Аналитический обзор статей по библеистике в научно-богословских журналах за вторую половину 2023 года
В статье представлен аналитический обзор научных статей по библеистике, опубликованных в русскоязычных журналах во второй половине 2023 года. Проанализировано 43 научных статьи в категориях «исследования текстов Ветхого Завета», «исследования текстов Нового Завета», «исследования околобиблейских текстов», «экзегетические и историко-экзегетические исследования», «история переводов Священного Писания». Выявлены тематические направления, получившие наибольшее внимание исследователей.
Статья

Редакцией портала «Богослов.RU» подготовлен аналитический обзор статей по библеистике, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке во второй половине 2023 года. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий.

В рамках обзора было выявлено и проанализировано 43 научных статьи, которые можно распределить по следующим категориям: исследования текстов Ветхого Завета (14 публикаций), исследования текстов Нового Завета (11 публикаций), исследования околобиблейских текстов (2 публикации), экзегетические и историко-экзегетические исследования (10 публикаций), история переводов Священного Писания (2 публикации). Некоторые статьи, которые сложно отнести к какой-то из перечисленных групп, были объединены в категорию «Прочее» (4 публикации). Заметим, что ряд статей, посвященных изучению библейской экзегезы, можно отнести к категории как собственно библеистики, так и патрологии.

Исследования текстов Ветхого Завета

Антоний (Бутин), игум. Эсхатологические пророчества в Ветхом Завете // Ипатьевский вестник. 2023. № 2. С. 11–20.

Автор статьи рассматривает ветхозаветные пророчества о конечных судьбах земного существования мира. Основное внимание автор уделяет пророчествам Исайи, Даниила и Иезекииля, отмечая их сходство с текстом Откровения Иоанна Богослова.

Арсений (Соколов А. П.), игум. Книга пророка Софонии: перевод с древнееврейского и комментарий к 3 главе // Скрижали. 2023. Вып. 23. С. 24–45.

В статье представлен комментарий на главы 1–2 Книги пророка Софонии, подготовленный на основе масоретского текста и авторитетных древних переводов. 

Беляев И. А. Герменевтико-исторический анализ избранных мест двадцатого псалма на церковнославянском языке // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 166–173.

В статье представлены исторический, богословский и филологический комментарии на избранные места 20-го псалма на церковнославянском языке, с опорой на святоотеческие толкования и исследования классической и современной библеистики. Автор отмечает, что герменевтический анализ наиболее употребительных в Церкви молитвословий может решить проблему непонимания богослужения прихожанами из-за низкого уровня знания церковнославянского языка. По замечанию автора, переводчик славянского текста, последовательно отображая лексику и синтаксис греческого оригинала, допускает некоторые отступления, связанные с филологическими особенностями церковнославянского языка, а богословская составляющая текста псалма включает в себя многоуровневую экзегезу, частью которой становятся буквальное, аллегорическое и типологическое толкования.

Васильева Д. В. Лексема יםִדּקופּ в масоретском тексте, Септуагинте, Елизаветинской Библии и Псалтири архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (20). С. 10–22.

Статья посвящена анализу употребления лексемы в масоретском тексте, а также ее передаче в Септуагинте, Елизаветинской Библии и переводе Псалтири архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского). Автор статьи предпринимает попытку проанализировать богословские и филологические причины разночтений между греческим и славянским текстами и переводом архиеп. Амвросия, а также выявить возможные источники, повлиявшие на него. Проводится анализ комментариев отечественных дореволюционных и западных академических экзегетов. Автор статьи приходит к выводу, что перевод архиепископа Амвросия ясен и не дает оснований для недопонимания, в отличие от Септуагинты и Елизаветинской Библии.

Ириней (Пиковский), иером. Теология псалма 129 (130) в его еврейской (МТ) и греческой (LXX) версиях // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 32–46.

