Участие киевлян в возрождении Московских духовных школ
Доклад заведующего кафедрой Церковной истории Московской духовной академии Светозарского А.К. посвящен участию выпускников дореволюционной Киевской духовной академии в деле возрождения Московских духовных школ в середине XX века. Доклад был прочитан на Международной научно-практической конференции «История духовных школ», проходившей в Киевской Духовной Академии.
Статья

Список членов корпорации Московской духовной академии, приведенной в отчете о состоянии Московской духовной академии в 1916/1917 году, насчитывает 43 фамилии и включает в себя помимо преподавателей членов Совета Академии, профессорских стипендиатов и служащих по вольному найму[1]. Из перечисленных лиц в послереволюционные годы репрессиям подверглись 19 человек. При этом десять человек было расстреляно, а пятеро скончались в узах. До возрождения Московских духовных школ в 1944 году дожили немногие. В их числе бывший ординарный профессор академии по кафедре греческого языка доктор греческой словесности действительный статский советник Сергей Иванович Соболевский (1864-1963) – выдающийся ученый-филолог, в послереволюционные годы профессор нескольких вузов, член-корреспондент АН СССР (с 1928 года), заслуженный деятель науки (1959). Бывший ординарный профессор по кафедре Библейской истории в связи с историей древнего мира, доктор богословия, бывший статский советник Дмитрий Иванович Введенский (1873-1954), дважды арестовывавшийся в советское время (1919, 1928 гг.). С 1919 года он преподавал в средних учебных заведениях Сергиева Посада, а после высылки в Нижний Новгород в мае 1928 года работал там в различных учреждениях, с 1935 года был заместителем директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума. Бывший экстраординарный профессор по кафедре истории греко-восточной церкви со времени отпадения западной Церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей славянских Церквей и румынской, лектор немецкого языка, магистр богословия, бывший коллежский советник Федор Михайлович Россейкин (1879-1951) с 1918 года занимался научно-педагогической деятельностью, с 1943 года был научным сотрудником в группе византологи при институте истории АН СССР. Бывший экстраординарный профессор по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета, магистр богословия, священник Илья Васильевич Гумилевский (1881-1965) был арестован в 1928 году. С 1929 по 1931 год находился в ссылке. После освобождения отошел от церковной деятельности по причине несогласия с Московской Патриархией и вёл крайне замкнутый образ жизни[2]. Из числа лиц, преподававших в академии в период её полулегального существования в Москве, в живых оставались Алексей Алексеевич Покровский (1875-1954) – ученый архивист и Николай  Степанович Педашенко (1894-1980). Но из всех представителей профессорско-преподавательской корпорации лишь он один пришел в возрожденные Московские духовные школы. В 1947-1949 годах он занимал должность воспитателя в МДА и С. В 1949 году принял рукоположение в священный сан и до 1968 года проходил служение в Воскресенской церкви г. Сарапула. После 1968 года находился за штатом и проживал в Москве.

Преемственную связь с традициями дореволюционной духовной школы в возрожденных Московских духовных школах осуществляли выпускники дореволюционных духовных академий; в 1940-1950 составлявшие значительный процент в профессорско-преподавательской корпорации и оказывавшие определяющее влияние на научно-педагогическую деятельность и уклад жизни в МДА и С в первое двадцатилетие их существования. Среди питомцев старой духовной школы преобладали выпускники Московской духовной академии: профессор протоиерей Димитрий Боголюбов (1894), профессор протоиерей Вениамин Платонов (1910), доцент Михаил Николаевич Виноградов (1912), доцент протоиерей Николай Никольский (1913), преподаватель Иван Николаевич Миловидов (1913), доцент протопресвитер Николай Колчицкий (1914), профессор протоиерей Константин Ружицкий (1916), профессор протоиерей Иоанн Козлов (1918). Три курса академии успел закончить в 1917 году будущий преподаватель протоиерей Андрей Расторгуев, призванный после окончания III курса на военную службу. В 1920 году, в московский период деятельности академии, завершил свое богословское образование будущий профессор архимандрит Вениамин (Милов). Но многие из выпускников дореволюционной Московской академии преподавали в возрожденных Московских духовных школах недолго. Эпизодический характер носила преподавательская деятельность бывшего обновленческого деятеля протоиерея Андрея Расторгуева. В Богословском институте и на Пастырско-богословских курсах[3] он преподавал только один год (1944/1945) Священное Писание Ветхого Завета и еврейский язык, а также – Священную Библейскую историю (на курсах). От преподавания еврейского языка его освободили сразу же по завершении первой четверти[4]. Преподавать этот предмет о.Андрей не смог. А в августе 1945 года он и вовсе был освобожден от должности преподавателя. Административно-педагогическая деятельность архимандрита Вениамина (Милова) началась осенью 1956 года и была прервана его арестом, последовавшим в ноябре 1949 года, и больше не возобновилась. По причине ареста оставил преподавание в МДА и С священник Николай Никольский, арестованный в 1951 году он был по определению суда выслан в Красноярский край, а после освобождения (вероятно, по амнистии после смерти И.В. Сталина) больше в академию не вернулся, хотя и занимал с 1962 года должность секретаря Учебного Комитета. Протопресвитер Николай Колчицкий преподавал в 1944-1947 годах литургику в звании доцента, но по личным причинам оставил преподавание в декабре 1947 года. С 1949 по 1953 год в составе корпорации МДА и С трудился Иван Николаевич Миловидов, но осенью 1953 года указом Святейшего Патриарха Алексия I он был назначен на должность делопроизводителя ОВЦС и в духовной школе больше не преподавал[5].

