Роман Силантьев, к.и.н.
доцент Института международных отношений
и социально-политических наук МГЛУ
В пятницу 28 марта в Интернет был выложен фильм голландца Герта Вильдерса «Фитна» («Смута»). Его появления ожидали по-разному: кто с нетерпением, кто с ужасом, а кто и со скрытым злорадством. Памятуя о скандале с датскими карикатурами и истории с убийством режиссера Тео Ван Гога, голландские власти предпочли подстраховаться.
Премьер-министр Голландии Ян Петер Балкененде заявил, что Правительство Нидерландов не соглашается с выраженными в фильме взглядами, поскольку он ставит знак равенства между насилием и исламом, а впоследствии уточнил, что «Фитна» может привести к негативным последствиям для европейских стран и вообще «лента не имеет никакой другой цели, кроме как обиды». В свою очередь, генеральный секретарь Совета Европы Терри Девис назвал «Фитну» антиисламской картиной и заявил, что «фильм - не что иное, как новая возможность, данная в руки экстремистам. Представитель Словении, председательствующей в Совете Европы, также осудил съемку «богохульной и провокационной картины», отметив, что «в Европе закон о свободе слова должен быть пересмотрен, чтобы предотвратить подобные профанации». Вскоре к их мнению присоединился Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Вслед за политиками от опасного фильма поспешили дистанцироваться и сетевые бизнесмены. Портал «Liveleak.сom», получив ряд недвусмысленных угроз, поспешил снять «Фитну» с трансляции, спустя немного времени его примеру последовали другие интернет-ресурсы. Впрочем, все желающие могут отыскать творение Вильдерса без малейшего труда - сейчас оно воспроизведено на сотнях сайтов. При такой рекламе оно скоро побьет по рейтингам любой голливудский блокбастер.
Как и следовало ожидать, Вильдерс всех обманул. «Фитна» оказалась сравнительно безобидным пятнадцатиминутным клипом, не содержащим ни кадров осквернения Корана, ни оскорблений в адрес ислама как такового. Такого рода поделки, направленные против «сионистов» и «крестоносцев», штампуются в мусульманских странах десятками, и особого внимания на них никто не обращает.
«В качестве начального и финального кадра фильма Герт Вилдерс представил уже хорошо известную карикатуру датского художника на пророка Мухаммеда в тюрбане в виде бомбы, появляющуюся на экране под завывания муэдзина и характерный тикающий звук. Далее появляются выдержки из Корана, которые перемежаются кадрами терактов в Нью-Йорке 2001 года и в Мадриде 2004-го. "Когда Аллах счастлив? Когда убивают неверных, врагов Аллаха и врагов религии, всех до одного",- гласят титры под изображением некоего имама. Вслед за этим на экране появляются обезображенные тела людей, погибших от рук исламских террористов. "Нидерланды в будущем?" - задает вопрос автор, демонстрируя жестокую казнь гомосексуалистов, забивание женщин камнями и другие наказания, практикуемые сторонниками шариата. В конце ролика вновь демонстрируется Коран, а за кадром слышен звук разрываемой бумаги. Далее, правда, появляется успокаивающая надпись: "Это страница, которую вырывают из телефонной книги. Вырвать из Корана злопыхательские суры не мое дело, это задача самих мусульман". А в заключение звучит громкий призыв: "Остановите исламизацию. Защитите нашу свободу!"» - так описывают клип журналисты «Коммерсанта». К этому можно добавить только сравнение ислама с фашизмом и коммунизмом, которые Европа «уже победила».
После демонстрации «Фитны» многие вздохнули с облегчением. Глава голландской марокканской общины, например, с облегчением признал, что фильм вышел «не настолько ужасным, как ожидалось». Тем не менее Герт Вильдерс прославился на весь мир, вызвав скандал глобального масштаба и приковав к себе внимание миллиардов людей. Судебное преследование за экстремизм ему не грозит, а выносить в его адрес карательные фетвы не совсем удобно - все-таки провокатор, а не богохульник.
Впрочем, хитрый Вильдерс упустил из вида одну маленькую деталь. Покойный датский имам Абу Лабан, присовокупивший к опубликованным карикатурам три своих, которые, собственно, и взорвали исламский мир, подал своим единомышленникам блестящую идею. Весьма вероятно, что уже в ближайшее время «Фитна» будет дополнена реально оскорбительными для мусульман материалами и именно в таком виде продемонстрирована широким исламским массам, не имеющим доступа в Интернет. Однако для имеющих доступ найдется объяснение, мол, это и есть «режиссерская» версия фильма, которую трусливый Вильдерс в последний момент сократил. И вот тогда начнется самое интересное.
Мусульмане уже начали выигрывать информационные войны, но их тактика далека от гибкости - на любой выпад в свой адрес, реальный или мнимый, они реагируют предсказуемо агрессивно. Исламофобам, в свою очередь, выгодно развенчивать образ ислама как мирной религии, и пока они делают это без особых усилий.
