Топ-20 книг о вере и теологии, вышедших за рубежом в 2020 году
Специально для наших читателей из тысяч позиций в каталогах крупнейших научных и конфессиональных издательств Запада было отобрано 20 книг, вышедших за восемь месяцев 2020 года, которые особенно заслуживают внимания. Среди них работы об отношениях религии и науки, истории Церкви, религиозном опыте, проблеме зла, роли религии в общественной жизни и на другие актуальнейшие темы. Надеемся, что эта подборка поможет нашим читателям оценить уровень, богатство и разнообразие сочинений о вере и теологии, появляющихся в мире, лишь немногие из которых в дальнейшем переводятся на русский.
Статья

Каждый год в мире издаются десятки тысяч новых книг, рассказывающих о вере, теологии и различных аспектах христианства. Большинство из них – на английском языке, на русский переведены лишь единицы. Замечательное разнообразие работ отражает природу современного христианства: бесконечное множество подходов, позиций и точек зрения участвуют в полилоге, формирующем будущее веры. Чтобы немного познакомить читателей с этим разнообразием, мы отобрали двадцать книг, вышедших в 2020 году в лучших научных издательствах мира, которые, на наш взгляд, представляют особый интерес и отражают важные интеллектуальные тенденции.

Нил Мессер. Наука в теологии: где соприкасаются наука и христианская традиция

Neil Messer. Science in Theology: Encounters between Science and the Christian Tradition. T&T Clark, 2020.

Профессор Мессер (Винчестерский университет) – эксперт в области отношений религии и науки, известный по таким трудам, как «Эгоистичные гены и христианская этика» и «Теологическая нейроэтика». В новой книге Мессер предлагает панорамный обзор состояния области, делая акцент на самых обсуждаемых сегодня специалистами темах (наука и божественное действие, проблема зла в свете дарвинизма, эволюционные / когнитивные / нейронаучные исследования религии). Важно, что Мессер не ограничивается классическими вариантами и посвящает отдельные параграфы новым моделям, разработанным такими современными учеными и теологами, как Кристофер Найт, Джастин Барретт, Амос Йонг, Денис Эдвардс и Нэнси Мерфи.

Йохан Де Смедт, Хелен Де Круз. Эволюционный вызов религии

Johan De Smedt, Helen De Cruz. The Challenge of Evolution to Religion. Cambridge University Press, 2020.

Ясное и очень взвешенное введение в обсуждение основных вызовов, создаваемых для теистических религий эволюционной теорией: проблеме отсутствия цели и телеологии в природе; проблеме естественного происхождения человека и его неисключительного статуса; и проблеме эволюционного объяснения происхождения религии. Авторы – известные специалисты, написавшие в прошлом монументальную «Естественную историю естественной теологии» (MIT Press, 2014), не пытаются сгладить углы, признают очень серьезный, хотя и не фатальный для религии характер этих вызовов и полагают, что адекватный ответ на них потребует пересмотра многих предположений, традиционно разделяемых богословами.

Джон Коттингем. В поисках души: философский очерк

John Cottingham. In Search of the Soul: A Philosophical Essay. Princeton University Press, 2020.

Коттингем – английский философ, обладающий редкой способностью сочетать аналитический подход с «континентальной» широтой и литературной чуткостью. Известный специалист по философии Нового времени (и, между прочим, переводчик корпуса работ Декарта), с годами он стал уделять все большее внимание экзистенциальным, нравственным и религиозным вопросам, защищая то, что он называет «более человечным подходом» к философскому исследованию. В книге он развивает эту линию, рассказывая о том, как на протяжении истории мыслители – от Сократа до Фрейда – пытались отыскать душу, центр человеческого существа, и почему эти поиски все еще имеют значение. Коттингем отстаивает несводимость опыта человеческого сознания и его ориентацию на трансцендентное – глубочайший зов к Божественному, который хотя и не может сам по себе быть доказательством существования Бога, является достаточным основанием для веры и духовной жизни.

Джон Шнайдер. Страдания животных и дарвиновская проблема зла

John R. Schneider. Animal Suffering and the Darwinian Problem of Evil. Cambridge University Press, 2020.

