Аналитический обзор статей по сектоведению и расколоведению в научно-богословских журналах за вторую половину 2023 года
В материале представлен аналитический обзор публикаций по сектоведению и расколоведению, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке во второй половине 2023 года. На основании анализа 40 статей сделан вывод о наличии внимания исследователей как к истории старообрядчества и обновленческого раскола, так и к изучению новых религиозных движений, сект и расколов, произошедших в РПЦЗ, «УАПЦ» и других юрисдикциях.
Статья

Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен аналитический обзор статей по сектоведению и расколоведению, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке во второй половине 2023 года. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий.

В рамках обзора были проанализированы 40 статей, которые можно распределить по следующим категориям: исследования по современным сектам (10 статей), по истории сектантства (2 статьи), по современным расколам (4 статьи), по истории и современному состоянию старообрядчества (15 статей), по истории обновленческого раскола первой половины ХХ века (9 статей). Заметим, что ряд статей, посвященных изучению истории расколов, можно отнести как к категории расколоведения, так и к истории Русской Церкви (некоторые статьи такого характера ранее были нами включены в обзор публикаций по истории Русской Православной Церкви).

Исследования по современным сектам

Борисов Е. А. Современные эсхатологические настроения в России: факторы влияния // Сретенское  слово. 2023. № 3 (7). С. 40–53. 

В статье Е. А. Борисова, посвященной анализу факторов, влияющих на формирование эсхатологических настроений в современной России, в числе прочего рассматриваются эсхатологические представления сторонников культов «отрока Вячеслава» (Славика Чебаркульского), «Пелагеи Рязанской» и «старца Самуила». Согласно выводам автора, факторами, влияющими на распространение эсхатологических настроений сектантского характера, среди прочего, являются непросвещенность части верующих в православном учении, деятельность эсхатологических лжеучителей и массовая доступность недостоверных эсхатологических материалов.

Головнев Г. А. Военные конфликты XX и XXI вв. в богословских интерпретациях «Свидетелей Иеговы» // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2023. Т. 45. С. 165–175.

Автор статьи, Г. А. Головнев, исследует проблему философского осмысления и интерпретации темы войны в религиозных воззрениях нового религиозного движения (НРД) «Свидетели Иеговы» (организация признана в России экстремистской, её деятельность запрещена Прим. Ред). По словам автора, ввиду антиобщественных и антигосударственных тенденций, характерных для организации «Свидетелей Иеговы», изучение их подходов к интерпретации темы войны имеет непосредственное отношение к вопросу обеспечения безопасности общества. В своей статье автор описывает подходы представителей этого НРД к толкованию сущности войны в целом, к религиозно-философской интерпретации конкретных военных конфликтов, отмечает взаимосвязь взглядов «Свидетелей Иеговы» на тему войны с эсхатологическими воззрениями и ожиданиями. Согласно выводам автора, отношение «Свидетелей Иеговы» к войне далеко от пацифизма, а их интерпретация военных действий с участием России имеет некоторую специфику и отличается демонизацией России.

Давыдов Д. Г., Чибисов Б. И. Культовые практики последователей Виссариона (Сергея Торопа) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 103–116.

В статье рассматриваются культовые (обрядовые и молитвенные) практики последователей Виссариона (так называемой Церкви Последнего Завета), проживающих в Обители Рассвета и вблизи от нее. Авторы статьи разбирают праздничные коллективные «священнодействия», ритуалы и церемониальные элементы, культовую символику и атрибутику виссарионовского культа. Используя как источники тексты общинников в интернете, видеозаписи и документальные фильмы, снятые последователями секты, авторы статьи приходят к выводу о развитии обрядовых и молитвенных практик и постепенном становлении определенного «богослужебного канона», годового цикла ритуалов, обрядов и норм в жизни виссарионовских общин.

Дмитриев Д., свящ. Соловецкие острова и их почитание как «священного места» для последователей Православной Церкви Божией Матери Державная // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (20). С. 23–37.

Автор статьи, свящ. Димитрий Дмитриев, анализирует феномен «священного места» на примере взглядов представителей одного из новых религиозных движений «Православная Церковь Божией Матери Державная». Эта группа несколько раз меняла название и известна в том числе как «Богородичный центр». Согласно выводам автора, религиозные взгляды, особенности вероучения, религиозная практика и иконография этого движения существенно отличаются от традиционных православных и не свойственны православной богословской традиции, а характерны скорее для НРД псевдохристианского типа.

Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Культ Славика Чебаркульского: нарративы дискурса // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (19). С. 60–71.

В статье анализируется параагиографическая специфика нарратива об «Отроке Вячеславе» (Славике Чебаркульском). Как отмечают авторы, почитание Вячеслава Крашенинникова является частью плохо структурированного мифо-ритуального комплекса народного православия, образуемого конспирологическими и эсхатологическими мифологемами. Авторы статьи рассматривают происхождение корпуса текстов о жизни, чудесах и пророчествах Славика, особенности прагматики дискурса и задействованные семиотические и герменевтические приемы популяризации культа, анализируют фантастические и мифологические компоненты дискурса, их источники и причины их востребованности среди адептов. Авторы приходят к выводу, что популярность культа обуславливается его внеюрисдикционным характером и наличием в его среде мифотеологем, соответствующим установкам народного православия.

Мартинович В. А. Идентификация новых религиозных движений в белорусской науке // Вестник Синодального центра сектоведения. 2023. Том. 8. № 4 (43). С. 6–20.

В статье проводится анализ идентификации новых религиозных движений в белорусской науке. На основе выборки из 798 научных работ автор статьи занимается изучением специфики реакций ученых на феномен нетрадиционной религиозности, распределения субъектов идентификации новых религий по научным дисциплинам, конфигурации религиозных организаций в Беларуси, идентифицированных учеными в 1988–2020 гг. Автор статьи отмечает, что к числу наиболее значимых показателей реакции институтов общества на религиозное многообразие относится социальная идентификация религиозных организаций с одним из типов религиозности.

Мартинович В. А. Сектоведение в Беларуси (1990–2023 гг.) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (20). С. 63–88.

Статья В. А. Мартиновича посвящена описанию истории сектоведения в Беларуси в 1990–2023 гг. Автор выделяет основных церковных, общественных и государственных акторов, обозначает их место и роль в общем контексте истории сектоведения. Автор приходит к выводу о несоразмерности всех инициатив и реакций на сектантство реальным процессам, протекающим в среде новых религиозных движений. По его словам, имеют место нескоординированность действий, высокая автономность сектоведов, их нечувствительность к религиозному многообразию, ориентация на практические действия без фундаментальной теоретической проработки материала.

Прилуцкий А. М. Апологетический комментарий в Интернет-дискурсе «Царя-схимитрополита Зосимы» // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (19). С. 106–117.

Автор статьи анализирует основные апологетические стратегии, используемые в интернете адептами «схимитрополита-царя Зосимы», под именем которого скрывается авантюрист Леонид Власов. По словам автора, к основным стратегиям сторонников Зосимы относятся инвективные, императивные, вокативно-кооперативные и констатирующие стратегии. Согласно выводам автора, анализ особенностей применения этих стратегий сторонниками секты не только позволяет поставить вопрос о духовном состоянии ее адептов, но и предположить наличие среди них лиц, нуждающихся в медицинской помощи.

Прилуцкий А. М. Нарратив о восстановлении монархии в России и его представление в эсхатологическом дискурсе // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 269–276.

Статья А. М. Прилуцкого, основанная на семиотическом и герменевтическом анализе источников, посвящена анализу мифологии современных монархистов в ее связи с эсхатологическими концептами. Автор отмечает необходимость разграничения царебожнических субкультур и движения эсхатологического монархизма. По его словам, вера в восстановление монархии в России не имеет строгой корреляции с царебожническими мифологемами и мифотеологемами: все царебожники ожидают восстановления монархии, однако не все верящие в её восстановление могут быть отнесены к числу царебожников. По мнению автора, профетические тексты, на которых основывается эсхатологическая герменевтика монархических идеологем, возможно рассматривать в качестве мифотеологем, поскольку они не сопровождаются источниковедческим анализом. Как отмечает автор, провозглашение грядущего эсхатологического царя в качестве уникального деятеля апокалиптических событий используется различными претендентами на царский престол в качестве апологетической стратегии. Среди прочего, автор рассматривает данную тему на примере секты сторонников Леонида Власова («схимитрополита-царя Зосимы»).

Фадеев А. Ю., прот. Культовая среда общества в коннотации определения нью-эйдж Воутера Ханеграаффа // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (28). С. 103–111.