Дореволюционную Санкт-Петербургскую (Петроградскую) духовную академию закончили пятеро членов корпорации возрожденных Московских духовных школ: профессор Николай Михайлович Лебедев (1900), профессор Сергей Викторович Троицкий (1901), профессор протоиерей Александр Смирнов (1913), профессор Алексей Иванович Иванов (1915), профессор протоиерей Николай Викторович Чепурин (1916). Но выдающийся ученый-канонист С.В. Троицкий читал лекции в МДА лишь в 1947 и 1948 году, а затем был вынужден в связи с конфликтом между советским и югославским руководством возвратиться в Югославию, где он проживал с 1920 года. В течение неполного учебного года (1946/1947) преподавал в МДА и С один из ярчайших и образованнейших её педагогов протоиерей Николай Чепурин,занимавший пост инспектора, а затем (в течение трех месяцев) – ректора Московских духовных школ. Но его плодотворная деятельность была прервана внезапной кончиной, последовавшей 7 февраля 1947 года.

В первое двадцатилетие существования возрожденных Московских духовных школ в их стенах преподавали четыре выпускника дореволюционной Киевской духовной академии и три выпускника Казанской: профессор Николай Петрович Доктусов (1907), профессор епископ Гермоген (Кожин) (1916) и профессор протоиерей Александр Ветелев (1917). Епископ (впоследствии митрополит) Гермоген (Кожин) занимал пост ректора МДА и С с 14 ноября 1947 по 15 августа1949 года. При нём академия возвратилась в свои исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре.

А теперь – о «киевлянах», главных героях нашего повествования. Выпускник Киевской духовной академии 1900 года протоиерей Тихон Дмитриевич Попов стал первым ректором возрожденных Московских духовных школ, открывшихся 14 июня 1944 года в стенах бывшего Новодевичьего монастыря. Назначение отца Тихона на пост ректора состоялось 28 августа 1944 года. К этому времени у него за плечами был долгий и тернистый путь, начавшийся 25 июня 1876 года в селе Муравляное Задонского уезда Воронежской губернии. Будущий о.Тихон родился в семье священника. В четырехлетнем возрасте лишился отца и затем, как сирота из духовного сословия учился на казенный счет в Задонском духовном училище и Воронежской духовной семинарии. Семинарию Тихон окончил в 1896 году вторым по разрядному списку и по вызову был направлен в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1900 году со степенью кандидата богословия. В том же году (15 октября) принял рукоположение во диакона, а 17 октября – во пресвитера. Рукоположение совершил архиепископ Воронежский Анастасий (Добродин). Молодой священник получил назначение на должность настоятеля Спасской церкви города Воронежа и законоучителя городской Мариинской женской гимназии. В Воронеже о.Тихон состоял председателем комиссии богословских чтений, а в 1913 году Совет Воронежского сельскохозяйственного института имени Петра I избрал его профессором по кафедре богословия. Его преподавательская деятельность в институте продолжалась до осени 1918 года. Чрезвычайной активностью отличалась проповедническая и общественная деятельность о.Тихона: он постоянно проповедовал в храме, выступал с докладами в Мариинской гимназии, в Братстве святителей Воронежских Митрофана и Тихона, в Церковно-археологическом комитете. Не оставлял он и занятий наукой, продолжая трудиться над работой, посвященной знаменитому земляку – святителю Тихону Задонскому. В 1911 году его кандидатское сочинение «Святитель Тихон Задонский как нравоучитель» было опубликовано на страницах журнала «Воронежская старина». Автор продолжал усердно работать над избранной темой, и в 1916 году увидел свет его капитальный труд «Святитель Тихон Задонский и его нравоучение». За этот труд, представленный в напечатанном виде, протоиерей Тихон Попов в октябре 1916 года, после защиты своей работы на коллоквиуме в Киевской духовной академии, был удостоен её Советом ученой степени магистра богословия. Труд о.Тихона был положительно оценен рецензентами: профессором Ф.С. Орнатским, доцентом священником Ф. Титовым и профессором В.И. Экземплярским.

