Архиерейский Собор в Русской Православной Церкви
В нынешнем году, согласно решению Священного Синода от 17 апреля (журнал №29), планируется проведение очередного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Публикуем статью профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, посвящённую истории и задачам этого органа церковной власти.
Статья

Канонический статус Архиерейского Собора определён 34-м апостольским правилом: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». Аналогичная норма содержится в ряде других правил: Антиох. 9; I Всел. 5; II Всел. 2 и др. Под «собором» в них подразумевается собор епископов в границах провинции под председательством митрополита — епископа столичного города провинции. Именно в этих границах в ту пору, когда издавались эти каноны (в III и IV веках), существовали поместные церкви, а более крупные образования, в том числе патриархаты, появились позже. Каноны не предусматривают соборов, в которых участвовали бы пресвитеры, диаконы и миряне, но из истории древней Церкви известно об их фактических участии в деяниях соборов, однако без канонически установленных полномочий.

Подобно высшей церковной власти в древних автокефальных митрополиях, в патриархатах церковная власть осуществлялась в единении предстоятеля с собором епископов. Но поскольку регулярные собрания епископов таких обширных областей, какими являются патриархаты, связаны с большими затруднениями и неудобствами, уже в период Вселенских Соборов при патриарших кафедрах образовались постоянные соборы, или синоды епископов. Слово «синод» (греч. σύνοδος) означает «собор», но в русском языке оно стало употребляться в значении «малый постоянно действующий собор».

В Русской Церкви, входившей с начала канонического устроения в Константинопольский патриархат, высшая власть изначально принадлежала митрополиту с собором епископов. Митрополит созывал епископов на собор и председательствовал на нём. Отпадение Константинопольского патриарха Иосифа II и присланного им на Русь митрополита Исидора в унию послужило, в соответствии с 15-м правилом Двукратного Собора, основанием к исторически назревшему событию — отделению Русской Церкви от Константинопольского патриархата. Преемник Исидора, святой Иона, поставлен был митрополитом в 1448 г. собором русских епископов без утверждения со стороны Константинопольского патриарха. С тех пор, даже после падения унии на греческом Востоке, собор русских епископов самостоятельно избирал Предстоятеля Русской Церкви. Так положено было начало автокефалии Русской Церкви.

Порядок управления в автокефальной Русской Церкви строился в соответствии с канонами: Ап. 34, 37; Антиох. 9; I Всел. 4, 5; II Всел. 2; IV Всел. 9, 17, 19. Митрополиты созывали епископов на соборы и председательствовали на них. Принято было за правило, чтобы архиереи собирались в Москву для совещаний не реже одного раза в год. При необходимости епископы собирались чаще. Случалось, что, съехавшись в Москву по требованию обстоятельств, архиереи надолго задерживались в столице, составляя с малыми промежутками времени целый ряд соборов. Иногда собор созывался «из прилучившихся в Москве епископов», подобно Константинопольскому «синоду эндимуса». Для этого почти все архиереи имели в Москве свои постоянные подворья. Соборы Московской эпохи традиционно именовались Освященными Соборами. В их деяниях принимали участие не только архиереи, но также архимандриты и игумены «степенных», то есть наиболее важных монастырей, настоятели кремлёвских церквей и некоторые другие московские пресвитеры, а также носители светской власти — великие князья, впоследствии цари, бояре, но канонически установленными властными полномочиями обладали на них только архиереи.

Из Соборов этой эпохи особую историческую значимость имели следующие: 1492 г., когда решён был нелёгкий ввиду широкого распространения апокалиптических настроений вопрос о составлении пасхалии на 8-е тысячелетие от сотворения мира; 1503 г., подтвердивший право монастырей на владение населённой землёй; 1504 г., осудивший ересь «жидовствующих»; 1547 и 1549 гг., совершившие канонизации многих русских святых; 1551 г., издавший «Стоглав» — разделённый на 100 глав свод законов об устроении церковного порядка (название сборника перенесено было и на сам Собор).