В статье прот. А. Ю. Фадеева рассматривается концепция Воутера Ханеграаффа о генезисе и трансформации западного эзотеризма как рефлексия на процесс секуляризации. В качестве причин появления нью-эйдж голландский ученый называет эволюционизм, элементы новой психологии, синтез религиозных традиций Востока и Запада. По мнению автора статьи, двойственность в определении Ханеграаффом «культовой среды» позволяет рассматривать ее и как синоним нью-эйдж, и как более объемное явление, включающее в себя нью-эйдж в качестве этапа развития. Как отмечает автор статьи, Ханеграафф вынужден постоянно апеллировать к понятию культовой среды К. Кэмбпелла, что выделяет эту концепцию как значимый инструмент для дальнейших исследований нетрадиционной и неструктурированной религиозности.

Исследования по истории сектантства

Виталий (Уткин И. Н.), игум. Борьба священника Павла Арбекова со скопцами в Пронском уезде Рязанской губернии: к проблеме единства православного прихода в русской провинции начала ХХ века // Духовный арсенал. 2023. № 1 (9). С. 64-71.

В статье игумена Виталия (Уткина) описывается противостояние части православного духовенства, на примере свящ. Павла Арбекова, сектантским движениям, хлыстам и скопцам в начале ХХ в. Как отмечает автор, тайные общины сектантов имели развитые социальные связи, их члены одновременно являлись прихожанами православных приходов, что существенно осложняло борьбу с ними со стороны духовенства. Согласно выводам автора, борьба между православными и сектантами внутри приходов вносила существенное напряжение в церковную жизнь и ослабляла Церковь перед приближающейся революцией. 

Феодосий (Васнев С. И.), митр. Тамбовский и Рассказовский. Антисектантская деятельность священномученика Кирилла (Смирнова) в Тамбовской епархии (на материале проповедей 1910–1915 гг.) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 4 (25). С. 112–128.

В своей статье вл. Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский, описывает антисектантскую деятельность cщмч. Кирилла (Смирнова) в Тамбовской епархии нач. ХХ века. С помощью проблемно-тематического анализа проповедей cщмч. Кирилла периода его архипастырского служения на Тамбовской кафедре автор статьи выделяет главные приемы раскрытия духовной опасности сектантских учений, ложности их оснований, а также показывает мастерство cщмч. Кирилла в обосновании истинности православной веры. Как отмечает вл. Феодосий, среди прочего cщмч. Кирилл привлекал внимание к тому, что сектанты ведут свою деятельность при помощи зарубежного финансирования. Согласно выводам автора, борьба с сектантством в миссионерском труде cщмч. Кирилла сочеталось с миротворческим духом и милосердным отношением к заблудшим. 

Исследования по современным расколам

Бочков П. В., иер. Возникновение новых неканонических юрисдикций вследствие разделений в неообновленческой «Апостольской православной церкви» в 2018–2023 гг. // Рязанский богословский вестник. 2023. № 28. С. 114–125.

Статья иер. Павла Бочкова посвящена изучению «Апостольской православной церкви» — раскольнической группы, ведущей свое происхождение от так называемой «Украинской автокефальной православной церкви». Основанная бывшим священником Глебом Якуниным, эта группа декларирует свое преемство от обновленческого раскола 1920–1940-х гг., занимает модернистскую и реформаторскую позицию, признает женатый «епископат» и практикует полупротестантские формы церковности. В последние годы в группе возникли новые разделения, в результате которых возникли так называемые «Соборная Православная Апостольская Церковь» и «Содружество православных общин». Автор статьи приходит к выводу, что дальнейший распад «АПЦ» подчеркивает наличие непреодолимых противоречий в этой структуре, а малочисленные общины раскольников не смогли достигнуть успехов в своей проповеди. По мнению автора, малочисленность и неуспех проповеди подобных групп свидетельствуют о существовании в среде православного населения России канонического сознания, о сознательном желании православных верующих сохранить единство Русской Церкви в привычных и традиционных формах.

Бочков П. В., свящ. «Осколки» РПЦЗ: история происхождения неканонических групп Филарета (Семовских) и Филарета (Рожнова) (Часть 2) // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (28). С. 89–102.

В статье рассматривается история небольших неканонических групп «митрополитов» Филарета (Рожнова) и Филарета (Семовских), происходящих от разделений в РПЦЗ в новейшее время. Эти группы, крайне малочисленные, находящиеся в полной канонической изоляции и состоянии непрекращающихся внутренних конфликтов, заявляют о себе как о правопреемниках РПЦЗ и всей исторической Православной Российской Церкви. Автор приходит к выводам, что итогом деятельности всех лидеров церковных разделений новейшего времени, возводящих свое духовное преемство к российской части некогда единой РПЦЗ, становится еще большее дробление их малочисленных юрисдикций, смятение и дезориентация их немногочисленных прихожан. В этих условиях возвращение на путь спасения для них по-прежнему возможно через возвращение в каноническую Церковь, дверь ограды которой открыта для них.

