«Но праведник будет крепко держаться пути своего,
и чистый руками будет больше и больше утверждаться»
Иов 17:9
Читая приведенные выше слова Священного Писания Ветхого Завета, понимаешь, как же бесконечно далеки слова праведного Иова от той лукавой действительности, в которой нам приходится сегодня жить и нести подвиг своего земного служения. Материальный достаток, стремление к лоску, к роскоши, желание получить от жизни всё и сейчас – вот путь современного человечества. На этом пути нет верстовых столбов, ограничивающих желания похотей и страстей, нет указателей, направляющих человека к совершенству, нет ограничений. Наверное, поэтому зло и негатив в современном мире преобладает над отзывчивостью и праведностью.
Стараясь получить как можно больше необходимой нам информации, мы редко обращаемся к истории, к опыту минувших лет и поколений. Изучение исторического наследия прошлых эпох ограничивается у большинства школьным курсом истории, который передает сухие факты, а не реальный опыт живших некогда людей. Для восполнения этого недостатка принято обращаться к мемуарам, воспоминаниям людей о прошедших годах и событиях, свидетелями которых были либо сами авторы, либо их близкие. Удивительным примером мемуаров, написанных в наше время, являются воспоминания о своей жизни, священнических трудах, заключении и архиерейских деяниях митрополита Таллиннского и Эстонского Корнилия (Якобса).
Книга «О моём пути», изданная в Таллинне в 2009 году, полностью разрушает стереотип о том, что мемуары – скучный и неактуальный жанр литературного творчества. Более того, произведение митрополита Корнилия является редким сочетанием дневника жизни и исторических воспоминаний, реальным участником и активным свидетелем которых был Владыка митрополит.
Представляется, что этот труд будет интересен как профессиональным историкам, аспирантам, студентам, школьникам, служащим и рабочим светских специальностей, так и священнослужителям, семинаристам, сотрудникам Синодальных и епархиальных учреждений Русской Церкви. Для прочтения книги «О моём пути» не нужно обладать специальными знаниями о жизни Русской Церкви в тернистом XX веке, книга воспринимается легко и читается просто.
Буквально с первых страниц книги читатель мысленно переносится в довоенную Эстонию, в Таллинн, становится созерцателем праздничных обычаев и будничной жизни русских семей, живших в Ревеле. Так как мечтой всей жизни митрополита Корнилия было священническое служение, часть первой главы книги посвящена церковной жизни в Эстонии, богослужебным традициям русских и православных эстонцев, их сходству и отличиям, имеют место размышления и воспоминания о взаимоотношениях между православными и лютеранами, которые издавна живут вместе на эстонской земле.
Большое внимание уделяет автор своим воспоминаниям о выдающихся церковных деятелях и церковных событиях середины прошлого века. С теплотой сердечной митрополит Корнилий делится своими воспоминаниями о священнике Михаиле (Ридигере), отце Патриарха Алексия II, который долгие годы был духовником будущего митрополита. В книге описываются интересные факты детских лет и смелые реализации юношеских планов самого будущего Первосвятителя, свидетелем которых автор был, поскольку рос в одном городе с будущим XV Патриархом Московским и всея Руси. Любопытные свидетельства в книге найдут почитатели личности и архипастырских трудов митрополита Ленинградского Григория (Чукова), которому Церковь поручила управление Таллиннской епархией после войны. Делится Владыка и воспоминаниями о Патриаршем Экзархе Латвии и Эстонии митрополите Сергии (Воскресенском).
Кроме того, книга митрополита Корнилия буквально испещрена описанием исторических событий, так или иначе касающихся возрождения церковной жизни после войны и присоединения Эстонии к Советскому Союзу. Вячеслав Якобс, будущий митрополит Таллиннский, был свидетелем Архиерейского собора 1945 года, а также интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского).