В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество. От восточных патриархов русский Первосвятитель отличался прежде всего тем, что при нём не было постоянного собора-синода, какой в то время уже состоял при патриархах на Востоке. Освященные Соборы и при патриархах оставались высшей инстанцией власти в Русской Церкви. Самыми значительными по своим последствиям были состоявшиеся в первый патриарший период Соборы: 1620 г., подтвердивший сложившийся к тому времени на Руси обычай перекрещивать католиков и протестантов при их присоединении к православию; 1654 г., отменивший это решение Собора 1620 г. и начавший по инициативе Патриарха Никона исправление церковных книг; Большой Московский 1666–1667 гг. с участием Восточных патриархов, подтвердивший осуждение старых обрядов и низложивший Патриарха Никона; 1682 г., принявший решение о значительном увеличении числа епархий Русской Церкви.

Порядок управления в Русской Церкви претерпел кардинальную реформу в связи с упразднением патриаршества и учреждением Святейшего Синода в 1721 г. Проект реформы церковного управления под названием «Духовный регламент» был написан еп. Феофаном (Прокоповичем). После утверждения его Сенатом и Освященным Собором, который оказался последним (Соборы с тех пор не созывались вплоть до 1917 г.), после сбора подписей под ним епископов и архимандритов и игуменов «степенных монастырей» 14 февр. 1721 г. состоялось открытие Духовной коллегии, на первом заседании которой она была переименована в Святейший Правительствующий Синод — постоянно действующий малый собор.

В отличие от Синода при восточных патриархах Святейший Синод не восполнял патриаршую власть, а заменял её; он заменял и прежний Освященный Собор как высший орган церковной власти. Упразднение первосвятительского престола, равно как и исчезновение более чем на 200 лет Соборов из жизни Русской Церкви, явилось нарушением Ап. 34, Антиох. 9 и др. канонов. Первенствующий член Синода, первое время со званием президента, ничем не отличаясь по своим правам от других его членов, лишь символически представлял первого епископа, первоиерарха, без разрешения которого в Церкви не должно твориться ничего такого, что превышало бы власть отдельных епископов. Не был Синод, состоявший всего лишь из нескольких архиереев и пресвитеров, и полноценной заменой прежних Освященных Соборов.

В период подготовки Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. обнаружились разногласия по поводу состава предстоящего Собора. В Петербурге образовалась «группа 32-х» священников, потребовавшая в записке, опубликованной в «Церковном вестнике» 17 марта 1905 г., широкого представительства клириков и мирян, а также равных прав с епископами для них на планируемом Соборе. Обновленцы предостерегали оппонентов об угрозе церковного раскола, который произойдёт, если их требования о равноправном участии клириков и мирян в Соборе не будут приняты. «Епископы выработают и утвердят на Соборе проект устроения; но решение их не получит силы только от того, что оно будет единогласным желанием всех епископов. Церковь скажет или, по крайней мере, может сказать, что не одобряет такого устроения дел, не желает его и признаёт не соответствующим ни действительным её потребностям, ни хранимому ею Преданию. Права или неправа будет эта, невольно отрешённая от епископов Церковь, но раскол произойдёт» (К церковному Собору. СПб., 1906, с. 128), — писал Н. П. Аксаков. Для первоиерарха Русской Церкви авторы «Записки» предусматривали титул архиепископа столичного города или даже Патриарха, но не хотели наделять его никакими административными правами по отношению к другим епископам, предоставляя лишь первенство чести.

Противоположных убеждений о характере необходимых преобразований высшей церковной власти придерживался архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий): он высказался за исключительно епископский состав ожидаемого Собора. С глубоким разбором вопроса о составе предполагаемого Поместного Собора выступил в печати архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский). Он писал: «Можно ли, стоя на строго канонической точке зрения, утверждать, что клирики и миряне имеют право, наравне с епископами, участвовать с решающим голосом в областных соборах? Ответ может быть только отрицательный. Что клир и миряне обязательно присутствовали на соборах и что некоторые из них принимали в рассуждениях собора самое замечательное участие, это правда... Но сказать, чтобы таков был закон церковный, обязательный для всех, чтобы этого требовали правила Св. Апостол и Св. Вселенских и Поместных Соборов... невозможно. “Книга правил” не содержит никаких узаконений для участия клира и мирян в областных Соборах и, напротив, всюду, где говорит о соборах, говорит только об епископах и никогда о пресвитерах, клириках и мирянах»[1]. Ради единства и мира церковного архиепископ Сергий считал допустимым призвать для участия в Соборе клириков и мирян, «но нужно поставить это участие так, чтобы оно не разрушало <…> основного принципа канонического строя»[2]. Для этого архиепископ Сергий предлагал ввести в положение о Соборе такое условие: «Всякое постановление общего Собора, достигнуто ли оно путём голосования или без него, получает силу закона, но может быть опротестовано с указанием мотивов и передано на рассмотрение Собора одних епископов. Если постановление имеет характер догматико-канонический, для протеста достаточно одного голоса, кому бы он ни принадлежал. Во всех остальных случаях необходимо, чтобы протест был заявлен или поддержан не менее как одной четвертью всех присутствующих»[3]. Епископат в целом стоял на позициях, выраженных в выступлениях архиепископов Антония и Сергия. Реальная конструкция Поместного Собора 1917–1918 гг. в целом соответствовала проекту, обозначенному в брошюре архиепископа Сергия. На Собор были призваны и епископы, и клирики, и миряне, но принятие решений на нём было поставлено под контроль Епископского совещания.

