Загадки истории почитания Ефрема Новоторжского
О жизни преподобного Ефрема Новоторжского, основателя Борисоглебского монастыря в городе Торжке Тверской области, известно мало. То же можно сказать и ранней  истории Новоторжского Борисоглебского монастыря, который называют «одним из древних, а может быть, и самым древним», не находя при этом никаких письменных источников о нем вплоть до XVI века. Опираясь на историю текста Жития Ефрема Новоторжского, младший научный сотрудник Отдела Древнерусской литературы Института русской литературы РАН Татьяна Николаевна Галашева разбирается, как могла выстраиваться история прославления и почитания святого в Русской Православной Церкви.
Статья

По преданию, отразившемуся в Житии[1], основатель Борисоглебского монастыря в Торжке был непосредственно связан с памятью святых князей Бориса и Глеба. Ефрем Новоторжский был не просто их современником – он служил конюшим при княжеском дворе: «еще бѣ в мире преже убиения святых страстотерпец Бориса и Глѣба. Жилище его бѣ в дому их». В Житии рассказывается также о двух братьях Ефрема – Георгии Угрине и Моисее Угрине, – возникает образ трех братьев-угринов, служивших русским князьям.

О братьях преподобного Ефрема есть сведения в древних источниках: об отроке Георгии Угрине сообщают памятники борисоглебского цикла; Моисею Угрину посвящено слово Киево-Печерского патерика. О самом Ефреме Новоторжском сведений в ранних источниках не обнаружено.

Сюжеты о трех братьях и о принесенной в Торжок Ефремом отрубленной главе Георгия Угрина имеют, судя по всему, устную природу и находят параллели в фольклоре и литературе (например, в новеллах «Декамерона»)[2]. Вероятно, эти предания служат для объяснения названия монастыря и заменяют собой полное отсутствие письменных сведений о древнем подвижнике.

Каменная церковь, созданная Ефремом, не сохранилась. В 1785 г. в присутствии Екатерины II в монастыре был заложен новый собор по проекту архитектора Н. А. Львова. Археологические исследования показывают древность Борисоглебского собора. Плинфа датируется археологами концом XII – началом XIII веков[3], фрагменты фресок могут быть отнесены к началу XIII века[4]. Изучение изображений собора на иконах показывает, что это был один из «башнеобразных памятников полоцко-смоленской традиции, сооруженных в Новгородской земле в конце XII – первой трети XIII в.»[5]. Вероятно, к этому же времени следует отнести время жизни Ефрема Новоторжского. К сожалению, как древний каменный храм, так и древняя история монастыря и его основателя утрачены: исследователям приходится вести отсчет с XVI в.

Возможно, какое-то время монастырь был в запустении. Первое письменное свидетельство о Новоторжском Борисоглебском монастыре находится в жалованной грамоте царя Ивана Васильевича 1535 г., данной игумену Тихону. Первое упоминание Ефрема как чудотворца содержится в грамоте Ф. Н. Лавровского 1545–46 г., хранящейся в Российском государственном архиве древних актов: «…Да после моего живота дать приказщиком моим деревня Гумнищо в Торжок в монастырь святым чюдотворцемъ Борису и Глѣбу и святому чюдотворцу Ефрѣму, а та деревня отчина отца моего и дяди моего и моя…»[6].

Историки русской канонизации вслед за В. О. Ключевским относят время установления почитания Ефрема к более позднему периоду, ко времени митрополита Дионисия и царя Федора Иоанновича (1584–1586)[7], в то же время в 2022 году широко отмечалось 450-летие со дня обретения мощей Ефрема Новоторжского, связываемое с 11 июня 1572 г. Как число, так и год вызывают вопросы, хотя и имеют под собой некоторые основания.

Обратимся к Житию преподобного Ефрема как к главному источнику сведений. Существует несколько редакций Жития преподобного Ефрема, о которых мы писали ранее[8].

