Книжная суббота. Новинка: Мартин Лютер. Бунтарь в эпоху потрясений
События

В преддверии Тридцатилетней войны Лютер представлялся бунтарем, защищающим протестантский мир от контрреволюционных «римлян»; в эпоху Просвещения он рисовался кротким и открытым миру; в начале XIX века национальный Лютер выступал в качестве героического носителя немецкой религиозной глубины… Автор этой книги, впервые вышедшей в 2012 г. и выдержавшей уже четыре издания, ставит своей целью разрушить мемориальный культ Лютера и показать реформатора, его мысль и дело такими, какими они предстают перед сегодняшним человеком, а именно – как свидетельства «того мира, который мы потеряли».

Среди дюжины переводов (как на западно- и североевропейские языки, так и на польский, словацкий и корейский) данный русский перевод моей биографии Лютера, впервые вышедшей в 2012 г. и выдержавшей уже четыре издания, для меня особенно важен. Он весьма точно отвечает намерениям моего исторического описания жизни и деятельности немецкого реформатора, а также его значения для настоящего времени. В книге речь идет о научной деконструкции немецкого протестантского мифа о Лютере и о реконструкции подлинных исторических взаимосвязей. Миф о Лютере затемнял их на протяжении половины тысячелетия и способствовал возникновению у последующих поколений ложных представлений как о жизни и деятельности Лютера, так и об их влиянии на немецкую историю вплоть до настоящего дня…

Моя биография Лютера … исходит из того, что Лютер и Реформация важны не только для богословов и церквей, но и для гражданского общества в целом, которое в его современном виде было бы немыслимо без радикальных изменений, вызванных Реформацией. Наконец, речь идет о глобальной перспективе: она показывает как религиозные и церковные взаимосвязи в узком смысле, так и культурные, политические и общественные следствия немецкой Реформации в сравнительном контексте всемирной истории.  (Хайн Шиллинг, из Предисловия)

Хайнц Шиллинг (род. в 1942 г.) - известный немецкий историк, один из основателей "конфессиональизма" - теории о развитии церкви, государства и общества после Реформации в XVI-XVII вв. Был профессором ранней новейшей истории в университетах Оснабрюка, Гисена и Берлина. Автор многих книг. Почетный доктор богословия Геттингеского университета, член Британской и Европейской академии.

 

Содержание

 

Предисловие к русскому изданию

 

ПРОЛОГ: Лютер – человек эпохи веры и перемен

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДЕТСТВО, УЧЕБА И ПЕРВЫЕ ГОДЫ МОНАШЕСТВА. 1483 – 1511

 

I. 1483 г. – Пробуждение христианского мира

 

Новые мировые державы, Новое благочестие и модернизированное папство, Партикулярные государства и власти в Европе раннего Нового времени, Рост населения и торговый капитализм, Век наук и искусств, Германский бум, Беспорядки и брожения

 

II. Детство и юность

 

Сын «бедного рудокопа»?, Строгость и радикализм повседневной жизни в Мансфельде, Школа и учение, Интеллектуальный профиль и характер

 

III. Кризис и прибежище в монастыре

 

Студенческий кризис и обращение в Штоттернхайме, «Совершенно умер для мира»?, Душевные терзания деятельного благочестия, На службе ордена вплоть до поездки в Рим

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВИТТЕНБЕРГ И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ 1511-1525

 

I. Виттенберг

 

«На границе цивилизаций», Рост резиденциального и университетского города, Бастионы, равелины и крепостные рвы, Между монастырем, дворцом и бюргерским городом, Университет и реформа образования, Дружеские и приятельские связи

 

II. Элеутериос – рождение свободного Лютера

 

Долгий путь к реформаторскому богословию, Римская альтернативная реформа, Тезисы об отпущении грехов – мифы и реальность, «В одиночку сцепился с папистами»

 

III. Реформатор – самоопределение перед церковью, кесарем и империей

 

1. Шаги к прояснению

 

Месяцы неуверенности и напряженного ожидания, Оправдание перед орденом и легатом, Поражение в споре с Иоганном Экком, «Настало время говорить» – программные документы Реформации, опубликованные начиная с 1520 года, Никакого решения в последний момент – апелляция к Льву Х и

 

исповедание грехов Адриана VI, Пламенный пророк против папского антихриста

 

2. Путь в Вормс

 

Надежда на юного короля Карла, «Даже вопреки воле всех адских врат», Триумфальное шествие в телесных муках

 

3. Реформатор и император

 

Утверждение святой веры или евангельская евангелическая реформа, «Совесть, плененная словом Божьим», Его величество в плену у великих предшественников, Последующие обсуждения и отъезд, Историческое значение вормсских событий

 

IV. Каторжный труд начинается

 

1. Затворник в крепости и предводитель бунта

 

На перепутье мировой истории, «Жив ли он еще или они убили его?», Присутствие в слове и образе, Реформа посредством дворянского меча и народного насилия?, «Евангелие есть закон для добровольцев и свободных»

 

2. Время размышлений и трудов

 

Повседневная жизнь в Вартбурге, Первые проекты евангелического обновления церкви, «Я был рожден для своих немецких сородичей»

