Максим Исповедник
Профессиональные интересы: Философия, Богословие

Краткая биографическая справка:

Максим Исповедник (582–662) [греч] – преподобный, память 21 января. Философ и богослов, энергичный противник монофелитской ереси, утверждавшей во Христе одну только Божественную природу и одну волю. О мирской жизни М.И. известно немногое. Родился в Константинополе, происходил из знатного рода, возможно, был в родстве с императорской семьей. Получил хорошее образование. В молодые годы он служил при дворе, но когда император Ираклий стал покровительствовать монефелитам, принял монашество. Уехал из Константинополя, побывал на Крите и в Египте, долгое время жил в латинской Африке. Везде М.И. боролся против проникновения монофелитства. В Африке состоялся диспут М.И. с монофелитским Константинопольским патриархом Пирром, уже низложенным; Пирр признал правоту М.И., хотя через некоторое время вновь впал в ересь. Затем М.И. отправился в Рим. На Латеранском соборе, созванном папой римским Мартином, монофелитство было осуждено, следующие этому учению были отлучены и преданы анафеме. Но имперская власть поступила по своему. Папа Мартин и М.И. были насильно отвезены в Константинополь, где состоялся суд над ними. М.И. был судим как государственный преступник. После истязаний, ссылки и вновь истязаний М.И. скончался в заточении.

   Писательское наследие М.И. достаточно велико. Он был богословом и одним из самых глубоких мистиков христианского Востока, учил созерцательному подвигу и любви. В мистическом учении М.И. во многом следовал за Дионисием Ареопагитом. Это ярко проявилось в труде "Тайноводство" (или "Мистагогия"), в котором объясняется смысл священнодействий. Этот труд оказал большое влияние на более позднюю литургическую литературу. Среди сочинений М.И. – размышления по поводу отдельных мест священного Писания ("Вопросоответы Фалассию", "Послание к Феопемпту схоластику"), комментарии к произведениям Дионисия Ареопагита и Григория Богослова. М.И. часто излагал свои мысли в виде "глав" или афоризмов; к таким сочинениям относятся "Четыре сотницы глав о любви",  "Главы богословские и домостроительные". М.И. написал большое число посланий, в которых рассматриваются догматические вопросы. Вопросам догматики посвящен и записанный слушателями "Диспут с Пирром". М.И. называют одним из предшественников   преп. Симеона Нового Богослова и св. Григория Паламы в православном учении о человеке и обожении. 

Библиография работ о персоне:

Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн. 5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 15–31.

Житие прп. Максима Исповедника / Публ., вступит. ст. и  прим.: А.И.Сидоров // Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991. – Вып. 1.

Греческое житие преп. Максима / Пер. с греч.: Д.Е.Анфиногенов // Диспут с Пирром преподобного Максима Исповедника и христологические споры VII столетия. – М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004. – С. 332 – 338.

Григорий Решайнский. История о нечестивом Максиме из Палестины / Пер.:  А.В.Муравьев // Диспут с Пирром преподобного Максима Исповедника и христологические споры VII столетия. – М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004. – С. 223 – 331. [Автор сочинения, написанного в форме поношения (псогоса) – еретик,  но здесь есть описание детства и отрочества прп. Максима, не имееющееся в иных сохранившихся источниках]

Епифанович С.Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. – Киев, 1917. С. 1 – 25.

Состоявший в провинции Африка диспут <прп.> Максима с Пирром, <бывшим патриархом Константинопольским> // Диспут с Пирром преподобного Максима Исповедника и христологические споры VII столетия. – М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004. – С.146 – 237.

Аверинцев С.С. Максим Исповедник // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001.

Аверинцев С.С. Максим Исповедник // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 

Аверинцев С.С. Максим Исповедник // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 3. 

Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001. С.122–123, 266–267.

Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв.. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.36–37.

Агапов О. Святоотеческая сотериология // Христианство и мир. – Самара, 2000.

Александр Гиронимус, прот. Современное знание в свете антропологии преподобного Максима Исповедника // Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004.

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.   

Бальтазар, Урс Х. фон. Вселенская литургия: Преподобный Максим Исповедник // АиО.  1997. – № 3 (14); 1998. – № 2 (16), 2000. – № 1 (23); 2003. – № 2 (36); № 4 (38).

Беневич Г.И., Шуфрин А.М. Дело Максима // Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. – СПб.: Изд–во СпбГУ, 2007. – 564 с. (Византийская философия. Т. 1; Smaragdos Philocalias).

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.  

Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М.: Мартис, 1998. С.99–101, 212–242.

Бриллиантов А.И. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника // Христианский Восток. – 1922. – Т. 6. – Вып. 1.

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.   Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.279–281, 340–347, 556–561.