К истории текста Жития святого Ефрема Новоторжского

Краткая редакция, по всей видимости, первоначальна, написана от первого лица архимандритом Борисоглебского Новоторжского монастыря Мисаилом в 1580-е гг. Побуждением к написанию Жития служит отсутствие записей о святом:

…Потом же прилучися мнѣ, многогрѣшному, в том монастырѣ постричися, послѣди же недостоино ми сущу и архимаритом быти. И слышах бо о чюдесех преподобного от древних старец монастыря того. Мнѣ же вопрошающу их, како убо не писали чюдес преподобного чюдотворца Ефрѣма, но забвению предали. Они же ми отвещаша: “Како убо нам писати чюдеса преподобного, а мы книжнаго писания не разумѣхом, понеже бо от простых людей”. По сих же аз многогрѣшный, видѣх чюдеса преподобного от святых мощей его, и воздохнув велми, и глаголах в себѣ – како нѣсть писания о сем преподобнем чюдотворце Ефрѣме?[9]    

Мисаил последовательно описывает всё, что ему удается разыскать о Ефреме. Свое повествование он начинает у фрески над мощами святого, изображающей Ефрема с храмом в руках, затем приводит устное свидетельство священноинока Юрьева монастыря Иоасафа, рассказывающего о трех братьях-угринах, служивших Борису и Глебу (так возникла курьезная версия об Иоасафе как авторе Жития[10]). Сведения Иоасафа подтверждает иконописец Парфений, и кроме того – сами мощи Ефрема со второй головой рядом с ними (по вере иноков, принадлежащей брату Ефрема). В назывании имен двух рассказчиков  – Иоасафа и Парфения – отражен «основной принцип сохранения и передачи информации в традиционной культуре: любое знание передается изустно от старшего поколения младшему и принимается безоговорочно» (по замечанию А. Б. Мороза, писавшего о народной агиографии, «сам факт, что та или иная информация получена от старых людей, есть свидетельство ее достоверности»)[11].

Безыскусный текст Мисаила не получил распространения в рукописях (известен только в трех списках), но в середине XVII в. был обновлен, став основой Пространной редакции. Произошло, судя по всему, то, о чем В. О. Ключевский писал: «иногда житие, написанное начерно, на свитке, благодаря равнодушию или безграмотности братии, ложилось в кладовую без употребления, портилось и потом извлекалось на свет Божий в таком виде, который делал необходимым новую обработку»[12].

Пространная редакция имеет черты канонического Жития, дополнена библейскими цитатами и традиционными мотивами; включает все сведения Краткой и некоторые дополнительные. Наиболее значимы из дополнений Сказание о царе Симеоне Бекбулатовиче (в котором описывается, как Ефрем является в видении архимандриту Мисаилу) и сведения об обретении мощей. В Пространной редакции есть целая главка: «О проявлении честных мощей преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новоторжского чюдотворца».

Известие об обретении мощей, которого нет в Краткой редакции, в Пространной выглядит так:

По преставлении же много лѣтъ минувше, нѣкогда же случися от царствующаго града Москвы шествие творити архиепископу Леониду Великаго Новаграда и Пскова. Таже бо пришедшу ему во градъ Торжекъ и восхотѣ итти во обитель преподобнаго и вниде въ церьковь святыхъ страстотерпцевъ Христовых Бориса и Глѣба помолитися. И совершивъ молебная пѣния, и призва к себѣ тоя обители настоятеля и братию, и вопроси ихъ, гдѣ есть положены пречестныя мощи преподобнаго чюдотворца Ефрѣма. Они же показаша ему гробъ преподобнаго. Архиепископъ же Леонидъ повѣлеваетъ отверсти гробъ преподобнаго – и видѣша тѣло его и ризы никако тлѣнию предашася, лице же преподобнаго Ефрема яко солнце сияя. И исполнися от пречестных и многоцѣлебныхъ мощей его храмъ той вони благоухания. Архиепископъ же Леонидъ, лобызавъ со слезами и любезно цѣловавъ пречестное и многоцѣлебное тѣло преподобнаго Ефрѣма и паки пойде ис Торжъку на свой святительской престолъ в Великий Новъградъ, скоро же повелѣ писание написати о преподобномъ.

