ очевиден. Если преподобный говорит о важности несения подвига (беспрекословного) послушания духовнику «даже до конца жизни», то отец Кирилл, не считая возможным нести этот подвиг в настоящее время, видимо, имеет в виду здесь то, что духовник является помощником в деле спасения, о чем мы писали выше. И эта помощь духовного отца пожелавшему вступить на монашеский путь, как отмечает старец, важна именно в начальный период жизни в монастыре. И на это нужно обратить внимание желающим спасения. Что же важного происходит в этот период времени? Очевидно, что человек набирается нового для него опыта монастырской жизни, которого он не имел до этого, получает правильные или, наоборот, неправильные ориентиры и наставления, как дальше подвизаться; многие тогда принимают постриг и священный сан, или же решают, когда это сделать, или, возможно, решают отказаться от иноческого пути и вступить в брак.
Еще раз отметим, что по мнению одного из известнейших и уважаемых старцев, жившего не так давно, можно сказать, нашего современника — отца Кирилла первое время (первые годы) жизни в монастыре наиболее важны для желающего идти этим непростым путем. И, соответственно, важны решения, которые человек тогда примет. И чтобы не возникало у подвизающихся иллюзий, он с сожалением отмечает отсутствие в монастырях духовных наставников и наставниц, которые бы хорошо могли вести по этому пути. Но учитывая, с какой любовью и желанием для всех спасения относился к обращающимся к нему архимандрит Кирилл (Павлов), можно с уверенностью сказать, что говорил он это, не просто обличая оскудение духовной жизни, но дабы предостеречь людей от ошибок порою даже гибельных и желая пробудить у подвизающихся особое внимание к этому периоду монашеской жизни и тем решениям, которые будут тогда приниматься.
В связи с этим отметим и следующую возможную ошибку. Свои решения человек принимает, согласуя их с духовным отцом, слушая его советы. Но как писали и говорили многие святые отцы и, в частности, старец Паисий Святогорец, «духовного руководителя человек выбирает себе [сам]»[37]. И, соответственно, отвечает за свой выбор сам. Поэтому возможные уговоры и благословения человеку взять определенного духовника, не им самим выбранного, или призывы сменить духовника в монастыре должны вызывать вопросы и сомнения: насколько оправданы такие советы, зачем они даются и стоит ли их принимать? Потому что ответственность в итоге будет лежать не на том, кто делает такие предложения, а на самом вступающим или уже вступившем на монашеский путь.
Рассмотрим теперь вопрос о возможной смене духовного отца. Об этом архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «Если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям, вы легко можете его оставить и перейти к другому, который большую доставляет вам душевную пользу. Тут такого закона, который прикреплял бы, нет»[38]. И в связи с этим попробуем разобраться, почему старец Паисий Святогорец говорил, что «в легкой смене духовников нет ничего хорошего… В прежние времена люди шли к Старцам, чтобы посоветоваться с ними о своих затруднениях и получить помощь. Сегодня многие идут к Старцам не для того, чтобы с ними посоветоваться, а для того, чтобы оправдать самих себя или чтобы потом рассказывать другим, что они советовались и с таким-то Старцем»[39]. Что же имеется в виду под словом «легко» в обоих этих текстах? Во втором из них отец Паисий рассказывает о неком или неких легкомысленных людях, которые больше думают не о следовании по пути спасения, а об удовлетворении своей воле. Если попытаться передать одним словом, то он имеет в виду «легко» в смысле «легкомысленно». Можно ли в монастыре встретить такую легкомысленность у людей, посвятивших свою жизнь Богу, давших столь серьезные обеты и обязанных подчиняться достаточно строгой монастырской дисциплине? На взгляд автора этой статьи, это маловероятно, хотя и монашествующим надо иметь в виду слова преподобного старца. Скорее же эти мысли относится к некоторым мирянам, которые хотят жить по своей воле, а не по правилам Церкви, что также следует из контекста сказанных отцом Паисием слов[40]. С другой стороны, в тексте лаврского старца архимандрита Кирилла четко сказано, что «легкая» смена духовника возможна по объективным обстоятельствам, а именно «если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям». То есть легкость в данном случае — это не некая субъективная легкомысленность человека, а возможность спасающего пойти на данный шаг (смену духовного отца), если он вызван объективными обстоятельствами.