Мемуары – это не только литературное произведение, но и исторический источник. Благодаря памяти об исторических событиях и лицах, мы можем восстановить картину целого фрагмента истории. Таким образом, опираясь на открытые архивные документы, а также читая воспоминания очевидцев, историческая канва видна гораздо четче и яснее. Страницы воспоминаний похожи на кусочки смальты, и только пытливый ум посредством кропотливого труда может сложить эти кусочки так, чтобы получилась мозаика. Одним из таких кусочков, открывающих пока еще малоизученную часть истории Русской Церкви, является глава об аресте священника Вячеслава Якобса, а также о годах, проведенных в лагерях Мордовии.
Активный вологодский священник был арестован в годы так называемых хрущевских гонений на Церковь, которые были не такими кровавыми, как сталинское время, но внутренняя жизнь Церкви контролировалась гораздо жестче, чем до 1953 года. Священника Вячеслава арестовали 27 февраля 1957 года, обвинением послужила сфабрикованная статья о клевете на советскую действительность, а также антисоветская агитация. Священника подвергли заключению, несмотря на то, что на иждивении у него находилась супруга и двое детей. На основании статьи 58-10 ч.1 УК РСФСР иерей Вячеслав был подвергнут заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет.
Владыка пишет о заключенных в лагере, об униатском духовенстве Украины, в том числе и о митрополите Иосифе Слипом, который позже был депортирован за пределы СССР прямо из заключения. Удивительная атмосфера царила в лагере, в который попал Владыка за активную пастырскую позицию и за выполнение своего христианского долга. Все узники старались жить мирно, в лагере господствовал, как бы мы сейчас сказали, своеобразный дух экуменизма. Начальником цеха, где трудился о. Вячеслав, был пятидесятник, мастером – католик, а бригадиром – сам отец Вячеслав.
По словам автора книги, большую духовную и дружескую поддержку в годы заключения для него являлись письма родных и близких, особенно братьев-сослужителей, возносящих свои молитвы перед Престолом Царя царей. Высокодуховны и поучительны приводимые в книге письма от священника Валерия Поведского, написанные в период с 1958 по 1960 год. В этих письмах можно найти зарисовки жизни православных в те годы. Интересно письмо, датированное 1 января 1960 года: «Введенский храм пока стоит. Уполномоченный, по его словам, старается возможно дальше оттянуть время его сноса. Содержимое пока внутри, но мне и комиссии Горсовета «попало» за медленные темпы распределения и вывоза церковного имущества. Это вопрос злободневный и очень неподходящий к рождественским дням. Но посмотрим, как все это получится»[1].
В 1960 году отец Вячеслав был освобожден и вернулся в Эстонию, однако реабилитирован был только в 1988 году. Трудны и трогательны описания встречи с родными, близкими, знакомыми и друзьями, приводимые Владыкой. После освобождения семья отца Вячеслава Якобса поселилась в Таллине, тут иерей Вячеслав долгое время ожидал получения регистрации от уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, который затягивал выдачу всех необходимых документов.
В 1974 году почила супруга протоиерея Вячеслава, он стал вдовым священнослужителем. Супруга отца Вячеслава, Татьяна Петровна Соловьева, – человек удивительной судьбы, но, к сожалению, Татьяна Петровна была слаба здоровьем. Болезни послужили причиной ее скорой кончины.
Нужно отметить, что все жизненные перипетии, трудности и испытания не сломили будущего архипастыря. Как металл очищается огнем, так и отец Вячеслав после каждого нового потрясения возвращался к своим пастырским и приходским обязанностям, но посвящал себя им с гораздо большей самоотдачей.
В 1961 году 3 сентября в Александро-Невском кафедральном соборе города Таллинна во епископа был возведен архимандрит Алексий (Ридигер). Епископскую хиротонию возглавил приснопамятный митрополит Никодим (Ротов).
С особым трепетным чувством относился молодой епископ к сохранению монашеской жизни в Пюхтицком женском Успенском монастыре в Куремяэ, одном из немногих действующих монастырей на территории СССР. В книге нашли отражения воспоминания о частых визитах епископа, а позже архиепископа и митрополита Алексия в Пюхтицкую обитель, о встречах с игуменией Варварой (Трофимовой).