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. в составе епископов, клириков и мирян явился событием эпохального значения. Устав Собора наделил особыми полномочиями епископов, участвующих в его деяниях. Они составили Епископское совещание, действовавшее в рамках Собора, при этом, однако, имевшее власть отменить, пересмотреть или отредактировать любое постановление Собора в полном составе без последующего его пересмотра на пленарном заседании. И Епископское совещание широко пользовалось этим своим канонически обоснованным правом, внося существенные изменения в тексты ряда соборных определений, принимавшихся на пленарных заседаниях, и сообщая им таким образом окончательную редакцию.

Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причём в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный характер.

4 ноября 1917 г. Поместный Собор вынес постановление: «1. В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически, в определённые сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчётен Собору»[4].

Церковная жизнь в эпоху, последовавшую за Поместным Собором, протекала в исключительно ненормальных условиях — Церковь была гонима. Очередной Поместный Собор, проведение которого было намечено в соответствии с постановлением Поместного Собора 1917–1918 гг. на 1921 г., созвать не удалось. В 1921 г. в связи с истечением трёхлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета, новый состав этих органов был определён единоличным указом Патриарха в 1923 г. Указами Патриарха 1 и 9 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. Взамен их был им же образован Временный патриарший синод с ограниченными полномочиями.

После кончины святителя Тихона 12 апреля 1925 г. состоялось Архиерейское совещание 60-ти епископов, прибывших на погребение почившего Патриарха. На этом совещании было вскрыто и оглашено завещание почившего Первоиерарха, составленное на случай невозможности предусмотренного определением Поместного Собора «О порядке избрания Святейшего Патриарха» созыва Собора для избрания Первосвятителя. Согласно этому завещанию обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на третьего в списке кандидатов священномученика митрополита Петра Полянского, ввиду того что два первых кандидата, святые митрополиты Кирилл и Агафангел, находились в ссылке.

После частичной нормализации церковно-государственных отношений, 8 сентября 1943 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Изменение титула Патриарха (ранее было «Московский и всея России») связано с изменением официального названия Церкви: вместо Российской — Русская, а это изменение обусловлено было тем, что Россией в ту пору называлась только часть страны — РСФСР, а слово «Русь» обозначает также Украину и Белоруссию — иными словами, большую часть канонической территории нашей поместной Церкви. На Архиерейском Соборе был также образован Священный Синод при Патриархе.

Святейший Патриарх Сергий почил в 1943 г. После его кончины Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). 21–23 ноября 1944 г. состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовало уже 50 епископов. Задачей Собора была подготовка к созыву Поместного Собора для избрания Патриарха.

31 января 1945 г. в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян своих епархий. Среди почётных гостей на Соборе присутствовали Патриархи Александрийский — Христофор, Антиохийский — Александр III, Грузинский — Каллистрат, представители Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской Церквей. Всего на Соборе было 204 участника. Право голоса имели одни епископы. Но голосовали они не только от себя лично, но и от имени клириков и мирян своих епархий, что вполне соответствовало духу святых канонов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

На первом заседании Собор утвердил «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое включало 48 статей. В первой статье Положения повторена статья Определения от 4 ноября 1917 г. о том, что высшая власть в Церкви (законодательная, административная и судебная) принадлежит Поместному Собору (ст. 1), при этом опущено только слово «контролирующая». Не говорится также о том, что Собор созывается «в определённые сроки»[5], как это предусматривалось в Определении 1917 г. В ст. 7 Положения сказано: «Патриарх для решения назревших важных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев» и председательствует на Соборе, а о Соборе с участием клириков и мирян говорится, что он созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность»[6] к его созыву. «Положение», таким образом, впервые вводит законодательное различение двух инстанций высшей церковной власти: Поместный Собор и Архиерейский Собор, не предусматривая при этом периодичность в их созыве.