Между тем проблема антиисламских фильмов остро стоит и в российском секторе Интернета. Уже длительный период времени на целом ряде сайтов мусульманской тематики выложен переведенный на русский язык фильм «Шииты и их преступления», который в наиболее резкой форме оскорбляет шиитов и фактически призывает к их уничтожению. По своему содержанию он намного агрессивней «Фитны», и действительно провоцирует конфликт между российскими суннитами и шиитами, которого они пока благополучно избегают.
Этот фильм наиболее активно распространяют лидеры Национальной организации русских мусульман (НОРМ), которые создали даже специальный сайт-блог «Шиизм - религия нечистот». В числе уважаемых и влиятельных организаций насчитывающий 20 человек НОРМ никогда не числился, однако первый заместитель его председателя, Вячеслав-Али Полосин, одновременно является советником Совета муфтиев и сопредседателем Информационно-аналитического центра этой организации, а другой заместитель председателя НОРМ Александр Казаков известен, кроме того, как секретарь комиссии по исламо-христианскому диалогу при Совете муфтиев. И это обстоятельство придает ситуации, сложившейся вокруг антишиитского фильма, совсем другое измерение, позволяя подозревать муфтия Равиля Гайнутдина в потакании антишиитской истерии. Кстати, в июне 1999 года московский муфтий направил мэру Москвы весьма показательное письмо, в котором заявил, что «строительство в Отрадном по соседству уже с имеющейся мечетью "шиитской" мечети может стать уже в скором будущем очагом напряженности и внутри конфессионального противостояния»[1].
В свое время датские карикатуры привели к закрытию двух российских газет, а алтайское информационное агентство «Банкфакс» едва избежало их судьбы, будучи поставлено в сложное положение антимусульманским комментарием, размещенным на своем форуме. Вполне логично предположить, что теперь правоохранительные органы обратят особое внимание на разжигающие межрелигиозную вражду фильмы в Рунете и примут соответствующие меры. А Совету муфтиев, едва оправившемуся от громкого конфликта с Федерацией еврейских общин России, предстоят крайне неприятные объяснения с иранским посольством, главой Высшего религиозного совета народов Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде и российскими властями, которым иракский сценарий на своей территории совершенно не нужен.
Последние события опять поставили принципиальный для планетарной безопасности вопрос - почему так легко стало разрушать межрелигиозный мир? Карикатуры в никому неизвестной газете, узкоспециализированный доклад Папы Римского перед учеными мужами и убогий пятнадцатиминутный фильм производят эффект больший, чем самые громкие из терактов. Значит ли это, что любой политик, духовный лидер, художник, режиссер или журналист может спровоцировать пресловутое столкновение цивилизаций? Получается, что так. И власть имущие не знают, что с этим делать, с каждым новым случаем впадая во всю большую панику.
История с «Фитной» дала еще один мощный аргумент тем, кто считает западный мир «двухстандартным» во всем. Десятки антихристианских фильмов, включая недавний «Золотой компас», в котором акцентируется внимание на уничтожении православных икон, никакой критики лидеров Совета Европы не вызывают. И генсек ООН почему-то молчит. Но мусульман они боятся: те за свои обиды и посольства погромить могут, и бойкот экономический объявить, и даже казнить особо ретивых исламофобов или просто их единоверцев. А христиане теперь как толстовцы или джайны воспринимаются -насилию злом не противляются и любые оскорбления молча терпят.
Мусульманам Европа с ее общечеловеческими ценностями, толерантностью и правами человека видится идеальным субстратом для распространения своей веры. Исламские радикалы, которым не рады даже в Саудовской Аравии и Судане, пользуются в Брюсселе, Париже, Лондоне максимальной свободой. Самое большее, о чем их попросят, - не носить демонстративно хиджаб, не строить совсем уж гигантских мечетей и не совершать «убийств чести». В обмен же предлагают всевозможные субсидии из госбюджета, дотации полигамным семьям, исключают свинину из тюремных и гуманитарных рационов, запрещают рождественские открытки со сказками про поросят, и даже всерьез обсуждают перспективы параллельного введения шариата.
Очевидно, никакая секуляризация мусульман не касается. Не касается она и буддистов, иудеев, сикхов, индуистов, зороастрийцев и последователей гаитянского культа Вуду - ведь они же меньшинства, поэтому всегда правы и могут жить, как им заблагорассудится. А вот христиане - не могут. Поэтому нужно сказать честно - в Европе идет обыкновенная дехристианизация, политкорректно именуемая «построением секулярного общества». И каждый новый «карикатурный» скандал это подтверждает.
[1] Письмо муфтия Равиля Гайнутдина мэру Москвы Ю. М. Лужкову №214 от 28.06.1999 // текущий архив Совета муфтиев России.