В последние годы статус животных стал предметом постоянных обсуждений среди христианских богословов. Открытия в «науках о жизни», в частности исследования сознания животных (animal mind), привели многих богословов к выводу, что традиционное, унаследованное от Аристотеля понимание животных не соответствует действительности. Одним из следствий этого стала актуализация проблемы страдания животных, в т. ч. «дарвиновская проблема», заключающаяся в том, что страдания являются не случайностью, а фундаментальной составляющей эволюции жизни. В своей книге Джон Шнайдер критически рассматривает самые популярные модели теодицеи, включающие животный мир (страдания появились после грехопадения; дарвиновская эволюция – единственно возможный способ сотворения; страдания, сопровождающие эволюцию, перевешиваются раскрывающейся в ней красотой), и предлагает отчетливо эсхатологическое решение этой проблемы, включающее спасение нечеловеческих творений и всех вещей в Царствии Божием.

Ребекка Стивенс Фалькасантос. Константинополь: роль ритуала, насилия и памяти в создании столицы христианской империи

Rebecca Stephens Falcasantos. Constantinople: Ritual, Violence, and Memory in the Making of a Christian Imperial Capital. University of California Press, 2020.

Доктор Фалькасантос исследует, как в процессе христианизации Римской империи христианство вобрало в себе и стало воспроизводить традиционные религиозные структуры Рима. Для она это фокусируется на трех элементах – ритуальных актах, риторике, окружающей насилие, и поддержании гражданской памяти в Константинополе в IV-V вв. Она пытается выяснить, каким образом христианство стало не только путем спасения души, но и гражданским языком, матрицей, соответствие которой определяло лояльность человека императорскому двору.

Пол Мозер, Чед Мейстер (редакторы). Кембриджское руководство по религиозному опыту

Paul K. Moser, Chad Meister (eds). The Cambridge Companion to Religious Experience. Cambridge University Press, 2020.

Религиозный опыт – тема, переживающая расцвет в аналитической философии, и появление нового обобщающего труда позволяет оценить ее текущее состояние. В книге четырнадцать статей, объединенных в четыре части: «Особенности религиозного опыта» (с точки зрения психологии, философии и теологии), «Религиозный опыт традиционного монотеизма» (на примерах Книги Иова, раннего христианства и суфизма), «Религиозный опыт за пределами традиционного монотеизма» (на примерах конфуцианства, даосизма, буддизма и индуизма Рамануджы) и «Ключевые темы и вызовы». Для подготовленного читателя наибольшей интерес будет представлять четвертая часть, посвященная ключевым проблемам осмысления религиозного опыта (данность / сконструированность опыта, вызов натурализма, социальный контекст опыта и т. д.). Стоит особо отметить состав команды, работавшей над сборником, в которую вошли сразу несколько исследователей первой величины: Уильям Читтик, Фрэнсис Клуни и Уильям Дресс.

Тия Купер. Теология международного развития

Thia Cooper. A Theology of International Development. Routledge, February 2020.

Книга Тии Купер – хороший пример современной теологии освобождения, объединяющей религиозную преданность с глубокой осведомленностью в социальных науках и практической вовлеченностью. В первую очередь книга адресована сотрудникам христианских некоммерческих организаций, работающих в странах Глобального Юга. Купер задается вопросами – осознают ли христианские НКО, в какой степени их деятельность определяется светскими, капиталистическими установками; в чем может выражаться подлинно христианский характер таких организаций? Она выступает против разделения между благотворительностью и борьбой за справедливость, за структурные изменения и бескомпромиссную солидарность с наиболее уязвимыми и маргинализированными.

Селия Дин-Драммонд. Мультивидовой взгляд на теологическую этику: эволюция мудрости

Celia E. Deane-Drummond. Theological Ethics through a Multispecies Lens: The Evolution of Wisdom, Volume I. Oxford University Press, 2020.

Первый том масштабной работы на стыке теологии, этики и антропологии, проект Дин-Драммонд носит междисциплинарный характер, демонстрируя, какой может быть научно-информированная теология. Автор разрабатывает новый подход к теологической этике, центром которого является категория мудрости, понимаемая как умение видеть взаимосвязь всего живого, а не просто случайные взаимодействия между вещами. Естественным следствием такого подхода является особое внимание, уделяемое отношениям человека с животными, а также вопросу совместного процветания – этика будущего не может ограничиваться заботой о благополучии и ответственности отдельных творений, но должна смотреть на социальные и экологические системы в целом.