И посылаетъ во царствующий град Москву ко благочестивому государю царю и великому князю Феодору Ивановичю всеа Русии самодержцу и ко святѣйшему Дионисию, митрополиту Московскому и всеа Русии, како онъ обрѣте и видѣ мощи преподобнаго Ефрѣма чюдотворца никакоже тлѣнию предашася»[13].

Удивительно, что имя архиепископа Леонида упоминается в более позднем источнике и опущено в более раннем. К тому же здесь наблюдается явный временной парадокс: владыка Леонид был архиепископом Великого Новгорода и Пскова с декабря 1571 г. по 1575 г., он не был современником митрополита Дионисия (1581–1586) и царя Федора Иоанновича (1584–1598 гг.). Если не придавать значения сведениям об архиепископе Леониде, то можно датировать прославление Ефрема Новоторжского 1584-86 гг., как и указывал В. О. Ключевский.

Имело ли место открытие мощей Ефрема в 1571–1575 гг.? Возникает впечатление, что упомянуть архиеп. Леонида для автора Пространной редакции было столь же важно, как опустить это имя – для автора Краткой редакции. Можно предположить существование какого-либо письменного источника или, скорее, устного предания, в котором сохранилось имя Леонида.

Если такое предание действительно существовало и имело под собой историческое основание, то умолчание о Леониде в более ранней Краткой редакции заслуживает внимания. Архиепископ Леонид прибыл в Новгород в декабре 1571 г.: ему привелось быть в Новгороде после опричного разгрома, во время возвращенной милости царя Ивана Васильевича, посещений Новгорода царем, пиров у владыки, посещений Москвы архиепископом Новгородским. По замечанию П. И. Тихомирова, деятельность архиепископа была «одностороння и, кажется, была направлена к тому, чтобы угодить царю»[14]. Э. А. Гордиенко называет время правления Леонида «фантасмагоричным», а самого Леонида «загадочным» и «неоднозначным»[15]. Это время отражено в Новгородской второй летописи, но подробно задокументирован только один год – 1572. Записи, вероятно, были сделаны приближенным к архиепископу Леониду человеком[16]. За этот год Леонид не менее двух раз ездил из Новгорода в Москву, но посещение Торжка в летописи не отражается. Известно внимание Леонида к почитанию местных святых: отправка священников для записи чудес Иакова Боровичского состоялась уже 1 февраля 1572 г., 24 июня произошло исцеление у мощей еп. Никиты, 3 июля архиепископ посетил монастырь Саввы Вишерского, мощи праведной девы Гликерии были обретены 14 июля, а 11 августа 1572 г. у них произошло исцеление. «Дни обретения мощей и прославления Гликерии совпали с пребыванием в городе царя <…>, в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены многие чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола»[17]. Летопись дает и любопытную речевую характеристику архиепископа, особенно в его общении с новгородским духовенством. После 1572 г. подробные записи обрываются. Леонид возвращается в Москву и попадает в опалу в 1575 г., кончина датируется 20 октября[18]. В разных источниках по-разному описывается его мучение и смерть. Это время вступления на престол другого важного в истории Ефрема Новоторжского исторического лица – Симеона Бекбулатовича[19].

Для завершения портрета архиепископа следует упомянуть связанные с его именем рукописи. В Евангелии Андрейчины[20], замечательном образце староукраинского искусства, вкладная запись архиепископа Леонида вымарана. Возможно, также была опущена память об опальном архиепископе в Краткой редакции Жития Ефрема Новоторжского. Остается вопрос, в каком источнике она могла сохраняться (и кроме того – вопрос о том, когда архиепископ мог побывать в Борисоглебском монастыре).

