Спорные народные традиции в местах религиозного захоронения усопших
Мнение философа Матвея Сысоева о неуместности некоторых народных традиций на российских кладбищах.
Мнение

В любых практиках, как религиозных, так и социальных, существует важный компонент – смысловая нагрузка. Это особенно важно в случае традиционных практик, которые повторяются из года в год потому, что так заведено, а не потому, что было принято осознанное решение поступить определенным образом. Традиция – это благое дело, однако и оно может быть извращено до неузнаваемости бездумным применением. В случае с традиционными практиками, к сожалению, часто происходит так, что смысл теряется за самим процессом реализации.

Примеры этого можно наблюдать, в частности, при коллективном посещении некоторыми людьми кладбищ с целью навестить могилы усопших родственников. Очевидно, что основная идея традиции посещения могил – духовная связь с родственником. Здесь возникают сразу две проблемы различного свойства. Во-первых, существует традиция подношения еды, алкоголя, сладостей, цветов и других предметов к могилам усопших. Эта традиция связана с духовным порывом, о котором приносящие все эти вещи часто забывают. В итоге продукты становятся просто приманкой для алкоголиков и вандалов, которые часто скитаются по кладбищам в поисках улова и варварских развлечений. Однако это лишь часть возникающей проблемы. Гастрономический аспект этой традиции приобретает у некоторых совершенно нездоровую форму: на кладбище ездят, чтобы выпить, поесть, зачастую в совершенно неумеренных объёмах. Особое рвение таких верующих приводит к прямым нарушениям православных традиций: когда с целью отмечания Пасхи они отправляются на кладбище. На место захоронения ездят фактически для развлечения, и ни о какой молитве за душу близкого человека в таком случае думать уже не приходится. Во-вторых, внимание переключается на оформление места захоронения. Начинается буквально соревнование с соседними захоронениями, памятники для могилы выбираются, чтобы «было не стыдно перед людьми». Люди постоянно перекрашивают ограду, словно забор на своей даче, и занимаются благоустройством не в заботе об усопшем родственнике, а ради того, чтобы их участок выглядел «не хуже, чем у соседей».

Я ни в коем случае не хочу как-то ограничивать людей в подобных действиях, это личное дело каждого. Кто-то скажет: какой бы ни был повод для посещения могилы, главное – что человек не забывает усопших близких. Это действительно так, однако, на мой взгляд, за всеми этими действиями подлинный духовный смысл теряется совершенно безвозвратно. Вряд ли можно винить людей во всём этом, ведь до сих пор многие церковные традиции страдают от примесей народного язычества и суеверий. Описываемое явление – примерно того же порядка. И вряд ли найдется кто-то, кто сможет объяснить этим людям смысл – теологический, философский и духовный – тех традиций, которых они с таким рвением придерживаются, но о которых совершенно ничего не знают. Спросить об этом какого-нибудь священнослужителя они просто не догадаются. Потому что в их своеобразном взгляде на религию именно эти практики давно уже пустили корни, а любая попытка указать на недопонимание приведет лишь к ответной агрессии.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9