В послереволюционные годы жизнь отца Тихона была связана с обновленческим расколом, в котором он пребывал с 1922 по 1944 год, занимая с 1922 по 1938 год видное место в обновленческой иерархии. В раскол он уклонился в 1922 году. Участвовал в обновленческих Соборах 1923 и 1925 годов, где выступал с докладами. На втором Соборе (1925 год) был избран в члены обновленческого Священного Синода. С 1922 по 1931 год был членом обновленческих Церковных управлений Воронежского епархиального и Центрально-Черноземского областного. В 1931-1932 годах – членом президиума обновленческого Синода в Москве. С 1931 по 1935 год был инспектором и профессором обновленческой Московской Богословской академии. 18 декабря 1932 года обновленческими митрополитами Виталием и Александром Введенскими был в брачном состоянии хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского и занимал эту кафедру до марта 1934 года, до перевода на Тульскую кафедру в сане архиепископа. С февраля 1936 по июнь 1938 года – обновленческий митрополит Московский. Затем был репрессирован и с июля 1938 года находился в ссылке в селе Байкадам Сары-Суйского района Джамбульской области Казахской ССР. Работал в местном почтовом отделении, сберкассе, райфинотделе. В 1943 году ему разрешено было по отбытии срока ссылки проживание в городе Бабушкино Московской области (ныне в черте г. Москвы), где в то время проживало немало представителей духовенства, высланных за городскую черту ещё в 1930 году.

По окончании срока ссылки бывший «митрополит Московскй» приехал в Москву и 5 января 1944 года в зале заседаний Священного Синода в Чистом переулке в присутствии Святейшего Патриарха Сергия, митрополита Киевского и Галицкого Николая, управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Н.Ф. Колчицкого, протоиерея А.П. Смирнова и проректора Богословского института С.В. Савинского принес покаяние (одним из первых из числа обновленцев) в грехе пребывания в обновленческом расколе. Об этом событии своим читателям сообщил «Журнал Московской Патриархии». Бывший «митрополит» был принят в общение с Церковью в сане протоиерея и получил назначение в храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище в Москве. В 1945 году протоиерей Тихон Попов – член Поместного Собора Русской Православной Церкви, проходившего с 31 января по 2 февраля в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Говоря о жизни о. Тихона в 1920-1930годы невозможно игнорировать мнения некоторых современных исследователей о том, что в этот период о. Тихон сотрудничал с органами ЧК-ОГПУ-НКВД в качестве секретного осведомителя. Об этом, основываясь на выводах, сделанных его предшественниками, пишет священник Илья Соловьев, представивший на страницах своего труда по истории обновленчества уточненную биографию о. Тихона Попова. Он упоминает о том, что в 1920 году о. Тихон был арестован органами ЧК за участие в крестном ходе, имевшем место во время пребывания белых в Воронеже, и под страхом смерти согласился сотрудничать с ними как секретный осведомитель. Это сотрудничество, по мнению священника Ильи Соловьева, могло продолжаться до 1938 года, до момента ареста о. Тихона Попова, в то время – обновленческого митрополита. На наш взгляд вопрос этот нуждается в дополнительном исследовании. Кроме того, о. Илья Соловьев обращает внимание на тот факт, что во время своего ареста в 1938 году «митрополит» по просьбе следователя изложил свой взгляд на историю Церкви, которым могли бы воспользоваться сотрудники НКВД. Но хорошо известно, что такого рода «меморандумы» следователи ОГПУ-НКВД частенько просили составить своих подследственных, и неискушенные в методах работы «органов» люди (не зависимо от их церковной ориентации) документы такого рода составляли. А вот в какой мере «меморандум» о. Тихона мог быть востребован теми же «органами», полагаем, следует выяснять поподробнее.

Сам о. Тихон Попов настаивал на том, что принял идеи «церковного обновления» исключительно из идеальных побуждений. Но наличие его связей с органами, а также факты, связанные с его политической деятельностью в дореволюционный период (в 1912-1913 годах он был депутатом IV Государственной Думы во фракции националистов) подразумевают и мотивации иного характера.

