Евсевий Памфил
Профессиональные интересы: История Церкви, Богословие

Краткая биографическая справка: Евсевий, епископ Кесарийский, или  Евсевий Памфил (260 – 340) [греч] – богослов и историк, один из самых ученых представителей христианской письменности. Родился в Палестине, учился в Кесарии, где явно давало о себе знать преклонение перед Оригеном.  Как и Ориген, Е.К. полагал, что Христос находится в подчиненном положении по отношению к Отцу, склоняясь, таким образом, к некоторым арианским идеям. Поэтому составленный им для Никейского собора Символ веры собором был отклонен. Вместе с тем Е.К. не разделял мысль Ария о Христе как творении Бога.
Е.К. – основатель жанра церковной историографии, создатель "Церковной истории". Это произведение стало образцом для многих последующих церковных историков. "Церковная история" Е.К. содержит ценнейшее собрание исторических фактов, подлинных документов и выдержек из трудов христианских писателей. Е.К также автор “Хроники”, (она была затем продолжена блж. Иеронимом),  апологетических трудов  “Приготовление к Евангелию" и "Евангелические доказательства" (последнее произведение сохранилось лишь частично), в которых мощно заявила о себе немалая эрудиция автора, включая и начитанность в греческой философии. Е.К. в этих трудах хочет показать и действительно показывает, что христианин может знать не меньше, чем язычник. Проявившаяся здесь начитанность Е.К. направлена на утверждение идеи родства между христианством и всем лучшим, что дала греческая философия. Так, Е.К. утверждал, что Платон фактически признавал того же Бога, которого исповедовал и Моисей,  что он постиг истину о сотворении мира почти в библейском виде и т.п.
Совместно с Памфилом  (учеником которого он был и которого очень почитал) Е.К. написал труд в защиту Оригена "Апология", до наших дней сохранившийся во фрагментах – патриарх Фотий в IX веке сделал из этого труда подробные выписки для своей "Библиотеки". Е.К. – автор жизнеописания Константина Великого. 
Библиография работ о персоне:

Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл.XVII, LXXXVIII, LXXXIX).

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 81). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 7–10, 16, 18, 20–24. Кн. II, гл. 4, 9, 11, 17, 20, 21, 23. Кн. III, гл. 7, 23. Кн. V, гл. 22. Кн. VI, гл. 6, 36. Кн. VII, гл. 32).

Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. III, гл. 41. Кн. IV, гл. 27, Кн. V, гл. 24).    

Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. I, гл. 5, 8, 12, 13, 21, 23. Кн. II, гл. 8, 26.

Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1.

Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.   

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 

Андреев И.Д. Евсевий Кесарийский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.

 Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству // Вопросы философии. – М.,  1996. – №10.

Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.48–51.

Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С.143–144.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I. С.139–160.

Брагинская Н.В. Эон в "Похвальном слове" Евсевия Кесарийского // Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 46 – 50, 121 –139, 166 – 171.

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.397–401.

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.134–140.

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Ващева И.Ю. Ekklesia: проблема термина и его понимания в ранневизантийской историографии // VII чтения памяти профессора Н.П. Соколова. Материалы региональной конференции. – Нижний Новгород, 2000.

Ващева И.Ю. Географическое пространство в мировоззрении Евсевия Кесарийского // Из истории античного общества. Нижний Новгород, 2001. – Вып. 7.

Ващева И.Ю. Драма истории: действующие лица (к вопросу об исторических воззрениях Евсевия Кесарийского) // Античный мир. – Белгород, 1999.

Ващева И.Ю. Евсевий Кесарийский и проблема христианской хронологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. – Н. Новгород, 2001. – Вып.  1.

Ващева И.Ю. Евсевий Кесарийский и современные подходы // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Материалы Всероссийской научной конференции. – Тюмень, 2000.

Ващева И.Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннехристианского историзма. – СПб.: Алетейя, 2006.

Ващева И.Ю. Историческая критика в труде первого христианского историка // Проблемы источниковедения всеобщей истории. – Белгород, 2001. – Ч. 1.

Ващева И.Ю. История и время: трансформация значений традиционных понятий на рубеже эпох // Проблемы истории и культуры средневекового общества. – СПб., 2000.

Ващева И.Ю. Представления о времени по данным текстологического анализа "Церковной истории" Евсевия Кесарийского // Из истории античного общества. – Н. Новгород, 1999. – Вып. 6.

Ващева И.Ю. Судьбы в "Истории… Евсевия // Проблемы антиковедения и медиеивистики. – Нижний Новгород: ННГУ, 1999.

Ващева И.Ю. Христианская антропология и категория историзма Евсевия Кесарийского // Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. – М.: РГГУ, 1998.

