Учение о житии Александра Зиновьева
Вопросы философии № 7 2008 г. с. 15
Библиография

Учение о житии Александра Зиновьева. Реферат статьи.

В статье раскрываются этические взгляды А. Зиновьева, изложенные в поэме «Евангелие для Ивана» (1984), повестях «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1988), поэме «Мой дом – моя чужбина» (1983), в автобиографическом сочинении «Исповедь отщепенца» (1989). В отличие от предыдущих работ по социологии или логике в этой статье автор не сводит свои этические воззрения к привычной форме систематически построенного интеллектуального текста. Необходимо отметить, что "носителями" авторских взглядов являются литературные персонажи, их полное отождествление с автором невозможно, но Генисаретский подчеркивает, что в нашем случае герой больше автор, чем сам автор. Это подтверждает и сам Зиновьев в «Исповеди отщепенца», отмечая, что разрабатывал своё учение о жизни ( Зиновьйогу) для себя.

Главный персонаж «Иди на Голгофу» считает себя Богом. Что скрыто за этой дерзостью? Для него нет проблемы существования Бога. Верить в Бога и верить в Его существование – не одно и то же. Он живёт так, как будто некое высшее существо наблюдает за каждым его шагом. Вера сама создаёт реальность. Для него быть Богом есть предельный случай веры, это вера в чистом виде. Человек может считать себя Богом в той мере, в какой он смотрит на себя глазами Бога. Парадоксально, но герой Зиновьева является Богом в качестве законченного атеиста. Атеизм подразумевает не отсутствие Бога, а Его отрицание. Единственный случай, когда верующий человек является атеистом и, наоборот, атеист верующим: он сам Бог, хотя Бог не может верить в самого себя, но и не верить тоже не может.

С первых страниц повести мы узнаём, что герой является Богом в силу бесконечного одиночества и безнадёжности, в силу обречённости на страдание. Он находится в таком положении, в котором может находиться только Бог. В заглавии обыгрывается эта мысль: «Быть Богом – значит идти на Голгофу».

Зиновьев решает вопрос своего времени – как человеку остаться верным Богу, когда он считает, что Бога нет? Тут нет другого решения, кроме как создать Бога, самому стать Богом. Он указывает на психологическую необходимость наличия внутри человека Бога: современный образованный, научно мыслящий европеец, считающий, что Бога вовне не существует, должен в себе породить Бога для обуздания своего рвущегося на волю «Я». Это начало человека как личности, которая создаёт себе свой мир, свою религию.

Герой Зиновьева считает, что изменить мир невозможно, необходимо изменить людей. Прежде всего надо открыть в себе душу, как шестое чувство. Она не требует естественно-научного объяснения, обнаруживается в поведении, совпадает со способностью различать добро и зло. К душе неприменимы понятия смерти и бессмертия, которые относятся к телу, хотя и одушевлённому. Душа – исток и пространство ценностного мира человека, она становится единственной заботой человека. Это выражается в том, как он относится ко всему, что не является душой: если мы не можем изменить обстоятельства, то мы можем изменить самих себя так, что обстоятельства теряют смысл. Только создав свой духовный мир, человек получает возможность сохранить свои идеалы в неисправимом мире страданий и зла, уйти из которого невозможно.

Учение о жизни Зиновьев разработал не для того, чтобы осчастливить человечество, а для самого себя. То, что делает человек для самого себя, не есть добро, не есть зло. Богом же, по Зиновьеву, является одно из «Я» в индивиде, которое задаёт вектор добра.

Учение о жизни предназначено не для того, чтобы плохой мир сделать хорошим, не для того, чтобы опереться на добро, а для того, чтобы уклониться от мира. Такая позиция изначально предполагает нечёткость понятий «добро» и «зло». Чётко определить их возможно только в каждом конкретном  случае, для каждого конкретного индивида. Поэтому учение о жизни состоит из сотен правил для самых разных ситуаций, наиболее интересные из них - правила, регулирующие отношения с ближними. На первый взгляд, их можно свести к заповеди о любви, но, по Зиновьеву, они предназначены для блокирования опасности, исходящей от окружающих.

Подводя итог, можно сказать, что Зиновьев учил, как быть личностью несмотря ни на что, и, безусловно, нужно согласиться с Гусейновым – Зиновьев не для ленивого ума...


Другие публикации на портале:

Еще 9