Памяти Иеронима Савонаролы (1452-1498). Видение о масках (фрагмент проповеди)
23 мая 2020 исполняется 522 года со дня мученической кончины Иеронима Савонаролы. Имя Савонаролы окутано легендами, ему приписывается многое из того, что не имеет никакого отношения к исторической и богословской действительности.
Статья

Так, протестанты считают его предшественником Реформации, а многие католики до сих пор считают еретиком. В православии он зачастую известен только по имени. История философии в целом обходит его стороной, считая слишком церковным. Зато персонаж под именем Савонарола фигурирует в ряде компьютерных игр, а также с завидной регулярностью появляется в сериалах, посвященных итальянским государствам конца XV века.

Иероним Савонарола родился в 1452 году в Ферраре. Вкратце можно сказать, что он, несомненно, был грамотным, проницательным богословом, строгим аскетом, апокалиптиком и прозорливцем. На вопрос, был ли Савонарола предшественником Реформации, можно ответить утвердительно. Но только в том смысле, что тезка великого переводчика Библии, Иеронима Стридонского (347-420), был одним из наиболее ярких представителей так называемой католической реформации, то есть того движения в рамках Католической Церкви, которое, начиная с эпохи позднего Возрождения, выступало за то, что на языке православного богословия принято именовать святоотеческим возрождением Церкви. Вопреки общепринятым стереотипам, Савонарола не ставил под сомнение ни догматическое учение Церкви, ни церковное устройство. Будучи прозорливцем, духовному зрению которого открывались особенные видения и символы, он призывал к покаянию и реформе, то есть к обновлению самой Церкви.

Флорентийский Ренессанс в целом характеризовался языческими чертами. В этом контексте Савонарола противостоял тому язычеству Возрождения, которое, по его убеждению, не только навлекало гнев Божий на итальянские государства, но приводило к вырождению Римской курии. При этом Савонарола был гуманистом, преподавал философию и, вне всякого сомнения, являлся одним из образованнейших людей своего времени. Среди прочего, Иерониму принадлежит комментарий на Аристотеля, а собрание его творений насчитывает 27 томов.

Cледует вспомнить, что Савонарола был избранным братией приором доминиканского монастыря святого Марка во Флоренции. Европа жила тогда по христианскому летоисчислению, и приближавшийся 1500 год был для многих знамением приближавшегося конца света. Именно поэтому Савонарола учредил во флорентийском государстве религиозную демократию и аскетический общественный порядок. Объявив правителем города-государства Господа Иисуса Христа, в течение трех лет Савонарола фактически возглавлял Флорентийскую Республику и одновременно противостоял влиянию клана Медичи и папе Александру Борджиа (1431-1503), в неравном бою с которыми он в итоге пал смертью храбрых.

Признаком приближающегося конца света для самого Савонаролы стало вторжение в Италию французского короля Карла VIII в 1494 году. Савонарола истолковал его как Божий Суд над обмирщенной Церковью и Вавилоном (так он называл Рим). Возрождение Церкви, по мысли Савонаролы, должно было начаться в новом Иерусалиме – граде Божием Флоренции.

Союз реформатора с Францией вызвал гнев папы Борджиа, который в ответ в 1495 году запретил ему проповедовать. Александр VI предал Савонаролу церковному суду и выдвинул требование, чтобы реформатор сменил каноническое подчинение и перешел из отличавшейся строгим аскетизмом тосканской провинции доминиканского ордена в гораздо более умеренную ломбардскую. В 1497 стареющий Борджиа вопреки церковному праву и здравому смыслу осудил Савонарову за ересь. В свою очередь, политические противники Савонаролы в самой Флоренции организовали народное возмущение. Реформатор был передан инквизиции. В 1498 году после жесточайших мучений он был повешен. Тело Савонаролы сгорело в огне.

Не только успех реформатора, но и сама эта жестокая смерть Иеронима Савонаролы стали для Римской Церкви предзнаменованием того, что даже самые продуманные структуры могут в одночасье распасться. Для итальянского Ренессанса они сделались грозным напоминанием о том, что даже у самых изысканных продуктов всегда есть срок годности.