Вдовиченко А.В. Евсевий Кесарийский против Иерокла // Раннехристианские апологеты II – IV  веков: Переводы и исследования. – М.:      Ладомир, 2000.

Вдовиченко А.В. Евсевий Кесарийский против Иерокла // Раннехристианские апологеты II – IV  веков: Переводы и исследования. – М.: Ладомир, 2000.

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001.  

Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 3 – 6.

Дунаев А.Г. Разгадка "тайны Евсевия" ? // Христианский Восток. Новая серия. – СПб., 2001. – Т. 2.

Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова  и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. –  Т. 2. – С. 107 – 129, 165 – 183.

Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. – Гл. II.

Иоанн (Вендланд), митрополит. Евсевий Кесарийский и его "Церковная история" // Журнал Московской патриархии.  – 1965. – № 11.

Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.14–15, 43–45.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.90.

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.27–28, 40–42. 1217. 1220. 1224. С.8–14, 56–117.

Кривов М.В. "Церковная история" Евсевия Кесарийского как источник Мовсеса Хоренаци // Византийский временник. –  М.,  2000. – Т.59 (84). 

Кривушин И.В. Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийский. – Иваново:  Ивановский гос. ун–т, 1995.

Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к "Истории вселенских соборов".– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Раздел: Иконоборство и VII Вселенский собор. Гл. I).

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  

Лебедев А.П. Церковная историография в главнейших ее представителях с IV по ХХ в. – СПб.: Алетейя, 2000. С.26–98.

Лебедев А.П. Церковная история в свете предания: Исследования по истории древней Церкви.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.107–111, 161–177.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.  

Никанор, архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до 1 Вселенского собора. – Казань: Унив. тип., 1871. – С. 121 – 135.

Остроумов С.И. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима о греческих апологетах. – М., 1886.

Пигулевская Н.В.  О сирийской рукописи «Церковной истории» Евсевия Кесарийского в Российской Публичной библиотеке // Пигулевская Н.В.  Ближний Восток. Славяне. – М.: Наука, 1979.

Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография // Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  С.223–225.

Попова Т.В. Художественные особенности сочинения Евсевия Кесарийского Vita Constatini // Византийский временник. –  М.,  1973. – Т. 34.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия / Пер. с англ. – М.: Восточная литература, 1998. С.150–154.

Розанов Н. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. – М., 1881.

Сидоров А.И. Послание Евсевия Кесарийского к Констанции: (К вопросу об идейных истоках иконоборчества) // Византийский временник. –  М.,  1990. – Т. 51.

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

Тимошина Е.В. Учение о царской власти в византийской церковной историографии IV – VI вв. (В сравнении с учением святоотеческой литературы IV в.) // Изв. Вузов. Правоведение. – СПб., 1995. – № 5/6.

Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода "Церковной истории" Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. С. 75–79.

Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.57–58.

Удальцова З.В. Источники по истории Византии IV – первой половины VII в. // История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967.  – Т. 1. С.43–44.

Удальцова З.В. Развитие исторической мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.   

Удальцова З.В. Церковные историки ранней Византии // Византийский временник. –  М.,  1982. – Т. 43.

Урбанчик Т. Евсевий и Сократ // Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе. – Иваново: Ивановский гос. ун–т, 1998.

Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.58–60.

Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.351–376.  2782.

Шабуров Н.  Евсевий Кесарийский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. 

Шабуров Н.В. Евсевий Кесарийский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 

Ястребов А. О., свящ. Евсевий Кесарийский: (Ис­ торический очерк) //  Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,   1999. № 3.

Ястребов А. О., свящ. Образ Платона в «Евангель­ ском приготовлении» Евсевия Кесарийского / А. О. Ястре­ бов // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 2000.

Ястребов А. О., свящ. Сиринелли Ж. Общее введение к «Евангельскому приготовлению» Евсевия Кесарийског

Из  церковной  жизни // Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1951.  №7/8.

Библиография работ автора:

Евангельское приготовление. Книга XI / Пер.  с греч.: А. Ястребов // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – 1999. – Вып. III; 2001.

Евангельское приготовление / Пер. А. Ястребова // Богословский сборник / Правосл. Свято–Тихон. богосл. ин–т. М., 2001. Вып. VII. То же:  Церковь и время. – М.,  2002. – № 3(20).

Жизнь блаженного василевса Константина: Издание 2–е. – М., 1998.

Послание Евсевия, епископа кесарийского, об изложенной в Никее вере  // Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн.  I, 12.

Священническая молитва  // Любак, Анри де. Католичество: Социальные аспекты догмата. – Милан: Христианская Россия, 1992.  .

Церковная история // Богословские труды. – М., 1982–1985. – Сб. 23–25.     

Церковная история. – М.: Издание Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

Церковная история. – М.: Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2001. 

Другие публикации на портале:

Еще 9