Деятельность скриптория в скиту Ворона в Буковине и ее связь с прп. Паисием Нямецким (Величковским) и прп. Феодором Свирским (Пользиковым)
В статье Петра Борисовича Жгуна рассматривается деятельность молдовлахийских книжников Онуфрия и Николая из Воронского скита по переписыванию книг, содержащих переводы почитаемого ими Паисия (Величковского). С этими отцами в конце их земного пути подвизается, в том числе и в переписывании книг, прп. Феодор, будущий наставник прп. Льва Оптинского. Также дано содержание рукописей и указано их нынешнее местонахождение.
Статья

Прп. Онуфрий Воронский, прославленный синодом Румынской Православной Церкви, считается основателем обители Сихастрия Вороней, расположенной в уезде Ботошаны в 4 км от Поляно-Воронского Рождества Богородицы монастыря. С этим монастырем прп. Паисий также имел тесные связи[1]. Св. Онуфрий родился в 1700 г. в Чернигове. В 1749 г. он перешел в Молдавию, где стал монахом Драгомирнского монастыря. Великую схиму он принял от св. Паисия 7 марта 1774 г. После Онуфрий прожил отшельником в лесах около речки Вороны 25 лет. Скончался 29 марта 1789 г.[2]

Помимо изготовления рукописей, о чем будет сказано ниже, он был наставником нескольких отшельников, проживающих в ближних лесах. Господарь Михаил Стурдза (годы правления: 1834–1849) после исцеления его дочери на месте захоронения преподобного приказал выкопать мощи и поместить их в ковчег в алтаре церкви Воронского монастыря. А в 1858 г. недалеко от места его погребения была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроился монастырь. В 1991 г. решением Священного Синода Румынской Православной Церкви Сихастрийская Воронейская пустынь была возведена в ранг монастыря. Священный Синод Румынской Православной Церкви на заседании 5–6 июля 2005 г. утвердил канонизацию преподобного Онуфрия из Воронейской пустыни с датой празднования 9 сентября.

Вместе со св. Онуфрием над перепиской книг трудился иеросхим. Николай. Последний также был пострижен в великую схиму прп. Паисием в 1774 г. Свт. Игнатий (Брянчанинов) называет и Николая уроженцем Чернигова[3]. Николай скончался в 1796 г. на руках у своего спостника[4], схим. Феодора (в малой схиме Филимона), которого, как более молодого, св. Паисий направил после 1785 г. на помощь отцам Онуфрию и Николаю. Известно послание этим отцам от св. Паисия, которое написано в 1776 г., во время пребывания старца в Секульском Предтеченском монастыре. Старец выражает радость, представляя себе подвиги безмолвствующих отцов, и одновременно печалится оттого, что уже не может посещать их по причине изменения границы с католической Австрийской империей[5]. Он сожалеет также о болезни отца Николая, которому советует принимать лекарства, отправленные служащим в монастырской больнице отцом Онорием[6].

Выявлено 24 рукописи, выполненных в Воронском скриптории писцом Николаем. Некоторые из них переписаны вместе с другим учеником прп. Паисия, Филимоном (в схиме Феодором), который остался жить в той же пустыни с отцом Николаем после смерти Онуфрия[7]. В Нямецкой лавре Федор был пострижен в 1784 г. архимандритом Паисием в мантию с именем Филимон[8], а в 1798-м архимандритом Софронием был облечен в великую схиму с наречением имени Феодор[9]. А в 1801 г., после императорского указа, разрешающего возвращение незаконно покинувших Россию, схим. Феодор отправился на родину[10]. Вместе с Феодором в Российскую империю вернулись десятки монахов. В синодальном решении о их возвращении его дело рассматривается вместе с делами иноков Афанасия (Захарова), Клеопы (Антонова), Анастасия и Варфоломея в 1803–1804 гг[11].

Из этого документа узнаем любопытный эпизод из жизни схим. Феодора. Жена, которую он оставил перед уходом в монашество в г. Карачеве, оказалась жива на момент его возвращения. Синодальные чиновники захотели узнать, не желает ли женщина снова быть в супружестве с Феодором? Она, будучи в преклонном возрасте, отказалась и обещала быть, как и раньше, вдовою[12]. Однако Синод постановил, что даже после смерти жены «не производить Феодора в какие-либо священнослужительския степени»[13]. Итак, с 1805 г. Феодор живет в Белобережском монастыре, а с 1813 г. — во Всесвятском скиту Валаамского монастыря. Позже, после 1817 г. он переходит в Александро-Свирский монастырь и теперь почитается там как местночтимый святой[14].

