Первый Всероссийский съезд египтологов
Статья кандидата исторических наук, доцента исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольги Владимировны Томашевич и кандидата исторических наук, научного сотрудника Отдела Древнего Востока ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгении Александровны Анохиной приурочена к празднованию в 2022 г. 200-летия дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном и посвящена событию столетней давности — Первому Всероссийскому съезду египтологов в Москве. 1920-е гг. явились для тогда еще молодой российской египтологии настоящим испытанием: умерли или уехали из страны многие ученые не только старшего, но и младшего поколений; порвались связи с западноевропейскими коллегами; чувствовалась острая нехватка специальной научной литературы — и все это на фоне тяжелой экономической ситуации в стране, боровшейся за выживание. Несомненно, Первый Всероссийский съезд египтологов стал знаковым моментом в процессе формирования научного египтологического сообщества в СССР. Он был созван 17–20 августа 1922 г. по инициативе Всероссийской научной ассоциации востоковедения и Центрального института востоковедения в Москве. Авторы по имеющимся источникам восстанавливают события съезда (состав участников, список докладов и постановлений), которые показывают, что, несмотря на все трудности, египтология в России того времени активно развивалась и в обществе чувствовался интерес к культуре Древнего Египта.
Статья

2022 год — особенный для одной из наиболее интересных наук о Древнем Востоке, для египтологии. 200 лет прошло с дешифровки гениальным французским ученым Ж.-Ф. Шампольоном древнеегипетских иероглифов. Древний Египет, тайны которого зачаровывали еще античных мыслителей, впервые открыл свои красивые тексты миру.

Хотя в России открытие Шампольона стало известно быстро, рождение отечественной египтологии заметно задержалось, по сравнению с Западной Европой, в силу разных причин, в числе которых не только почти полное неучастие страны в колониальной политике по отношению к Востоку, но и отсутствие заинтересованности монарших особ[1]. Школа истории Древнего Востока начала складываться в Санкт-Петербургском университете в начале ХХ в., основателем ее стал академик Борис Александрович Тураев (1868–1920)[2], неоднократно писавший об актуальности восточных штудий именно для России в силу ее географического положения. Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война нанесли страшные удары по русской интеллектуальной элите; в 1920 г. умирает совсем не старый Тураев, тяжело переживавший происходящее в стране и уход из жизни многих своих талантливых учеников. Но благодаря его преподавательской самоотверженности оставшихся учеников оказалось достаточно, чтобы его школа выстояла и в определенном смысле продолжала жить и сейчас.

Поэтому, глядя из нашего «далёка», удивительно, что 17–20 августа 1922 г. в Москве состоялся Первый (и последний пока в нашей истории) Всероссийский съезд египтологов, приуроченный к столетнему юбилею дешифровки иероглифики Ж.-Ф. Шампольоном. «Над всей работой съезда незримо витал дух отца русской египтологии, покойного академика Б. А. Тураева. С первого момента открытия съезда это имя с теплым чувством прозвучало во вступительной речи проф. И. Н. Бороздина, в приветственных словах директора Музея изящных искусств В. Г. Гиацинтова, отметившего с удовлетворением, что первое заседание I-го съезда русских египтологов происходит в стенах музея, в котором протекала главная работа покойного Б. А. Тураева во время его частых наездов в Москву»[3]. Трудно переоценить огромный вклад Тураева в подготовку специалистов по сложной специальности и значение его «Истории древнего Востока», первой на русском языке обобщающей работы по этой теме, переизданной В. В. Струве в столь страшные для страны 30-е годы[4].

Примечательно, что инициатива собрать съезд исходила не от египтолога. Илья Николаевич Бороздин (1883–1959), закончивший в 1907 г. историко-филологический факультет Императорского Московского университета, был, в отличие от сестры, египтолога Т. Н. Бороздиной-Козьминой[5], весьма активным членом научного сообщества и плодовитым автором[6]. С 1903 г., еще будучи студентом, Бороздин начал переписку с уже известным ученым-египтологом, профессором Санкт-Петербургского Императорского университета Б. А. Тураевым. Впоследствии И. Н. Бороздин активно сотрудничал с Б. А. Тураевым в сфере популяризации науки о древностях[7]. В 1922 г. он стал членом президиума и заведующим историко-этнологическим отделом Всероссийской научной ассоциации востоковедения (ВНАВ, как тогда любили сокращать). Именно как заведующий этим отделом он был избран председателем «особой организационной комиссии съезда», в которую вошли проф. В. К. Трутовский[8], проф. И. Г. Франк-Каменецкий[9], хранитель Восточного отдела Музея изящных искусств Т. Н. Козьмина-Бороздина и секретарь, научный сотрудник ВНАВ Н. Н. Хлебникова[10]. В таком составе комиссия провела несколько заседаний, а летом, после командировки Бороздина в Петербург, в ее состав ввели хранителя Отдела классического Востока Государственного Эрмитажа В. В. Струве[11], который держал связь с петербургскими коллегами. Примечательно, что в работе съезда приняли участие не только специалисты из столичных городов, но и «представители египтологических кафедр провинциальных университетских городов (Саратов, Пермь)»[12], а также «ученые смежных научных дисциплин (древней истории, археологии, истории искусств, семиотической филологии и лингвистики)»[13]. Причем, Бороздин отметил внимание широких кругов к работе съезда, выразившееся в значительном количестве публики.