 

V. Борьба за первенство личной интерпретации в собственном лагере

 

1. Противостояние «лжебратьям»

 

Реформация «смуты и мятежа»?, Прибытие в Виттенберг «под намного более высоким покровительством», Обретение контроля через проповедь, Реформация исключительно

 

путем убеждения, Победа над Карлштадтом и пророками из Цвикау, «Кто не видел в Виттенберге Лютера, тот вообще ничего не видел»

 

2. Против Мюнцера и «разбойничьих банд крестьян»

 

Свобода: христианская или крестьянская?, Лютер или Мюнцер, Прибежище у власть имущих, Победа Лю-

 

тера и ее цена, «Его смерть на моей совести»

 

VI. Обустройство в мире – брак, семья, большое хозяйство

 

1. Брак как знамение последних времен

 

Катарина фон Бора, В поисках невесты, Свадьба: осмеянные на земле, воспетые на небесах, Новый опыт повседневности: сексуальность и супружеская любовь

 

2. «Господин Катарин»

 

«Чтобы доктор делал то, что я хочу», Большое хозяйство в черном монастыре, Застольные беседы

 

3. Дети – милейший залог супружества

 

Отцовская любовь, Отцовская строгость

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: МЕЖДУ УВЕРЕННОСТЬЮ ПРОРОКА И ВРЕМЕННЫМ ПОРАЖЕНИЕМ – 1525-1546

 

I. Евангелическое обновление церкви и общества

 

1. Виттенберг как кафедральный город Лютера

 

Партикулярная Реформация вместо всеобщей реформы, Старик Лютер – пессимист и неутомимый труженик, Христианские бюргерские добродетели и дисциплина нравов, Душепопечитель и проповедник, За центральной кафедрой протестантизма, В служебных поездках

 

2. Виттенбергское богословие между Римом и Цюрихом

 

Культура полемики, Против Эразма и гуманистической свободы воли, Реальность присутствия Христа на земле – Тайная вечеря и крещение, Академическое преподавание, Роза Лютера и почитание Девы Марии

 

3. За евангельский порядок церкви и христианское воспитание детей

 

Средневековые модели реформы и реформаторский фундамент, Первые шаги церковной общины – Лайснигское «Положение о кассе», Саксонский порядок визитаций, Евангелическая общая реформа школы и семьи, Катехизис Лютера, Испытание совести и исповедь, Последствия: конфессиональные церкви и культуры Нового времени

 

II. «Но у нас, христиан, другой противник»: вызовы мира

 

1. Воинствующий наблюдатель на заседании Аугсбургского исповедального рейхстага

 

Призыв императора к примирению, В вороньем царстве, Борьба за Confessio Augustana, Маловерие и чувство реальности, Против экуменизма, религиозных переговоров и синода

 

2. Свобода союзов и сопротивление: библейское политическое учение

 

Назад в Виттенберг, Политический советник в трудное время, О двух царствах и двух властях, Право на сопротивление и Шмалькальденский союз, Против политического католичества и анабаптистов в Мюнстере, Папский синод и «религиозное завещание»

 

3. Дилемма гессенского двоебрачия

 

«Неуемная сексуальность» или «конец двойных стандартов»?, Примеры для сравнения из католического лагеря, Пастырство душ и политика

 

4. Экономическое хозяйство, общество и окружающий мир

 

Принцип «занимайте, не требуя возврата» неприменим в этом мире, Против спекулянтов и ростовщиков, Профессия и социальное положение, О ведьмах и цыганах, Поведение христианина в мире

 

III. Эмоциональный конфликт: между радостью жизни в покорности Богу и апокалиптическими страхами

 

1. Земные радости: картины, поэзия и музыка

 

«Ибо я не сторонник бильдерштурма», «Когда я пишу, слова сами приходят мне на ум», «Люблю музыку»,

 

«Чтобы слово Божье пребывало среди народа и через песнопения»

 

2. Эсхатологические угрозы: турки и евреи

 

Работы, направленные против турок: история и история спасения, Евреи – повседневный фон, Йозель Розхаймский, Ранние и поздние работы относительно евреев,

 

Водянистая еврейская кровь, Эсхатологическое мышление и защита от иноверцев

 

IV. Смерть во Христе: «Мы нищие. Это истина»

 

Поездки в Мансфельд – ради спасения горнодобычи и евангелической церкви, Последние проповеди: против турок, евреев и дьявола, Последние размышления – смерть во Христе, Траурный церемониал, погребение и увековечение памяти, Еще раз о реформаторе и императоре

 

Эпилог. Лютер и Новое время: диалектика провала и успеха

 

Новый мир и роль Лютера в его формировании, Конец универсализма, Успех Лютера и его предпосылки, Конфессиональные церкви и конфессиональные культуры Нового времени, Государство и политика, Толерантность и плюрализм, Христиане и иудеи, Свобода и совесть, Вера, открытая миру

 

Благодарности

 

Библиография

 

Именной указатель

Источник http://primuzee.ru


Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.

Поможем молодёжи узнать историю родного края http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75289

Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком (свт. Иоанн Златоуст)


Другие публикации на портале:

Еще 9