Религиозный ренессанс Лондона
По многим критериям влияние религии в Западной Европе продолжает ослабевать, и некоторым наблюдателям этот процесс кажется неизбежным. Тем важнее обращать внимание на примеры обратного: когда места, бывшие в авангарде секуляризации, вновь становятся религиозными центрами с активной духовной жизнью. Одним из самых интересных примеров такого рода является Лондон.
Мнение

Масштабные исследования последнего времени[1] показывают, что хотя посещаемость церквей в Великобритании стремительно сокращалась все последние десятилетия, в Лондоне ситуация оказалась противоположной: по сравнению с 1979 годом количество конгрегаций (церковных собраний) выросло на 50%, и большинство из них чаще демонстрировали рост, чем снижение числа прихожан, причем наиболее стремительный рост наблюдался после 2005 года. Еще интереснее, что прихожане в Лондоне оказались заметно моложе, чем в остальной Англии: 58% из них нет 45 лет, треть всех молодых прихожан (20-29 лет) Англии проживают в Лондоне. Фактически процент атеистов, агностиков и людей, не идентифицирующих себя с какой-либо религией, среди жителей Лондона сегодня ниже, чем в любом другом месте в Великобритании. Лондонские христиане заметно более воцерковленные по сравнению с остальной частью страны, 38% из них хотя бы раз посещали службу за последний месяц.

Даже учитывая, что 37% лондонцев родились в других странах, не может не впечатлять, что половина всех лондонских прихожан чернокожие. В одном только лондонском районе Саутуарк возникло более 240 церквей, в которых преобладают чернокожие прихожане, общая еженедельная посещаемость которых превышает двадцать тысяч человек (по минимальной оценке). Самой быстрорастущей христианской деноминацией в Великобритании является Redeemed Christian Church of God, пятидесятническая церковь, основанная в Нигерии, которая начала работу в стране в 1988-м и к 2014 году уже имела более 680 конгрегаций, причем 266 из них — в Лондоне. Отдельные приходы насчитывают тысячи постоянных прихожан.

В целом традиционные деноминации столкнулись со снижением посещаемости, тогда как у новых ситуация обратная. Некоторые исследователи отмечают, что наиболее практикуемой формой христианства в Лондоне становится пятидесятничество, на втором месте католичество и только на третьем — англиканство. Однако даже в лондонской епархии Церкви Англии наблюдается рост; например, с 2001 по 2014 годы посещаемость в будние дни выросла на 50%, а в настоящее время англиканами реализуется амбициозный план по созданию к 2020 году в Лондоне ста новых приходов (church planting).

Безусловно, главным фактором, благоприятствующим религиозному ренессансу, оказалась миграция: в 1971 году белые британцы составляли 87% жителей столицы, к 2030 году их доля, как ожидается, снизится до 35% и ниже. Хотя критики миграции зачастую говорят о замещении христианства другими религиями, правильнее было бы сказать, что миграция из более религиозных стран и обществ питает все религии. Стоит отметить, что эти процессы идут параллельно с оттоком номинальных верующих, поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, когда количество церквей и активных прихожан продолжает расти, несмотря на увеличение числа людей, не идентифицирующих себя с религией. Активные верующие всех вероисповеданий в сумме составляют около 18% населения Лондона, что примерно соответствует уровню столетней давности, с очевидной оговоркой, что в то время речь шла преимущественно об одной религии.

С учетом вышесказанного не должно удивлять, что лондонцы консервативнее остальных британце[2] и, к примеру, чаще негативно относятся к интимным отношениям до брака (24% против, 13% за), однополым отношениям (29% против, 23% за) или эвтаназии (38% против, 27% за). При этом население Лондона поляризовано — nones (нерелегиозные респонденты) максимально либеральны, христиане умеренно консервативны, представители других религий в целом намного консервативнее христиан; это очень заметно на примере добрачных отношений, к которым негативно относится только 5% nones, 27% христиан, но целых 46% верующих других религий.

Ключевой вопрос — является ли ситуация в Лондоне временным исключением, представляющим скорее исследовательский интерес, или это свидетельство новой тенденции, определяющей будущее религии на Западе?

Составлено на основе:

[1] Goodhew D., Cooper A.-P. (eds.) The Desecularisation of the City: London’s Churches, 1980 to the Present. Routledge, 2019.

[2] Bickley P., Mladin N. Religious London: Faith in a Global City. Theos, 2020.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9