Фрагменты комментария на Книгу Бытия. Слово 2
Продолжаем публикацию фрагментов толкования на Книгу Бытия Феодора Мопсуестийского. В публикуемом переводе второго слова и различных фрагментов комментария излагается одно из центральных положений богословия Феодора Мопсуестийского — учение о всеобщем спасении, а также его воззрения на свободу воли людей и ангелов.
Статья

Теперь нам следует удалиться от языческого пустословия и не обременять наши души измышлениями злого духа, поскольку нам предстоит толковать книгу Бытия, в которой блаженный Моисей записал для нас не свои размышления, а то, что узнал от Святого Духа о вещах, не известных до той поры человеку. Я полагаю, что перед началом толкования мы в достаточной мере коснулись как того немногого, что считается недостойным, так и совершенного Божественного учения, которое и является сутью книги. Приступим же с Божьей помощью к самому толкованию. Думаю, что сказанное во введении окажется полезным для прояснения того, что предстоит изложить, ведь блаженный Моисей говорит не только о сотворении, но и о том, как Бог начал Свое домостроительство с Адама. Также он в своей книге повествует о входе блаженного Якова и его сыновей в Египет и в конце о смерти Якова и Иосифа.

Различные фрагменты комментария

[…] из этого еще более ясно, что когда мы проявляем нашу любовь к Нему, мы склоняемся к Его законам, пренебрегая видимыми вещами. В то же время мы проявляем злую волю, презирая законы Бога и склоняясь к видимому и к телесным желаниям. Бог создал нас для того, чтобы мы следовали Его законам и взращивали наши души в учении страха Божия. Он позаботился об этом, начиная с Адама: Бог дал ему закон сразу, как только создал его, ибо от него как от самого первого всем людям надлежало принять учение. Из рук Бога он должен был получить знание о том, Кто его Господь и Творец всего, Который указывает, как здраво рассудить и отвергнуть и […], и ненависть к Богу. Без сомнения, Он заповедал Адаму трудиться [в Раю] и охранять[1] [его] не потому, что это полезно, но для того, чтобы многими заповедями в достаточной мере сообщить о Своей власти […][2].

[…][3] всему предстоит избавиться от рабства злу: разрушатся смерть, тлен, страдания, грех и власть демонов. Короче говоря, уйдет все, что ныне печалит нас. Воцарится надо всем добро, радость, бессмертие, несклонность ко злому и избавление от греха – все это изначально было определено и промыслено Богом, Творцом и Господом всего, Который создал тварь, когда пожелал, предопределил ей домостроительный порядок и, когда посчитал угодным, привел его в действие, заботясь не только об изначально созданной твари, но и о других творениях, которым предстояло быть из нее произведенными, в том числе о людях и невидимых существах. И, конечно, Он промыслил определенное и совершенное восстановление, которое в конце благопоспешествовало бы всему, что было сотворено сначала одним, потом другим образом. Также Господь сотворил великое разнообразие во всем: по слову блаженного Павла[4], во многих местах Писания Бог различным образом говорит через пророков с людьми до тех пор, пока вновь не обновляет их, о чем известно из домостроительства Господа нашего Христа, пришествие Которого было уготовано, как я уже много раз говорил, изначально – еще до создания твари это было в промысле Бога, что впоследствии было исполнено через явление Господа нашего Христа с небес для исправления всего рода человеческого, для его обновления и изменения к лучшему. Об этом свидетельствует блаженный Павел: «Кто во Христе, тот новая тварь; старое прошло, ныне все обновилось»[5]. И еще: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что сама тварь освободится от рабства тлению в свободу славы детей Божиих»[6]. И добавляет: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего»[7]. […] и с этим мы стенали, ибо великие тяготы были на нас возложены, но теперь, когда мы приняли завет о грядущем – о том, что мы истлеваем, ибо мы […] тому, что уготовано, и истово чаем […] избавления от них. Все это в достаточной мере свидетельствует о том, что всем творениям уготовано благое восстановление, начаток которого Бог явил нам через домостроительство во Христе, совершенное в великой добродетели – этому же уготовано свершиться во всей твари, причем Бог так определил не в конце, но имел это в Своем промысле изначально. Блаженный апостол дает нам ясный пример, говоря: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»[8]. И еще в другом месте: «Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь»[9]. Из этих двух примеров ясно, что Бог изначально и прежде всех веков определил случиться этому – тайному и охраняемому, но в конце прообразованному и явленному.

[…] используют, а мы если не хотим, то не используем. У нас есть и то, и другое: если мы хотим, то делаем, не желаем – не делаем и выбираем то, что нам нравится. Я полагаю, это известно, и никто из читавших Писание не станет отрицать, что невидимым разумным существам Бог дал такое устроение, согласно которому они могут быть подвержены склонности ко злому. Это ясно, например, из слов евангелиста о бесчисленном множестве вселившихся в одного человека демонов, имя которым – легион[10]. Таким образом, невидимые разумные существа могут по воле своей избрать благо, но могут, если захотят, склониться ко злому. Им также дан закон, согласно которому они должны вести себя. Те из них, которые придерживаются его, добром угождают Богу, и не подлежит сомнению зло преступающих этот закон; оставаясь верными заповедям, они получают от Бога награду и предуготованные блага, а склоняясь ко злому, подлежат наказанию – любой может легко узнать об этом из Божественного Писания: вот что говорит блаженный Павел: «Но если даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам помимо того, что вы приняли, да будет анафема»[11]. Итак, ясно, что ангелы, если захотят, могут подобно нам склоняться ко злому и что для них, как и для нас, за это предусмотрено наказание. «Идите от Меня во тьму внешнюю, уготованную дьяволу и ангелам его»[12] – наш Господь не сказал бы так, если бы те люди не были сообщниками демонов в их злодеяниях, за что им предстоит принять равное с демонами наказание. О добрых же людях Господь говорит, что они равны ангелам[13] – это чада Божии, причастные воскресению. Господь не приравнял бы их праведным ангелам, если бы их воля, поведение и труды не были изначально достойны этого.

Источник: Eduard Sachau. Theodori Mopsuesteni Fragmenta Syriaca: e codicibus Musei Britannici Nitriacis. Lipsiae: Sumptibus Guilelmi Engelmann. 1869. pp. ܐ – ܠܕ

Перевод А. Тамразова

 

[1] Быт. 2:15.

[2] Далее следует фрагмент, который из-за чрезвычайно плохой сохранности не приводится издателем.

[3] Фрагмент начинается словами ܕܥܬܝܕ ܗܘ ܕܒܗ, перевод которых мы не приводим ввиду отсутствия контекста.

[4] Возможно, имеется в виду Петр: Деян. 3:18, 21.

[5] 2 Кор. 5:17.

[6] Рим. 8:20-21.

[7] Рим. 8:22-23.

[8] 1 Кор. 2:6-9.

[9] Рим. 14:24-26.

[10] Лк. 8:26-33, Мк. 5:1-14.

[11] Ср. Гал. 1:8.

[12] Ср. Мф. 25:41.

[13] Мк. 12:25.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9