Богословские периодические издания высшей школы Русской Православной Церкви: отечественный опыт и попытка анализа
В статье доктора богословия, доктора теологии, кандидата юридических наук, профессора кафедры теологии и христианской коммуникации Межрегиональной академии управления персоналом священника Павла Бочкова рассматривается история возрождения российских духовных школ Русской Православной Церкви в конце ХХ — начале ХХI вв. и учреждение новых периодических научно-богословских журналов. Богословские журналы стали не только плодом напряжённой научно-исследовательской работы представителей профессорско-преподавательских корпораций вузов Русской Церкви, но и свидетельством возрождения отечественной богословской мысли, живой интеллектуальной проповедью Евангелия, значительным вкладом в общемировое теологическое наследие.
Статья

Интенсивное возрождение церковной жизни, начавшееся после юбилейных торжеств, посвящённых 1000-летнему юбилею Крещения Руси, вызвало неподдельный интерес общества к жизни Русской Православной Церкви, а вслед за этим и массовое возвращение в Церковь верующих — вчерашних советских людей, воспитанных в советской школе с атеистическими установками и декларируемым материализмом. Распад Советского Союза и крушение коммунистической идеологии сделали возможным возрождение религиозной жизни в странах на постсоветском пространстве, вступивших в эпоху политических и социальных преобразований. По всей канонической территории Русской Православной Церкви начали массово возникать новые приходские общины, возрождаться поруганные храмы и строиться новые. Перед священноначалием остро встал вопрос обеспечения приходов кадрами, подготовки священнослужителей и, как следствие, — возрождения исторических духовных школ, прекративших своё существование в первые годы советской власти, утвердившейся вследствие октябрьского переворота 1917 г. К 1988 г. в составе Русской Православной Церкви пребывали Московская и Ленинградская духовные академии и семинарии в пределах РСФСР, а также Одесская духовная семинария в пределах Украины. Все вместе эти духовные учебные заведения не могли удовлетворить огромный спрос на образованное и подготовленное к тяготам приходской жизни духовенство.

Уже начиная с 1990 г. на уровне епархий начинается активная работа по организации различных пастырских курсов, появляются первые духовные училища. Несмотря на то, что начинать дело приходилось с нуля, процесс приобрёл массовый характер, и зачастую впоследствии духовные училища практически повсеместно были преобразованы в духовные семинарии. Так, к примеру, в 1990 г. в Костроме по инициативе епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский) было организовано епархиальное духовное училище. В 1996 г. училище было преобразовано в Костромскую духовную семинарию, которая в 2004 г. перешла на 4-летнюю программу обучения, став полноценным учреждением высшего профессионального религиозного образования[1]. Подобным образом в пределах Воронежско-Борисоглебской епархии определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 1993 г. было возрождено Воронежское епархиальное духовное училище[2], а уже в 1997 г. Священный Синод преобразовал духовное училище в Воронежскую духовную семинарию[3], которую в своё время окончил и автор этих строк. Подобный путь от училища к семинарии прошло подавляющее большинство возрождённых духовных школ не только в России, но и в других странах, на которые распространяется юрисдикция Русской Православной Церкви.

В первые годы возрождения духовных школ на второй план были отодвинуты вопросы, связанные с выпуском собственных богословских изданий. Этому имелся ряд объективных причин. С одной стороны, издание богословских сборников и трудов традиционно ожидалось высшими духовными учебными заведениями — духовными академиями, готовившими кадры высшей научно-педагогической квалификации и, собственно, преподавателей для провинциальных духовных училищ и семинарий. Кроме того, малое число преподавателей-клириков, окончивших духовные академии, и наличие в составе преподавательского корпуса практически в любой семинарии абсолютного большинства представителей светской науки – кандидатов и докторов наук светских вузов, наряду с педагогической работой, почти всегда движимой лишь энтузиазмом педагогов, практически полное отсутствие материальной базы и повсеместная разруха в социально-экономическом секторе страны сводили вопрос об издании собственных богословских научных журналов к твёрдому нулю.

