Восприятие Бога в этом контексте было также несколько иным. И это естественно. Из всего многообразия библейских смыслов человек находил и чувствовал родными те, которые точнее отражали его положение в жизни. Впоследствии этими смыслами наполняются молитвенные воздыхания человека к Богу. Главным мотивом подобных молитв становится бессилие человека перед обстоятельствами и упование исключительно на Бога в надежде решить те или иные проблемы. Беда в том, что в свою очередь сами тексты оказывают известное влияние на человека. И, читая их, мы начинаем самого Бога воспринимать именно в контексте читаемого.
Эпидемия коронавируса лишний раз подняла на поверхность эти вопросы. В епархиях духовенству и верующим были разосланы молитвы для призывания помощи Божией в этот непростой период. Привожу один из вариантов в уже адаптированной форме: «Господи Боже наш! Услышь с высоты святаго Твоего Престола нас, грешных и недостойных рабов Твоих, благость Твою грехами своими прогневавших и милосердие Твое удаливших, и не взыскивай с рабов Твоих, но отврати страшный гнев Твой, справедливо нас постигший, прекрати пагубное наказание, удали страшный меч Твой, невидимо и безвременно нас поражающий, и пощади несчастных и слабых рабов Твоих, и не обрекай на смерть души наши, в покаянии прибегающие с истомленным сердцем и со слезами к Тебе, Богу Милосердому, мольбам нашим внимающему и перемену подающему. Ибо Тебе (одному только) принадлежит милость и спасение, Боже наш, и Тебе славословие приносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь»[1].
Хотелось бы обратить внимание на смысл прочитанного. Какими качествами мы наделяем Бога? Оказывается, что мы, люди, своими беззакониями переполнили чашу Божиего терпения и прогневали Его благость, и милосердие Его раздражили. Слова молитвы приписывают Богу «страшный гнев» и «пагубное наказание», которое поражает нас «безвременно».
Неужели все действительно так? Неужели Бог, любящий нас как своих родных детей, похож на домохозяйку, терпение которой закончилось от непослушного поведения домочадцев? И теперь наш Отец небесный раздражается на нас? Современный человек очень хорошо понимает смысл этого слова! Да не просто раздражается, а гневается «страшным гневом»? И результатом этого гнева становится «пагубное наказание», которое «безвременно»? То есть мы, христиане, обращаясь так к нашему Богу, свидетельствуем всему миру о том, что Он злой, что Его можно разозлить, что Он в гневе способен разлюбить своих детей и наказать их погибелью, да еще слепо и не вовремя! Любые оскорбления чувств верующих, упоминаемые в СМИ за последние годы, просто детский лепет по сравнению с этой напраслиной, которую мы сами возвели на своего Творца!
Кто-то не согласится со мной. Многие скажут, что мы, люди церковные, по-другому воспринимаем и интерпретируем эти смыслы. Что для нас внутри Церкви все немного иначе и противоречий не вызывает. Безусловно, для некоторой части воцерковленных людей так все и есть. Но только для воцерковленных, и только для некоторой их части, которая привыкла молиться «в общем и в целом», не погружаясь в смысл произносимых слов. А человек с улицы, прочитав статью в очередном выпуске «Комсомолки»[2], надолго усвоит урок, что нашего Бога лучше не раздражать и желательно умилостивлять иногда свечечкой или записочкой с пожертвованием.
Но это еще не все. О чем же мы просим Бога в этой молитве (да и во многих иных)? Оказывается – «не обрекать на смерть наши души». Воцерковленные снова скажут: «Здесь завуалирована мысль об избавлении от посмертных адских страданий». Честно? Нет. Мы здесь просим, чтобы не умереть от коронавируса! И именно так воспринимает эти слова большинство людей. По сути, именно смерть от коронавируса в молитве мы и называем тем самым «безвременным» и «пагубным» наказанием, которое раздраженный Бог посылает прогневавшим Его людям.
А нам не хочется. У нас планы на «пожить тут», закончить ВУЗ, подрастить детей, съездить в отпуск... И поэтому надо попросить Бога, чтобы Он отложил свой гнев на потом. А когда это «потом» наступит, мы снова попросим Бога. Все это идет вразрез с многочисленными святоотеческими свидетельствами о желанности бытия с Богом, о том, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Все это никак не соглашается с призывом ап. Иоанна Богослова, который венчает книгу Апокалипсис: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20) – а это означает конец земной жизни и всех наших планов. Не потеряли ли мы что-то очень важное, торопясь все успеть? Радуем ли заботой и нежностью своих близких, исполняя заповедь Божию (Мф. 22:39)? Чувствуем ли мы присутствие Бога каждую секунду своего бытия? Ждем ли встречи с Ним, как самого желанного события в нашей жизни?
Если да, то и молитва наша должна быть иной. Это должна быть молитва благодарности Богу за то, что Он не оставляет нас без своей заботы и попечения. Пусть даже это попечение переживается нами очень трудно. И просьбы наши должны быть иными. Это должны быть просьбы о даровании сил и терпения всем нам, даровании нам трезвости и разумения, как поступать в непростых обстоятельствах. Чтобы мы своей черствостью и эгоизмом не сделали наши души неспособными чувствовать Бога каждое мгновение нашей жизни земной жизни. И упование наше должно быть иным. Это должно быть упование на окончательную встречу с Создателем, время которой известно только Ему! И жизнь наша должна быть другая… Потому что «если <…> соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Да не будет этого.
[1] Как молиться от коронавируса. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://foma.ru/kak-molitsya-ot-koronavirusa.html (дата обращения: 18.03.2020 г.).
[2] Господи, избави нас от кризиса! [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/24227.4/428341/ (дата обращения: 18.03.2020 г.).