О семье и роде преподобного Сергия
События

<...> Синодики церквей Ростова дают нам более широкое, хотя и несколько смутное представление о семье и родственниках преподобного Сергия. Синодики [41] ростовских храмов — Воскресенского и святого апостола Иоанна Богослова — имеют раздел «Род преподобного Сергия», в котором поминаются четыре имени: «схимонаха Илинарха, князя Андрея, Кирилла, Марии». Список этот почитается наиболее ранним и оригинальным. Высказывается предположение, что схимонах Илинарх — отец преподобного Кирилла [42] и соответственно дед преподобного Сергия. Князь же Андрей — младший сын Ивана Калиты, в удел которого входил Радонеж [43]. Однако сложно установить, какое непосредственное отношение упомянутые помимо Кирилла и Марии люди имели к Преподобному.

Синодик Троице-Варницкого монастыря более пространен. Но, к сожалению, дошедший до нашего времени список относится лишь к началу XIX века. В роду преподобного Сергия этим синодиком упомянуты: схимонах Кирилл, схимонахиня Мария, Стефан, Климент, архиепископ Феодор, Петр, Матфа (Матвей), Екатерина, Анна, епископ Афанасий [44]. С привычными именами Кирилла и Марии, Стефана и Петра все прозрачно, за исключением упоминания схимонашества. Вероятно, если сведения синодика точны, то можно предполагать, что Кирилл и Мария — крещальные имена, поскольку при пострижении в великую схиму обычно давались имена, тождественные крещальным. Остальные упомянутые лица требуют комментариев. Архиепископ Феодор [45] — младший сын Стефана, при крещении получивший имя Иоанн. Климент также назван Епифанием как старший сын Стефана. Архиепископ Никон (Рождественский) полагает, что Екатерина — жена младшего сына Кирилла Петра, а Матвей — их сын. Анна —дочь Кирилла и Марии, жена Дюденя, упомянутого Епифанием в числе переселившихся с Кириллом из Ростова. В самом «Житии...» сестра Варфоломея упомянута косвенно — в списке переселившихся в Радонеж сказано, что «Дюдень — зять Кириллов». Б. М. Клосс [46], опираясь на описание хранившейся в Хотьковском монастыре древней семейной иконы Божией Матери «Знамение», полагает, что Екатерина и Анна — жены соответственно Петра и Стефана [47]

Остается епископ Афанасий. Известны два современных преподобному Сергию русских архиерея, носивших имя Афанасий, — волынский владыка, рукоположивший в Переяславле преподобного Сергия в игумены, и епископ Коломенский [48]. Вероятно, имеется в виду Афанасий Владимиро-Волынский. Весьма неожиданно встретить его имя среди родственников преподобного Сергия. Во всяком случае, сложно объяснить присутствие его в этом списке среди прочих лиц, ни одно из которых не может служить поводом для сомнений в прямых родственных связях с боярином Кириллом. Логика поминального списка не дает оснований считать, что в него были внесены для помина, помимо родичей, имена благодетелей Преподобного, людей, сыгравших важную роль в его жизни. Полностью исключать такое положение нельзя. Но о епископе Афанасии Владимире-Волынском скажем несколько ниже, когда речь пойдет о рукоположении Сергия Радонежского в игумены.

Имя епископа Афанасия не единственный раз встречается рядом с именем преподобного Сергия и топонимами, с ним связанными. Собор Троице-Варницкого монастыря имеет придел святителей Афанасия и Кирилла. Освящение престолов одновременно в честь двух самых знаменитых предстоятелей Александрийской церкви IV—V веков не уникально для Руси, тем более что память их празднуется одновременно как единая «славословная» служба. Однако такое совпадение если и случайно, то примечательно. Например, древний кладбищенский храм в Радонеже тоже был освящен в память Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских. Если с уверенностью можно говорить, что освящение храма в память святителя Кирилла Александрийского связано с тем, что он был небесным покровителем отца преподобного Сергия, то особое почитание памяти святителя Афанасия в местах, где жил преподобный Кирилл Радонежский, может заключать в себе интригу.
 
 
Источник:Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. - М., Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.


Примечания
 
[41] См.: Сазонов С. В. Синодики надвратных церквей ростовского архиерейского дома//Сообщения Ростовского музея. Т. III. - Ростов, 1992. С. 142. ГМЗ «Ростовский кремль». Р-225. Синодик Ростовского Успенского собора [рукопись середины XVII в.]. Л. 143 об.

[42] См.: Кузьмин Л.В. Боярство Ростовской земли конца XII — начала XIV веков //История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 2001 г. Ростов, 2002. С. 61. Исследователь не приводит каких-либо аргументов относительно атрибуции отцу преподобного Кирилла Радонежского имени схимонах Илинарх. Между тем, возможно, это имя могло принадлежать другому человеку, имевшему к судьбе преподобного Сергия прямое отношение. В ранних, принадлежащих непосредственно Епифанию Премудрому редакциях «Жития...», схимник, молитва которого отверзла отроку Варфоломею ключи разумения грамоты, был реальным человеком, именование которого «ангелом» было риторическим приемом, связанным с чудом, совершенным по его молитве, и «ангельским образом», под которым можно видеть его схиму (см.: Сазонов С.В. Встреча со старцем в Житии Сергия Радонежского//История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 1993 г. - Ростов, 1994. С. 60-66). Было бы логичным предположить, что имя именно этого человека было внесено в семейный синодик рода преподобного Сергия.
 
[43] Такое предположение высказывает А.В. Кузьмин в докладе: Боярство Ростовской земли конца XII — начала XIV веков // История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 2001 г. - Ростов, 2002. С. 61. Однако это мнение не единственное. О князе Андрее, о котором могли совершать помин в семействе боярина Кирилла, речь пойдет ниже.

[44] Е.Е. Голубинский (См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский... С. 12) со ссылкой на Синодик переяславского Никитского монастыря добавляет в род преподобного Сергия к перечисленным лицам еще некоего схимонаха Левкия, а со ссылкой на Синодик ростовского Богоявленского монастыря — неизвестных Симона и Варвару.

[45] То, что в упомянутом датируемом XIX в. списке поминания за упокой души есть имя архиепископа Феодора, прославленного в лике святых, говорит о возможной древности источника этого списка, явно появившегося до его канонизации. В агиографических памятниках имя святителя Феодора Ростовского встречается уже с XV в.
 
[46] См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 29.

[47] Определенно ничего не известно о прозвище, которое носила семья Кирилла. Однако, по данным графа М.В. Толстого, от старшего сына Стефана Климента вели свою родословную дворяне Иванчины. По смерти Кирилла Климент должен был унаследовать и прозвище, будучи старшим сыном старшего же из братьев — Стефана, т.е. как оставшийся во всем боярском роду старшим из не постригшихся в монашество: (см.: Толстой М. В. Жизнеописание угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. - Ярославль, 1885. С. 10. Цит. по: Никон (Рождественский), архим. Указ. соч. С. 240).

[48] О коломенском епископе Афанасии сведений сохранилось немного. Он упомянут летописями в числе архиереев, участвовавших в отпевании митрополита Феогноста. С 1350 г. епископ Коломенский. Считается первым коломенским епископом.




Другие публикации на портале:

Еще 9