Савонарола был убит 23 мая 1498, а 19 июня того же года секретарем республики стал Никколо Маккиавели. Ненавистный всесильный папа Борджиа ненадолго, лишь на пять лет, пережил Савонаролу. А через 19 лет, осенью 1517-го, с началом выступления Мартина Лютера для Римской Церкви начался тот апокалипсис, от которого предостерегал великий доминиканец. Спустя ровно 400 лет, осенью 1917, тот же апокалипсис обрушился на Церковь Российской Империи.

Вниманию читателей портала «Богослов.Ru» предлагается фрагмент проповеди Иеронима Савонаролы об искусстве хорошей жизни, произнесенной в Великую Пятницу, 1 апреля 1496 года.

 

Иероним Савонарола, проповедь 44, На Амоса и Захарию

В благоговении пред столь великим торжеством я поведаю вам то видение, что я видел в этот праздничный день. Неверие многих порождает лишения. Оно же становится причиной прекращения многих утешений. И, тем не менее, я радуюсь возвестить вам о виденном мной.

«И поднял я глаза мои и увидел» (Дан. 8:3; 10:5). Я увидел пред своим взором всю Вселенную. Великое поле постепенно наполнялось мужами и женами от всякого рода и племени, от каждого сословия в мире. Не буду говорить вам о каждом подробно, ведь сие не позволено. Посреди этого поля, была небольшая гора, полная роз и лилий. На вершине этой горы было Распятие, которое изливало красную кровь. Кровь эта распространялась на весь мир, повсюду и всюду. Как бы сияя великолепием лучей, она тут и там выплескивалась в воздух. Но в наибольшем своем изобилии она изливалась на землю. Мне казалось, что кровь становилась рекой и разделяла мир на две части. И слышал я голос Распятого: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас» (Мф. 11:28).

И вот встал я и по левую сторону реки увидел Рим со всеми христианами. С правой же стороны я увидел Иерусалим со всеми язычниками. На правую сторону изливалась кровь и проступала на челах каждого из них, мавров и язычников. Мне казалось, что на челах у каждого из них кровь превращалась в крест. Он был алый, великолепнее рубина. Как только все они заметили на себе это знамение креста, то устремились в реку, сбросили с себя одежды, вошли в нее, пили кровь и становились опьяненными. Потом выходили они… кроткие, смиренные, и прекрасные, словно Ангелы.

Кровь изливалась и по левую сторону. Я видел, как эта кровь проступала знамением креста на челе каждого из христиан от всякого сословия. Я видел и Рим. От исходивших от Распятого лучей крови крест на челах их делался алым. Внезапно некоторые из бывших там накрыли Крест балахоном; другие прикрылись рукой; иные же – масками. Там были разные маски: маски львов и волков, маски лис и прочих зверей. Там были и проповедники, как бы взывавшие: «Не слышите ли вы Его слова? Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас».

Но христиане не хотели слышать. Они отказались снять свои маски. Не захотели они убрать балахоны с крестов. Тогда с небес спустились Ангелы. Своими руками, они пытались снять с людей маски, но люди не захотели. Они устремились к оставленным неверными одеждам, хватали их и надевали на себя.

Я продолжил смотреть… И что же? О, бедствие! Копья, и меч, грохот и мор приближались. Но голос взывал: «Придите к Распятому!» И множество их не захотело прийти; и устремились к оружию и снарядам.

Некоторые же из тех, что стояли ошуюю и имели кресты на челах своих, устремились к реке и пили от крови Распятого. Они вышли из нее в подобии ангельском. Я видел, что многие из них были из моего города Флоренции, были флорентийскими гражданами. 

Когда же пришел меч, то все те, кто прежде устремились к оружию и снарядам, закончили бедственно. Были охвачены смертью, а после направились в ад. Остались немногие. Мне было сказано: «Скажи моим людям, что нет иного врачевства, кроме Распятого; прибегните к Говорящему: "Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас"».