Отметим, что преподобный Иоанн Лествичник тоже считал возможным сменить духовника. Он писал: «Когда духовный врач наш признает себя недостаточным для исцеления нас, тогда должно идти к другому»[41]. Но если преподобный указывает при этом на то, что сам духовный отец должен признать свою неспособность, то в словах старца Кирилл нет такого условия — решение о необходимости сменить духовного руководителя принимает сам человек, исходя из своего понимания, под чьим руководством ему устраивать свое спасение. Эту разницу в видении данного вопроса можно объяснить также оскудением духовных пастырей, которые могли бы дать правильную оценку достаточно ли их руководство для духовного врачевания своих чад.
Следующий вопрос, который рассмотрим в данной статье, — возможность иметь духовника за пределами своего монастыря. Начнем с одного из наставлений старца Паисия Святогорца, который говорил: «Лучше иметь одного духовника там, где живешь, потому что духовник как врач: должен в любой момент знать состояние больного, чтобы суметь дать всякий раз соответствующее лекарство»[42]. С одной стороны, здесь сказано, что лучше иметь духовного отца в том монастыре, где подвизаешься. А с другой стороны, из этих же слов можно сделать вывод, что он не утверждал такой необходимости и обязательности, просто объяснял, как в общем было бы лучше. Думается, чтобы окончательно принять правильное решение о выборе наставника, нужно обратиться к словам отца Кирилла (Павлова): «От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте»[43]. И здесь важно оценить все плюсы и минусы этого решения. С одной стороны, имея духовника в монастыре, где живет подвизающийся, можно легче от него получать помощь. С другой стороны, учитывая оскудение духовных руководителей и имея в виду не только пользу, но и вред или проблемы, которые они могут принести своими действиями и своим руководством и, наоборот, пользу от руководства духовника, находящегося вне монастыря проживания, можно подумать, чтобы сделать выбор в пользу последнего.
Например, известно, что духовником некоторых монашествующих был старец протоиерей Николай (Гурьянов): настоятельницы Пюхтицкого монастыря игуменьи Варвары (Трофимовой), настоятельницы Горненского Иерусалимского монастыря игуменьи Георгии (Щукиной) и других[44]. Игумен Сергий (Амуницын), который долгое время служил на приходе не в Московской епархии, считал своим духовным отцом известного старца архимандрита Кирилла (Павлова)[45]. Иеросхимонах Валентин (Гуревич) свидетельствует, что у старца отца Наума (Байбородина) были духовные чада, в том числе и монашествующие, которые проживали «по всему постсоветскому пространству по обе стороны Урала»[46]. Этот список можно было бы при желании продолжить. Но, думается, и его достаточно, чтобы понять, что старцы не отвергали возможность быть духовными пастырями монахов и монахинь, которые не жили в одном монастыре или месте с ними.
Отметим, что преподобный Иоанн Лествичник не рассматривает данный вопрос, как бы подразумевая, что в выбранном тобою монастыре у тебя есть возможность найти себе духовника. Например, он пишет: «Если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую врачебницу: то будь в ней как бы мимоходом, а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих. Когда же от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее, если найдешь между ними то, чего и должно искать, т. е. врачевство против душевной надменности: тогда уже и приступи к ним, и продайся на злате смирения, на хартии послушания, на рукописании служения, и при свидетелях Ангелах, раздери пред ними, раздери хартию своей воли»[47]. Но, к сожалению, в связи с оскудением духовников такая возможность находится под вопросом.
