О силе общего и слабости конкретного
В философии вопросы о соотношении общего и частного имеют колоссальное значение. Однако восприятие этого соотношения очень важно и для обыденного мышления. По крайней мере, правильное отношение к ним может защитить разум от критической нагрузки в трудные моменты жизни.
Мнение

Всё дело в том, что общему и частному отведено особое место в мышлении, и если общее ценно своей стабильностью, а частное – своей точностью, то только оставаясь тем, чем они являются, они могут сохранять свои свойства. Задача разума заключается в установлении связи между общим и частным и проведении их взаимных корректировок. Разумеется, частное будет меняться часто и безболезненно, а общее – реже и всегда очень драматично для нашего мировоззрения. Кое-что из частного вообще никогда не обретёт даже подобия стабильности, а кое-что из общего не менялось со времён первых философов. С этим надо научиться жить и принимать это со смиренным спокойствием.

Но как же тут достигнуть спокойствия, если история человечества буквально состоит из научных и культурных революций? Меняется наш взгляд на мир, эпохи уносят прочь базовые интуиции, казавшиеся незыблемыми, мышление переворачивается с ног на голову. Даже пространство нашей жизни вдруг молниеносно расширяется, уподобляясь Большому Взрыву. Ойкумена не просто растёт в пространстве в географическом смысле, она меняется качественно, как живой организм. За что ухватиться скитающемуся духу в этом нескончаемом потоке?

В какой-то степени в этом может помочь следующий совет. Анализируя общее в частном, пытаясь делать общие выводы, например, в физике, вы неизбежно ошибётесь. Однако степень вашей ошибки можно корректировать. Ваши выводы будут тем надёжнее, чем дальше в будущее вы сможете заглянуть. Удивительно, но для частных выводов из общего работает та же схема: делая частные выводы из философии, можно продвинуться вперёд только избегая излишней конкретики. Для того чтобы попытаться реализовать нечто подобное, нам нужно, вероятно, научиться мыслить шире во времени и пространстве и не зацикливаться на конкретных текущих взглядах человечества. Подобным талантом обладали философы-провидцы и писатели, которые предсказали в своих рассуждениях многое, что случалось после. Видели ли они будущее? Нет. Скорее, они видели общие закономерности и понимали, как они работают. Это наталкивает меня на мысль о том, что общее всё-таки имеет приоритет. Но только то общее, которое может в подлинном смысле освободиться от частных выводов.

Стоит закончить конкретным примером такого образа мысли. Когда-то группы людей были заперты на островах и материках, с интересом глядя в бескрайний голубой океан. Для человека было открытием обнаружить другой остров в этом океане. Затем мы мечтали открыть другой материк. Открыв материки, мы узнали, что океан вовсе не бескрайний. Когда мы обратили внимательный взор к небесам, астрономические открытия расширили пространство космоса, ставшего для нас новым океаном. После человек ступил на соседнее с нашим небесное тело, представлявшееся древним людям недостижимым божеством. Кажется, что детали этих эпох изменились до неузнаваемости и почти несопоставимы, однако общее осталось неизменным. Человечество – все та же община разумных животных с ядерным оружием вместо кремниевого копья, которая, сидя на клочке твёрдой материи, с интересом смотрит в окружающую её бесконечную бездну. Нам всё ещё интересна древняя философия и заложенные в те времена основы математики. С другой стороны, множество частных истин ушли в небытие. Поэтому только тогда, когда мы научимся смотреть не на частности и не на общее, а видеть общее сквозь все частности, мы сможем увидеть универсальные истины.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9