На основании «Положения об управлении Русской Православной Церкви» Архиерейские Соборы созывались в 1961, 1971 и 1988 гг. (два последних Собора для подготовки предстоявших Поместных Соборов).

В год тысячелетнего юбилея Крещения Руси, когда в условиях кризиса советского режима во взаимоотношениях Церкви и государства, а также Церкви и официально признанных общественных структур обозначились существенные перемены, с 6 по 9 июля 1988 г. в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Поместный Собор, который принял Устав об управлении Русской Православной Церкви.

Высшими органами церковной власти, в соответствии с этим уставом, являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом. На период между Поместными Соборами полноту высшей церковной власти устав предоставил Архиерейскому Собору, в который входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы. В уставе определена периодичность созывов Архиерейского Собора: не реже одного раза в два года. Соборы должны были также созываться по мере необходимости.

В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор должен был, согласно уставу вносить предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха. Устав включил в обязанности Архиерейского Собора в частности: хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизацию святых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. Священный Синод, в соответствии с уставом, подотчётен Архиерейскому Собору. Архиерейский Собор, согласно уставу, является судом второй инстанции по спорам между архиереями, по делам, связанным с каноническими проступками архиереев, а также по всем делам, переданным ему Священным Синодом для принятия окончательного решения. Председателем Архиерейского Собора по уставу 1988 г. является Святейший Патриарх или — в период межпатриаршества — Местоблюститель Патриаршего Престола. Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод: секретарь Собора избирается из числа членов Синода. Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

В соответствии с Уставом об управлении Русской Православной Церкви в редакции 1988 г., очередные и внеочередные Архиерейские Соборы созывались в 1989 и в 1990 гг. (трижды). 3 мая 1990 г. скончался Святейший Патриарх Пимен. 7–8 июня состоялся Поместный Собор, главным результатом которого явилось избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор, созванный накануне Поместного Собора, избрал трёх кандидатов на Патриарший Престол. Из их числа в результате двух туров голосования тайной подачей голосов Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер). Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II состоялась 10 июня 1990 г. Архиерейские Соборы под председательством Патриарха Алексия II созывались в 1992 (дважды), 1994, 1997 и 2000 гг.

Архиерейский Собор, состоявшийся 13–16 августа 2000 г., принял новый «Устав Русской Православной Церкви». Согласно уставу, «высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору» (II, 1), органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами является Священный Синод, возглавляемый Патриархом (V, 1). В уставе по-новому, но в полном соответствии с каноническими нормами формулируется статус Архиерейского Собора как «высшего органа иерархического управления» Русской Церкви (III, 1). Архиерейский Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом (III, 2). Изменения внесены и в положение относительно состава Собора. Членами Архиерейского Собора являются епархиальные архиереи, а также те викарные епископы, которые возглавляют синодальные учреждения и духовные академии (в уставе 1988 г. — «духовные школы»; изменение несомненно мотивировано многократным увеличением числа духовных учебных заведений). Кроме того, в состав Архиерейского Собора входят викарные архиереи, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами» (III, 1), — это те архиереи, которые, будучи по титулу викариями Московского Патриарха, управляли приходами Русской Церкви на канонической территории Американской Православной Церкви, каковыми в ту пору являлись епископы Зарайский, управляющий приходами Московского Патриархата в Соединённых Штатах, и архиепископ Каширский, управляющий приходами в Канаде. Все остальные викарные епископы могли участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса (III, 1).

Изменена была периодичность в созыве очередных Соборов: предусматривается межсоборный период не в 2, как было ранее, а в 4 года. Сохраняется также возможность созыва Собора в исключительных случаях. Внеочередной Собор может быть созван по предложению не только Патриарха (V, 20) и Священного Синода, но 1/3 епархиальных архиереев — членов Архиерейского Собора (III, 2). Причём предусмотрен срок не более 6 месяцев после соответствующего обращения, в течение которого должен быть созван Архиерейский Собор.