После принесения покаяния протоиерей Тихон Дмитриевич Попов обратился к патриарху Сергию с прошением о назначении его профессором Богословского института по кафедре основного богословия и представил свой конспект лекций. Патриарх утвердил его в должности профессора и преподавтеля Богословского института и курсов. А 28 августа 1944 года, как уже отмечалось, о. Тихон был назначен на пост ректора. На его плечи легли заботы по внешенму благоустройству и внутреннему устроению возрожденных духовных учебных заведений: ремонт зданий Лопухинского корпуса, Преображенской, а затем и Успенской церкви Новодевичьего монастыря, организация учебного процесса и быта учащихся, приобретение учебного инвентаря, оплата лекций, дальнейшее формирование корпорации и многое, многое другое. В трудах и заботах прошли два первых года деятельности института и курсов. Перед началом третьего (1946/1947) учебного года институт и курсы были преобразованы в академию и семинарию. Протоиерей Тихон Попов был назначен исполняющим обязанности ректора МДА и С. Но от несения этих обязанностей он был освобожден Указом патриарха уже 26 октября 1946 года. Освобождался о. Тихон и от должности настоятеля академической церкви; но он был оставлен профессором нравственного богословия. Дело в том, что отец Тихон начал стремительно терять зрение и в 1947 году совершенно ослеп. В 1951 году протоиерей Тихон Попов был освобожден от преподавания по причине инвалидности.

Воспоминания выпускников первых лет существования Москоских духовных шкло, возражденных в 1944 году, рисуют нам благостный образ старца-профессора, мужественно преодолевающего недуг и продолжающего педагогическую и литературную деятельность. Рядом с ним мы видим и его верную супругу Анну Павловну, провожавшую мужа до дверей аудитории и писавшую конспекты лекций под его диктовку. А ещё ныне покойный протоиерей Димитрий Акинфиев – выпускник МДА 1954 года рассказывал автору настоящего доклада о том, что его первый ректор и наставник любил рассказывать своим питомцам об отце Иоанне Кронштадтском  и при этом часто плакал… Кстати, обманывать слепого старца и отвечать ему по шпаргалкам семинаристы и студенты считали тяжким грехом. Все попытки подобного рода жестко пресекались в среде учащихся. Отвечали всегда по памяти…

Отец Тихон Попов – первый ректор возрожденных Московских духовных школ, скончался 9 августа 1962 года и был похоронен на Бабушкинском кладбище[6]. Его литературное наследие состоит из упомянутого печатного текста магистерской диссертации, машинописных конспектов по нравственному и основному и основному богословию и четырех статей, опубликованных в период с 1945 по 1958 год на страницах «Журнала Московской Патриархии».

В первые годы, последовавшие за возрождением Московских духовных школ, у о. Тихона Попова был деятельный помощник – Сергей Васильевич Савинский. Он был ненамного моложе отца ркетора. Годом его рождения был 1877 год. А местом рождения – село Никольское на Корме (Никола-Корма) Рыбинского уезда Ярославской губернии. Учился Сергей в Ярославском духовном училище, а затем в Ярославской духовной семинарии, которую окончил первым по разрядному списку в 1896 году и был принят на казенный счет в Киевскую духовную академию. В 1900 году по её окончании Сергей Савинский был оставлен при ней профессорским стипендиатом. По завершении стипендиатского года он получил назначение в Черниговскую духовную семинарию на должность преподавателя догматического богословия, где и проработал до 1918 года, совмещая в 1915-1918 годах преподавательскую деятельность с обязанностями инспектора. В Чернигове С.В. Савинский продолжал ученые занятия. Их результатом стало серьёзное исагогико-экзегетическое исследование «Эсхатологическая беседа Христа Спасителя (о последних судьбах мира)», опубликованное в 1906 году. В 1907 году за этот труд С.В. Савинский получил в Киевской духовной академии ученую степень магистра богословия.

В черниговский период своей жизни С.В. Савинский много и плодотворно работал, активно публиковался в журналах «Христианин», «Вера и разум», «Вера и жизнь», в газете «Черниговский край». С журналом «Вера и жизнь» он со временем начал сотрудничать в качестве редактора и предпочел эту деятельность преподаванию в стенах родной академии, пригласившей его в 1914 году занять Кафедру Священного Писания Нового Завета.

После закрытия Черниговской семинарии С.В. Савинский работал в Черниговском учительском институте (1918-1919), а с 1920 года перебрался в Москву, где работал бухгалтером в ряде советских учреждений (производственно-торговый отдел МОНО, Мосторг). В начале войны находился в эвакуации в г. Туринске Свердловской области. Таким образом жизнь его в послереволюционные годы складывалась достаточно благополучно.