Бочков П. В., свящ. «Сербская Свободная Православная Церковь в Австралии»: возникновение юрисдикции и современное состояние // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 3 (29). С. 108–116.

Свящ. Павел Бочков в своей статье рассматривает историю неканонической «Свободной Сербской Православной Церкви в Австралии», возникшей в результате конфликта ряда сербских священнослужителей со своим священноначалием. Не имея собственной иерархии, эта группа вошла в общение с другими неканоническими группами, таким образом пополнив «семью» неканонических церковных юрисдикций, имеющих между собой полное общение и тождество взглядов. Автор статьи выражает надежду, что избрание в 2021 г. Святейшего Патриарха Сербского Порфирия (Перича) позволит ушедшим в раскол сербским священнослужителям пересмотреть свою позицию и начать диалог с канонической Церковью для уврачевания этого разделения.

Дионисий (Шлёнов), игум. Критика чрезмерной икономии Константинопольского Патриархата по отношению к раскольникам, составившим «Православную Церковь Украины» // Богословский вестник. 2023. № 2 (49). С. 167–212.

В своей статье игумен Дионисий (Шлёнов) доказывает, что действия Константинопольского патриархата по созданию раскольнической «Православной Церкви Украины» являются примером чрезмерной икономии, которая в действительности не может осуществляться ни внутриюрисдикционно, ни экстерриториально. Для доказательства своего тезиса автор статьи использует критику основных положений диссертации архим. Григория (Франгакиса), в которой отражена общая логика действий Константинопольского патриархата. Игумен Дионисий приходит к выводу, что Русская Православная Церковь не принимает экстерриториальные меры Константинопольского патриарха не из собственных амбиций и стремления к первенству, а из принципов справедливости и истины, что обосновывается православной традицией. 

Исследования по истории и современному состоянию старообрядчества

Андрианов Г. В., свящ., Виноградов А. В. свящ. Деятельность научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества при Костромской духовной семинарии «Диалог» за 2020–2023 гг. // Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 76–85.

В статье представлен отчет о деятельности научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества «Диалог», действующего при Костромской духовной семинарии, за 2020–2023 гг. Как отмечают авторы, в НИЦ «Диалог» ведется работа по преодолению мифологизированного представления о старообрядцах, а его главной задачей является ведение конструктивного диалога со староверами.

Бочков П. В., свящ. Домой и обратно домой. Заметки к книге старообрядца часовенного согласия Д. Т. Зайцева // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 2. С. 98-116.

В своей статье свящ. Павел Бочков рассматривает различные наблюдения, сюжеты и оценки, которые содержатся в книге воспоминаний Д. Т. Зайцева, старообрядца-беспоповца часовенного согласия, родившегося и выросшего в Южной Америке в среде русской старообрядческой эмиграции. Автор статьи отмечает, что воспоминания Д. Т. Зайцева являются не только практически единственным современным литературным произведением, написанным представителем старообрядцев-часовенных, но и явлением русской житийной литературы, написанным ярким диалектным языком. Кроме того, разумеется, книга содержит много ценных сведений о жизни и особенностях культуры южноамериканских старообрядцев часовенного согласия.

Бочков П. В., свящ., Жигалов М. И. Рейтинг семинарских журналов. Попытка оценки научных периодических изданий духовных семинарий Русской Православной Церкви на основании опыта изучения их публикаций по проблематике старообрядчества // Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 139–191.

В статье представлен анализ научных журналов, изданных духовными семинариями Русской Православной Церкви в 2020–2022 гг., в которых были опубликованы работы по истории, культуре и современному состоянию старообрядчества. Как отмечают авторы, целью анализа является стимулирование интереса к теме старообрядчества среди церковных исследователей.

Бытко С. С. «Поступили на склад новыя книги...»: о торговле кириллическими книгами в начале XX века (по материалам рекламы в старообрядческой и единоверческой печати) // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 2. С. 49–77.