Автор статьи предпринимает попытку сравнительного анализа древнееврейской и древнегреческой версий Пс. 129 (130), чтобы проследить, как возможные «повреждения» древнееврейской версии корректировались в Септуагинте, а также какие теологические акценты расставлялись на этапе первых греческих переводов. Автор отмечает, что текстологический анализ этого псалма является первым исследованием такого рода в русскоязычной библеистике. Автор приходит к выводу, что древнееврейская и древнегреческая версии псалма 129 (130), вероятно, имели различные несохранившиеся первоисточники. При этом греческий перевод псалма, созданный александрийскими иудеями под влиянием устной традиции III–II вв. до Р. Х., следует считать вторичным по отношению к масоретскому тексту, который демонстрирует более архаичные грамматические формы и более древний характер описания Бога и Его атрибутов.

Осколков П. А. Исход 21:22–23 в масоретском тексте и Септуагинте // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (27). С. 37–54.

Статья посвящена анализу различий в тексте Исх. 21:22–25 в масоретском тексте и в Септуагинте. Как замечает П. А. Осколков, отличия затрагивают ключевую терминологию, что приводит к разной интерпретации законодательства Моисея. Автор приходит к выводу, что масоретский текст осложняется двусмысленной терминологией, допускающей разнообразные интерпретации как самого законодательства, так и зависимости между древнееврейским и древнегреческим текстами.

Паламаренко Е. В. К вопросу о современных теориях формирования ветхозаветного канона // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 42. С. 11–73.

В статье представлен обзор существующих теорий и гипотез о многоступенчатом процессе формирования Ветхого Завета как единого целостного сборника книг. По мнению Е. В. Паламаренко, современные теории формирования ветхозаветного канона открывают много новых направлений для изучения процесса составления кодекса ветхозаветной письменности. Как отмечает автор, в настоящее время существует богатая палитра мнений различных исследователей, не способствующая созданию завершенной «канонической» теории и окончательных выводов о времени создания канона, но в то же время имеющая важное информативное и исследовательское значение. В своей статье автор предпринимает попытку сбора всех доступных теорий с целью их анализа с позиций православного вероучения.

Ребизов О. Г., иер. Деятельность пророка Илии в контексте истории и культуры Древнего Ближнего Востока IX в. до н. э. // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. № 4. С. 76–85.

В статье рассматривается исторический и религиозный контекст деятельности библейского пророка Илии, влияние исторических и религиозных процессов на его деятельность. Автор статьи приходит к выводу, что в условиях влияния на Израильское царство финикийской и арамейской культур, а также религиозных представлений в период правления царей из династии Амврия пророку Илии пришлось прилагать значительные усилия для обеспечения дальнейшего существования истинной религии в Израильском царстве.

Сергий (Акимов В. В.), архим. Еккл. 1:2 в контексте литературы Древнего Ближнего Востока // Скрижали. 2023. Вып. 23. С. 46–74.

В статье рассматриваются связи Еккл. 1:2 с литературой Древнего Ближнего Востока и их влияние на понимание и перевод этого библейского стиха. Как пишет автор, сравнение первых стихов книги Екклезиаста с прологами древних египетских и месопотамских дидактических памятников показывает, что пролог отражает древнюю повествовательную технику, и это опровергает предположение многих современных толкователей, что стих Еккл. 1:2 является результатом работы редактора. Автор приходит к выводу, что книга Екклезиаста, имея литературные параллели с текстами народов Древнего Ближнего Востока, тем не менее является частью единого Священного Писания, выражает библейские идеи и приоритеты.

Сизиков А. В. Не пей с ним или с ней? К вопросу интерпретации Сир. 9.9 // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 107. С. 11–23.

В статье рассматривается проблемное чтение из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, которое читается по-разному в различных переводах, сделанных с древнегреческого языка или компромиссным способом с использованием как древнегреческих, так и древнееврейских источников. На основании детального анализа стиха в составе отрывка автор приходит к выводу, что первоначальный текст сохранился на древнееврейском, а в латинском и греческом переводах отражены римские и греческие социальные реалии.

Сизиков А. В. Развитие образа Премудрости в книге Сираха // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 47. С. 14–30.

Статья посвящена осмыслению развития образа Премудрости в книге Сираха в контексте богословской позиции Бен-Сиры. Как отмечает автор, обращенность к литературно подготовленной аудитории позволила Бен-Сире активно разрабатывать многие темы, поднимаемые в других книгах Священного Писания: страх Божий, воспитание, соблюдение Закона, Премудрость. Дважды Бен-Сира обращается к дотварному происхождению Премудрости, при этом в тексте книги присутствуют параллели с текстами Бытия и Притч.

