24 декабря. Лекция «Как становятся профессорами? Дизайн академических институтов и сравнительная социология академических карьер»
События

На первый взгляд, устройство карьер ученых в разных странах примерно одинаково. Везде защищаются диссертации; везде абсолютное большинство исследователей работают также университетскими преподавателями, а от университетских преподавателей ожидают еще и исследовательских достижений.

Везде лестница рангов повторяет устройство средневековой гильдии, начинаясь с учеников-ассистентов и заканчиваясь мастером-профессором; наконец, везде (или почти везде) сегодня ученые жалуются на администраторов от науки, которые пытаются поставить сохранение ими нынешней позиции и дальнейший карьерный рост в зависимость от генерации показателей, которые позволят институции улучшить свое положение в международных рейтингах.

Однако за этими внешними сходствами при ближайшем рассмотрении обнаруживается множество отличий. Где-то усилия администраторов от науки будут более, а где-то менее успешны: где-то формальные показатели будут иметь сугубо маргинальное значение, а где-то под них будет перекроен весь академический мир; где-то будут сохраняться постоянные позиции, и вся академическая жизнь будет делиться на две фазы ― до и после их получения, а где-то таких позиций не окажется и любой найм будет считаться лишь временным; где-то работы будут искаться и находиться преимущественно на общенациональном открытом рынке, а где-то действуют совершенно иные механизмы ― например, сетевые.

Лекция будет основана на теоретическом заключении к недавней книге «Как становятся профессорами: Академические карьеры, рынки и власть в пяти странах» (НЛО, 2015), в которой на примере одной отдельной дисциплины ― социологии ― интернациональной командой из пяти исследователей были описаны варианты организации карьер ученых в пяти важнейших, с точки зрения их размера и влияния, академических системах ― Британии, Германии, России, США и Франции. Сравнительное исследование призвано было ответить на вопросы

― Какова логика, связывающая вместе разные элементы институционального дизайна академического мира, а также теневые практики его функционирования?
― Какие культурные, организационные, экономические и политические факторы стояли за возникновением той или иной национальной модели?

Лекция представит ответы, основанные на экономической и социологической версиях неоинституциональной и resource-dependency теории организации, к которым пришли пять исследователей в итоге четырехлетнего изучения.

Подробнее о лекции


Другие публикации на портале:

Еще 9