Василий (Осборн), епископ. Философский дискурс и богословская интуиция (Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник) // Богословие и философия: аспекты диалога. – М., 2001. 

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.55–56.

Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III.

Волоконский Александр, чтец. К учению преподобного Максима Исповедника "О двух грехах в адаме и о восприятии Христом прародительского осуждения // Андреевский вестник. – Одесса, 2003. – №1 (7). 

Воробьева И.А. Максим Исповедник // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.

Гарриг Х.–М. Представление о Римской супрематии у Максима Исповедника // Символ. – 1985. – № 14.

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.125–127.

Дали Б. Апокатастасис и "благое молчание" в эсхатологии св. Максима Исповедника // Страницы. – М., 2000. – Вып. 4.

Дионисий (Шлёнов), иеромонах.  Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника // Диспут с Пирром преподобного Максима Исповедника и христологические споры VII столетия. – М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004. – С. 339 – 378.

Дионисий (Шлёнов), иеромонах. Гефсиманское моление в свете христологии преподобного Максима Исповедника // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 2001. – Вып. 8.

Доброцветов П. К. Толкование Св. Писания преп. Максимом Исповедником // Философские науки. – 2004. – N 3.

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996.

Живов В.М. "Мистагогия" Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный язык Средневековья. – М.: Наука, 1982.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

Завершинский Ю. Пневматология святого Григория Паламы и святоотеческая традиция // Альфа и Омега. – М., 1999. – № 1 (19). 

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.301–313.

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.70–75, 129–131, 233–235,244, 247.

Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997. С.285–288.

Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном предании. – М.: Издательство Свято–Тихоновского Богословского института, 2000.  – гл. 7.

Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихновский Богословский институт, 2003. С.260–263, 288–291.

История эстетической мысли.   Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.153–156.

Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к "Истории вселенских соборов".– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Раздел: Монофелитство и шестой Вселенский собор. Гл. IБ).

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.415–426.

Кекелидзе  К.С. Сведения грузинских источников о Максиме Исповеднике // Кекелидзе К.С.  Этюды по истории древнегрузинской литературы.  – Тбилиси, 1961. – Т. 7.

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.232–235.

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.360–362.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   

Кузнецов А.В. Государство и церковь в богословии Максима Исповедника // Проблемы исторического познания. – М., 1999.

Лаут Э. От христологии к образу Христа: преподобный Максим Исповедник о Преображении Господнем // Альфа и Омега. – М., 2002. – № 3 (33).

Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к "Истории вселенских соборов".– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. – С. 90 – 92.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.   Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.90–96.

Лосский В.Н. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник // АиО. – 1995. – № 3 (6).

Малков П. Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных отцов Церкви // Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004.

Мейендорф П.И. Введение // Герман Константинопольский. Сказание о Церкви. – М.: Мартис, 1995. С.27–30.

Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.257–258, 320–324.

Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.135–142.

Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1995. – Разд. III. Гл. 1.

Неллас П. "Кожаные ризы" // Человек. – М., 2000. – №№ 5, 6. 

Николай Депутатов, прот. Богосознание. Простецкое богословие. Опыт православного миросозерцания. – М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 2001. 

Новиков Д.В. Христианское учение о человеке //  Человек. – М., 2000. – №№ 5, 6; 2001 № 1.

Новоселов М.А. Письма к друзьям. – М.: Изд–во Православного Свято–Тихоновского института, 1994. – Письмо 14.

Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.77–78.

Орлов И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. – СПб., 1888.

Петров В.В. "О трудностях" XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкования // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. – С.147–271.

Плакида (Дезей), архим. "Добротолюбие" и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Поспелов Д.А. Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов // Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. – М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004.

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.106–114.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 32.

Сидоров А.И. Максим Исповедник: Политика и богословие в Византии VII в. // Ретроспективная и сравнительная политология. – М., 1991. – Вып. 1.

Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский временник. –  М.,  1986. – Т.

Сидоров А.И. Некоторые проблемы ранневизантийской философии // ДГ. 1985 год. – М.: Наука, 1987.

Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х. Урса фон Бальтазара // Альфа и Омега. – М., 1997. – № 3 (14).

Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: Эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. М.: Мартис, 1993. – Кн. I. – С. 7 – 74.

Сидоров А.И. С.Л. Епифанович и его книга о преп. Максиме Исповеднике // Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996.

Сидоров А.И. Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале «Изборника» Святослава 1073 г.) // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. – М., 1991.

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.303–304.

Соловьев В.С. Максим Исповедник //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

Тунберг Л. Символ и таинство в богословии св. Максима Исповедника // Страницы. – М., 2000. – Т.5.  – Вып.4.