Известно, что в 1572 г. архиепископом Леонидом был канонизирован Иаков Боровичский. Тропарь Ефрему Новоторжскому был создан с ориентацией на тропарь Иакову Боровичскому, что устанавливает возможную связь между канонизациями этих святых:

«Божественною свыше просвѣтився благодатию, преподобне, многимъ терпѣнием во временнѣй жизни подвигъ соврьшилъ еси, тѣм же источаеши чюдесъ благодать, иже вѣрою приходящим к рацѣ мощей твоихъ, Ефреме преблаженне. Да вси зовем ти: слава Давшему ти крѣпость, слава Вѣнчавшему тя, слава Дѣйствующему тобою всѣмъ исцѣление» (Ефрему Новоторжскому, тропарь, глас 1, 28 января).

И для сравнения:

«Божественною благодатию просвѣтився, и по смерти даруеши исцѣление притекающим к рацѣ мощей твоих, премудре Иакове. Тѣм же и мы нынѣ чтем честных мощей принесение, веселяще вкупѣ душа и тѣлеса. Тѣм вси вопием ти: слава Давшему ти крѣпость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всѣм исцѣления (перенесение мощей Иакова Боровицкого, Новгородского чудотворца, тропарь, глас 1, 23 октября)[21].

Почитание Ефрема Новоторжского в конце XVI в. отражается во включении тропаря и кондака в перечень тропарей и кондаков новым чудотворцам и службы святому в различные сборники.

Службе Ефрему Новоторжскому посвящена статья В. Легких, которая ставит ее в контекст служб XVI в., показывая многочисленные заимствования из служб другим русским святым: Димитрию Прилуцкому, Феодору Смоленскому, Варлааму Хутынскому и другим[22]. По замечанию Г. С. Гадаловой, в середине XVII в. служба Ефрему Новоторжскому сама становится образцом для службы на перенесение мощей Арсения Тверского[23].

Но обратим внимание на содержательную сторону. Служба, очевидно, создается в монастыре: «тѣм же и мы нынѣ окрест ракы твоеа предстоаще и любовию вопием». Ефрем Новоторжский прославляется с двух позиций: как основатель Борисоглебского храма, впечатленный подвигом св. братьев Романа и Давида (имена в Крещении братьев Бориса и Глеба), и как святой, чьи целебные мощи пребывают в храме. Можно заметить влияние службы Борису и Глебу на службу Ефрему Новоторжскому. Образ «Романа и Давида, неправедное заколение от брата своего претерпѣвших» лейтмотивом проходит через всю службу Ефрему (ср. в Службе Борису и Глебу 24 июля: «Романа съ доблимъ Давидомъ днесь, Христа возлюбившихъ, и сего ради братнее неправедное заколение претерпѣвшихъ»[24]):

…Яко добродѣтелем виновнаго и постником удобрение, церкви славит тя днесь и воспѣвает, Ефрѣме, вкупѣ с Романом и Давидом, иже любве ради Христовы неправедное заколение от брата своего претерпѣвше, има же преподобне храм въздвигл еси въ славу Божию. В нем же и честныа твоя мощи положены быша…

…егда узрѣл еси, како любве ради Христовы претерпѣста от брата своего неправедное заколение преславная Христовы мученика Роман и Давид, тогда, блажене, разгорѣвся божественым желанием, и вся земная и житейская яко уметы вмѣнив, и Христа единаго возлюбил еси, и дошед пристанища, идѣже желая Богу работати, и церковь прекрасну страстотръпцем Христовым Борису и Глѣбу въздвигл еси, и обитель составил еси…

… и владыку Христа възвеличил еси, и его угодник Романа и Давида храм въздвигл еси, в нем же и твоа честныя мощи истачают исцѣлениа с вѣрою притѣкающим ти…

… прилѣжно молим тя, преподобне Ефрѣме, непрестанно, отче за ны Христа Бога моли, вкупе с Романом и Давидом, иже неправедное заколение любве ради Божиа претерпѣста, има же преблажене храм воздвигл еси в славу Христу Богу…

…Преподобне отче и богоносе Ефреѣме, ты на Бога упование о всѣм возложив, церковь прекрасну страстотрьпцем Христовым Роману и Давиду въздвигл еси, Богу ти помагающу и к сему обитель съставил еси во пребывание хотящим спастися…[25]

Преподобный Ефрем рядом со св. князьями Борисом и Глебом предстает как воздвигший храм или «церковь прекрасну», братья-угрины в службе не упоминаются.