Соболев М. В. Попытка идентификации библейского фараона времени Авраама на основе труда «Евангельское приуготовление» епископа Евсевия Кесарийского // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 89–95.

Автор статьи показывает гипотетическую возможность соотнесения времени жизни прав. Авраама с временем жизни египетского фараона Первого переходного периода Хети III, автора «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару». В качестве аргументации библейское повествование и его хронология интерпретируются в свете данных современной археологии и истории Древнего Египта. В результате исследования автор выдвигает предположение, что патриарх Авраам оказал положительное влияние на фараона, что проявилось в отдельных мыслях «Поучения Мерикара».

Сысуев И. С., иер. Критика культа и тема суда Божия в храмовой речи пророка Иеремии (Иер. 7:1 – 10:25) // Скрижали. 2023. Вып. 23. С. 75–93.

Автор статьи анализирует отрывок Иер. 7–10 в качестве единой пророческой речи пророка Иеремии, которая включает в себя обличение отступничества жителей Иудеи от Господа и описание Суда Божия над ними. Статья позиционируется как новый научный комментарий на Книгу пророка Иеремии, который соответствует современным историческим и археологическим данным.

Федин А. А., свящ., Феодосий (Юрьев), иером. Понятие דֶסֶח в пророческих книгах Ветхого Завета // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 3 (29). С. 21–41.

Статья посвящена исследованию термина «хесед», одного из ключевых терминов Ветхого Завета, в пророческих книгах, на основе методов количественного и качественного контент-анализа, а также сравнения семантики переводов оригинала. Согласно выводам авторов, термин «хесед» в пророческих книгах имеет семантику как Божественной любви, так и ответной любви человека к Богу, которая не отражается иначе, как через любовь к ближнему.

Исследования текстов Нового Завета

Бабкина С. В. Историческое и мифологическое в евангельском предании о казни Иоанна Крестителя // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023. № 2. С. 63–79.

В статье представлен историко-религиоведческий анализ евангельского сюжета о казни Иоанна Крестителя. На основе анализа современных исследований истории и генеалогии рода Иродов делается вывод, что танцовщицей на пиру могла быть не только Саломея, дочь Иродиады, но и падчерица Иродиады, Иродиада Саломея, дочь Ирода Антипы и набатейской царевны Фасаэлис. Автор статьи предлагает анализ текста на трех уровнях — буквальном, мифологическом и богословском.

Барицкий Д., свящ. «Противоречия» в евангельском повествовании через призму генеративной нарратологии // Богословский вестник. 2023. № 2 (49). С. 18–37.

В статье автор предпринимает попытку разрешить кажущиеся противоречия в евангельском повествовании при помощи инструментов нарративной критики. Как отмечает о. Дмитрий, повествование возникает в результате интерпретационной активности авторского сознания, которое обрабатывает действительность с целью ее концептуализации. Автор сосредоточивает внимание на двух генеративных уровнях нарратива — «событии» и «факте», наблюдение за которыми помогает объяснить ряд кажущихся противоречий между версиями евангелистов.

Викулов А. С. Любовь как ключевой богословский принцип следования за Христом в главе 21 Евангелия от Иоанна // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 3. С. 388–407.

Статья посвящена раскрытию учения апостола Иоанна о следовании за Христом на основании заключительной главы четвертого Евангелия. Автор отмечает, что главной темой Ин. 21 является любовь. На основании святоотеческого богословия А. С. Викулов делает вывод, что любовь ко Христу дает возможность преодолеть естественный страх смерти и все скорби на жизненном пути; мученичество не является обязательным условием жизни последователя Христа, но предстает как наиболее полное выражение любви к Спасителю.

Королёва Н. В., Ершов В. К., прот. Помазание женщиной миром Господа Иисуса Христа: согласование текста между евангелистами. Хронологический и текстологический анализ (часть 1) // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 3 (29). С. 6–20.