Подытоживая сказанное в данной статье, нужно отметить, что автор не претендует на полноту освещения этого вопроса. Более того, по мнению автора, затронутая тема важна, и дальнейшее ее изучение могло бы принести пользу людям, желающим спасаться в монастыре. Тема эта не исчерпана поучениями древних святых отцов. Потому что, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), в настоящее время оскудели духовники, которые были раньше: «Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей... Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности»[48]. Или, как написано в письме архимандрита Иоанна (Крестьянкина), по причине оскудения духовной жизни «опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее»[49]. И поэтому те проблемы, которые возникают в связи с данными особенностями современной духовной жизни, нуждаются в разрешении, что могло бы помочь людям, идущим монашеским путем, в деле их спасения.
Использованная литература
Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: «Паломник», 2014. В 5 томах.
Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. М.: «Паломник», 2011. В 3 томах.
Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996.
Паисий Святогорец, прп. Избранный сосуд / пер. с греч. иером. Христодул Агиорит. Казань, 2001.
Паисий Святогорец, прп. Слова. В 4 томах. М.: Изд. Дом «Святая гора», 2000-2005.
Паисий Святогорец, прп. Письма. С.-П.: Изд-во СТСЛ, 2001.
Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.: «Паломник», 2013.
Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.
Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003.
Наум (Байбородин), архим. О спасительном подходе к исповеди. Исповедь современного человека. М.: «Сибирская благозвонница», 2019
Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013.
Орлова О. Прозорливец наших дней. О новопреставленном архимандрите Науме (Байбородине) говорят его духовные дети и сослужители // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/107158.html?ysclid=l94rgekh3w9929583. Дата доступа: 12.10.22.
Рожнёва О. Л. Будьте всегда радостны! Старец Николай Гурьянов в воспоминаниях современников // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/81520.html?ysclid=l779fohffp442414850. Дата доступа: 24.08.22.
Якубов И. Живем молитвами старца Кирилла // Сайт «Свято-Троицкая Сергиева Лавра» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stsl.ru/news/all/zhivem-molitvami-startsa-kirilla. Дата доступа: 12.10.22.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб.-М., 1880.
Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: «Аделант», 2014.
[1] См.: Иаков (Савельев), иерод. Отношение к Лествице преподобного Иоанна Лествичника н Руси // «Богослов.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/2778131?ysclid=l94sbe1pqf421005751. Дата доступа: 12.10.22.
[2] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: «Паломник», 2014. Т. 1. С. 253.
[3] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: «Паломник», 2014. Т. 1. С. 548.
[4] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. С. 187.
[5] См.: Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22; Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. С. 121-125.
[6] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.
[7] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.
[8] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. М.: «Паломник», 2011. Т. 3. C. 553.
[9] Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Полное собрание творений. М.: «Паломник», 2014. Т. 4. С. 67.
[10] См.: Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mozhet.html?ysclid=l94sdexzax611975722. Дата доступа: 12.10.22.
[11] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. С. 185-186.
[12] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. М.: Изд. Дом «Святая гора», 2003. С. 299.
[13] См.: Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: «Аделант», 2014. С. 120; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб.-М., 1880. С. 461.
[14] См.: Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. С. 186; Слова. Т. 3. С. 299.
[15] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. М.: «Паломник», 2011. Т. 3. С. 47.
[16] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. М.: «Паломник», 2011. Т. 3. С. 573-574.
[17] Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. С. 121-122.
[18] Ср.: Иоанн Лествичник, прп. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник // Лествица. СПб., 1996. С. 253-254; см. также: Там же. С. 255-274.
[19] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 112. С. 65-66.
[20] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 94, 112. С. 60-61, 65-66.
[21] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание писем. М.: «Паломник», 2011. Т. 3. С. 573-574.
[22] Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mozhet.html?ysclid=l94sdexzax611975722. Дата доступа: 12.10.22.
[23] Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mozhet.html?ysclid=l94sdexzax611975722. Дата доступа: 12.10.22.
