Рыцарские игрища на платке великой империи
Рецензия доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ Д.М. Володихина на недавно изданный в издательстве Сретенского монастыря труд православного историка и теолога А.Л. Дворкина «Хроники крестовых походов» в четырех томах.
Мнение

Существуют исторические явления, о которых пишут веками, рассматривают с разных точек зрения, а суть их, благодаря каким-то обстоятельствам политики, идеологии или же культуры, так и остается не до конца проясненной. Крестовые походы – чрезвычайно длительная эпопея в мировой истории. Она вызвала к жизни сотни монографий, тысячи статей, множество исторических романов и художественных фильмов. Однако во всей этой громаде многообразных плодов творчества содержалась своего рода «недоговоренность».

Многотомное издание А.Л. Дворкина «История крестовых походов» -- крупное явление в сфере исторической мысли по той причине, что оно «закрывает брешь» в частоколе смыслов, которыми в разное время наполняли эпоху вооруженной борьбы за Иерусалим: Дворкин добавил полноценное толкование всех главных событий с точки зрения православия. Вот в чем заключается главная ценность книги!

Автор очень хорошо показал, что восемь крестовых походов, как принято считать в западноевропейской историографии, -- всего лишь срединный узор на громадном, сложном платке, который представляла собой многовековая борьба Константинопольской империи. Именно Империя ромеев в VII веке, при государе Константине IV, остановила гибельное стремление арабских полчищ. Именно она в течение многих столетий сражалась за освобождение восточных христиан от иноверного ига. Именно она в XII столетии, при императорах из династии Комнинов, нанесла туркам несколько сокрушительных ударов. Именно она являлась той силой сдерживания исламской агрессии, которая запирала османам путь в Европу вплоть до XV века и, отчаянно борясь за собственное существование, все же наносила им тяжелые потери. А крестовые походы на этом фоне – явление далеко не первостепенное. Они то способствовали борьбе Православной Империи, то мешали ей, но сами по себе, вне ее контекста, были бы в принципе, с самого начала, обессмыслены.

По словам автора (и это совершенно справедливо), «…крестовые походы сыграли важнейшую роль в трагическом взаимоотчуждении западной и восточной половин христианского мира». Кто виноват в этом озлоблении? Императоры ромеев вели свою освободительную борьбу, не изменяя ни смысла ее, ни интенсивности, пока могли. Между тем, крестоносное движение переродилось. Из-под благороднейшего религиозного энтузиазма вылезло чудовище корысти. И вот уже рыцарей, отправившихся в дальний поход, интересуют в большей мере не освобождение Иерусалима и не спасение восточных христиан, а завоевание христианских же земель и приобретение богатой добычи. Они готовы нанести старому союзнику предательский удар ножом в спину…

Слово правды должно было быть сказано о крестовых походах, и оно сказано.

Широкое полотно событий с VII по XV век подано ярко, образно, хорошим литературным языком. Автор признается: «Избранный мною научно-популярный жанр имеет свои преимущества и для писателя: я позволил себе не придерживаться сухого “академического” стиля повествования, но свободно, а иногда даже эмоционально выражать свое мнение и отношение к действующим лицам и событиям». В итоге же вышло не научно-популярное повествование, нет, родилось нечто больше. Работа А.Л. Дворкина – труд историософский. Иначе говоря, не просто изложение событий, но и основательное их философское осмысление с точки зрения православного мировидения.

Остается повторить: «История крестовых походов» А.Л. Дворкина – выдающееся явление современной русской культуры.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9