Он не занимался церковной деятельностью, жил скромной жизнью «счетного работника» и избежал репрессий со стороны властей. Трудно сказать, к какому церковному течению он принадлежал в то время. Во всяком случае, одно время он сочувствовал обновленцам. В январе 1925 года он обратился в Учебный Комитет при обновленческом Священном Синоде с просьбой предоставить ему работу в соответствии с его педагогической подготовкой. В заявлении он декларировал свою приверженность обновленческому движению и осуждал линию, проводившуюся патриархом Тихоном. Но из попыток устроиться на работу к обновленцам у С.В. Савинского ничего не получилось. О педагогической деятельности он должен был забыть на долгие годы.

Возвратившись в Москву из эвакуации, Савинский подал 12 октября 1943 года прошение на имя патриарха Сергия с просьбой задействовать его в учебной деятельности. Назвал он и предметы, которые мог бы преподавать: догматическое, нравственное и основное богословие, а также – Священное Писаное Нового Завета. 8 ноября того же года С.В. Савинский был на приеме у патриарха Сергия, а 1 декабря состоялось его назначение проректором Богословского института и заведующим Пастырско-богословскими курсами в Москве. На встрече патриарха с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карповым, состоявшейся 7 декабря, кандидатура С.В. Савинского была согласована. Таким образом С.В. Савинский стал первым руководителем начинавших свое возрождение  Московских духовных школ. На его плечи легла основная нагрузка по организации учебного процесса, формированию профессорско-преподавательской корпорации. Сразу же после своего назначения на должность проректора С.В. Савинский занялся проблемой освобождения и переоборудования переданных властями помещений в бывшем Новодевичьем монастыре («Лопухинский» корпус и надвратная Преображенская церковь). В дальнейшем он активно участвовал в восстановлении Успенского Трапезного храма, переданного в ведение Богословского института распоряжением СНК СССР от 5 июля 1945 года.

В 1946 году духовные школы подверглись реорганизации. Институт и курсы, как уже отмечалось, преобразовывались в академию и семинарию, действующие под управлением единой администрации. Ректором МДА и С с 23 октября 1946 года был назначен протоиерей Николай Чепурин, исполнявший с 26 сентября обязанности инспектора, а инспектором стал С.В. Савинский. Должность проректора при этом упразднялась. После внезапной кончины о. Николая Сергей Васильевич в течение девяти месяцев, с 7 февраля по 28 октября 1947 года исполнял обязанности ректора МДА и С. Он продолжил дело о. Николая по составлению учебных программ и организации внутреннего распорядка в духовной школе, хлопотал о передаче еще одного помещения в Новодевичьем монастыре (Стрелецкого корпуса) и о скорейшем освобождении подвальных помещений под Успенским Трапезным храмом. Это был необходимый минимум, ведь в МДА и С на 1 октября 1947 года числилось 180 учащихся (164 воспитанника семинарии и 24 студента академии). Помещений не хватало катастрофически, а намеченный перевод духовных школ в Троице-Сергиеву Лавру откладывался на неопределенное время. В связи с этим ещё отцом Николаем Чепуриным патриарху предлагалось два выхода из создавшейся ситуации: ждать окончательной передачи полностью освобожденных исторических зданий МДА в Лавре или же оставит духовные школы в Москве и просить для них новые помещения Новодевичьего монастыря. Патриарх Алексий I одобрил первый вариант как стратегический. Академия должна была вернуться в Лавру. Но тем временем, по его мнению, следовало параллельно расширять свое присутствие в Новодевичьем, используя предельно благоприятную атмосферу в государственно-церковных отношениях, установившуюся в преддверии Совещания глав и представителей Православных Поместных Церквей. В рамках этого плана патриарх в письме Г.Г. Карпову от 12 января 1947 года просил ходатайствовать перед правительством о передаче Смоленского собора Московским духовным школам. В письме от 28 марта он вновь писал Карпову о «крайней необходимости в расширении помещений академии и семинарии». К письму был приложен рапорт и.о. ректора МДА и С С.В. Савинского, в котором речь шла об освобождении подвалов Успенского Трапезного храма, о передаче двух корпусов и подробно и основательно аргументировалась необходимость передачи Совету МДА Смоленского собора со всем его внутренним убранством и богослужебной утварью. Предполагалось, что в соборе возобновятся регулярные богослужения, но при этом под его сводами будет действовать и церковный музей - постоянная выставка «лучших образцов тканей, облачений, ковров, изделий из металла (чеканка. резьба), иконного письма, книжных миниатюр, переплетного искусства и других предметов старины». Осуществление задуманного натолкнулось на сопротивление со стороны администрации Государственного исторического музея, чей филиал располагался в стенах закрытой обители. К тому же намеченные на лето  1948 года торжества празднования 500-летия автокефалии Русской Церкви и приуроченное к ним межправославное совещание явно понижалось в статусе из-за саботажа со стороны  представителей греческих Церквей.  Смоленский собор, который должен был стать по замыслу патриарха, одной из основных площадок проведения церковного форума, решено было Церкви не передавать. Не разрешился и вопрос о передаче других зданий монастырского ансамбля. Поэтому С.В. Савинский, предвидя вполне понятные трудности, молил патриарха о помощи и содействии в передаче хотя бы одного здания.