Обстоятельства создания службы преподобному Ефрему в какой-то мере передает Краткая редакция Жития. К сожалению, об архетипе Краткой редакции можно только догадываться, поскольку каждый из отразивших его трех списков имеет свою прагматику. В первом случае это, очевидно, подносной экземпляр из царской библиотеки[26], содержащий, по нашим наблюдениям, некоторые вставки, созданные специально для этого случая, отразившиеся потом в Пространной редакции. Во втором случае текст читается на 28 января в составе Месяцеслова, и он значительно сокращен[27]. В третьем случае – список наиболее поздний, но наиболее важный[28]. В рукописи сначала переписано Проложное Житие из печатного пролога (с некоторыми исправлениями его неточностей), а затем переписан текст Краткой редакции Жития. Сборник житий новгородских чудотворцев создан вблизи Борисоглебского монастыря в 80-е гг. XVII в., – таким образом, в нем отражен тот вид Краткой редакции, который не был рассчитан на внешнего читателя (как список БАН из царской библиотеки) и на протяжении всего XVII в. находился в Борисоглебском монастыре. Однако, судя по работе составителя с текстом печатного Пролога, что-то могло быть исправлено и здесь.

В списке БАН читается вставка, перешедшая затем в Пространную редакцию, «о благоискусных мужах Торжка», сложивших службу, – которая противоречит дальнейшему тексту. Во всех трех вариантах Краткой редакции говорится о принятии службы архиепископом Новгородским и Псковским Александром (1576—1589 гг.), преемником архиепископа Леонида. До того преподобному Ефрему пели службу общую преподобным или общую с Ефремом Сирином.

Рассмотрим еще одно свидетельство Краткой редакции, которое позволяет увидеть, с чего начинается почитание Ефрема Новоторжского. Архимандрит Мисаил не находит в монастыре никаких письменных источников о преподобном Ефреме. Почитание возникает на основе хранящихся в монастыре мощей и фрески над ними.

В Краткой редакции описание «настенного письма» выполняет роль главного свидетельства о преподобном Ефреме. Ефрем Новоторжский, по описанию этой фрески, держит в руках церковь. Впоследствии это становится характерной чертой его иконографии.

Известие об ученике Ефрема, Аркадии, на наш взгляд, является вставкой списка БАН (в обратном случае трудно объяснить утрату сохранившейся в двух других списках Краткой редакции ценной информации об иконе, изображающей Ефрема вместе с Борисом и Глебом). Описанная в житии фреска не сохранилась. Если принять сведения о древности Борисоглебского храма, это описанное в Житии изображение оказывается единственным, что мы знаем о его основателе[29].

В каком ключе можно интерпретировать изображение Ефрема? Возможным контекстом может стать ранняя иконография самих св. князей Бориса и Глеба. Так, на крестах-мощевиках каждый из князей держит в руках модель храма (по мнению М. Х. Алешковского – мученический венец)[30]. Но ни Борис, ни Глеб не были храмоздателями. По мнению В. И. Лесючевского, появление такого изображения может быть связано с исцелениями в вышгородских храмах. Князь с храмом в руке представлен на выходной миниатюре  русской рукописи «Слова Ипполита Римского о Христе и антихристе» (нач. XII в.), –  согласно исследованию Е. В. Ухановой, это изображение св. князя Бориса[31]. Храм в руке святого (крепость) может быть также связан с защитой города, как в образе Николы Можайского сер. XIV в.[32]

