Вера – слепое повиновение или способность разума убеждать?
Есть люди, которые пытаются мыслить рационально и принимают те или иные утверждения только при наличии достаточного обоснования. У такого человека может возникнуть мнение, весьма распространенное сейчас, что вера, то есть исключительно волевое устремление к принятию какого-либо утверждения, не имеет места в их собственной жизни.
Мнение

Действительно, решение принять определенное утверждение на основании собственной воли кажется чем-то произвольным, если стандартом для принятия убеждения является обоснование. Однако мыслить исключительно рационально каждый миг своей жизни не может ни один человек. На мой взгляд, напротив, каждый человек, который устремляется к рациональному мышлению, является примером того, какую большую роль может играть вера в рационалистическом мышлении. Это утверждение следует прояснить.

Конечно, бывают такие моменты, когда, оценивая окружающие обстоятельства, нам удается мыслить четко и непредвзято, словно видя все в широкой перспективе. В такие моменты мы наилучшим образом принимаем важные для себя, зачастую судьбоносные решения: ставим цели на будущее, пытаемся кардинально переосмыслить свою жизнь и что-то изменить. Однако какое-либо решение, принятое с невероятной ясностью, по прошествии времени вдруг оказывается замутнено эмоциями, сомнениями и страхами. Способность четко мыслить испаряется, и что-то внутри нас начинает подсказывать нам способ, как отступить от назначенного плана, как обойти заданные правила и как понять, что выбранная цель не так уж и важна. Даже если у нас хватает сил воззвать к разуму, то войти вновь в рациональное состояние удается далеко не всегда. Кажется, что сейчас в нас говорит совершенно другой человек, а может даже и животное, которому чужды высокие мотивы рационализма.

В этот момент спасти ситуацию может только вера. Однако, несмотря на иррационалистическую природу веры, она в конечном итоге служит для целей рационального мышления. Разум, бессильный занять место у руля, напоминает нашему ослабевшему внутреннему Я, что у него была конкретная цель, для исполнения которой нужно придерживаться конкретного плана. Однако ослабевшее Я, словно животное, не понимает рационалистических мотивов. Зато в нем может оказаться достаточно воли, если разум сможет воспользоваться ей, чтобы заставить животное поверить в цель, до конца ее не понимая. Ведомое животное пойдет на этот зов и спустя время, пройдя некоторый путь, уступит место разуму.

Иногда этот диалог между рациональным и иррациональным может занимать достаточно долгое время: он хорошо знаком и верующим, которые действительно предпринимают попытки себя изменить, и просто людям, которые пытаются привести свою жизнь в порядок. Однако вера не является исключительно религиозным инструментом, и удостовериться в ее незаменимой пользе может каждый желающий. Если бы не было такого замечательного инструмента, как вера, нашему рациональному Я никогда бы не удалось убедить иррациональное Я в собственной правоте. Поэтому, отрицая силу веры, разум может лишиться надежной опоры, без которой наше внутреннее животное будет бесцельно скитаться по жизни, поддаваясь сиюминутным позывам.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9