В своей статье С. С. Бытко предпринимает попытку анализа рынка кириллических книг в 1905–1918 гг. На основании различных источников автор статьи исследует факторы, влиявшие на цену литургических, четьих и учебных старообрядческих книг, выясняет причины значительного расхождения цен на книги разных производителей, анализирует систему скидок на книги и организацию их доставки. Согласно выводам автора, после дарования свободы вероисповедания в 1905 г. началось интенсивное развитие старообрядческой книготорговли, в результате чего на рубеже 1900-1910-х гг. сложился развитый рынок печатных и рукописных кириллических книг, отличавшийся стабильностью цен, высокой конкуренцией, а также развитой экономической инфраструктурой. Кроме того, автор исследует вопрос о причинах закрытия старообрядческого белокриницкого журнала «Слово Церкви» летом 1917 г.

Волоскова М. Н. Возникновение «неокружнического раздора» в старообрядческой Белокриницкой иерархии в 1862 году // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 68–83.

В статье М. Н. Волосковой рассматривается история возникновения «неокружнического раздора» Белокриницкой иерархии в 1862 г., вызванного изданием «Окружного послания». Как отмечает автор статьи, это событие вызвало серьезные споры по вопросам об отношениях с государством и господствующей Церковью, о возможности поминовения на литургии царя. Одним из следствий споров стал переход ряда священнослужителей Белокриницкой иерархии в единоверие.

Загуменнов А. В. Церковнославянские переводы текстов свт. Иоанна Златоуста как один из смысловых узлов «Книги бесед» протопопа Аввакума // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (13). С. 59–68.

Целью статьи А. В. Загуменнова является выявление буквальности в передаче слов свт. Иоанна Златоуста в «Книге бесед» протопопа Аввакума. В работе использованы сравнительно-сопоставительный метод, а также методы контекстного анализа, реконструкции и филологической герменевтики светских текстов. Автор приходит к выводу, что все упоминания и цитаты свт. Иоанна Златоуста в книге протопопа Аввакума можно разделить на три уровня, первый из которых является дословным воспроизведением цитируемого источника, а второй и третий — смысловой компрессией одного фрагмента или нескольких сочинений. По мнению автора, в целях обличения оппонентов Аввакум достаточно вольно обращался с цитатами cвт. Иоанна, а при необходимости указать на общий с противником опыт прочтения текст святителя воспроизводился им буквально. Кроме того, как отмечает автор, под именем свт. Иоанна Златоуста протопоп Аввакум осмыслял не только достоверно авторские, но и подложные сочинения.

Кожурин К. Я. Псковское староверие в середине XIX века в свете официальных источников (по материалам РГИА) // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 2. С. 32–48.

В статье К. Я. Кожурина рассматриваются история возникновения беспоповских согласий на территории Псковской губернии, а также состояние старообрядчества в середине XIX в. Материалом для исследования стали документы РГИА (фонды Департамента общих дел МВД и канцелярии Святейшего Синода), в которых содержатся сведения о «состоянии раскола» в конце царствования Николая I. Сведения из указанных документов позволяют автору исследовать особенности религиозной жизни, быта псковских староверов, их взаимоотношений с гражданскими и церковными властями. Согласно выводам автора, в исследуемый период искоренение раскола становилось всё более маловероятным; более того, в начале ХХ в. псковское старообрядчество пережило свой расцвет.

Кузнецов А. С., свящ. Старообрядчество на Костромской земле в XVII–XX вв. // Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 86–133.

Автор статьи исследует развитие старообрядчества на территории Костромского края с XVII в. до настоящего времени и его взаимоотношения с государственной властью и Православной Церковью. В рамках статьи проведено исследование количественного и качественного состояния старообрядческих общин в разрезе деноминаций (толков и согласий) и их распространения на территории Костромского региона, составлены краткие биографии выдающихся личностей из костромских старообрядцев, проанализированы взаимоотношения старообрядцев внутри общин и с внешним миром в истории и в современности. Автор приходит к выводу о желательности взаимодействия между Русской Православной Церковью и старообрядческими общинами с целью сохранения русской идентичности.

Подмарицын А. Г., протодиакон. Государственно-церковная политика эпохи абсолютизма в отношении старообрядчества и основание Иргизских монастырей во второй половине XVIII в. // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (27). С. 113–130.

В статье анализируется государственно-церковная политика в отношении старообрядчества на фоне его разделения на два главных согласия. Автор статьи выявляет причины и особенности политического, административного и церковного характера, приведшие к образованию Иргизских старообрядческих монастырей. Согласно выводам автора, возникновение и функционирование этих монастырей стало возможно из-за административного отношения этих территорий к Дворцовому (позже — Удельному) ведомству, которое имело некоторый иммунитет в отношении других государственных и церковных структур.

