Календарные заметки на 12 января: память святого апостола из семидесяти Тимона " >
Календарные заметки на 12 января: память святого апостола из семидесяти Тимона

Сегодня Православная Церковь чтит память святого Тимона, который входил в число семидесяти посланников, избранных Господом Иисусом во время Его земного служения.
Статья

Сегодня Православная Церковь чтит память святого Тимона, который входил в число семидесяти посланников, избранных Господом Иисусом во время Его земного служения. Они были призваны исполнять общую с Ним миссию по распространению Вести о наступающем правлении Бога Израиля (см. Лк 10:1 и далее). Согласно церковному Преданию, Тимон последовал за Христом еще при его земной жизни. Сам факт избрания Тимона, согласно Деян 6:5, на ответственную должность в иерусалимской общине говорит о его немалом церковном опыте и подтверждает вышесказанное.

Однако по имени Тимон называется в новозаветном корпусе книг лишь один раз — в Деян 6:5, и более того, при обстоятельствах, трудно поддающихся целиком однозначному объяснению. Имеется в виду его назначение, или поставление, вместе с другими шестью христианами, «хорошо себя зарекомендовавшими, исполненными Духа и мудрости» (Деян 6:3; перевод П.Л.), для «служения столам» (Деян 6:2, Синодальный перевод), что можно (и даже нужно, так как это будет более точно выражать мысль автора, нежели Синодальный вариант) перевести как «прислуживание за трапезой» (ср. Лк 22:24-27). Последнее выражение использовалось, вероятно, как техническое для обозначения обязанностей по распределению пожертвований от состоятельных верующих между малоимущими членами иерусалимской общины (а также, возможно, и среди таких же членов общин других городов Палестины, ср. Деян 4:35; 5:16), что изначально исполнялось апостолами. Данное название для указанного церковного служения было, вероятно, выбрано по той причине, что оказание материальной поддержки происходило в рамках общинных собраний, которые всегда были связаны с трапезами (преломление хлеба, Деян 2:46). Русский исследователь протопресвитер Н. Афанасьев видит и в самих трапезах, и в «прислуживании за трапезой» одно из самых ранних указаний на Евхаристию и служение предстоятельства на Евхаристии соответственно.[1] Однако едва ли можно сказать что-то определенное о христианской литургической практике в самый ранний период его становления из-за скудных и неоднозначных показаний источников.[2] Поэтому не исключено, что раздача продуктов и вещей первой необходимости происходила и на простых трапезах (что было в определенной степени в раннеиудейской традиции[3]; также ср. Дидахе 11). Но в любом случае, необходимо согласиться с отцом Н. Афанасьевым в том, что «Семь» были избраны и поставлены именно на служение руководства, одной из главных функций которого был контроль пожертвованиями. В этом отношении «Семь» принимали на себя служение «Двенадцати» (см. Деян 4:34-35, 5:2; интересно отметить, что «Двенадцать» Лука последний раз упоминает в Деян 6:2, видимо, подчеркивая тем самым преемственность и тождество служения). Очень многие исследователи рассматривают эту сцену передачи власти как поставление руководителей для верующих «эллинистов» (то есть иудеохристиан из диаспоры) или признание Двенадцатью за избранными Семью авторитета, которым они уже пользовались среди христиан из «эллинистов».

Из последующего повествования мы узнаем, что в случае со Стефаном и Филиппом дело не ограничилось только «прислуживанием за трапезой» (последнее Лука явно противопоставляет «служению слова», то есть относящемуся к проповеди, Деян 6:4). Они, подобно апостолам, начинают (хотя вполне можно допустить, что продолжают) тоже проповедовать публично (то есть не только на христианских собраниях, но и на улице, и в Храме), что приводит в конце концов к столкновению с непризнающими Иисуса Мессией иудеями, к убийству Стефана и к изгнанию христиан-«эллинистов» из Иерусалима.

Нам не известна мера участия во всем вышеперечисленном святого Тимона. Наверняка, он также, как и остальные из «Семи», подвергся гонениям и был вынужден покинуть столицу Иудеи. Учитывая тот факт, что один из «Семи» — Николай — был «прозелитом из Антиохии», можно заключить, что остальные из этой группы были иудеями по рождению. Относительно места происхождения каждого из них точно ничего сказать невозможно. Хотя не исключено, исходя из их греческих имен, что все или кто-то из них родились вне Палестины, или, по крайней мере, вне Иудеи, и, будучи еще детьми, вместе с родители переехали на постоянное жительство в Иерусалим либо в один из иудейских городов, расположенных недалеко от священного города.[4]

В византийском каталоге апостолов от семидесяти Псевдо-Епифания (VI-VII века) содержится предание о том, что святой Тимон «был епископом Бострон (Bostron (греч.)) Аравийских» (скорее всего, имеется в виду город Бостра, в I веке «северный форпост Набатейского царства»[5]) и что «он был сожжен эллинами». Под словом «эллины», то есть «греки», подразумеваются, скорее всего, язычники вообще. Впоследствии это предание стало неотъемлемой частью сначала греческих синаксарных, а потом и славянских проложных заметок о святом.



[1] Протопресвитер Н. Афанасьев. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. С. 198-205 (особенно с. 203-204).

[2] Аргументы против такой точки зрения см. G. Lüdemann. Eariy Christianity according to the traditions in Acts. Minneapolis: Fortress Press. P. 76, 74-75; там же разбор и обсуждение разных возможных интерпретаций, связанных с текстом Деян 6:1-7.

[3] J.Jeremias. Jerusalem in the Time of Jesus. London and Philadelphia,1969. P. 131-132.

[4] И. А. Левинская. Деяния Апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999. С. 209.

[5] К. А. Панченко. Бостра // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2006. С. 106. - http://www.pravenc.ru/text/153251.html

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9