Как и ранее, Архиерейский Собор, согласно уставу 2000 г., непременно созывается в преддверии Поместного Собора, который состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. «Ответственность за подготовку Поместного Собора несёт Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру этого Собора...» (II, 2). В новом уставе, таким образом, подчёркнута ответственность Архиерейского Собора за подготовку Поместного Собора, чётче определены его функции — согласно уставу 1988 г., в преддверии Поместного Собора в обязанности Архиерейского Собора входило «внесение предложений по повестке дня, программе, регламенту заседаний, а также процедуре избрания Патриарха» (III, 5а).

Устав вменяет в обязанность Архиерейского Собора, в частности, следующее: хранение чистоты и неповреждённости православного вероучения и норм христианской нравственности; принятие устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; толкование канонов и иных церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; вопросы, связанные со взаимоотношениями Русской Церкви с государственными органами и с поместными православными церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов, епархий, а также синодальных учреждений; утверждение порядка владения, пользования и распоряжения церковным имуществом, решение вопросов, связанных с созывом Поместного Собора, в том числе и по процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора; суждение о деятельности Священного Синода и синодальных учреждений; установление процедуры всех церковных судов; утверждение новых общецерковных наград (III 3).

Изменена судебная компетенция Русской Православной Церкви Архиерейского Собора: он стал судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха (III 5), ранее это было компетенцией Поместного Собора (Устав, 1988. II 6), в последней инстанции (так же, как и в Уставе 1988, III 7а) по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом.

Руководство Архиерейским Собором, по новому уставу, осуществляется на тех же основаниях, которые были предусмотрены прежним уставом. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. Президиум несёт ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Секретарь несёт ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода.

Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно уставу, предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов, открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговорённых регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев — членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признаётся Собором уважительной» (III, 13). Кворум Собора составляют 2/3 иерархов — его членов. Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия (III, 15). Причём, в отличие от предусматривавшегося прежним уставом последующего утверждения всех этих постановлений Поместным Собором (Устав, 1988. II, 7), новый устав предусматривает такое утверждение лишь по догматическим и каноническим вопросам (II, 5г).

Главная новация положений устава 2000 г. относительно Поместных и Архиерейских Соборов заключается в таком перераспределении их полномочий, когда Архиерейский Собор, оставаясь низшей инстанцией, чем Поместный Собор, перестаёт быть во всём подчинённым ему органом, как было ранее. Он становится высшей судебной властью Русской Церкви, он один и окончательно принимает устав и вносит в него изменения, только он полномочен принимать окончательно решения по делам церковного управления, за исключением избрания Святейшего Патриарха, и наконец, только те решения Архиерейского Собора подлежат утверждению со стороны Поместного Собора, которые носят вероучительный или канонический характер. Таким образом, в новом уставе была решена актуальная проблема, связанная с необходимостью канонически правомерного уточнения компетенции Архиерейских и Поместных Соборов. В предыдущем уставе Архиерейский Собор был поставлен в подчинённое положение по отношению к Поместному Собору, несмотря на то что канонически Архиерейскому Собору принадлежит ничем не умалённая полнота власти в Поместной Церкви.

Для такого перераспределения функций Поместного и Архиерейского Соборов были бесспорные канонические основания. Ведь каноны, по существу дела, знают исключительно собор епископов области, другими словами, поместной Церкви. Так, 19-е правило IV Вселенского Собора гласит: «Посему определил святый собор, согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется». Тот же исключительно архиерейский состав собора предусмотрен в 6-м правиле VII Вселенского Собора и 14-м правиле Карфагенского Собора.

В 27-м правиле Карфагенского Собора речь идёт о соборах Африканской Церкви, епископат которой был особенно многочисленным — насчитывал сотни архиереев, каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями, при этом, конечно, непременно в епископском сане: «Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие». Об исключительно епископском составе соборов говорят также 14, 87, 141, 142-е правила Карфагенского Собора. 40-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумлятися ко благоустроению церкви, и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется». Одним словом, всюду, где в канонах идёт речь о соборе, подразумевается собор архиерейский.