Но дело разрешилось иным образом. 28 октября 1947 года С.В. Савинский был освобожден от исполнения обязанностей ректора МДА и С, а 3 ноября он был вновь назначен на должность инспектора. 14 ноября к исполнению своих обязанностей приступил новый ректор – епископ Гермоген (Кожин), при котором и состоялось возвращение Московской духовной академии в Троице-Сергиеву Лавру. Что же касается Сергея Васильевича (к тому времени уже отца Сергия) Савинского, то, вполне вероятно, он мог испытать в связи с происшедшим (назначение нового ректора и свое второе инспекторство) определенное разочарование. Похоже, он явно рассчитывал сам занять пост ректора. Не будем подозревать Сергея Васильевича в отсутствии идеальных мотивов, но ведь явно не случайно он, не помышлявший о принятии сана с 1944 года, вдруг в период своего временного ректорства, 31 июля 1947 года подает прошение патриарху о рукоположении, которое и состоялось ровно через месяц – 31 августа 1947 года. Но патриарх уже давно вынашивал идею епископского возглавления академии, как это было в годы его учебы в МДА. Об этом говорил в своем выступлении на годичном акте Богословского института 30 июня 1946 года. Эту идею он временно оставил ради кандидатуры о. Николая Чепурина, но после его кончины вновь возвратился к ней.

Протоиерей Сергий Савинский занимал пост инспектора МДА и С до осени 1948 года. В 1949 году патриарх назначил его настоятелем Успенского храма бывшего Новодевичьего монастыря. 25 августа 1954 года профессор протоиерей Сергий Савинский скончался и был погребен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.

При жизни о. Сергий активно сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии». В период с 1944 по 1954 год на его страницах было опубликовано девятнадцать статей профессора-протоиерея[7].

С самого начала работы возрожденных Московских духовных школ в составе профессорско-преподавательской корпорации трудился Николай Иванович Муравьев (1891 – 1963) – сын священника Рязанской епархии. Он окончил Раненбургское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. За курсовое сочинение «Великие Четьи-Минеи митрополита Макария Московского и всея Руси, как церковно-исторический и литературный памятник» был удостоен степени кандидата богословия.

Николай Иванович Муравьев был выпускником военного времени и сразу же по окончании академии в 1915 году был призван в действующую армию. Принимал участие в боевых действиях. Во время газовой атаки получил тяжелое отравление, от последствий которого страдал на протяжении всей своей дальнейшей жизни. В 1917 году Н.И. Муравьев вернулся на родину и некоторое время трудился на педагогическом поприще. Но уже в 1919 году он был мобилизован в Красную Армию и назначен на должность командира роты военно-инженерного батальона.

В 1922 – 1935 годах Н.И. Муравьев работал бухгалтером в государственных организациях, затем преподавал русский язык и литературу в высших учебных заведениях. В 1942 – 1945 годах работал по финансово-хозяйственной части.

В связи с предполагавшимся открытием в Москве Богословского института Н.И. Муравьев подал 9 ноября 1943 года в Священный Синод прошение о назначении преподавателем по предмету истории Русской Церкви. Но в возрожденных духовных школах, где он трудился с первого учебного года, Николай Иванович преподавал историю древней Церкви, а также читал курс патрологии на II курсе академии.

В 1947 году Н.И. Муравьев был утвержден в звании доцента. В 1948 – 1956 годах занимал пост секретаря Ученого совета МДА и С. Н.И. Муравьев принимал самое деятельное участие в подготовке и проведении Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Поместных Церквей, проходившего в Москве 8 – 18 июля 1948 года и приуроченного к празднованию 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Вместе с другими коллегами по академической корпорации Н.И. Муравьев входил в состав комиссии по проведению юбилейных торжеств. Священноначалие доверило ему составление доклада, посвященного истории празднуемого события. С этим докладом («Пятисотлетний юбилей автокефалии Святой Русской Православной Церкви») Николай Иванович выступил на совещании.