На протяжении многих лет, начиная с 1960 г., единственным периодическим научным журналом в Русской Церкви являлись «Богословские труды». Это издание не принадлежало ни одной из действующих на тот момент духовных академий, но являлось плодом коллективного труда лучших умов богословской отечественной науки советского периода. «Богословские труды» более 30 лет представляли собой единственную издательскую площадку подобного рода для интеллектуальных сил, пребывающих в ограде Русской Церкви. На страницах «Трудов» печатались выдающиеся учёные различных поколений: от лиц, окончивших Императорские духовные академии до большевистской революции, зачастую прошедших аресты и лагеря, до исследователей нового поколения, выпускников академий советского периода, стремившихся к развитию как отечественной богословской мысли и раскрытию религиозно-философских вопросов, так и к продвижению церковно-исторических исследований и т. п. Журнал фактически являлся ежегодником, свежий «выпуск сборника становился настоящим событием для церковной общественности и, конечно, для церковных академических кругов»[4]. Спустя годы материалы, опубликованные в «Богословских трудах», не потеряли своей актуальности, а сам журнал и теперь способствует «консолидации творчески активных сил РПЦ в новейший период её истории и стимулируют развитие богословских наук в России»[5].

Изменения в общественно-политической жизни общества сделали возможным свободную издательскую деятельность духовных учебных заведений. Пожалуй, первой духовной школой, заявившей о начале выпуска собственного научного журнала, стала Ленинградская духовная академия, по инициативе её ректора, профессора, протоиерея Владимира Сорокина и по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера)[6] (впоследствии патриарх Московский и всея Руси (1990—2008). В обращении к читателям первого номера проф.-прот. Владимир Сорокин отмечал, что «разнообразные аспекты православного богословия в одинаковой степени найдут своё отражение на страницах журнала: библейский, богословский, литургический, исторический, канонический, душепопечительский, благотворительный, миротворческий, экуменический, религиозно-философский, искусствоведческий и пр.»[7]. Главным редактором журнала являлся иеромонах Сергий (Кузьмин) (1953—2007)[8], ставший первопроходцем в нелёгком деле возрождения научных изданий духовных школ. В 1990 г. вышло три номера «Вестника». «В 1991 году, в связи с возвращением городу Ленинграду исторического наименования Санкт-Петербург, Ленинградская духовная академия и семинария стала Санкт-Петербургской духовной академией и семинарией, а журнал также получил своё исконное название — “Христианское чтение”»[9]. Под таким наименованием журнал издавался Санкт-Петербургской духовной академией до революции[10]. Его возрождение стало первым в своём роде событием – возрождением исторического богословского журнала духовной школы Русской Церкви. В настоящее время Санкт-Петербургская духовная академия имеет целый ряд научно-богословских и церковно-исторических периодических изданий, являясь одним из лидеров на издательском поприще богословской периодики среди вузов Русской Православной Церкви.

Начало 1990-х гг. охарактеризовано издательской активностью, в том числе и религиозной: появляются совершенно новые богословские журналы, не имеющие административной связи ни с существующими духовными школами, ни с какими-либо синодальными церковными учреждениями («Христианос», «Альфа и Омега», «Церковно-исторический вестник» и др.). Помимо этого, появилась масса журналов по религиоведению, религиозной философии и теологии, издававшихся светскими вузами и вузами иных конфессий. Их появление в течение 1990–2010 гг. и активное участие в их деятельности как клириков и мирян, так и светских исследователей, являлось свидетельством интеллектуального голода и стремительных преобразований, переживаемых церковной общественностью в то время.

В 1991 г. вышел в свет первый номер журнала «Церковь и время», который учредил и стал издавать Отдел внешних церковных сношений РПЦ. В своём слове к читателям председатель редакционной коллегии журнала митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший патриарх Московский и всея Руси) отмечал, что «в нём будут помещаться статьи, написанные сотрудниками Отдела, отечественными и зарубежными богословами, официальные церковные документы, а также опубликованные в малодоступных ныне изданиях статьи, представляющие интерес для современного издания»[11]. Первым редактором журнала стал Е. А. Карманов[12]. Однако на третьем номере, вышедшем в 1992 г., издание журнала прекратилось и было возобновлено лишь в 1998 г. по инициативе иеромонаха Илариона (Алфеева) (ныне митрополита Волоколамского, председателя ОВЦС). Данный журнал, став серьёзным богословским изданием, тем не менее, подобно «Богословским трудам», не являлся плодом трудов конкретной духовной школы и, в отличие от «Трудов», выходит из печати ежеквартально.