Джошуа Браун. Бальтазар в свете раннего конфуцианства

Joshua R. Brown. Balthasar in Light of Early Confucianism. University of Notre Dame Press, 2020.

Смелый эксперимент в области философской и теологической компаративистики. Доктор Браун предлагает взглянуть на знакового католического теолога Ганса Урса фон Бальтазара сквозь оптику конфуцианства. Браун задействует конфуцианскую доктрину «сяо» (сыновьей почтительности) для оценки и корректировки бальтазаровской трактовки послушания Сына Отцу в Троице, в частности для дифференциации любви и послушания и рассмотрения послушания как составляющей добродетели сыновьей любви. Интересно, что автор, преподающий в консервативном католическом Университете Горы святой Марии, находит использование конфуцианского языка способствующим более ортодоксальному и более совместимому с традиционной тринитарной грамматикой прочтению Бальтазара.

Джон Татаманил. Ощупывая слона: сравнительная теология религиозного разнообразия

John T. Thatamanil. Circling the Elephant: A Comparative Theology of Religious Diversity. Fordham University Press, 2020.

Татаманил стремится объединить три интеллектуальных проекта, близких по духу, но зачастую реализующихся по отдельности: теологию религиозного разнообразия, теологическую компаративистику и конструктивную теологию. Первый стремится объяснить существование множества разительно отличающихся религий, второй – более внимательно взглянуть на сходства и различия между ними, третий же пытается оценить и зачастую пересмотреть теологические представления в свете (в том числе) двух предыдущих. Сам Татаманил занимает плюралистическую позицию: разнообразие религий не проблема, которую нужно решить, а благословение и обетование. Поэтому он в меньшей степени заинтересован в защите идеи множественности путей к истине, которая для него является почти самоочевидной, и в большей – в дальнейших шагах, т. е. в разработке конструктивного подхода, позволяющего теологам интегрировать прозрения различных религий в свою работу.

Жан-Люк Марион, Христиан Якобс-Вандегер (редакторы). Энигма Божественного Откровения: между феноменологией и сравнительной теологией

Jean-Luc Marion, Christiaan Jacobs-Vandegeer (eds). The Enigma of Divine Revelation: Between Phenomenology and Comparative Theology. Springer, 2020.

Очень сильный сборник из 12 очерков под редакцией, пожалуй, крупнейшего современного христианского философа Жан-Люка Мариона и австралийского католического теолога Христиана Якобса-Вандегера, посвященный экспериментам в герменевтике Откровения, опирающимся на феноменологическую традицию и теологическую компаративистику. В книге четыре части: данность и интерпретация; феноменальность Откровения; меняющиеся способы существования в мире; будущее Откровения, (пересмотренные) предложения и закрывающее чтение. Очерки охватывают широкий круг тем: статус герменевтики, возможность Откровения, Откровение как вопрос веры и опыта, логика и динамика Откровения. Наряду с христианством, авторы обращаются к традициям толкования, сформировавшимся в исламе и индуизме. В целом этот сборник предлагает более глубокий взгляд на природу Откровения, принимающий во внимание его парадоксальный характер одновременной реальности и неуловимости.

Годехард Брёнтруп, Бенедикт Пауль Гёкке, Людвиг Ясколла (редакторы). Панентеизм и панпсихизм: философия религии встречает философию сознания

Godehard Bröntrup, Benedikt Paul cke, Ludwig Jaskolla (eds). Panentheism and Panpsychism: Philosophy of Religion Meets Philosophy of Mind. Brill, 2020.

