Статья Исидора Птахова “Демоническое всевластье — матрица, или Замкнутые круги традиционной демонологии” затрагивает некоторые важные вопросы, прежде всего, вопрос религиозного эксклюзивизма - веры в то, что наша регигия истинна, а другие - нет. Эксклюзивизм в статье подвергается критике, но мне хочется заметить, что та или иная его форма возникает в любом случае.
Утверждая существование некоего религиозного и нравственного блага — понимаемого сколь угодно широко - и свободной воли человека, мы неизбежно признаем, что человек может занять две различные позиции по отношению к этому благу. Принять его или отвергнуть. Разделение на тех, кто поступает правильно - и тех, кто, увы, нет — в таком случае неизбежно, как и проведение границ “свой/чужой”.
Более того, порицая тот же религиозный эксклюзивизм, мы делим мир на нас, которые правы, и на “религиозных экслюзивистов”, которые неправы, и их можно сравнить (как это и делает автор) с “расистами, нацистами, шовинистами”, и другими людьми, которые еще более неправы.
Но тогда мы обнаруживаем, что наша борьба с эксклюзивизмом, и с делением людей на своих и чужих, немедленно привела к формированию нашей собственной версии эксклюзивизма - просто в роли внешних, заблудших и нераскаянных грешников, у нас оказываются немного другие люди. Эксклюзивисты могут, ознакомившись с нашей точкой зрения, с полным основанием заявить - “от эксклюзивиста и слышу!”
С этим ничего не поделаешь — выдвигая какие-то богословские (или хотя бы этические) утверждения, мы неизбежно полагаем, что некоторые люди неправы — кто-то, возможно, искренне, заблуждается, кто-то и вовсе стоит на стороне зла и достоин порицания, хотя и он может покаяться и перейти на сторону истинного блага. Христос является несомненным эксклюзивистом — “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Иоан.14:6), и призывает людей совершить выбор по отношению к Нему, который будет иметь вечные последствия — вера в Него ведет к вечной жизни, неверие - к гибели.
Вопрос может стоять не о проведении границ — мы проводим их так или иначе — а о том, где именно мы их проводим, и кого мы признаем находящимся снаружи, увещевая их оставить их прежние заблуждения и перейти к нам, стоящим в истине. Как бы мы ни проводили границы Церкви Христовой, они в любом случае остаются границами — вот есть люди, обратившиеся ко Христу, и есть, увы, те, кто еще не сделал этого.
Границ избежать нельзя; можно (и нужно) избегать другого — враждебности, надменности и высокомерия по отношению к тому, кого мы полагаем заблудшими. Помогает ли этому если не невозможная отмена - то хотя бы максимальное расширение границ? Нет. Люди склонны выделять себе врагов и демонизировать их. При этом вы с примерно одинаковым успехом можете быть фундаменталистом и демонизировать еретиков, или, напротив, богословским либералом и демонизировать фундаменталистов. Хуже того, иногда именно наша уверенность в том, что мы-то люди терпимые, широкие и любвеобильные, не то, что некоторые, может разрушить нашу бдительность в отношении своего поведения. Есть грустная мирская шутка про месячник борьбы с ненавистью под лозунгом “смерть проклятым ненавистникам!”, и в ней, увы, очень много правды. Нехватку любви к ближнему, невыдержанность, и неспособность мирно переносить несогласие могут демонстрировать люди с любого из краев богословского спектра.
Апостол предлагает бороться с этим искушением вовсе не отрицая, что внешние заблуждаются и грешат — а помня, что мы и сами-то бедные грешники, спасенные непостижимой милостью Божией: “Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего” (Тит.3:3-6)
Другой вопрос, поднятый в статье — как, утверждая, что другие люди находятся в обольщении (ибо бесы весьма могущественны и коварны) можно избежать таких подозрений и в отношении собственной традиции.
Начнем с того, что мы не можем уйти от реальности бесовского обольщения - или, мы можем сказать иначе, тяжкого и пагубного заблуждения, в которое, в частности, могут впадать и огромные массы людей. Вероятно, мы согласимся считать таким тяжким заблуждением большевизм и национал-социализм - как и “культурную революцию” в Китае и ряд других массовых движений.
Увы, люди склонны массово впадать в самое жуткое безумие — бесы, вероятно, заявят, что они тут не при чем (они, как известно, любят делать вид, что их и вовсе нет), но мне представляется обоснованным видеть тут именно духовное обольщение. Можем ли мы определенно сказать, что члены таких движений неправы? Очевидно, да. Духовный опыт общества Туле мы, видимо, не будем считать доброкачественным.
В наши дни в ряде регионов мира — и в Европе в иммигрантских общинах, образованных выходцами из этих регионов — имеют место случаи человеческих жертвоприношений, которые, с переменным успехом, преследуются полицией. За этим стоят определенные религиозные верования, определенный мистический опыт — вероятно, мы согласимся, что адепты этих культов находятся в тяжком заблуждении.
Что же мы ответим, если нам скажут — “вы считатете всех этих людей обольщенными и тяжко заблуждающимися; почему же вы не отнесетесь с той же подозрительностью к себе?” В самом деле, может это вы столь же безумны, как нацисты или африканские колдуны, приносящие в жертву детей? Мы, очевидно, ни минуты в это не верим, и считаем обольщенными их, а не себя — но что мы ответим?
Мы скажем, что, конечно же, вся история доказывает склонность людей к тяжкому обольщению. Но это не значит, что человек совершенно лишен разума и совести и обречен в такое обольщение впасть. Наш нравственный долг — распознавать обольщение и избегать его. И это, в принципе, возможно. Наличие пьяных не доказывает, что вы и сами пьяны — это доказывает только то, что если вы будете безрассудны, вы тоже можете прийти в такое же жалкое состояние. Мы верим не только в тяжкую поврежденность человека — но и в благого Бога, который желает, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
И в этом отношении религиозный эксклюзивизм — то есть убеждение, что люди, не разделяющие нашей веры, заблуждаются — не предполагает, что все остальные люди являются исключительно игралищем бесов. Отцы Церкви вполне могли усматривать добродетель и мудрость в языческих философах — хотя и не сомневались, что самой важной истины о Боге, открывшемся в Иисусе Христе, они не знали. В мире - в том числе, в мире за пределами Церкви - происходит сложное взаимодействие милосердного Божьего попечения о людях, свободной воли самих людей и деятельности падших духов. Мы не всегда можем разобраться в том, что происходит в том или ином конкретном случае.
Но, как говорит Писание, “Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего” (Втор.29:29)
Мы знаем, что открыто Богом в Иисусе Христе — и мы призваны за это держаться. Бесы реальны и обольщают народы — иногда с совершенно несомненным успехом. Вера во Христа является эксклюзивистской - как и любое содержательное убеждение. Мы не должны этим смущаться. Церковь, которая хранит и возвещает эту веру, находится в уникальном положении — и несет уникальную ответственность. Можно назвать это “монополией на истину”, хотя слово “монополия” тут может сбивать с толку.
Христос действительно Тот, за Кого Себя выдавал, и Он действительно воскрес из мертвых. Если вы в это верите, это не значит, что у вас “монополия”. Это просто значит, что вы правы, а те, кто отрицают Его божество и Воскресение — заблуждаются.