Не желая оставаться в стороне от процесса возрождения богословских изданий, в 1993 г. Московская духовная академия объявила о возобновлении своего дореволюционного издания — «Богословского вестника»[13], которое и состоялось по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II[14]. Главным редактором журнала стал профессор А. И. Осипов, в своей статье, помещённой в первом выпуске первого номера «Вестника», охарактеризовавший и главные задачи журнала: «Во-первых, публикации переводов святых отцов; творений русских святых и подвижников благочестия, в основном не издававшихся у нас ранее; агиографических архивных материалов. Затем, публикации работ, исследований и статей по наиболее актуальным проблемам научно-богословского, церковно-практического, исторического, религиоведческого, религиозно-философского характера и др., отвечающих основному направлению журнала. И, естественно, будут рецензии, критика, библиография»[15]. В силу разных причин возрождённый «Вестник» в 1993 г. вышел лишь в двух выпусках, а второй номер журнала увидел свет через три года в 1996 году. Впоследствии «Богословский вестник» издавался нерегулярно, с 2003 по 2015 гг. как ежегодный сборник, с 2015 по 2017 гг. — в сдвоенных номерах два раза в год, и с 2018 г. — ежеквартально. Как и Санкт-Петербургская духовная академия, МДА также учредила несколько тематических богословских журналов, издаваемых и в настоящее время. По количеству научных периодических изданий Московская духовная академия является безусловным лидером среди духовных учебных заведений Московского Патриархата.

Ещё одним признанным лидером в издательской деятельности стал Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ) (позднее ставший гуманитарным университетом — ПСТГУ). Возникнув в 1991 г. как Богословско-катехизаторские курсы по благословению Святейшего патриарха Алексия II, данное учебное заведение стало уникальным проектом симбиоза церковной академической науки и светской гуманитарной высшей школы, приведшим в конечном счёте к возникновению самобытного учреждения высшей школы Русской Церкви, в котором, в отличие от духовных академий и семинарий, могут получать высшее богословское образование не только клирики и миряне, готовящиеся принять священный сан, но и все желающие. ПСТГУ со временем стал не только учебным центром, но и местом средоточия светской и церковной богословской и научной мысли, потребовавшей для своей реализации широкой издательской деятельности. Благодаря наличию мощного педагогического состава и активной работе исследователей[16], ПСТГУ учредил большое количество периодических научных изданий, успешно выполняющих свои задачи и в настоящее время.

Ректор ПСТГУ проф.-прот. Владимир Воробьёв пишет: «С 1996 г. публикуется ежегодный сборник материалов Богословской конференции ПСТГУ. За последние годы число научных направлений ежегодной конференции выросло, и она стала проводиться в две сессии. Соответственно, и её материалы издаются теперь в двух томах. Выпускается ежегодный сборник факультета Церковных художеств ПСТГУ “Искусство христианского мира”. В 1999 г. был возобновлен выпуск “Богословского сборника”, включающего значительное число научных работ преподавателей и аспирантов университета. В 2003 г. в связи с расширением тематики научных исследований “Богословский сборник” стал именоваться “Вестником ПСТГУ”. С 2005 г. “Вестник ПСТГУ” издаётся в нескольких сериях: “Богословие. Философия” (I), “История. История Русской Православной Церкви” (II), в 2006 г. начали выходить также серии “Филология” (III) и “Педагогика. Психология” (IV). В 2007 г. появился первый номер серии “Музыкальное искусство” (V). С 2004 г. ежегодно издаётся “Филаретовский альманах” — первое периодическое издание, посвящённое изучению жизни и служения святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского»[17]. Позже вышли в свет ежегодник «Сборник студенческих работ», а также «Электронный научно-богословский журнал студентов и аспирантов Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета». Кропотливая работа над журналами и высокий уровень публикуемых работ позволил ВАК включить все «серии “Вестника ПСТГУ” <…> в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК»[18]. По состоянию на 2010 г. «Вестник ПСТГУ» являлся «единственным периодическим Русской Православной Церкви, включённым в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней кандидата и доктора наук»[19]. В 2018 г. серия I «Богословие. Философия. Религиоведение» была включена в наукометрическую базу Scopus, став единственным журналом вузов РПЦ, представленным в данной базе[20].