Заметной тенденцией в современной философии является стремительный рост интереса к еще недавно находившимся в маргинальном положении панпсихизму (учению, что сознание не возникает, а изначально присутствует к мире как несводимый аспект реальности) в философии сознания и панентеизму (учению, что Бог присутствует в мире, а мир присутствует в Боге, хотя Бог не ограничен миром) в философии религии. Интуитивно понятно, что две эти позиции комплементарны, проще говоря – созданы друг для друга, поэтому их интеграция с большой вероятностью является лишь вопросом времени. И вот наконец вышла книга, делающая важный шаг в этом направлении. В работе «Панентеизм и панпсихизм: философия религии встречает философию сознания» 13 глав, семь из которых представляют философскую перспективу, а шесть – теологическую. В число авторов вошли ведущие мыслители, являющиеся лицом современного панентеизма и панпсихизма: Бенедикт Пауль Гёкке, Филипп Гофф, Дэвид Скрбина, Филип Клейтон. Хотя большинство статей рассматривают концептуальные проблемы, несколько фокусируются на отдельных мыслителях. Отдельно отметим статью немецкого философа Уве Майскнера об о. Сергии Булгакове.

Эдвард Эпсен. От законов к литургии: идеалистическая теология творения

Edward Epsen. From Laws to Liturgy: An Idealist Theology of Creation. Brill, 2020.

Возрождение идеализма в философии – одно из самых неожиданных интеллектуальных событий последнего времени. Обсуждавшийся исключительно в историческом контексте еще несколько лет назад, сегодня идеализм снова обрел немало видных сторонников. С выходом «От законов к литургии» молодой философ Эдвард Эпсен уверенно входит в их число. В книге Эпсена соединяются берклианский идеализм, христианская ангелология и теология творения как космической литургии, при этом Эпсен берется показать актуальность традиционной христианской космологии. Работа Эпсена – прекрасный пример высокой теологии, всеобъемлющая теория реальности, точкой отсчета для которой является Писание и традиция Церкви, но осмысленная на таком уровне и изложенная настолько убедительно, что становится способна конкурировать со светской философией на ее поле.

Патрик Макнамара. Религия, нейронаука и я: новый персонализм

Patrick McNamara. Religion, Neuroscience and the Self: A New Personalism. Routledge, 2020.

В отличие от большинства упомянутых в нашей подборке авторов, Макнамара – не философ или богослов, а ученый-естествоиспытатель, возглавляющий лабораторию когнитивистики в Бостонском университете. В своей книге он разрабатывает теорию «эсхатологического персонализма» (согласно которой человеческая личность полностью реализуется и раскрывает свой смысл, лишь достигнув точки кульминации в эсхатоне), вдохновленную христианской теологией и философией бостонского персонализма, кроме того, учитывающую достижения нейронауки и полностью совместимую с ними. Более того, Макнамара полагает, что такая открыто опирающаяся на теологию модель человеческого «я» может быть убедительна даже для ученых, не придерживающихся христианских и теистических убеждений.

Йоханнес Заххубер. Возвышение христианской теологии и конец древней метафизики: патристическая философия от отцов-каппадокийцев до Иоанна Дамаскина

Johannes Zachhuber. The Rise of Christian Theology and the End of Ancient Metaphysics Patristic Philosophy from the Cappadocian Fathers to John of Damascus. Oxford University Press, 2020.

Йоханнес Заххубер, профессор Оксфорда и выдающийся патролог, рассматривает мысль отцов Церкви как органичную часть интеллектуального мира поздней античности и отказывается от жесткого разграничения между философией и теологией, восходящего к Средним векам, но неприменимого к реалиям первых веков нашей эры. Признавая, что ранние христианские авторы (как Иустин и Ориген) могут по праву называться философами, он полагает, что в качестве узнаваемой системы христианская философия оформилась к концу IV века благодаря работам каппадокийцев, детальным образом описывающим основные доктрины христианства, но не христологию. Мысль каппадокийцев быстро стала общепринятым языком христианской философии; все стороны, участвующую в дальнейших спорах о природе Христа, принимали – а в действительности творчески модифицировали – этот язык. Заххубер утверждает, что именно христологические споры стали причиной «онтологической революции», в ходе которой христианские мыслители сформулировали положения, никогда не рассматривавшиеся в философии ранее.

Джон Энтони Макгакин. Восточная Православная Церковь: новая история

John Anthony McGuckin. The Eastern Orthodox Church: A New History. Yale University Press, 2020.