В соответствии с новым уставом изменился статус Архиерейского совещания, действующего в рамках Поместного Собора. Архиерейское совещание по уставу 2000 г. может быть созвано Председателем Собора, Советом Собора или по предложению 1/3 архиереев. В его задачу, как это было предусмотрено и прежним уставом, входит обсуждение тех постановлений, которые особенно важны либо вызывают сомнение с догматической и канонической точек зрения. Если по уставу 1988 г. оно могло отменить постановление, принятое на заседании Поместного Собора, только квалифицированным большинством в 2/3 голосов присутствующих архиереев, даже если принятое решение прошло на пленарном заседании Поместного Собора простым большинством хотя бы и в один голос, что не давало епископату полноты контроля за ходом соборных деяний, то по уставу 2000 г. для таковой отмены достаточно простого большинства. Если решение Собора отвергается Архиерейским Совещанием, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство архиереев его отвергнет, оно теряет силу. Через этот механизм окончательная редакция решений Поместного Собора в соответствии с основополагающими каноническими принципами поставлена под контроль епископата.

Здесь уместна будет и такая историческая справка. Хотя Поместный Собор 1917–1918 гг. известен самым широким участием в обсуждении всех стоявших перед ним вопросов клириков и мирян, ход соборных деяний поставлен был на нём под эффективный архиерейский контроль. Соборный устав предусматривал, что вопросы догматического и канонического характера и все важные решения, после их рассмотрения полным составом Собора, в любом случае подлежали утверждению на Совещании епископов. При этом Совещание епископов не возвращало документ на повторное рассмотрение полным составом Поместного Собора, но вносило в него какие считало необходимыми поправки и принимало определения в окончательном виде. По существу, законодательные полномочия Совещания епископов при Соборе 1917–1918 гг. были выше, чем полномочия полного состава Собора, и принцип полноты ответственности епископата за Церковь сохранялся в полную меру при том, что количественно на Соборе архиереи составляли менее 1/5 его участников.

В XXI веке Архиерейские Соборы созывались 3–8 октября 2004 г. и 24–29 июня 2008 г. 5 декабря скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 25–26 января 2009 г. под председательством Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялся Архиерейский Собор, на котором были избраны три кандидата на Патриарший престол. На Поместном Соборе 2009 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Кирилл. Под его председательством Архиерейские Соборы созывались 2–4 февраля 2011 г., 2–5 февраля 2013 г., 2–3 февраля 2016 г., 29 ноября — 2 декабря 2017 г..

На этих Соборах вносились изменения в текст Устава Русской Православной Церкви, в том числе и в его III главу, посвящённую статусу Архиерейского Собора. Изменения коснулись, в частности, состава Собора. В действующей редакции устава все викарные епископы являются полноправными членами Архиерейского Собора (III, 2). Иначе, чем в первоначальной редакции устава 2000 г. сформулированы статьи 5и и 5к; ныне они включают в обязанности Архиерейского Собора «и) представление Поместному Собору предложений по созданию, реорганизации и упразднению Автономных и Самоуправляемых Церквей; к) утверждение решений Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, определение их границ и наименований, а также утверждение решений Синодов Самоуправляемых Церквей о создании, реорганизации и упразднении митрополий и епархий».

На избирательных Поместных Соборах 1990 и 2009 гг. трёх кандидатов в Патриархи избирал Архиерейский Собор, но такая процедура не предусматривалась ни уставами 1988 и 2000 гг., ни другими уставными актами. Архиерейский Собор, состоявшийся в феврале 2013 г., принял «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси», первая статья которого гласит: «Архиерейский Собор тайным голосованием избирает кандидатов на Московский Патриарший престол». Согласно 8-й статье «Положения», Архиерейский Собор избирает кандидатами «трёх архиереев, набравших наибольшее количество голосов».

 

Источники

Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945;

Собрание документов Русской Православной Церкви. т.1. Нормативные документы. М., 2013;

Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской

Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. Вып. 1-4.

Литература

К церковному Собору: Сб. СПб., 1906; 

Русская Православная Церковь и право. М., 1999, с. 13-14;

Сергий (Страгородский), архиеп. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора. СПб., 1905.

 

[1] Сергий (Страгородский), архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора. СПб., 1905, с. 5-6.

[2] Там же, с. 10.

[3] Там же, с. 27.

[4] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 1, с. 3.

[5] Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945, с. 1.

[6] Там же, с. 2.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9