И все же наиболее вероятным представляется отождествление фрески, изображающей Ефрема, с ктиторским портретом. По замечанию А. С. Преображенского, в ктиторских портретах отмечается княжеское, епископское и боярское храмоздательство, однако для домонгольского периода наиболее распространенным ктитором является князь. Исследователь отмечает также слияние «иконографических схем ктиторского и надгробного портретов или использования одинаковых схем в различных ситуациях»[33]. Ктиторская деятельность часто сопровождалась захоронением ктитора в построенном им храме, «юже бе сам создал», о чем сообщают известия русских летописей (в надписании на фреске Ефрема, судя по свидетельству жития, сказано было нечто подобное). Важной параллелью XII в. представляется указанное А. С. Преображенским изображение Евфросинии Полоцкой с храмом в руках, которое «можно считать ранним проявлением местного культа преподобной» (однако этот портрет не связан с погребением ктитора). Другая близкая параллель имеет новгородское происхождение: с середины XVI в. на камне св. Антония, хранившемся при Рождественском соборе, было написано его изображение с храмом в руке («имея же на руце воображену чудную церкву» Рождества Богоматери»); тогда же началось распространение иконографии этого преподобного, которое связано с построенной им церковью. Задаваясь вопросом об истоках этой иконографии, А. С. Преображенский предполагает «существование ктиторского изображения преподобного Антония, под которым он был похоронен в 1147 г.».

Можно предположить, что именно такое ктиторское или надгробное изображение Ефрема находилось в созданном им на рубеже XII - XIII вв. храме.

Возвращаясь к хронологии почитания Ефрема Новоторжского уже в XVII в., отметим, что память преподобного включается в Устав 1610 г. (28 января), причем служить Ефрему предлагается по усмотрению настоятеля, «егда рассудит екклисиарх». Эта же формулировка сохраняется в других изданиях Устава, вплоть до 1682 г., когда память Ефрема Новоторжского оказывается вычеркнута[34].

Ефрем упоминается как «новый чудотворец» в «Палинодии» Захарии (Копыстенского), 1621–1623 гг. В 1621 г. Ефрему Новоторжскому установлено празднование в Московском Успенском соборе, но в дальнейших записях имя его исчезает вместе с именами многих других русских святых. Возможно, записи 1620-х годов связаны с чудом Ефрема Новоторжского, зафиксированным в Кратком летописце Торжка[35], – в нем преподобный Ефрем предстает как защитник города (ок. 1618 г.).

Тем не менее, служба преподобному Ефрему не попадает в Служебную минею, напечатанную в 1622 г. Он остается местночтимым святым. Житие отсутствует в Минеях четьих Германа Тулупова, в Минеях четьих Иоанна Милютина (мы помним, что Краткая редакция не походила на настоящее житие, а Пространная редакция еще не была создана).

Память преподобного Ефрема включена в Святцы 1646 г., в Пролог 1661 г.

Наконец, необходимо коснуться еще одного сложного вопроса в почитании преподобного Ефрема – появления даты его летней памяти: 11 июня 1572 г. Наиболее раннюю фиксацию этой даты можно найти в Коряжемских святцах 1621 г.[36]. К этой же дате было приурочено перенесение мощей преподобного Ефрема в 1690 г.: «…и повелѣ праздновати пренесение святых мощей его, предивнаго и преславнаго Ефрема архимандрита, Новоторжскаго чюдотворца, по чину церковному сего июня месяца в 11 день. Как было празднество его прежде на пренесение святых мощей его от древле бывших лѣт положено»[37].

В месяцесловных записях XVII в. постепенно складывается форма указания памяти Ефрема с датой 6523 г. (1015 г.). Эта дата (возможно, именно из этой месяцесловной традиции) впоследствии попадает в Новгородскую третью летопись,  созданную в последней четверти XVII в.: «В лѣта 6523. Преподобный отецъ нашъ Ефремъ Новоторжский бѣ в сия времена».

