Когда пастор Эл Шарптон умолял белую Америку «снять колено с наших шей» на мемориальной службе по Джорджу Флойду, его слова были подхвачены новостными агентствами по всему миру. А пастор Уильям Дж. Барбер II постоянно принимал участие в протестах в США, что побудило некоторых провозгласить его преемником великих борцов за гражданские права былых времен. То, что такие люди находятся на переднем крае нынешних протестов против жестокости полиции, не должно удивлять.
С самых ранних времен истории Соединенных Штатов религиозные лидеры вели борьбу за освобождение и расовую справедливость для чернокожих американцев. Как рукоположенный священнослужитель и историк, я вижу, что активность чернокожих священнослужителей красной нитью проходит через всю историю Соединенных Штатов — от черного сопротивления в самые ранние рабовладельческие периоды на довоенном юге, через движение за гражданские права 1960-х годов и вплоть до движения Black Lives Matter сегодня.
Патрисс Калворс, один из основателей Black Lives Matter, говорит: «Борьба за спасение ваших жизней — это духовная борьба».
Духовное призвание
В служении многих чернокожих религиозных лидеров в Соединенных Штатах гражданские права и борьба за социальную справедливость занимают центральное место. Практикуя религию внутри афроамериканской культуры, они опираются не только на соответствующие религиозные традиции, но также на африканскую культуру и травмирующий опыт трансатлантической работорговли африканцами.
Мы видим это в призыве Малкольма Икса в 1964 г., когда он говорит о том, что чернокожие американцы должны формировать связи с африканскими странами и «мигрировать в Африку культурно, философски и духовно». Стремление Малкольма Икса интернационализировать борьбу в США после паломничества в Мекку в 1964 году также говорит о роли ислама в движении за гражданские права.
«Америка должна понять ислам, потому что это единственная религия, которая стирает из общества расовую проблему», — написал он в письме во время своего визита в Саудовскую Аравию. В борьбе за права чернокожих американцев Малкольм Икс опирается на Коран.
Аналогичным образом взаимодействие между религиозными текстами и реальной борьбой ранее вдохновляло лидеров, выступающих против рабства. Лидер восстания рабов Нат Тернер, например, рассматривал восстание как дело Бога и получал вдохновение из библейских текстов. Историк и биограф Тернера Патрик Брин в интервью Smithsonian Magazine отметил: «Тернер с готовностью поместил свой бунт в библейский контекст, сравнивая себя в одних случаях с ветхозаветными пророками, а в других — с Иисусом Христом». В своих «Исповедях», продиктованных белому адвокату после его ареста в 1831 году, Тернер цитировал Евангелие от Луки и ссылался на многие другие отрывки из Библии. У Тернера были видения, которые он интерпретировал как знамения Бога, побуждающие его к восстанию.
Видения
Такие пророческие видения нередки у ранних лидеров, выступающих против рабства. Соджорнер Трут и Джарен Ли решились действовать после того, как Бог открыл им Себя. Проповедь Ли против рабства также является примером того, какую роль чернокожие религиозные лидеры сыграли в борьбе за гражданские права в ранний период противостояния.
Выступая за свое право распространять Божье послание, Ли спрашивала: «Если мужчина может проповедовать, потому что Спаситель умер за него, почему бы и женщине не делать то же самое, видя, что Он умер и за нее. Ведь Он целый Спаситель, а не половина спасителя».
Эти первые активисты, выступающие против рабства, отвергли теологию «потустороннего мира», которой учили порабощенных африканцев их белые похитители, стремясь отвлечь их внимание от положения в этом мире обещаниями лучшей загробной жизни. Вместо этого они подтвердили намерение Бога дать рабам освобождение как в этом, так и в грядущем мире, сравнивая свои действия с библейскими историями об освобождении, такими как исход еврейской общины из египетского рабства и обещание Иисуса «освободить угнетенных».
Включение религии в движение против рабства чернокожих посеяло семена веры, которая играет центральную роль в борьбе за расовую справедливость. Как заметил церковный историк Джеймс Вашингтон: «Сама дезориентация рабства и постоянное воздействие системного расизма и других форм угнетения открывают возможность — по сути, необходимость — нового религиозного синтеза».
Проповедник в глубине души
Этот синтез продолжался и в XX веке, когда религиозные лидеры борьбы за гражданские права явно чувствовали себя вынужденными сделать борьбу за справедливость центральной частью своего служения.
«В тихих углублениях моего сердца я целиком и полностью являюсь священнослужителем и баптистским проповедником», — писал пастор Мартин Лютер Кинг-младший в статье для журнала Ebony Magazine в 1965 г.
Проблема расовой справедливости остается неотъемлемой частью деятельности чернокожих христианских лидеров и в XXI веке. В интервью, данном ранее в этом году, пастор Барбер сказал: «Нет никакого разделения между Иисусом и справедливостью; быть христианином — значит беспокоиться о том, что происходит в мире».
Признание богатого наследия чернокожих религиозных лидеров в борьбе за расовую справедливость в Соединенных Штатах никоим образом не умаляет роли исторического и современного светского руководства. Все и каждый, от У.Э.Б. Дюбуа и Филиппа Рэндольфа, который помогал организовать марш 1963 года в Вашингтоне, до движения за гражданские права наших дней, получали поддержку от нерелигиозных мыслителей или атеистов.
Но учитывая историческую роль религии в протестном движении чернокожих, неудивительно, что убийство Джорджа Флойда вызвало всплеск активности со стороны чернокожих религиозных лидеров и их сторонников.
Перевод: А.Д. Макаров