Статья посвящена согласованию и сведению имеющихся вариантов описания помазания женщиной миром Иисуса Христа у четырех Евангелистов и анализу их соотношения друг с другом. Рассматриваются хронологические гипотезы, связанные с этим событием с учетом древних толкований и современных исследований по библеистике. Авторы приходят к выводу, что повествования апостолов Луки и Иоанна взаимосвязаны и описывают одно и то же событие.

Михайлов П. Б. «Единородный Бог» (Ин. 1:18) — ошибка переписчика или формула исповедания? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 107. С. 24–44.

Статья посвящена известному разночтению евангельского текста — Единородный Сын / Единородный Бог (Ин. 1:18) и его отражению в древнем богословии и древней экзегезе. Для богословской интерпретации материала привлекаются разработки прот. Иоанна Бэра по различению «христологии сверху» и «христологии снизу».

Постернак А. В., свящ. Служение женщин в окружении Спасителя и апостолов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 11–32.

В статье рассматривается служение женщин в окружении Спасителя и апостолов. По мнению автора, хотя Евангелие открывало путь спасения человечеству во всей его полноте и уравнивало мужчин и женщин, внешний общий статус женщин, сложившийся в греко-римских условиях, не менялся. На основе свидетельств новозаветного текста автор анализирует роль женщин в формировании первоначального устройства ранней Церкви.

Раздоров А., иер. Особенности употребления термина συνείδησις, в 1, 2 Кор. и Рим. и в Пастырских посланиях апостола Павла в контексте сравнительного анализа // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 13. С. 19–35.

Автор статьи предпринимает попытку сравнительного анализа употребления термина συνείδησις в ранних посланиях апостола Павла (1 и 2 Кор., Рим) и в поздних Пастырских посланиях. По мнению автора, этот термин, обычно переводимый понятием «совесть», в текстах апостола Павла имеет специфические смыслы и особенности употребления. Как отмечает автор, особенности лексики Пастырских посланий могут подтверждать версию их более позднего написания, после смерти самого апостола Павла.

Усольцев Д. Е., прот., Страхов А. В., прот. Тема конца мира во Втором соборном послании святого апостола Петра // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 3 (22). С. 26–42.

Статья посвящена эсхатологическим мотивам в проповеди апостола Петра на примере третьей главы его Второго послания. Авторы статьи анализируют общий контекст библейской эсхатологии, социально-историческую и идеологическую обстановку в христианском мире на момент написания этого текста, затрагивают вопросы споров о подлинности Второго соборного послания, о возможной его связи с апокрифическим «Апокалипсисом Петра». На основании своего исследования авторы делают заключение о месте вопроса о конце мира в проповеди апостола Петра в целом и о роли этого вопроса в противостоянии Церкви лжеучениям и расколам.

Филофей (Артюшин), иером. «Ибо видели очи мои спасение Твое…» (Лк 2:30): социокультурный контекст и богословские нюансы описания Страданий Господних в Евангелии от Луки // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 54–64.

Статья посвящена анализу евангельского повествования о страданиях и крестной смерти Христа (Лк. 23:26–56). По мнению автора, в особой композиции своего текста апостол Лука представляет это событие в категориях «зрелища», характерного для эллинистической среды, в котором ключевая роль отведена Христу как объекту зрительного восприятия. В то же время в богословском аспекте конечной целью «спектакля» становится становление и возрождение нового народа Божия, который именно у подножия Креста вновь находит Бога и обретает спасение в лицезрении Распятого Христа.

Щербаков В. Ю., свящ., Алленова И. В. Генезис Евангелия от Луки: к вопросу о месте, времени написания и личности адресата // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 3 (24). С. 101–117.

Статья посвящена вопросу о времени и месте написания Евангелия от Луки, установлению личности адресата на основании имеющихся исторических и богословских источников. Как отмечают авторы статьи, обращение «достопочтенный Феофил» в силу грамматических особенностей койне не указывает однозначно на личное имя или некое прозвище конкретного «боголюбца». Авторы выдвигают гипотезу, что Евангелие от Луки было написано в 60–63 гг. в Риме, а его адресатом, возможно, является римский патриций Тит Флавий Сабин.