Наконец, к 2022 г. большинство семинарий в разное время приступили к изданию своих собственных научных журналов. В силу разного рода обстоятельств журналы выходят с разной периодичностью, имеют различный численный состав редакционных советов, различные форматы и направления.

Так, в Костромской духовной семинарии, в 2013 г. приступили к изданию «Ипатьевского вестника» — рецензируемого научно-богословского журнала Костромской духовной семинарии[21].

«Воронежская духовная семинария с 2006 года издаёт научное периодическое издание “Труды Воронежской духовной семинарии” (первоначально наименование “Сборник статей преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии”, затем “Труды преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии”), основу которого составляют научные статьи преподавателей семинарии. Издание входит в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных учёных степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия (в редакции от 25.05.2021 г.), а также индексируется в национальной библиографической базе данных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В список Высшей аттестационной комиссии (ВАК) научный журнал “Труды Воронежской духовной семинарии” не входит»[22].

В Саранском духовном училище с 2015 г. издаётся собственный научный журнал — «Духовная школа». Издание было продолжено и после преобразования училища в духовную семинарию в 2017 г.

Одной из последних, в 2007 г., приступила к изданию богословского периодического журнала-сборника Хабаровская духовная семинария. В 2021 г. вышел первый номер обновлённых «Трудов Хабаровской духовной семинарии».

В настоящее время почти все российские духовные семинарии РПЦ, за редким исключением (как, например, Псково-Печерская духовная семинария, образованная по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2021 г.[23]), имеют собственные научные богословские журналы.

Конечно же, при многочисленности новых научных богословских журналов возник и вопрос о координации общей деятельности. Так, в 2017 г. по инициативе ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им свв. Кирилла и Мефодия, председателя Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) был создан «Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных учёных степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия»[24] (в соответствии с п. 25 «Положения о докторских диссертационных советах в Русской Православной Церкви» и п. 24 «Положения о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви», утверждённых Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 13.03.2015 г.). В этот период список был разделён на три раздела (издания из перечня ВАК, иностранные издания из международных реферативных баз данных и систем цитирования, допущенных Министерством науки и высшего образования РФ для публикаций результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук (WoS, Scopus и др.) и иные издания, входящие в перечень ОЦАД, МДА, СПбДА, ПСТГУ и др.). При этом третий раздел на тот момент включал в себя 175 отечественных и иностранных изданий по вопросам теологии, философии, истории, археологии, права, культурологии, экономики, архитектуры и т. п. К середине 2021 г. Перечень третьего раздела состоял уже из 179 изданий[25]. Именно в третий раздел Перечня попали научные журналы большинства возрождённых духовных школ. Примечательно, что далеко не все научные журналы духовных школ Русской Православной Церкви представлены в Перечне в редакции от 25 мая 2021 г., чему есть ряд причин, очевидно, заключающихся в оценке результатов «мониторинга публикационной активности и рейтинговых показателей изданий, в том числе в Российском индексе научного цитирования»[26].

В целях консолидации наличных отечественных сил в области теологии в 2018 г. была создана «Научно-образовательная теологическая ассоциация» (НОТА) «как добровольное объединение образовательных организаций, цель которого — способствовать развитию теологии как отрасли научного знания и комплекса образовательных дисциплин, повышению качества преподавания теологии в России, объединению научно-организационной, научно-методической и экспертной деятельности ведущих российских университетов в сфере теологии»[27]. Несмотря на определённые усилия ассоциации, проведение конференций и издание (с 2019 г.) собственного ежегодника, ещё рано делать выводы об эффективности работы этой организации.

Регулируя образовательный процесс в вузах, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви, Учебный комитет РПЦ создал собственный «Перечень периодических и продолжающих издания духовных учебных заведений Русской Православной Церкви»[28]. Как видим, данный Перечень отображает лишь факт наличия журналов, издаваемых духовными школами, и не ставит перед собой иных задач, кроме этой функции.

18 ноября 2021 г. в Москве состоялся первый всероссийский конгресс «Российский теологические журналы: новые вызовы и перспективы развития», который поднял массу насущных вопросов, связанных как с изданием теологических журналов, так и с их продвижением в наукометрических базах.