Переписанные схимонахом Николаем книги отличаются тщательностью и большим изяществом художественного оформления и почерка. Они очень характерны для этой группы писцов. Обычно прп. Онуфрий иллюстрирует книгу цветными заставками и концовками растительного орнамента, напоминающими по стилю старообрядческие[15]. А писцы Николай и Филимон пишут основной текст. Их почерк имеет заметные отличия. Некоторые тексты написаны только иеросх. Николаем. Все рукописи имеют аналогичные, характерные для данного скриптория заголовки, владельческие записи[16]. Благодаря этим подробным записям мы узнаем имена писцов, даты написания, а также ряд интересных подробностей о работе скитских отцов. Записи в этих документах буквально дают нам возможность проследить за важными этапами жизни их создателей. В них, в частности, помимо указания даты, имен писцов и владельца рукописи, каковым выступает св. Онуфрий, обязательно присутствует уточнение об авторстве перевода прп. Паисия[17]. Иногда в записях мы встречаем интересные сведения о процессе перевода данного текста[18]. Еще можно узнать и о перемещениях рукописей[19], о месте их создания[20] и даже о судьбе ее переписчиков.

Так, в рукописи РГБ 214.463 на л. 2 прп. Феодор (Пользиков) дописывает: «Сей же старец иеросхимонах Николай восприял преблаженнейшую кончину в Нямецком монастыре в осьмое лето по преставлении отца Онуфрия, то есть 1796-го года». В данной рукописи есть и отметки о ее прочтении старцами Макарием (Грузиновым) и Леонидом (Наголкиным). Из рукописи РГБ 304.2.42 читаем и о самом прп. Феодоре: «Сия книга после старца Онуфрия досталася ученику его схимонаху Феодору, жившему с ним в пустыни 5-ть лет, потом в Нямецком монастыре 15-ть лет, в России 20-ть лет, в разных монастырях, преставился в Александро-Свирском монастыре в Олонецкой губернии в 1822-м году 7-го апреля на светлой седмице в пяток в 8 часов по полудни, погребен против алтаря преподобнаго Александра Свирскаго чудотворца. Вручена на благословение, чтоб не продать, ни променять, разве Христа ради от дать сию книгу». Особенно интересной и информативной кажется и запись монаха Аврамия в рукописи РГБ 557.85 на л. I об.: «Сия богодухновенная книга писана достоблаженным старцем схимонахом отцем Феодором, скончавшимся в Александро-Свирском монастыре в 1821-м году. А окончена писанием его другом и сожителем в молдавских монастырях схимонахом отцем Николаем. Оба они сподобились блаженной вечности как видно из жизнеописания их, составленнаго архимандритом отцем Игнатием, что ныне преосвященный Кавказский и Ставропольский. Все это в удостоверение засвидетельствовано мне, многогрешному монаху Аврамию, почтенным схимонахом о. Леонидом, скончавшимся в 1853 году в скиту Оптиной пустыни и достопочтенным старцем моим, отцем Ефремом, иеромонахом и казначеем Малоярославецкого общежительного монастыря, от коих это я слышал». Поразительна широта распространения манускриптов из этого собрания: Австрия, Болгария, Святая Гора, Румыния и Россия.

Из нижеследующего обзора содержания рукописей мы видим, что даже сохранившиеся книги — это целая аскетическая библиотека![21] Состав их практически повторяет все тексты паисиевского скриптория[22]. Он заметно отличен по содержанию от известного греческого сборника «Филокалия» и превышает его по объему.

 

Рукописи расположены по датам в порядке возрастания.

 