Щербаков И. Т. Миссия святого апостола Павла в Эфесе: историко-археологический контекст // Труды Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVI. С. 124–133.

В статье рассматриваются особенности миссионерской деятельности апостола Павла в Эфесе и исторические и археологические свидетельства о ключевых местах его деятельности: эфесской синагоге, училище Тирана, месте собраний первых христиан. Опираясь на археологические сведения, автор пытается реконструировать особенности жизни эфесской христианской общины, условия и обстоятельства миссии апостола Павла. Как отмечает автор, большинство мест, связанных с миссией апостола Павла в Эфесе, можно определить и интерпретировать, имеются различные версии касательно разных аспектов миссии апостола, которые дополняют деталями повествование книги Деяний. Автор делает предположение о численности эфесской общины.

Исследования околобиблейских текстов

Вевюрко И. С. О проекте перевода первой книги Еноха с языка геэз // Библия и христианская древность. 2023. № 2 (18). С. 202–211.

Автор статьи знакомит читателей с проектом нового комментированного перевода с эфиопского языка геэз апокрифа Еноха в его полной редакции. И. С. Вевюрко дает характеристику актуальности этого памятника и современного состояния его русскоязычных версий, объясняет и обосновывает принципы своего перевода.

Удод Д. О., свящ. Гимнографические тексты Кумрана // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 8–24.

Статья посвящена изучению гимнографических текстов кумранской общины, обсуждению проблем стандартной кумрано-ессейской гипотезы, современного состояния процесса исследования свитков Мертвого моря. Автор полагает, что кумранские свитки являются произведениями индивидуальной религиозной группы кумранитов, не имеющей отношения к секте ессеев. По мнению автора, кумранские гимны представляют собой богатое и сложное собрание сочинений, которые дают уникальный взгляд на верования и практику кумранитов. Гимны демонстрируют апокалиптические настроения иудеев периода Второго Храма: многие гимны описывают приход Мессии и конец света, отражая веру кумранитов во вселенскую борьбу между силами добра и зла. В конечном итоге кумранские гимны являются важным свидетельством сложности и неоднородности древнееврейской религиозной жизни, включавшей в себя множество различных верований, практик и обычаев.

Экзегетические исследования

Барицкий Д., свящ. Место нарративного анализа в контексте библейских исследований // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 42–71.

В статье представлен обзор современных научных методов в рамках библейских исследований. Основное внимание автор уделяет литературному подходу к тексту Священного Писания и, в частности, нарративному анализу. Предпринимается попытка классифицировать подходы к библейскому тексту на основе коммуникативной модели Р. Якобсона. По словам автора статьи, нарративный анализ заинтересован в выявлении влияния текста на читателя, использует концепцию подразумеваемого читателя и сосредоточен на риторике повествования, то есть на речевых приемах, которые заставляют понимать рассказ определенным образом.

Васильев Д. В., иер. Общие принципы апологетики в святоотеческих комментариях на первую главу книги Бытия // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (27). С. 19–36.

В статье изучаются комментарии свт. Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блж. Августина Иппонского и свт. Филарета (Дроздова) на первую главу книги Бытия в контексте святоотеческих принципов апологетики. Автор приходит к выводу, что апологетическая деятельность святых отцов сопровождалась активной саморефлексией.

Вершинин К. В. Экзегетическая литература домонгольской Руси (к постановке вопроса) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 4 (24). С. 77–86.

В статье представлен обзор переводных и оригинальных произведений экзегетического жанра, существовавших в Древней Руси до монгольского нашествия, предлагаются некоторые наблюдения в отношении этих памятников. Автор выясняет, что библиотека переводной экзегетики в XI–XII вв. была существенно обогащена по сравнению с древнеболгарским периодом развития славянской книжности, и ставит вопрос о полноценном существовании экзегетики в системе жанров древнерусской книжности.

Данилов А. В. Антропологические интерпретации Быт. 1:26 у Иринея Лионского // Скрижали. 2023. Вып. 23. С. 8–22.

Статья посвящена экзегезе свщмч. Иринея Лионского, который, как отмечает автор, стал первым христианским богословом, использовавшим стих Быт. 1:26 при построении антропологической модели. По мнению автора статьи, антропология свщмч. Иринея отличается большей разработанностью по сравнению с антропологией апологетов и имеет общие черты с раввинистической антропологией иудейского богословия того времени.

