Николай Кавасила Хамаэт
Профессиональные интересы: Литургическое богословие, Богословие

Краткая биографическая справка:

Николай Кавасила Хамаэт – (ок.1320–1363/91) [греч] – святой. Крупнейший православный  богослов  и литургист, мистик–исихаст, последователь Дионисия Ареопагита, сторонник Григория Паламы. Племянник Нила Кавасилы. Точных сведений о жизни Н.К. немного. Известно, что он был секретарем при императоре Иоанне Кантакузине Впоследствии он удалился в монастырь. По некоторым данным, Н.К. после смерти своего дяди был возведен в сан архиепископа Фесслоникийского; с другой стороны, в современных изданиях о нем говорится как о богослове–мирянине. Главные богословские сочинения  Н.К. –  "Жизнь во Христе" и "Толкование Божественной Литургии". Сохранились проповеди Н.К. и восхваления святых. В защиту паламизма Н.К. написал остро полемичный памфлет против Никифора Григоры. И вместе с тем Н.К. не разделял отдельные крайности паламизма, выражающиеся в полном неприятии светских знаний и наук в целом. Оставаясь на прочных антилатинских позициях, он был тем не менее близким другом Димитрия Кидониса, известного латинофила.

Библиография работ о персоне:

Алексий (Дородницын), митрополит. Византийская церковная мистика 14–го века: (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и Григорий Синаит). – Казань, 1906. С.3–6, 49–69.

Бибиков В.М. Николай Кавасила // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III. 

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.281–283, 310–314.

Бычков В.В. Византийская эстетика в XIII – XV вв. // Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.429–436.

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.367–377. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Воробьева И.А. Кавасила Николай // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.

Горянов Б. Николай Кавасила // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 3.

Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо–мусульманской культуры: Статьи разных лет. – М.: Наука, 1981. С. 105–110.

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.349–354.

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.193–196.

Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихновский Богословский институт, 2003. С.319–320.

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995, с189–190.

Красиков С. В. Идейная полемика в Византии 50–х гг. XIV в. (Николай Кавасила и Никифор Григора) // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,  1997. – Вып. 28.

Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. – СПб.: Алетейя, 1998.  

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976.  

Неллис П. Христианская антропология по св. Николаю Квасиле / Пер. с англ.: Н.Б. Ларионова // Человек. М., 2001. №5. с. 110–124; №6. с. 91–103.

Поляковская М.А. Взгляды Николая Кавасилы на ростовщичество // Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1977. – Вып. 14.

Поляковская М.А. К социальной характеристике поздневизантийского общества: Кавасила // Византийский временник. –  М.,  1999. – Т. 58.

Поляковская М.А. О памфлете Николая Кавасилы // Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1971. – Вып. 7.

Поляковская М.А. Понимание социальных проблем византийскими авторами середины XIV века // Византийский временник. –  М.,  1979. – Т. 32.

Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. – СПб.: Алетейя, 1998. С.152–208.

Поляковская М.А. Энкомии Николая Кавасилы как исторический источник // Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1973. – Вып. 9.

Поляковская М.А. Этические мотивы "Слова против ростовщиков" Николая Кавасилы // Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1977. – Вып. 14.

Поляковская М.А., Медведев И.П. Развитие политических идей в поздней Византии // Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.262–264. 

Соколов И.И. Кавасила //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II. 

Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999.  

Черемухин П.А. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат // Богословские труды. – М., 1964. – Сб. 3.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. (Николай Кавасила; Мистика на Востоке).
Библиография работ автора:

Изъяснение Божественной Литургии // Писания св. отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. – СПб., 1857. – Т. 3.

Изъяснение Божественной Литургии // Журнал Московской патриархии.  – 1971. – №№ 1–3. То же: Киев: Издательство свт. Льва Римского, 2003.

На благовещение Божией Матери / Пер.  с греч.:  архим. Амвросий Погодин // Вестник русского христианского движения. –  1981. – № 2(134).

На рождество Божьей Матери / Пер.  с греч.: архим. Амвросий Погодин // Вестник русского христианского движения.  – 1981. – №№  1(133), 2(134).

На Успение Божией Матери / Пер.  с греч.: Амвросий Погодин // Вестник русского христианского движения.  – 1981. – №  2(134).

О жизни во Христе. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2006.

О совершаемом на Божественной Литургии / Пер.  с греч.: А. Ю.Никифорова // Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996.

О Священных одеждах / Пер.  с греч.: А. Ю.Никифорова // Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996.

Семь слов о жизни во Христе / Пер.  с греч.: свящ. Михаил Боголюбский. – М.: Паломник, 1991. (Репринт 1874 г.). М. 1874.

Слово на преславное Рождество Владычицы нашей Богородицы / Пер.  с греч.: прот. Максим Козлов // Альфа и Омега. – М., 2000. – № 3(25).

Слово на достопоклоняемое и преславное Успение Пресвятой и пречистой Владычицы нашей Богородицы / Пер.  с греч.: прот. Максим Козлов // Альфа и Омега. – М., 2001. – № 2(28).

Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии / Пер.  с греч.: прот. Максим Козлов // Альфа и Омега. – М., 2001. – № 3 (29).

Слово против нелепостей Григоры / Пер.  с греч.: С. В. Красиков // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,  1997. – Вып. 28.

Христос. Церковь. Богородица. – М.: Издательство храма св. мученицы Татианы при МГУ, 2002. Содерж.:

                Семь слов о жизни во Христе.

                Изъяснение Божественной Литургии.

                Изъяснение обрядов Божественной Литургии

                Изъяснение священных одежд.

                Богородичные гомилии

Письмо Димитрию Кидонису // Сметанин В.А. Византийское общество XIII – XIV  веков по данным эпистолографии.  – Свердловск:  Уральский университет, 1987.

Другие публикации на портале:

Еще 9