Трудами Н.И.Муравьева для потомков были сохранены лекции профессора КДА С.Л. Епифановича по церковной письменности трех первых веков христианства. На их основании Н.И. Муравьев составил учебное руководство для студентов академии, а отредактированный им полный курс лекций С.Л. Епифановича по патрологии был передан в библиотеку МДА и С.В 1951 – 1953 годах Н.И. Муравьев работал над магистерской диссертацией, посвященной Коптской Церкви. Защита диссертации на тему «Коптская Церковь. Возникновение, история,  вероучение и церковно-административное управление» состоялось 5 марта 1958 года.

В 1961 году в связи с резким ухудшением состояния здоровья Николай Иванович оставил преподавание в академии, но продолжал рецензировать труды студентов и выпускников МДА. Скончался Н.И. Муравьев 7 июля 1963 года.[8]

Ещё одним выпускником дореволюционной Киевской духовной академии в составе корпорации возрожденных Московских духовных школ был человек интересной судьбы и ярких дарований Михаил Агафангелович Старокадомский, на склоне лет пришедший преподавать в духовную школу и посвятивший ей свой научный талант. Он родился в 1899 году в селе Устье Спасского уезда Пензенской губернии в семье священника. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию (1910) и Киевскую духовную академию (1914) со степенью кандидата  богословия. После  окончания академии был назначен преподавателем греческого языка в Тифлисское духовное училище, в 1915-1917 годах преподавал в Черниговском духовном училище и недолго (с 1917 года) – в Тамбовской духовной семинарии, где вёл курс догматического богословия.

С 1918 по 1930 год М.А. Старокадомский работал в учебных заведениях г. Шацка Рязанской губернии, г. Москвы и Подмосковья (с 1921 года). В 1930-1931 годах он состоял научным сотрудником Государственного Океанографического института по обследованию рыболовецких колхозов и всего прибрежного комплекса на Мурманском побережье, работал в экспедициях. Затем на протяжении десяти лет преподавал на рабфаках и в рабочих школах Московской области. Проводил занятия в техникумах, на курсах подготовки в высшие учебные заведения, в школах командного состава Красной Армии. В 1937 году возглавил арктическую экспедицию учителей-ударников. В 1941-1942 годах находился в эвакуации в Кировской области, где преподавал в средней школе. В 1942 году окончил заочно географический факультет Московского государственного педагогического института. В 1945 году сдал кандидатский минимум на кафедре физического страноведения и в 1948 году в том же институте защитил кандидатскую диссертацию. С 1948 по 1956 год преподавал физическое страноведение на географическом факультете Государственного заочного педагогического института, в 1950-1951 годах заведовал кафедрой географии Московского института усовершенствования учителей. На протяжении своей научно-педагогической деятельности Михаил Агафангелович публиковал научные труды (Гыданский полуостров. Физико-географическое описание и история исследования. Изд. Главсевморпути, 1952) и статьи в журналах «Летопись Севера», «Бюллетень Московского общества испытателей природы», «География в школе».

За свою трудовую деятельность М.А. Старокадомский был удостоен высших правительственных наград: Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени, а также медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы».

В 1956 году М.А. Старокадомский вышел на пенсию. З1 августа того же года он подал прошение на имя ректора МДА и С протоиерея Константина Ружицкого о предоставлении ему возможности преподавать греческий язык в духовных школах. После некоторых недоразумений, возникших между ним и председателем Учебного Комитета протопресвитером Н.Ф. Колчицким, Михаил Агафангелович приступил к преподаванию патрологии с сентября 1957 года. После прочитанной им 11 декабря 1957 года пробной лекции на тему «Св. Игнатий Богоносец и его послания, как живой памятник церковного предания» М.А. Старокадомскому было присвоено звание доцента. В 1957/1958 учебном году Старокадомский ратовал за восстановление в учебной программе МДА и С преподавания логики и педагогики, исключенных из программы духовных школ в 1948 году.

В последующие годы Михаил Агафангелович занимался и научно-богословской работой. В апреле 1957 года Совет МДА утвердил предложенную Старокадомским тему его будущей магистерской диссертации «Идея богочеловечества в мировоззрении В.С. Соловьева при свете учения святоотеческого». В апреле 1959 года он представил свой труд в Совет МДА. Но до защиты дело не дошло. Коллега М.А. Старокадомского профессор протоиерей Иоанн Козлов дал на работу отрицательный отзыв. 30 марта 1961 года Совет МДА утвердил новую тему магистерской диссертации  Старокадомского «пути богопознания по творениям церковных писателей I – III веков» (до Оригена включительно). Защита диссертации состоялась 23 января 1962 года. Она прошла успешно. 10 апреля 1963 года магистр богословия М.А. Старокадомский был утвержден в звании профессора. Докторскую диссертацию на тему «Обоснование умозрительного теизма в трудах богословов Московской духовной академии» Михаил Агафангелович защитил в 1969 году в возрасте 80-ти лет.