Новая книга одного из самых известных православных ученых Запада о. Джона Макгакина рассказывает историю восточного христианства со времени апостолов до наших дней. Отдельные главы посвящены выживанию православия при коммунистическом режиме и формированию православной диаспоры. «Новая история» написана личным, вовлеченным языком, что становится особенно заметно в двух последних главах, где говорится о выдающихся православных людях недавнего прошлого (таких как Мария Скобцова и Клеопа Илие) и об опыте повседневной жизни православного человека. Книга заканчивается постлюдией, в которой о. Джон размышляет о потенциальной роли православия в ситуации постмодерна.

Скотт Мидсон (редактор). Любовь, технология и теология

Scott A. Midson (ed). Love, Technology and Theology. T&T Clark, 2020.

Примечательный сборник богословских очерков о том, как технологии влияют на наши чувства, желания и стремления. Авторы не ограничиваются рассмотрением человеческой любви друг к другу, но смотрят на то, как люди формируют отношения с природой, животными, вещами и самой техникой и как соотносится внутренняя трансформация, которой учит христианство, с технологическим и фармацевтическим развитием. Основная мысль заключается в том, что теологии есть что сказать о технике, потому что ей есть что сказать о предназначении человека и о любви к ближнему.

Джоэль Харрисон. Постлиберальная религиозная свобода: формирование сообществ любви

Joel Harrison. Post-Liberal Religious Liberty: Forming Communities of Charity. Cambridge University Press, 2020.

Ценность религиозной свободы, особенно в случаях, когда религиозные убеждения и практики входят в противоречие с социальными конвенциями, все чаще ставится под сомнение. Стандартный либеральный подход к религиозной свободе находит религиозные убеждения заслуживающими защиты только в контексте их включения в сферу индивидуальной автономии человека, но не видит в религиозной свободе самостоятельной ценности. Харрисон оспаривает либеральный подход, а вместе с ним и доминирующий взгляд на место религии в обществе. Он настаивает, что либеральный секуляризм вовсе не нейтральная позиция, а определенный пристрастный нарратив, произвольно разделяющий «светское» и «религиозное». В качестве альтернативной программы Харрисон развивает «экклезиологическую» модель, отстаивающую ценность наличия автономных сообществ, объединенных верой и стремящихся к благу.

Ганс Ван Эйген. Споры вокруг когнитивной науки религии: развенчаны ли религиозные убеждения?

Hans Van Eyghen. Arguing from Cognitive Science of Religion: Is Religious Belief Debunked? Bloomsbury, 2020.

Нередко утверждается, что выводы когнитивистики подрывают эпистемический статус религиозных убеждений: в общем виде подразумевается, что когда у нас появляется объяснение того, как формируются некоторые верования, эти верования начинают выглядеть крайне неправдоподобно. Прежде аналогичные «разоблачительные аргументы» (debunking arguments) высказывались в отношении этических суждений, альтруизма, свободы воли и многих других вопросов, а с развитием когнитивного религиоведения эти дискуссии разгорелись и вокруг религии. По этой причине работа Эйгена, недавно защитившего диссертацию в Свободном университете Амстердама, представляется крайне своевременной. Эйген показывает, как когнитивистика может объяснить религиозные убеждения, ритуальное поведение и религиозный опыт, и обсуждает тезис о несовместимости выводов когнитивистики с верой. Его работа представляет собой анализ и аккуратное опровержение основных когнитивистских аргументов против религии и вносит заметный вклад в философию религии и когнитивное религиоведение.

Даниэль Заудек. Изменения, стрела времени и Божественная вечность в свете теории относительности

Daniel Saudek. Change, the Arrow of Time, and Divine Eternity in Light of Relativity Theory. Palgrave Macmillan, 2020.

Прекрасное междисциплинарное исследование, дополняющее современную физику классическими (аристотелевскими и схоластическими) представления о темпоральности, в которой предлагается ни много ни мало новое понимание времени, избегающее двух крайностей, распространенных в текущей литературе, – отрицания «стрелы времени» и ее абсолютизации. Заудек защищает модель локального времени: вместо единой «стрелы» во Вселенной существует бесконечное множество временных потоков, каждый из которых имеет собственное прошлое и будущее. Такая модель, по мысли Заудека, позволяет ответить или во всяком случае по-новому взглянуть на ключевые проблемы теологии, включая вечность и неизменность Бога и Божественное предвидение.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9