Поздеева И. В. Русское старообрядчество как объект научных интересов // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 2. С. 5–13.

В статье И. В. Поздеевой формулируются основные актуальные направления исследований истории старообрядческих согласий,  а также общие проблемы старообрядческого движения в прошлом и настоящем. Подчеркивается необходимость изучения сохраненных старообрядчеством особенностей отношения к социальным, политическим и догматическим воззрениям, народной культуре и искусству, роли русского старообрядчества в сохранении русской идентичности. Кроме того, автор обращает внимание на важность исследования истории центров «древнего благочестия» за рубежами России, ставших основной старообрядческой диаспоры.

Савинцев В., иер. Миссионерская деятельность Братства св. Василия Рязанского в отношении старообрядцев в начале ХХ столетия // Рязанский богословский вестник. 2023. № 28. С. 55–71.

Статья иер. Вячеслава Савинцева посвящена переменам в деятельности Братства св. Василия Рязанского в начале ХХ в. на примере миссионерской работы со старообрядцами. Как отмечает автор, переломным моментом в миссии стало принятие закона о веротерпимости в 1905 г. В новых условиях основные усилия были направлены на организацию миссионерских кружков, издание «Миссионерского сборника», деятельность миссионерских библиотек и церковно-приходских школ. Вместе с тем, согласно выводам автора, в целом православная миссия в старообрядческой среде пребывала в состоянии кризиса, в котором и подошла к событиям 1917 г.

Селиверстова И. А. Обращение из старообрядческого раскола в Православную Церковь будущего настоятеля Белогорского Свято-Николаевского монастыря Пермской епархии преподобномученика Варлаама (Коноплева) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 44. С. 171–192.

В статье рассматривается процесс обращения прпмч. Варлаама (Коноплева) из старообрядческого раскола в Православную Церковь во второй половине XIX в. Подчеркивается значимость деятельности православных миссионеров в преодолении раскола. Автор статьи приходит к выводу, что обращение старообрядца в православие (на примере прпмч. Варлаама) было обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить искреннее стремление раскольника к обретению пути ко спасению, его беспристрастность в поиске ответов на ключевые догматические вопросы христианской веры, а со стороны миссионеров — разъяснение истин веры с пастырской любовью и вниманием к собеседникам-старообрядцам, предоставление им возможности присутствия на православных богослужениях. Наконец, необходимо содействие Божественной благодати в ответ на молитвенные прошения об указании пути ко спасению.

Таранец С. В. Источники и литература по этнологии и фольклористике старообрядчества в ХІХ — начале ХХ века // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 2. С. 14–31.

В статье описывается историография по этнографии и фольклористике старообрядчества в ХІХ — нач. ХХ вв. Автор описывает исследования старообрядчества в Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Пермской губерниях во вт. пол. ХІХ в., изучение традиционной культуры староверов Русским географическим обществом в 1880 г., изучение былин и духовных стихов, которые позволили существенно расширить географию и проблематику старообрядческих исследований. Автор отмечает, что старообрядцы сыграли важную роль в развитии традиционной культуры и фольклора русского народа, дав серьезный толчок полевым исследованиям.

Чернышов Н. С., свящ. Осмысление феномена старообрядчества в рамках IV Всезарубежного Собора РПЦЗ 2006 г. // Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 134–138.

Статья свящ. Никиты Чернышова представляет собой разбор обращения протоиерея Пимена Саймона, настоятеля единоверческого Рождественского храма в г. Эри (штат Пенсильвания, США), к пленарному заседанию IV Всезарубежного Собора РПЦЗ в 2006 г. В докладе о. Пимена кратко осмысляется история взаимоотношений между старообрядцами и «никонианами», указывается на схожесть их полемического дискурса, отмечается, что конструктивный диалог возможен, разделения преодолимы. Выявляются параллели между полемикой старообрядцев против воссоединения с Церковью и полемикой части верующих РПЦЗ, не желавших воссоединения с Московским Патриархатом. По мнению автора статьи, выступление прот. Пимена Саймона оказало влияние на курс РПЦЗ на сближение с Московским Патриархатом и восстановление единства двух частей Русской Церкви.

Чернышов Н. С., иер. Старообрядческий вопрос на III Всезарубежном соборе РПЦЗ (1974 г.) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. № 2. С. 61-67.