Я не стану излагать этот образ подробнее, потому что все уже ясно. А подробности – эти алые кресты, одеяния, мечи, эти маски и прочие вещи – я оставляю для вашего размышления. Достаточно запомнить этот образ. Он указывает нам на то, что должно возлюбить Христа, как происходит с влюбленными, и прийти пить Его кровь. Ведь нет врачевства от всех этих бедствий, кроме Распятого. Так говорит Господь Бог.

Вы не верите мне? Нет, вы не верите.

«Видение? Тогда почему говорится, что Иаков видел видение во сне? (Быт. 28). Твое видение было не во сне, но в состоянии бодрствования. Что же ты скажешь о том видении, что видел Иаков? Ведь это часть канона [Писаний]!»

Истина в том, что хотя Иаков видел это видение во сне, но внутри его был свет. Потому что когда пророки получали видение во сне, они имели в себе свет пророчества, уверявший их и дававший им различать между простым сном и видением, учивший узнавать пророчество. Так было и с Иаковом, имя которого означает «искоренитель» и обозначает того, кто искоренил пороки и грехи, оставил их позади с тем, чтобы вернуться к доброй жизни.

Господь сказал ему: «Не бери себе жены из дочерей ханаанских» (Быт. 28:1). Ханаан переводится как «перемена». То есть «не бери себе вещей, которые изменяются. Материальные блага, почести и философия – это изменяющиеся вещи этого мира. Не берите себе этих вещей, потому что они вас обманут. Но есть то, что Я дам вам: это вечная премудрость, из которой состоит Священное Писание».

Поэтому Иаков вышел из Вирсавии, что означает «колодец клятвенный» (Быт. 21:32), то есть Священное Писание. Мы пребываем в Вирсавии, исходим из нее и начинаем созерцать и идти в Харан, то есть в горняя, и посредством творений начинаем созерцание высших вещей, таких, как Троица, благость Божья и другие возвышенные вещи. 

Но хотя божество не доступно человеческому познанию в этой жизни, Дионисий говорит, что посвятивший себя созерцанию восходит в некое столь возвышенное место, где более не может выразить видимое им; он лишь знает, что созерцает Бога, и, подобно Иакову, желает уснуть и остаться на месте сем в созерцании.

Поскольку наш интеллект недостаточно силен, чтобы созерцать без символов и взойти столь высоко, Иаков, придя в место созерцания – которое сам он не может выразить, – взял три камня или один единственный, которые суть необходимые нам для созерцания Бога символы Трех Лица и Единой Природы; те же три камня могут означать Христа, Его тело и Его божество, которые в одном Лице.

Он начинает созерцать и, чтобы созерцать, засыпает. Внезапно он видит лестницу, символизирующую Крест Христов, который есть лестница, возводящая в Рай. А ангелы, восходящие и нисходящие по Кресту Христову, чтобы помочь всем тем, кто желает взобраться в Рай, нисходят, чтобы помочь взбирающимся. Лестница восходит по семи ступеням. Взбирающемуся должно пройти эти семь ступеней, ибо Господь с высоты взывает: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас».

И нет другого пути к восхождению и вхождению в Рай. Ведь Господь говорит: «Я Бог Авраама и Бог Исаака (Быт. 28:13); следуйте их стопам и их жизни; Я же желаю вести вас посредством этой лестницы. Земля, на которой ты спишь, то есть созерцаешь, – Я дам тебе ее и семени твоему, если ты прежде проследуешь по этой лестнице в бедах, а затем получишь утешение». Итак, ныне да начнем свое восхождение по лестнице. Пойдем же, ведь, истинно, Страсти Христовы будут учить нас на каждом шагу.

Перевод выполнил иерей Августин Соколовски по изданию: Donald Beebe, Selected Writing of Girolamo Savonarola,

Yale/New Haven/London, 2005, 9-11.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9