В 1952-1957 годах М.А. Старокадомский работал научным редактором в «Журнале Московской Патриархии»  и регулярно публиковался в этом единственном тогда периодическом церковном издании. Михаилом Агафангеловичем был отредактирован труд профессора МДА И.В. Попова (мученика Иоанна) «Св. Илларий, епископ Пиктавийский», опубликованный в 4, 5, 6 и 7 выпусках сборника «Богословские труды», который начал выходить с 1960 года. В период работы в академии Михаил Агафангелович продолжал сотрудничать со светскими научно-исследовательскими учреждениями. Для Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им В.И. Ленина им был составлен труд «Главные представители рода Симанских по материалам семейного архива за период со второй половины XVIII до первой половины XX века». На протяжении многих лет М.А. Старокадомский был членом Российского Палестинского общества Академии наук СССР. В «Палестинском сборнике» (Вып. 13(76), 1958 г.) помещена его статья «О культурно-просветительской деятельности Русского Палестинского общества на Ближнем Востоке». С 1951 по 1957 год на страницах «Журнала Московской Патриархии» было опубликовано 33 статьи Михаила Агафангеловича и три библиографических обзора. Кроме того, в 1963 году две его статьи увидели свет на страницах журнала «Голос Православия».

Михаил Агафангелович Старокадомский скончался на 84 году жизни, в сентябре 1973 года[9].

В заключение мне хотелось бы отметить тот факт, что все четыре выпускника дореволюционной Киевской духовной академии при всей разности их судеб с определенного момента своей жизни всецело посвятили себя делу возрождения Московских духовных школ и были верны этому последнему в своей жизни призыву до конца дней. Их имена поминаются за богослужениями в нашем академическом храме, память о них хранят все, кому интересна и для кого дорога история духовного образования в Русской Православной Церкви.

Кафедра Церковной истории МДА


[1] Годичный акт в Московской духовной академии 1-го октября 1917 года. С.Посад. 1917. С. 13-17.

[2] Голубцов Сергий, протодиакон. Московская духовная академия в начале ХХ века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999. С. 83, 24-25, 78, 38-39.

[3] Так именовались возрожденные Московские школы до преобразования их накануне 1946/1947 учебного года в Московские духовные академию и семинарию.

[4] Она продолжалась с 15 июня по 19 октября 1944 года.

[5] Архив МПДА. Личные дела преподавателя  протоиерея Андрея Расторгуева, профессора архимандрита Вениамина (Милова), доцента протоиерея Николая Никольского, доцента протопресвитера Николая Колчицкого, преподавателя И.Н. Миловидова. Сборник статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Труд профессорско-преподавательского состава Московской духовной академии и семинарии. Том II. Машинопись. 1964. С. 32-35,105-107, 151-152.

[6] Архив МПДА. Личное дело профессора протоиерея Тихона Попова. Сборник статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троице-Сергиевой Лавре… Ч.II. С.116-119. «Обновленческий» раскол. (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). Сост. И.В. Соловьев. М., 2002. С. 963-965. Талин В. Профессор протоиерей  Тихон Дмитриевич Попов (Некролог)// ЖМП, 1962, №9, с.10.

[7] АМПДА. Личное дело профессора протоиерея Сергия Савинского. Сборник статей, посвященных 150-летию пребыванию в Свято-Троице-Сергиевой Лавре… Т.II. С. 23-31. Русская Православная Церковь. ХХ век /Беглов А.А., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М., 2008. С.339. Смирнов Вадим, прот. Святейший Патриарх Алексий и Московские духовные школы//Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986. С.151. Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров – Совете Министров СССР. 1945-1953 гг. Т.I. Под ред. Н.А. Кривовой. Ответственный составитель Ю.Г. Орлова. Составители: О.В. Лавинская, К.Г. Ляшенко. М. Роспэн, 2002. С. 220-222, 255-258, 312. Ветелев А., профессор протоиерей. Профессор протоиерей Сергей Васильевич Савинский (некролог)//ЖМП, 1954, №10, с.7.

[8] АМПДА. Личное дело проф. Н.И. Муравьева.

Профессор Николай Иванович Муравьев (некролог). // ЖМП, 1963, № 8. с. 22.

[9] АМПДА. Личное дело профессора М.А. Старокадомского. Сборник статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троице-Сергиевой Лавре… Т.II. С.162-167. Памяти профессора М.А. Старокадомского.// ЖМП, 1973, №11, с.26.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9