Несмотря на наличие различных перечней и списков, до сих пор отсутствует разноплановый анализ и рейтинг подобных журналов. В научном мире общеизвестны рейтинги научных журналов РИНЦ, Scopus, WoS, GeoRef, Science Citation Index Expanded, Social Sciences Citation Index, Arts & Humanities Citation Index, Emerging Sources Citation Index, Book Citation Index Science & Social Sciences editions, Conference Proceedings Citation Index Science & Social Sciences editions и др. Однако в настоящее время в Русской Церкви отсутствует собственный рейтинг церковных научных изданий, выпускаемых непосредственно духовными школами. По нашей мысли, данный рейтинг мог бы относиться лишь к собственно журналам, имеющим отношение к системе Высшей школы РПЦ, находящихся на территории России, и в более широком плане — за её пределами.

Исходя из вышесказанного, становиться вполне очевидна необходимость не только иметь общий список (перечень) изданий, отвечающий интересам межвузовского сотрудничества, обмену информацией и публикации результатов научных достижений, но нужен и своеобразный анализ этих научных богословских журналов (сборников), способный показать сильные или слабые стороны изданий, их присутствие в различных наукометрических базах, наличие разного рода классификаторов и других показателей сегментов, что, в свою очередь, должно стать аналитической платформой, способной запустить механизм, который будет стимулировать издания к качественному профессиональному росту. К тому же наличие собственного внутрицерковного (или общецерковного) рейтинга привлечёт внимание к научным журналам и их содержанию со стороны светских исследователей и научных организаций, что положительно скажется как на качестве изданий, так и на более глубокой интеграции отечественной богословской мысли в международное научное сообщество.

Ниже приводится таблица со списком из 82 российских научных журналов, издаваемых духовными академиями, университетами, институтами и семинариями с рядом позиций, по-нашему мнению, необходимых для отображения в таблице и последующей оценки. Данная таблица является первой в своём роде и не претендует на полноту сведений по всем изданиям духовных школ РПЦ. В ней отсутствуют индексации в ряде наукометрических баз, наличие или отсутствие грифа Издательского совета РПЦ, ISSN (для онлайн-изданий), не указан ID изданий в отечественной Elibrary и т. д., и т. п. Кроме того, в таблице не охвачены научные издания духовных школ Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации. Подобного рода таблицы могли бы стать основой для пунктирной оценки изданий в рамках внутрицерковного (общецерковного) рейтинга богословских журналов.

ТАБЛИЦА

российских богословских журналов, издаваемых духовными высшими учебными заведениями Русской Православной Церкви по состоянию на 01.01.2022