В статье свящ. Н. С. Чернышова рассматривается обсуждение старообрядческого вопроса на III Всезарубежном соборе в 1974 г. Как отмечает автор, на ход соборной дискуссии повлияли послание митр. Антония (Храповицкого) к русским старообрядцам-эмигрантам, деяния Поместного Собора 1917-1918 гг., деяние Поместного Собора 1971 г. об отмене клятв на старые обряды, письмо А. И. Солженицына III Собору Зарубежной Церкви в 1974 г. По словам автора, в дискуссии активно участвовали протопр. Георгий Граббе и свящ. Димитрий Александров (будущий епископ Ирийский Даниил). Согласно выводам автора, Собор в ходе своей работы смог выработать необходимые положения, направленные на максимальное сближение со старообрядцами, следствием чего стало решение Архиерейского собора РПЦЗ, состоявшегося в сентябре того же 1974 г., об отмене запрещений и клятв в отношении старообрядцев.

Исследования по истории обновленческого раскола

Афанасьев М. В. Епископ в истории Церкви, по трудам обновленческого митрополита Александра Введенского // Церковный историк. 2023. № 1 (11). С. 195–203.

Статья М. В. Афанасьева посвящена анализу взглядов лидера обновленцев Александра Введенского на церковное устройство и роль иерархии в жизни Церкви. Автор статьи отмечает, что взгляды Введенского отличались многогранностью и синкретизмом. М. В. Афанасьев приходит к выводу, что отношение А. И. Введенского к институту епископата было неоднозначным и внутренне противоречивым: он постоянно критиковал епископов канонической Церкви, однако не выступал за полную отмену епископата в целях реформы церковного устройства. Может показаться, что целью А. И. Введенского было устранение всего негативного, что было в современном ему епископате и Церкви, но к его взглядам примешивалось личное честолюбие и властолюбие, а также сложность религиозных и политических взглядов. По словам автора, непоследовательность и амбивалентность взглядов А. И. Введенского можно объяснить как соответствующим духом времени, так и внутренними качествами его переменчивой личности.

Бараненко В. В. Институт уполномоченных в обновленческом расколе: задачи, функции, особенности деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 101–113.

В статье предпринята попытка рассмотреть и дать оценку процессу создания, деятельности и ликвидации института уполномоченных в системе органов управления обновленческой организации в 1920–1930-е гг. Автор приходит к выводу, что институт уполномоченных являлся по сути репрессивным органом, нацеленным на устранение противников обновленчества и захват церковной власти на местах.

Бочков П. В., иер. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): его служение и борьба с обновленчеством в пределах Красноярской епархии // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. № 2 (27). С. 141–154.

Автор статьи описывает историю пребывания свт. Луки (Войно-Ясенецкого) на Красноярской кафедре и его борьбу с обновленчеством. Как отмечает автор, свт. Лука с самого начала своего церковного служения выступал с решительным осуждением обновленчества, старался привести уклонившихся в раскол в лоно канонической Церкви, способствовал переходу в каноническую Церковь енисейского духовенства, в результате чего вошел в сонм исповедников Русской Церкви с ореолом защитника Православия.

Капусткин Георгий, прот. Борьба святителя Афанасия (Сахарова), исповедника, епископа Ковровского, с обновленческим движением во Владимирской епархии // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. Вып. 3 (28). С. 84–98.

В статье представлен анализ противостояния свт. Афанасия (Сахарова) обновленческому движению во Владимирской епархии в 1920-е гг. Автор разбирает разногласия митрополита Сергия (Страгородского) по вопросу обновленчества со свт. Афанасием, исследует доносы ключевых в регионе лидеров обновленчества на свт. Афанасия и его сторонников. Согласно выводам автора, движение обновленцев, столь популярное в церковной среде в начале 1920-х гг., не имело успеха среди верующих вследствие низких нравственных качеств его руководителей и нарушения обновленцами канонических церковных норм.

Краснощеков К. Е., прот., Долин А. А. Обновленческий Поместный Собор 1925 года (на материале журнала «Вестник Священного синода Православной российской церкви») // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 87–102.

В статье прот. Кирилла Краснощекова и А. А. Долина рассматривается информационное освещение обновленческих «соборов» в обновленческой периодической печати. Кроме этого источниковедческого вопроса, в статье исследуется попытка рецепции института Поместного Собора в рамках обновленчества, деятели которого пытались легитимизировать раскол с помощью проведения двух «соборов» в 1923 и 1925 гг. Авторы предпринимают попытку сопоставить цели и задачи обновленческого руководства с фактическими результатами «собора» 1925 г.