В 1988 году протоиерей Вячеслав Якобс в очередной раз становится свидетелем исторического события. Он избран делегатом от Эстонской епархии на Собор Русской Православной Церкви, посвященный 1000-летию Крещения Руси, проходивший в Москве. Это время известно еще и тем, что в рамках празднования этого юбилея по центральному телевидению было показано несколько сюжетов о жизни Церкви и верующих в СССР. Это было знаковое и показательное событие, говорившее об изменении государственной политики отностельно Церкви.
Вскоре умирает Патриарх Московский Пимен (Извеков), на кафедру Московских Первосвятителей был избран друг детства автора книги «О моём пути» митрополит Ленинградский и Новгородский, а также управляющий Таллиннской епархией Алексий (Ридигер).
Патриарх предложил протоиерею Вячеславу быть своим помощником, викарным епископом Эстонской епархии. Вскоре отец Вячеслав был пострижен в мантию с наречением имени Корнилий в Псково-Печерском Успенском монастыре. Епископская хиротония архимандрита Корнилия (Якобса) была совершена в Таллинне 15 сентября 1990 года. Это было грандиозное событие, на богослужении присутствовало все духовенство Таллиннской епархии, множество гостей и верующих Эстонской столицы и близлежащих стран. Долго еще над Вышгородом лился праздничный трезвон, возвещая о хиротонии нового епископа Православной Церкви.
Патриаршие труды и сложившиеся политические обстоятельства заставили Святейшего Алексия II принять историческое решение о даровании, а точнее о возобновлении автономии Эстонской Церкви. Преосвященный епископ Корнилий становится управляющим Таллиннской епархией Эстонской Церкви, которая получила новые канонические права Томосом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Заслуживают внимания и труды Владыки, связанные с получением регистрации Эстонской Церкви Московского Патриархата в органах государственной власти, а также те тяготы, с которыми столкнулись православные в связи с учреждением митрополии Вселенского Патриархата в Таллинне.
Чувствами отцовской безграничной любви наполнены строки о дочерях Владыки, его внуках и правнуках. В этом смысле с уверенностью можно сказать, что Владыка – счастливый человек, так как сподобился видеть, как умножается его род.
Книга снабжена многими фотографиями и документами, письмами и историческими комментариями, которые носят не только личный характер, но и исторический интерес.
Вчитываясь в строки воспоминаний, вглядываясь в старые фотографии, понимаешь, насколько трудна и витиевата человеческая жизнь. Но она же и является бесценным даром для человека, тем талантом, который получает каждый при рождении. Только от нас зависит, сможем ли мы развить этот талант и преобразовать его в иные таланты, преумножить свои дарования, восходить от силы в силу, преодолевая искушения. Жизнь священнослужителя еще более трудна и духовно более насыщена и ответственна, это объясняется тем, что священник является ходатаем перед Богом о всяком человеке. Кроме своих личных грехов, он молится и о прощении грехов своих пасомых. Подвиг же архиерея требует от последнего не только руководить и следить за тем, чтобы все было благообразно и по чину (1Кор. 14:40), но и возносить молитвы о всех овцах своего духовного стада, объединенных в приходы и благочиния, просить о помощи Божией для своей страны и спасения для всего мира. В этом смысле жизненный пример архипастыря земли Эстонской показателен вдвойне. Обращаться к Богу со словами искренней молитвы, воздыхать о своих грехах, благодарить Бога за всё, что бы не приключилось – вот жизненные ориентиры митрополита Корнилия.
От всей души благодарю митрополита за яркие и жизнеутверждающие воспоминания, а всем желающим насладиться от источника мира, добра, мудрости и смирения почтительно рекомендую соприкоснуться с историей посредством мемуаров митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия (Якобса).
[1] Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. О моем пути. Таллинн. 2009.С. 126.