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексий (Ридигер), митр. [Благословение от 16.04.1990] [Фотокопия. На 1 л.] // Вестник Ленинградской Духовной академии. — Ленинград: Ленинградская Духовная академия, 1990. — № 1. С. 3.
  2. Алексий II (Ридигер), патриарх. Обращение Святейшего Московского и всея Руси Алексия II к читателям журнала // Богословский вестник. — Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1993. — № 1, Выпуск 1. С. 3–6.
  3. Воробьев Владимир, проф. – прот. Вступительное слово // Каталог издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 1992 – 2007. — М.: ПСТГУ, 2007. С. 3–8.
  4. Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745—2015 гг.: материалы к биографическому справочнику / Под общ. ред. игум. Иннокентия (Никифорова). — Воронеж: Издательский отдел Воронежской православной духовной семинарии, 2015.
  5. Дионисий (Шленов), игумен. Богословский Вестник (1892—2006): история и современность // Богослов.Ru. Научный богословский портал [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/bv/bv.html Дата доступа: 24.12.2021.
  6. Добро пожаловать // Научно-образовательная теологическая ассоциация [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://nota-theology.ru/ Дата доступа: 24.12.2021.
  7. Журнал «Вестник ПСТГУ» включен в Перечень ВАК // Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1106434.html Дата доступа: 24.12.2021.
  8. Журнал Русской Православной Церкви впервые включён в крупнейшую базу данных SCOPUS // Православие.Ru [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/119338.html Дата доступа: 24.12.2021.
  9. Журналу «Христианское чтение» исполнилось 200 лет // Санкт-Петербургская Духовная Академия [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://spbda.ru/news/zhurnalu-hristianskoe-chtenie-ispolnilos-200-let Дата доступа: 24.12.2021.
  10. Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария. Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747—1997). — Кострома: Б. и., 1997.
  11. Игумен Сергий (Кузьмин) [Некролог] // Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник. — СПб., 2007. — № 2 (февраль 2007) [85]. С. 6.
  12. Ипатьевский вестник // Костромская Духовная Семинария [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kods.cerkov.ru/ipatevskij-vestnik/ Дата доступа: 24.12.2021.
  13. Карпук Д.А. Периодические издания Санкт-Петербургской Духовной Академии (1821–1917) // Христианское чтение. — СПб., 2011. — № 6. С. 41–89.
  14. Кирилл (Гундяев), митр. К читателям. // Церковь и время. — М.: ОВЦС, 1991. — № 1 (1). С. 1.
  15. Костромская духовная семинария: историческая энциклопедия. — Кострома: Костромская духовная семинария, 2019.
  16. Макаров Александр, прот. Церковь во времени. К выходу в свет 50-го номера научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время» // Церковь и время. — М.: ОВЦС, 2010. — № 1 (50). С. 243–250.
  17. Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание нового состава редакционной коллегии «Богословских трудов» // Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2577420.html Дата доступа: 24.12.2021.
  18. Научные издания // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://pstgu.ru/science/pubs/ Дата доступа: 24.12.2021.
  19. Научный журнал «Труды ВДС» // Воронежская духовная семинария [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://vpds.ru/science/zurnal/ Дата доступа: 24.12.2021.
  20. О Семинарии // Псково-Печерская духовная семинария [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://ppseminary.ru/about_seminary Дата доступа: 24.12.2021.
  21. Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия [в редакции от 15.12.2017] // Общецерковный совет по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://dissovet.net/images/2017/A-church-wide-list-of-peer-reviewed-publications-15.12.2017.pdf Дата доступа: 24.12.2021.
  22. Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия [в редакции от 25.05.2021] // Общецерковный совет по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/kand/2021/list_2021.pdf Дата доступа: 24.12.2021.
  23. Осипов А.И., проф. МДА. Богословие и «Богословский вестник» // Богословский вестник. — Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1993. — № 1, Выпуск 1. С. 7–19.
  24. Периодические и продолжающиеся издания духовных учебных заведений Русской Православной Церкви // Учебный Комитет Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.uchkom.info/nauchno-issledovatelskaya-rabota/nauchnye-izdaniya/periodicheskie-i-prodolzhayushchiesya-izdaniya-dukhovnykh-uchebnykh-zavedeniy-russkoy-pravoslavnoy-ts/ Дата доступа: 24.12.2021.
  25. Полищук Е. С. Богословские труды // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. ОБЩАЯ С. 521–525.
  26. Попов Василий, прот. О возрождении Воронежской Православной Духовной Семинарии в 1993—2003 гг. // Труды преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии. Вып. 4-5 / ред. игум. Иннокентий (Никифоров), 2011. С. 260–268.
  27. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 1992–2002. — М.: Издательство ПСТБИ, 2002.
  28. Сорокин Владимир, проф. – прот. Обращение ректора ЛДАиС проф. прот. В. Сорокина к читателям // Вестник Ленинградской Духовной академии. — Ленинград: Ленинградская Духовная академия, 1990. — № 1. С. 4.

 

[1] Подробнее см.: Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария. Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747—1997). — Кострома: Б. и., 1997; Костромская духовная семинария: историческая энциклопедия. — Кострома: Костромская духовная семинария, 2019.

[2] Попов Василий, прот. О возрождении Воронежской Православной Духовной Семинарии в 1993—2003 гг. // Труды преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии. Вып. 4-5 / ред. игум. Иннокентий (Никифоров), 2011. С. 261.

[3] Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745—2015 гг.: материалы к биографическому справочнику / Под общ. ред. игум. Иннокентия (Никифорова). — Воронеж: Издательский отдел Воронежской православной духовной семинарии, 2015. С. 364.

[4] Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание нового состава редакционной коллегии «Богословских трудов» // Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2577420.html (дата доступа: 24.12.2021).

[5] Полищук Е. С. Богословские труды // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. С. 525.

[6] Алексий (Ридигер), митр. [Благословение от 16.04.1990] [Фотокопия. На 1 л.] // Вестник Ленинградской Духовной академии. — Ленинград: Ленинградская Духовная академия, 1990. — № 1. С. 3.