  1. Сборник аскетический. 1774 г. Прп. Диадоха Фотикийского 100 глав, прп. Марка Постника 18 глав, Никиты Хониата «Фисаврос» (выписки), прп. Каллиста II патриарха «Образ внимания и молитвы», прп. Григория Синаита беседа с Максимом Кавсокаливитом. Писец – схим. Николай. БАНР, sl. 392.
  2. Прп. Петра Дамаскина книга 1-я. 1775 г. Писец – схим. Николай. РГБ 304.2.42.
  3. Прп. Исаак Сирин 91 слово. 1775 г. 1-й перевод св. Паисия. Писец – схим. Николай. БМН, 158.
  4. Прп. Макария Египетского 50 бесед. 1776 г. Писец – схим. Николай. БМР 4/1.
  5. Сборник аскетический. 1776-77 гг. Прп. Иоанна Карпафийского 100 глав, прп. Иоанна Кассиана Римлянина поучение о восьми помыслах, свт. Василия Великого избранные поучения, св. Григория Богослова слово на Пасху, молитва, составленная прп. Феодором Студитом. Писец – схим. Николай. БМН, 137.
  6. Прп. Марка Подвижника 10 слов. 1777 г. Писец – схим. Николай. БМП L032220.
  7. Свт. Феодорита Кирского толкование на Песнь Песней. 1778 г. Писец – схим. Николай. БАНР, sl. 568.
  8. Сборник аскетический. 1778-79 гг. Прп. Антония Великого 170 слов, прп. Симеона Нового Богослова 155 глав, прп. Диадоха Фотикийского 100 глав, прп. Марка Постника 18 глав, прп. Иоанна Кассиана Римлянина поучение, прп. Симеона Солунского избранные поучения, Никиты Хониата «Фисаврос» (выписки). Писец – схим. Николай. БМН, 166.
  9. Свв. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов 100 глав. 1779 г. Писец – схим. Николай. БАНР, sl. 167.
  10. Прп. Петра Дамаскина книга 1-я. 1779 г. Писец – схим. Николай. Часть листов утеряны, дописано схим. Платоном. БМП L032047.
  11. Прп. Григория Синаита главы. 1780 г. Писец – схим. Николай. БАН, собр. Каликина, 167.
  12. Прп. Исаак Сирин 91 слово. 1780-81 гг. 1-й перевод св. Паисия. Писец – схим. Николай. РГБ 214.463.
  13. Сборник аскетический. 1781 г. Евагрия Понтийского поучения, Прп. Илии Екдика 120 глав, прп. Феогност «Трактат о созерцательной жизни», свт. Григория Паламы «Триады», Лествица св. Феофана, Иоанна Дамаскина поучение, Иосифа Вриения слово, Анастасия Синаита поучение, прп. Симеона Евхаитского послание к иноку Иоанну. Писец – схим. Николай. БМН, 162.
  14. Прп. Никиты Стифата 300 глав. 1781 г. Писец – схим. Николай. БМН, 59.
  15. Свт. Досифея Иерусалимского «Томос любви». 1783 г. Писец – схим. Николай. БМН, 150.
  16. Лествица прп. Иоанна Синайского. 1783 г. Писцы схим. Николай и мон. Филимон. АНБ, sl. 171.
  17. Поучения огласительные прп. Феодора Студита. 1789 г. Писец – схим. Николай. БМП L032373.
  18. Прп. Ефрема Сирина избранные поучения и слово на Успение Пресвятой Богородицы свт. Германа Константинопольского. 1790 г. Писцы иеросхим. Николай и мон. Филимон. БМН, 60.
  19. Прп. Ефрема Сирина избранные поучения. 1790 г. Писцы иеросхим. Николай и мон. Филимон. БМН, 84.
  20. Свв. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов 100 глав. 1784-90 гг. Писцы иеросхим. Николай, мон. Филимон (Первая часть рукописи от 1784 г. написана мон. Антонием). БМН, 178.
  21. Сборник аскетический. 1790 г. Дионисия Ареопагита избранные главы с толкованием, свт. Афанасия Великого вопросоответы о богословии, прп. Симеона Солунского избранные поучения, прп. Варсонофия и Иоанна вопросоответы избранные. Писцы иеросхим. Николай и мон. Филимон. БМН, 192.
  22. Прп. Ефрема Сирина избранные поучения и слово на Успение Пресвятой Богородицы свт. Германа Константинопольского. 1791 г. Писцы иеросхим. Николай и мон. Филимон. БМН, 237.
  23. Свт. Досифея Иерусалимского «Томос любви». 1791 г. Писцы иеросхим. Николай и мон. Филимон. БМН, 242.
  24. Прп. Исаак Сирин 91 слово. Конец 18 в. 2-й перевод св. Паисия. Писцы иеросхим. Николай и мон. Филимон. РГБ 557.85.

 

Литература

Оптинский альманах. Вып. 8. Обновитель древнего иночества: К 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского). Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2023

Жгун П. Б. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, Серпухов, 2017

Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам ХVIII–ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004

Лит.: Схимонах Феодор. СПб.; Валаамский мон., 1997; Свирский патерик / Авт.-сост. иеромонах Нестор (Кумыш). СПб., 2004. С. 46-86.

Онуфрий (Маханов), иеродиакон. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 116-127, 647.

Gh. D. Vasiliu "Sihăstria Voronei. Însemnări monografice"', în "Mitropolia Moldovei", 1943, nr. 3-4, p. 116-120.

"Monumente istorice bisericești din Mitropolia Moldovei și Sucevei" (Ed. Mitropoliei Moldovei și Sucevei, Iași, 1974)

 

Список сокращений

АНБ – Австрийская Национальная библиотека

БАН – Библиотека Академии Наук

БМН – Библиотека монастыря Нямц

БМП – Библиотека монастыря Пантелеимон

БМР – Библиотека монастыря Рила

БАНР – Библиотека Академии Наук Румынии

НАРМ – Национальный Архив Республики Молдова

РГБ – Российская Государственная библиотека

РНБ – Российская Национальная Библиотека

 

[1] См. о переписке св. Паисия и настоятеля Поляно-Воронского монастыря иеросхим. Агафона. Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам ХVIII–ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004, с. 247-253.