Некоторые выводы:

  • На фреске в монастыре Бориса и Глеба, описанной в Житии Ефрема Новоторжского, очевидно, был изображен основатель монастыря преподобный Ефрем (это мог быть надгробный или ктиторский портрет с храмом в руках), известны другие примеры подобных портретов, относящиеся к XII в.
  • Во второй трети XVI в., как можно предполагать, произошло восстановление монастыря. При архиепископе Великого Новгорода и Пскова Леониде (1572–1575) могла быть сделана попытка канонизации преподобного Ефрема по модели Никиты, еп. Новгородского (канонизированного при архиеп. Пимене) и Иакова Боровичского (на тропарь Иакову ориентирован тропарь Ефрему Новоторжскому). Однако, видимо, от мощей Ефрема не произошло потока исцелений или не было проявлено должной настойчивости. Может быть, сыграла роль и опала на архиепископа Леонида – инициатора канонизации.
  • Житие и служба, вероятно, пишутся в 1580-е гг. архимандритом Мисаилом в Борисоглебском монастыре. В Краткой редакции Жития нет риторических украшений, лишь кратко описаны мощи Ефрема, фреска, приведены устные рассказы иноков Иоасафа и Парфения.
  • Имя опального архиепископа Леонида могло сохраниться в каком-то устном или письменном источнике, отдельном от Жития, и было включено позднее в Пространную редакцию (в ином случае трудно объяснить цель анахроничного включения имени архиепископа Леонида в текст).
  • Тропарь и кондак, а также служба Ефрему получают некоторое распространение уже в конце XVI – начале XVII в.
  • В Устав 1610 г. преподобный Ефрем включается как чтимый «по усмотрению экклесиарха» святой. На протяжении XVII в. Ефрем Новоторжский остается местночтимым святым.

 

[1] В Пространной редакции датой преставления святого назван 1053 г., тогда как в более ранней Краткой редакции даты отсутствуют.

[2] См. подробнее: Галашева Т. Н. Предания о трех братьях и главе Георгия Угрина в Житии Ефрема Новоторжского // Русская литература. 2023. № 3. С. 85 – 95.

[3] Малыгин П. Д., Салимов А. М., Зайцев А. А. К изучению плинфы собора Борисоглебского монастыря в Торжке // Архитектурно-археологический семинар: из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб., 2003. С. 85 – 92.

[4] Салимов А. М. Древний собор Борисоглебского монастыря в Торжке // Academia. Архитектура и строительство. 2009. № 3. С. 49.

[5] Преображенский А. С. Неизвестное изображение древнего собора Борисоглебского монастыря в Торжке // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Вып. II: Материалы II научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В. А. Булкина. СПб., 2012. С. 44.

[6] Духовная Федора Никитина сына Лавровского 1545-46 гг. (РГАДА, ф. 281 (Грамоты Коллегии экономии), № 8333/5). По описанию А. В. Антонова, грамота подлинная, – Антонов А. В. Описание грамот Коллегии экономии: В 3 т. Москва: Древлехранилище. Т. 2, 2018. С. 610.

[7] Описка В. О. Ключевского, указавшего 1584–1587 гг. как время канонизации Ефрема Новоторжского, перешла почти во все статьи о святом, –  Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 335 – 336. См. также: Васильев В. История канонизации русских святых. М., 1893. С. 208; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 117; Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации XI – XVI вв.). М., 1986. С. 178.

[8] Галашева Т. Н. К истории текста Жития Ефрема Новоторжского // ТОДРЛ. Т. 67. СПб., 2020. С. 175—205.

[9] БАН, П. I. А. № 29. Л. 365 об.–366.

[10] Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Книги первая и вторая. 1862-1863. 3-е изд., доп. СПб., 1884. С. 163. Версия была оспорена уже В. О. Ключевским (Ключевский В. О. Древнерусские жития... С. 335—336), однако все же получила распространение: Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского // Словарь книжников. Вып. 1. С. 148—150; Кузьмин А. В. Ефрем // ПЭ. М., 2008. Т. 19. С. 41 и др.

[11] Мороз А. Б. Святые Русского Севера: народная агиография. М., 2009. С. 207.

[12] Ключевский В. О. Древнерусские жития… С. 360.

[13] РГБ. Ф. 247 (Рогожское собрание), № 636. Л. 51 об – 53.