[24] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 1, 5-6. С. 16.
[25] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 1, 7 и далее. С. 16-22.
[26] См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 2, 5; 4, 94. С. 24, 60.
[27] «Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных <…> братий». См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: «Паломник», 2014. Т. 1. С. 548.
[28] Паисий Святогорец, прп. Письма. С.-П.: Изд-во СТСЛ, 2001. С. 45.
[29] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 46. С. 52; см. также: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 66. С. 55; Иоанн Лествичник, прп. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец // Лествица. СПб., 1996. Глава 7, 5. С. 260.
[30] См.: Наум (Байбородин), архим. О спасительном подходе к исповеди. Исповедь современного человека. М.: «Сибирская благозвонница», 2019; Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.: «Паломник», 2013; Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творении. М.: «Паломник», 2014. Т. 1. С. 184-191; Никон (Воробьев), игум. Нам оставлено покаяние. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. Об этом писали и многие другие пастыри.
[31] Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mozhet.html?ysclid=l94sdexzax611975722. Дата доступа: 12.10.22.
[32] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.
[33] См.: Илий (Ноздрин), схиархим. «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-gospod-ne-lomal-volyu-uchenikov-i-nikakoj-duxovnik-ne-mozhet.html?ysclid=l94sdexzax611975722. Дата доступа: 12.10.22.
[34] Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Полное собрание творений. М.: «Паломник», 2014. Т. 4. С. 66-67.
[35] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. С. 186.
[36] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 5. С. 16.
[37] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. М.: Изд. дом «Святая гора», 2003. С. 280; см. также: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 94. С. 60.
[38] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. С. 186.
[39] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. М.: Изд. дом «Святая гора», 2003. С. 286.
[40] «В легкой смене духовников нет ничего хорошего. Если при строительстве здания будут то и дело меняться инженеры и мастера, то это здание не будет построено как следует. В прежние времена люди шли к Старцам, чтобы посоветоваться с ними о своих затруднениях и получить помощь. Сегодня многие идут к Старцам не для того, чтобы с ними посоветоваться, а для того, чтобы оправдать самих себя или чтобы потом рассказывать другим, что они советовались и с таким-то Старцем. "Я был у такого-то Старца и у такого-то, — говорят такие люди, — и отца Паисия я насчет этого тоже спрашивал". А на самом деле может быть, что, когда он меня спрашивал, я его отругал. Или даже такое бывает: он дошел до моей двери, но в последний момент побоялся постучать и ушел. Таким образом, эти люди заканчивают тем, что кружат от одного духовного отца к другому, не имея постоянного духовника. В результате они запутываются». Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 3. М.: Изд. дом «Святая гора», 2003. С. 286.
[41] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 70. С. 56.
[42] Паисий Святогорец, прп. Избранный сосуд / пер. с греч. иером. Христодул Агиорит. Казань, 2001. С. 188.
[43] Кирилл (Павлов), архим. Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире. М.: «Российский писатель», 2003. С. 186.
[44] См.: Рожнёва О. Л. Будьте всегда радостны! Старец Николай Гурьянов в воспоминаниях современников // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/81520.html?ysclid=l779fohffp442414850. Дата доступа: 24.08.22.
[45] См.: Якубов И. Живем молитвами старца Кирилла // Сайт «Свято-Троицкая Сергиева Лавра» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stsl.ru/news/all/zhivem-molitvami-startsa-kirilla. Дата доступа: 12.10.22.
[46] См.: Орлова О. Прозорливец наших дней. О новопреставленном архимандрите Науме (Байбородине) говорят его духовные дети и сослужители // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/107158.html?ysclid=l94rgekh3w9929583. Дата доступа: 12.10.22.
[47] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. СПб., 1996. Слово 4, 94. С. 60.
[48] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: «Паломник», 2014. Т. 1. С. 548.
[49] См.: Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. О духовничестве // «Православие.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm. Дата доступа: 15.10.22.
Источник: Богослов.Ru