[2] См. Жгун 2017. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, Серпухов, 2017, с. 58.

[3] Св. Игнатий Брянчанинов. Полное собрание творений. Том .4, с. 104.

[4] Первая книга, в которой Николай подписался как иеросхимонах, написана в 1790 г. (См. БМН, 60 в Каталоге… 2017). Последняя запись датирована 1791 г. (См. БМН, 237, 242, там же).

[5] По условиям Кучук-Караджийского мирного договора 1774 г.

[6] См. Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения, поучения, письма. Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; Общ. ред. О. А. Родионова. М., 2007, с. 173-176.

[7] Первая переписанная книга о. Филимоном (Пользиковым) датируется 1783 г. См. АНБ, sl. 171.

[8] См. РГИА ф. 796, оп. 84, д. 482. Л. 3.

[9] Оптинский альманах. Вып. 8: Обновитель древнего иночества: К 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского). Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2023, с. 97.

[10] Указ от 1801 г. о безпрепятственном возвращении незаконно вышедших из Российской Империи. См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24, лл. 1, 2.

[11] См. РГИА ф. 796, оп. 84, д. 482.

[12] Там же, л. 2 об.

[13] Там же, л. 7.

[14] Иеромонах Нестор (Кумыш). Схимонах Феодор Свирский. Санкт-петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34, 2006 г. с. 160-170.

[15] См. запись в рукописи Пантелеимонова монастыря LO3220 на л. 181 об.: «Списано 1777 года июня с 2 числа, июля по 25 число. Священномонах Николай писал, схимонах же Онуфрий самохудожне оправил».

[16] Ср. «Сия книга … из книг схимонаха Онуфриа, жившаго 25 лет в пустыни, над потоком Вороною, идеже и преставися, и погребен бысть, 1789 года, марта 29 дня. Свидетельствую своеручно писавый сию книгу, и с ним на том же пустынном месте живший схимонах Николай» БНМ, 150, л. I.

[17] Ср. «Из переводу отца нашего старца иеросхимонаха Паисиа списана книга сия иеросхимонахом Николаем, и многогрешным монахом Филимоном, 1790 года июля 17 дня». БНМ, 60. Л. 80 об.

[18] Ср. «Сию книгу Рай святаго Каллиста патриарха и спостника его преподобнаго Игнатия Ксанфопулов господин отец иеросхимонах Паисий, старец обителей Драгомирнской, Секулской и Нямецкой, многим своим трудом и тщанием чрез некоторых господ знатных из Царьграда изискал, и сам собою з греческаго на славенский язык перевел, из онаго преводу 1779 года августа 7 дня нам недостойным, по нашему прошению прислал, с которой тогоже числа начали писать, а окончили тогож года октоврия 20. Свидетельствуем, священномонах Николай и схимонах Онуфрий во пустыни жившие, над потоком Вороною». БАНР, 167. л. 179 об.

[19] Ср.«1774 года марта 9 дня списана сия книга блаженнаго Диадоха священномонахом Николаем при обители Драгомирнои за строителя тоя обители всечестнаго старца иеросхимонаха Паисия, от котораго общежитель и богомолец Николаев отец Онуфрий святую схиму принял, вышеписаннаго года и дня в неделю первую великаго поста». На л. 66 об.: «1779 года июля 21 дня книга святаго Диадоха дана в скит Мерулуи Поляни для общей ползы братерской за строителя того скита иеросхимонаха Матфея. И кто дал те и подписалися своеручно священномонах Николаи и схимонах Онуфрий» БАНР, 392, л. 52 об.

[20] Ср. «Сия книга Толкование на Песнь песней из книг схимонаха Онуфрия, жившаго 25 лет в пустыни, над потоком Вороною, идеже и преставися, и погребен бысть 1789 года, марта 29 дня… то есть в провенции Молдавской земли, на отчине пустине Вороно-полянского манастиря, в цинуте Ботушанском, в епархии митрополии Яской. Свидетельствую своеручно писавый сию книгу, и с ним на том же пустынном месте живший схимонах Николай». БАНР, 568, л. 1.

[21] Тут отметим, что при средней производительности в 1-2 книги за год, в период после 1783 и до 1789 г. мы не обнаруживаем книг этой библиотеки.

[22] Ср. Жгун. Каталог… 2017.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9