Левенцов А. О. Интерпретация Древа познания добра и зла в иудейской традиции // Библия и христианская древность. 2023. № 3 (19). С. 80–106.

Автор статьи рассматривает интерпретацию сюжета о Древе познания добра и зла в иудейских толкованиях с православной точки зрения. Согласно выводам автора, ряд иудейских интерпретаций согласуется с текстом Священного Писания и святоотеческими толкованиями; кроме того, другие варианты интерпретации могут как противоречить, так и не противоречить православной экзегетической традиции.

Малков П. Ю. Иисус прослезился (Ин. 11:35). Слезы и скорбь Сына Божия у гробницы праведного Лазаря в древнецерковной экзегезе: догматико-христологический, нравственный, физиолого-антропологический и педагогический аспекты // У пещер, Богом зданных. Научно-богословское издание. 2023. № 1. С. 14–40.

В статье представлен обзор святоотеческих истолкований причины скорби, испытанной Иисусом Христом у гробницы Лазаря, и значения слез, пролитых на этом месте Христом (Ин. 11:35). Как отмечает автор, Христос скорбел и плакал по Своему человечеству. Описываются нравственная, педагогическая и физиолого-антропологическая интерпретации плача Иисуса.

Мурилкин П., диакон. Богословское осмысление явления пророков Моисея и Илии во время Преображения Господня в святоотеческой экзегезе (I–VIII вв.) // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 13. С. 36–53.

В статье исследуется интерпретация события Преображения Господня в трудах древних экзегетов, которая, как отмечает автор, служит прекрасным инструментом для выражения православной христологии и ее уяснения церковным сознанием. Как пишет автор, согласно святоотеческим толкованиям, пророки Моисей и Илия своим чудесным явлением послужили домостроительству спасения человечества, явно засвидетельствовали Божественное и мессианское достоинство Иисуса Христа.

Соболев М. В. Образ пророка Моисея в сочинении «Евангельское приготовление» Евсевия Памфила // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 47–53.

В статье представлен анализ экзегетического творчества Евсевия Кесарийского, относящегося к образу пророка Моисея, в труде «Евангельское приготовление». Как отмечает автор, в исследовательских работах сложно встретить осмысление исагогико-экзегетического наследия Евсевия, особенно на фоне большого количества литературы о его исторических трудах. По мнению М. В. Соболева, Евсевий описывает пророка Моисея как образец уважаемого мудреца, который обладает прекрасными внешними и внутренними характеристиками, то есть калокагатией.

Тимофеев Б., прот. Некоторые аспекты интерпретации ветхозаветных пророчеств в Новом Завете: взгляд Феодора Мопсуестийского // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 18–41.

В статье рассматривается рациональный подход к анализу и оценке новозаветных толкований пророческих текстов, заложенный Феодором Мопсуестийским в рамках антиохийской экзегетической традиции. Как отмечает автор, в своих произведениях Феодор Мопсуестийский ставит вопрос о соответствии новозаветной интерпретации контексту пророческих книг, поднимая комплекс проблем, которые и теперь остаются актуальными для современной библейской науки и патрологии.

Юрченко И. А. Две экзегезы заповедей блаженства (Мф 5:1–12) блаженного Августина как пример различных богословских акцентов автора // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (20). С. 102–113.

В статье рассматриваются два толкования заповедей блаженства (Мф. 5:1-12) блаженным Августином, первое из которых было представлено в трактате «О Нагорной проповеди Господа» в 394 г., а второе содержится в Проповеди 53, датируемой 413–416 гг. Если в первом толковании блж. Августин делает акцент на добродетели смирения, то в гомилии он посвящает большую часть дискурса теме благодати Бога. Через сопоставление двух текстов автор статьи предлагает обратиться к теме прогрессии богословского языка блж. Августина, обусловленной историческим контекстом.

История переводов Священного Писания

Говоров В. В., прот. Русский перевод Священного Писания и его значение // Труды Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2023. Вып. XVI. С. 102–111.