Федотова М.С. “Аскетический текст” как тип текста // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – . 3. С.171–176.

Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии"), с139–140.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.553–592.

Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.160–163.

Христу П.С. Преподобный Максим Исповедник о бесконечности человека // Страницы. – М., 2002. – Т.7.  – Вып.1.

Чантладзе А. "Вопросоответы к Фалассию" преп. Максима Исповедника в древнегрузинских переводах // Христианский Восток. Новая серия. – СПб., Т. 1.

Чистякова О.В. Концепция Богопостижения в восточной патристике: Экзистенциальный, сверхпонятийный и аскетический гнозис // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Шервуд П. Ранние Ambigua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма // Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. – СПб.: Изд–во СпбГУ, 2007. – 564 с. (Византийская философия. Т. 1; Smaragdos Philocalias).

Шмалий В.В. Апофатическое (отрицательное) богословие (По страницам "Православной энциклопедии) // Исторический вестник. – Воронеж, 1999. – № 2.  

Шуфрин А.М. Другой Максим // Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. – СПб.: Изд–во СпбГУ, 2007. – 564 с. (Византийская философия. Т. 1; Smaragdos Philocalias).

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. (Максим Исповедник; Мистика на Востоке) 
Энциклопедия православной святости: В двух томах / Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1. 

Яннарас Х. Хайдеггер и Ареопагит // Яннарас. Х. Избранное: Личность и Эрос. – М.: РОССПЭН, 2005.

Библиография работ автора:

Ambigua . Избранные толкования из Ambigua  / Пер. с древнегреч. и примеч. И. В. Фокиной ; под ред. Д. Е. Афиногенова // Вестник древней истории. – 2006. – N 3. – С. 235–250.

В четырех сотнях о любви. – М., 1995.

Вопросоответы к Фалассию / Пер.  с греч.: А.И.Сидоров // Альфа и Омега. – М., 1997. – № 3 (14), 1999. – № 1 (19), 2000. – № 1 (23).

Вопросоответы к Фалассию / Пер.  с греч.: А.И.Сидоров // Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38.

Дионисий Ареопагит. Сочинения . Толкования Максима Исповедника. – СПб.:       Алетейя, 2003.

Из славянского перевода корпуса сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника // Библиотека литературы Древней Руси. – СПб.: Наука, 1997.

Мистагогия / Пред., пер. и коммент.: А.И.Сидоров // Восток. – М., 1991. – № 2.

О любви. – СПб., 1991.

О различных трудных местах (апориях) / Пер.  с греч.:  И. Пролыгина // Альфа и Омега. – М., 2003. – № 4 (38); 2004. – № 2 (40).

О различных трудных местах (апориях) у святых Дионисия и Григория к Иоанну / Пер. с греч.: С.В. Месяц // Историко–философский ежегодник'2003. – М.: Наука, 2004.

О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия / Пер. с греч.: В.В.Петров // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. С. – С.272–288.

Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, А.М. Шуфрин. – СПб.: Изд–во СпбГУ, 2007. – 564 с. (Византийская философия. Т. 1; Smaragdos Philocalias).

Послание XV об бощем и индивидуальном // Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994

Различные богословские и домостроительные главы. Толкование на 59 псалом / Пер.  с греч.: А.И.Сидоров // Символ. – Paris, 1989. – № 22.     

Состоявшийся в провинции Африка диспут Максима с Пирром / Пер.  с греч.:  Д.Е.Анфиногенов // Диспут с Пирром преподобного Максима Исповедника и христологические споры VII столетия. – М., 2004.

Святого отца нашего Максима Исповедника слово подвижническое в вопросах и ответах / Пер.  Феофан Затворник.  – Тамбов, 1874.

Толкование на "Отче наш" / Вступ. ст, пер., коммент.: А.И.Сидоров // Журнал Московской патриархии. – 1986. – № 7 – 8.

Тайноводство / Вступ. ст, пер., коммент.: А.И.Сидоров // Журнал Московской патриархии. – 1987. – № 2, 5, 7, 8.

Творения / Пер., вступ. статья  комм.: А.И.Сидоров.  – Б.м.: Мартис, 1993–1994. – Кн. 1. Содерж.:

                  Слово о подвижнической жизни.

                  Главы о любви.

                  Послание Иоанну Кубикуларию о любви.

                  Мистагогия.

                  Толкование на молитву Господню.

                  К Феопомпу Схоластику.

                  Толкование на 59 псалом.

                  Главы о богословии и о домостроительстве Сына Божия.

                  Различные богословские и домостроительные главы.

                  Десять глав о добродетели и пороке.

            Кн. 2. Содерж.:

                  Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I–LX.

Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Сверхсознание. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. 

Другие публикации на портале:

Еще 9