Кульпинов С. С., диак. Сибирское обновленчество в условиях роста сопротивления расколу: II Всесибирский церковный съезд и его основные решения // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. № 2. С. 68-79.

Статья диакона Сергия Кульпинова посвящена анализу решений обновленческого II Всесибирского церковного съезда, состоявшегося в Новониколаевске в мае 1924 г. Автор статьи исследует предпосылки съезда, а также подготовку к его проведению в контексте сибирских и общесоюзных тенденций в 1923-1924 гг., анализирует состав участников, ход работы съезда и его основные резолюции. Как отмечает автор, среди вопросов, обсуждавшихся на съезде, были проблема второбрачия обновленческого «епископата», меры борьбы против канонической Церкви. Автор приходит к выводу, что съезд стал апогеем автокефалистских устремлений сибирской части обновленчества.

Мазырин А. В., свящ. К столетию величайшего «разбоя» в истории Русской Церкви: обновленческий лжесобор 1923 г. глазами безбожников, раскольников и православных современников // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 42. С. 134–158.

В статье рассматривается восприятие современниками обновленческого «Поместного Собора» 1923 г. Автор показывает взгляд на лжесобор его советских инициаторов и кураторов, делает обзор публикаций в советской и обновленческой печати, показывает взгляд на «собор» православных иерархов, клириков и мирян. По мнению автора, очевидная нецерковность т. н. «Поместного Собора» обличила самих раскольников и предопределила их экклезиологический крах. Как он считает, позитивное значение раскольнического лжесобора заключалось в том, что он утвердил православных верующих в неприятии обновленческой анти-церкви и тем самым способствовал победе в России подлинной Церкви св. патриарха Тихона и его последователей.

Марченко А., прот., Марченко Н. А. Епископ Александр (Толстопятов) и его борьба с «власовщиной». Попытки ликвидации обновленческого раскола в Молотовской епархии в 1943–1945 гг. // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 362–369.

Статья посвящена истории преодоления обновленческого раскола на Урале в годы войны. По мнению авторов статьи, обновленческий раскол в Прикамье не был до конца ликвидирован в эти годы из-за умелого сопротивления местных лидеров обновленчества, индифферентности верующего народа, не полностью понимавшего разницу между раскольниками и канонической Церковью, и из-за излишней неосторожности и поспешности епископа Александра.

Романенко П. П., прот. Особенности перехода из обновленческого раскола в Русскую Православную Церковь митрополита Василия (Кожина) // Церковный историк. 2023. № 1 (11). С. 132–145.

В статье прот. Павла Романенко исследуется процесс возвращения обновленческого митрополита Василия Кожина в лоно Русской Православной Церкви. Как пишет автор, Василий Кожин был одним из лидеров обновленческого раскола, возглавлял одну из самых больших раскольнических епархий и рассматривался Александром Введенским как возможный преемник. Согласно выводам автора, целью обновленческого митрополита при переходе в каноническую Церковь было сохранение архиерейского сана. После покаяния и принятия монашества с именем Гермоген бывший обновленческий митрополит плодотворно трудился на благо Церкви: в том числе его стараниями Московские духовные школы вернулись в Троице-Сергиеву Лавру, при его участии производились ремонт зданий Лавры и их передача Церкви, он успешно организовывал епархиальное управление в Казанской епархии.

* * *

Как можно заметить, анализ публикаций в русскоязычных научно-богословских журналах и сборниках за вторую половину 2023 года свидетельствует об устойчивом интересе учёных и богословов к расколоведческим и сектоведческим исследованиям. Заметными темами ожидаемо стали история старообрядческого и обновленческого расколов, а также история борьбы с ними со стороны деятелей канонической Церкви. Кроме того, было опубликовано некоторое количество исследований по современным сектам («Свидетели Иеговы», секта Виссариона, культ Славика Чебаркульского, секта «царя-схимитрополита Зосимы») и раскольническим группам (так называемой «Православной Церкви Украины», групп, происходящих от осколков РПЦЗ и «УАПЦ»). Наконец, нельзя не отметить теоретические исследования и статьи обобщающего характера по новым религиозным движениям, по концепции культовой среды общества и осмыслению роли эсхатологических настроений в сектантстве.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9