Автор статьи предлагает обзор истории переводов Священного Писания на русский язык, выявляет особенности и основные принципы этих текстов, размышляет об историческом значении перевода Слова Божия на русский язык. Автор приходит к выводу, что русский перевод Писания удовлетворил потребности православных верующих в чтении сакральных текстов на русском языке, дал им духовное руководство и утешение в житейских нуждах и скорбях. В заключение, дав оценку различным вариантам современных переводов Библии, автор размышляет о перспективах нового православного перевода Священного Писания.

Мояренко А. В., свящ., Поляков И. И. Перевод Священного Писания на белорусский язык, выполненный Франциском Скориной, и на русский язык, выполненный Иваном Федоровым // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2023. № 2 (13). С. 90–96.

В статье сравниваются переводы Писания Франциска Скорины на белорусский язык и Ивана Федорова на русский язык на примере богослужебной книги Апостол. Сделана попытка определить восприятие перевода Франциска Скорины в русской историографии. Авторы статьи предполагают, что можно говорить о влиянии текста Франциска Скорины на текст Ивана Федорова. В свою очередь, Библию Франциска Скорины авторы считают первым сборником священных книг, обращенных ко всему русскому народу.

Прочее

Бахтин С. П., диакон. Смерть и погребение в Священном Писании Ветхого и Нового Завета // Ипатьевский вестник. 2023. № 2. С. 21–31.

В статье рассматривается значение заупокойных молитв для христианской традиции сквозь призму Священного Писания Ветхого и Нового Завета в контексте библейского учения о смерти. Как пишет автор, в Ветхом и в Новом Завете смерть рассматривается, с одной стороны, как зло, враг и несчастье (как на личностном уровне, так и для всего человечества), с другой стороны — в контексте учения о воскресении мертвых пессимизм был уравновешен надеждой на грядущую новую жизнь. Идея второстепенности и неважности смерти особенно ясно проявляется в учении Иисуса Христа.

Волчков А., свящ. (Не)отверженная Библия. Легенда о переводе Библии на греческий язык (LXX) в раввинистической традиции // Библия и христианская древность. 2023. № 2 (18). С. 177–201.

Автор статьи отстаивает позицию об ошибочности общего предположения об отказе иудеев от использования Септуагинты. Как он отмечает, в раввинистической литературе можно найти множество позитивных оценок LXX. В своей статье автор старается показать, как трансформировалась легенда о «Торе для царя Талмая (Птолемея)» в контексте литературы раввинов II–IX вв. н. э.

Крылов А. В. Пророческая эсхатология Иоанна Крестителя и феномен первоначального христианства // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 3. С. 5–17.

Статья посвящена фигуре Иоанна Крестителя в контексте возникновения христианства, отражению образа Иоанна в исламском и иудейском талмудическом учении, возможной связи учения Иоанна Крестителя с учением кумранской общины. Автор статьи возражает против мнения части современных исследователей о существовании конкуренции между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом на раннем этапе Его деятельности, акцентируя внимание на положительных оценках Иоанна Иисусом Христом, которые содержатся в Евангелии. По мнению автора, упростив обряд вхождения в общину праведных, ограничив его покаянием в грехах и погружением в Иордан, Иоанн Креститель и его последователи сделали первый шаг к новому религиозному учению — христианству.

Малышев К. А. Индуктивный критерий определения хиазмов // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (20). С. 38–62.

В статье представлен обзор семи известных критериев определения хиазма и предлагается новая методика индуктивного доказательства хиазма, применение которой демонстрируется на примере хиазма Ин. 2:1–11 (чудо в Кане Галилейской). Автор полагает, что предлагаемая методика поможет разрешить проблему неочевидности хиазмов, которая вызывает разногласия в связи с применением метода хиастического анализа в библеистике.

* * *

Как можно видеть, за вторую половину 2023 года в русскоязычных журналах и сборниках было опубликовано достаточно много статей по библеистике. На основании анализа публикаций можно сделать вывод, что основными центрами библейских исследований являются Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, а также Православный Свято-Тихоновский университет. Вместе с тем большое количество ценных научных работ было опубликовано в журналах и сборниках и других духовных учебных заведений.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9