[7] Сорокин Владимир, проф. – прот. Обращение ректора ЛДАиС проф. прот. В. Сорокина к читателям // Вестник Ленинградской Духовной академии. — Ленинград: Ленинградская Духовная академия, 1990. — № 1. С. 4.

[8] Игумен Сергий (Кузьмин) [Некролог] // Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник. — СПб., 2007. — № 2 (февраль 2007) [85]. С. 6.

[9] Журналу «Христианское чтение» исполнилось 200 лет // Санкт-Петербургская Духовная Академия [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://spbda.ru/news/zhurnalu-hristianskoe-chtenie-ispolnilos-200-let (дата доступа: 24.12.2021).

[10] Подробнее см.: Карпук Д.А. Периодические издания Санкт-Петербургской Духовной Академии (1821–1917) // Христианское чтение. — СПб., 2011. — № 6. С. 41 – 89.

[11] Кирилл (Гундяев), митр. К читателям. // Церковь и время. — М.: ОВЦС, 1991. — № 1 (1). С. 1.

[12] Макаров Александр, прот. Церковь во времени. К выходу в свет 50-го номера научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время» // Церковь и время. — М.: ОВЦС, 2010. — № 1 (50). С. 245.

[13] Подробнее см.: Дионисий (Шленов), игумен. Богословский Вестник (1892-2006): история и современность // Богослов.Ru. Научный богословский портал [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/bv/bv.html (дата доступа: 24.12.2021).

[14] См.: Алексий II (Ридигер), патриарх. Обращение Святейшего Московского и всея Руси Алексия II к читателям журнала // Богословский вестник. — Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1993. — № 1, Выпуск 1. С. 3–6.

[15] Осипов А.И., проф. МДА. Богословие и «Богословский вестник» // Богословский вестник. — Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1993. — № 1, Выпуск 1. С. 16–17.

[16] Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 1992–2002. — М.: Издательство ПСТБИ, 2002. С. 252.

[17] Воробьев Владимир, проф. – прот. Вступительное слово // Каталог издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 1992–2007. — М.: ПСТГУ, 2007. С. 7.

[18] Научные издания // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://pstgu.ru/science/pubs/ (дата доступа: 24.12.2021).

[19] Журнал «Вестник ПСТГУ» включен в Перечень ВАК // Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1106434.html (дата доступа: 24.12.2021).

[20] Журнал Русской Православной Церкви впервые включён в крупнейшую базу данных SCOPUS // Православие.Ru [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/119338.html (дата доступа: 24.12.2021).

[21] Ипатьевский вестник // Костромская Духовная Семинария  [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://kods.cerkov.ru/ipatevskij-vestnik/ (дата доступа: 24.12.2021).   

[22] Научный журнал «Труды ВДС» // Воронежская духовная семинария [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://vpds.ru/science/zurnal/ (дата доступа: 24.12.2021).

[23] См.: О Семинарии // Псково-Печерская духовная семинария [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://ppseminary.ru/about_seminary (дата доступа: 24.12.2021).

[24] Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия [в редакции от 15.12.2017] // Общецерковный совет по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://dissovet.net/images/2017/A-church-wide-list-of-peer-reviewed-publications-15.12.2017.pdf (дата доступа: 24.12.2021).

[25] Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия [в редакции от 25.05.2021] // Общецерковный совет по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/kand/2021/list_2021.pdf (дата доступа: 24.12.2021).

[26] Там же.

[27] Добро пожаловать // Научно-образовательная теологическая ассоциация [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://nota-theology.ru/ (дата доступа: 24.12.2021).

[28] Периодические и продолжающиеся издания духовных учебных заведений Русской Православной Церкви // Учебный Комитет Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: http://www.uchkom.info/nauchno-issledovatelskaya-rabota/nauchnye-izdaniya/periodicheskie-i-prodolzhayushchiesya-izdaniya-dukhovnykh-uchebnykh-zavedeniy-russkoy-pravoslavnoy-ts/ (дата доступа: 24.12.2021).

 

Источник: Бочков П. В., свящ. Богословские периодические издания высшей школы Русской Православной Церкви: отечественный опыт и попытка анализа // Ипатьевский вестник. 2022. № 1. С. 91-115. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1-91-115

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9