[14] Тихомиров П. И. Кафедра новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державой в 1478 г. до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 г. Том 2, вып. 1. Новгород, 1895. С. 201.

[15] Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 304 – 305.

[16] Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб, 1992. С. 32.

[17] Печников М. В. Гликерия, праведная дева //ПЭ. М., Т. 11. С. 575–576.

[18] Об обвинении Леонида в «измене» см. также: Скрынников Р. Г. Царство террора… С. 35, 492–495. Любопытно также известие Дж. Горсея: «жил в темнице на хлебе и воде с железами на шее и ногах; занимался писанием картин и образов, изготовлением гребней и седел», – Горсей Дж. Записки о России XVI – начало XVII в. М., 1990. С. 75.

[19] О сопротивлении Леонида поставлению Симеона Бекбулатовича: Зимин А. А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 32–34.

[20] Евангелие Андрейчины, XVI в., НГОМЗ, КП 2192/КР1. Вложено архиеп. Леонидом в Софийский собор в 1575 г. Вкладная запись затерта. См. также другой вклад того же года: ГИМ, Син. 8. Апостол толковый, XVI в. Вклад архиеп. Леонида «в дом преподобныя Парасковгии»  «по своей души и по своих родителех вечный поминок. А родители мои писаны в литие» 1 марта 1575 г. и др.

[21] РНБ, К.-Б. 37/294, л. 343 об, л. 360–360 об.

[22] Легких В. Венгры среди русских святых: Служба на успение прп. Ефрема Новоторжского // Słowianie w monarchii Habsburgów. Literatura, język, kultura, Red. Marina Cistiakova, Marzanna Kuczyńska, Jan S, rok wydania 2020, wydawnictwo: Księgarnia Akademicka, s. 9—34

[23] Гадалова Г. С. Служба на обретение мощей святителя Арсения Тверского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010, № 3. С. 27–36.

[24] Минея служебная (июль). М., 1629. Л. 330 об.

[25] РНБ. Софийское собр, № 1467. Л. 172–186.

[26] БАН, П. I. А. № 29, листы с житием датируются 1640-50-ми гг.

[27] ГИМ. Собр. Е. В. Барсова, № 723, 1650-60-е гг.

[28] РГБ. Ф. 98 (собр. Е. Е. Егорова), № 1446, сборник новгородских житий, созданный вблизи монастыря ок. 1685 г.

[29] Известную долю сведений о святом можно также почерпнуть из хранящегося во Всероссийском историко-этнографическом музее в Торжке акта о вскрытии мощей 5 февраля 1919 г., в котором обозначен пролом в черепе и лишние кости рядом с мощами (экспозиция музея). См. также: Кузнецов В. В. Родом угреня. Житие преподобного Ефрема Новоторжского: новый взгляд // Журнал Московской патриархии. № 6. 2022. С. 75.

[30] Алешковский М. Х. Русские глебоборисовские энколпионы 1072 – 1150 годов // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 104 – 125.

[31] Уханова Е. В. Древнейшие изображения св. князя Бориса. К истории библиотеки Владимира Мономаха // Борисо-Глебский сборник. Вып. 1. Paris, 2009. С. 1 – 40.

[32] Климкова М. А. Можайская (Никола Можайский, Никола Ратный) икона // ПЭ. М., 2018. Т. 50. С. 664–687.

[33]Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI — начало XVI века

М., 2012. С. 15.

[34] В статье о Ефреме Новоторжском в Православной энциклопедии ошибочно сообщается об изменениях в Уставе в 1641 г.

[35] Станиславский А. Л. Краткий летописец Торжка XVII в. // Летописи и хроники. 1984. М., 1984. С. 235— 236.

[36] Благодарю о. Александра Рычкова, обратившего на это мое внимание.

[37] РНБ. Собр. М. П. Погодина, № 718. Л. 110 об.

 

Настоящий обзор подготовлен по материалам доклада, сделанного 3 мая 2023 г. в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН. Полный вариант исследования будет опубликован в сборнике «Русская агиография» (т. 5).

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9