К сожалению, наши главные источники, Предварительный отчет о съезде И. Н. Бороздина и статья И. Г. Франк-Каменецкого[14], не освещают вопрос о выборе дат съезда — ведь он был проведен почти на месяц раньше празднуемого события (днем рождения египтологии принято считать 14 сентября, когда Ж.-Ф. Шампольон сделал свое открытие, или 27 сентября 1822, когда он его «опубликовал»[15]).

Итак, съезд был созван Всероссийской научной ассоциацией востоковедения и Центральным институтом востоковедения[16]. Он продолжался целых четыре дня и был открыт 17 августа в помещении Египетского отдела Музея изящных искусств профессором И. Н. Бороздиным, указавшим на то, что египтология должна занимать видное место в деятельности ассоциации. Приветственные речи произнесли ректор Центрального института востоковедения А. Т. Гисматуллин[17], директор музея В. Г. Гиацинтов[18], от Московского Археологического общества выступил Н. С. Щербатов[19], от Музея-Института Классического Востока В. М. Викентьев[20], а также представители Саратовского, Пермского, Казанского университетов и Тульского губархива.

После приветствий съезд утвердил президиум в составе двух председателей (В. В. Струве и И. Г. Франк-Каменецкий) и трех секретарей (Н. Д. Флиттнер[21], Т. Н. Козьмина-Бороздина, А. В. Шмидт[22]), а Н. Н. Хлебникову в качестве «постоянного секретаря»[23].

В течение первого дня съезда были заслушаны научные доклады В. В. Струве, Т. Н. Козьминой-Бороздиной и И. Г. Франк-Каменецкого. Столь малое количество докладов, вероятно, объясняется значительным объемом каждого из них. Профессор В. В. Струве проанализировал «папирус-словарник[24] Голенищевского собрания», дав его частичный перевод и определив место написания — Мемфис, а время — правление Рамсеса III. Т. Н. Козьмина-Бороздина рассказала о научной деятельности египетского подотдела Музея изящных искусств при Государственном Московском университете. И. Г. Франк-Каменецкий в докладе «Религиозный синкретизм в Египте в фиванский период» познакомил слушателей со своей работой, являющейся продолжением ранее опубликованной книги[25].

Последующие заседания съезда проходили в помещении Московского археологического общества, которое тогда располагалось в палатах Аверкия Кириллова. На крыльце этого здания была сделана фотография участников, опубликованная И. Н. Бороздиным в его предварительном отчете[26]. Второй день начался с доклада «Египетское искусство в эпоху Аменхотепа IV» приехавшего из Саратова Ф. В. Баллода[27]. Похоже, он вызвал самые активные прения за все время съезда[28]. Н. Д. Флиттнер в докладе «К вопросу о цилиндрах-печатях Древнего Египта» очень обстоятельно рассмотрела как общие проблемы, связанные с этими памятниками, так и конкретных скарабеев московской коллекции[29]. Вероятно, она написала для Бороздина тезисы, т. к. ее доклад охарактеризован им особенно подробно. Довольно пространно у И. Н. Бороздина и изложение доклада А. А. Захарова[30] «Египет и Эгейский мир» по новой книге А. Эванса (“The Palace of Mynos”, 1921). Эта тема также породила дискуссию[31], но все же чуть менее активную, чем выступление Ф. В. Баллода.

Третий день съезда (19 августа) был посвящен обсуждению проблем, связанных с актуальными нуждами русской египтологии. И. Н. Бороздин по этому поводу пишет: «Всесторонне и подробно был рассмотрен вопрос о положении египетских коллекций в русских музеях и хранилищах. Информация в общем итоге представила весьма печальную картину... Зимы без дров и отопления дали себя знать»[32]. Имеется в виду прежде всего Музей изящных искусств, в котором хранилась знаменитая коллекция египетских древностей В. С. Голенищева[33]. Ни Франк-Каменецкий[34], ни Бороздин не упоминают о выступлении по этому поводу В. М. Викентьева. Дело в том, что Викентьев, директор Музея-института Классического Востока, еще с 1918 г. пытался отобрать коллекцию Голенищева, ссылаясь на отсутствие отопления и ремонта в Музее, пострадавшем от событий октября 1917 г.[35] Об этом выступлении мы узнаем из ответного письма директора Музея изящных искусств в Главнауку на заявление Викентьева:

 

24 ноября 1922 г.

В ГЛАВНАУКУ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Ознакомившись с направленным в Главнауку заявлением Заведующего Музеем-Институтом Классического Востока гражданина Викентьева, ходатайствующего о передаче во вверенный ему Музей из Музея Изящных Искусств Голенищевской коллекции египетских древностей, Ученый Совет Музея Изящных Искусств прежде всего решительно протестует против утверждения гр. Викентьева относительно разрушения памятников означенной коллекции. Для исследования этих памятников весной сего года со стороны Главмузея была командирована специальная комиссия, которая нашла их состояние вполне удовлетворительным, тогда как, согласно заключению той же комиссии, памятники Музея-Института Классического Востока оказались сильно пострадавшими. В полной сохранности Голенищевской коллекции имел случай убедиться и состоявшийся в августе съезд египтологов. На этом съезде гр. Викентьевым было сделано аналогично поданному в Главнауку заявление, но съезд не только с ним не согласился, но и возбудил вопрос о перенесении в Музей Изящных Искусств хранящихся в Историческом Музее памятников Музея Классического Востока, вследствие отсутствия подходящего в Историческом Музее для них помещения[36].

 

По всей видимости, на съезде разразился настоящий скандал. Но в статьях И. Н. Бороздина и И. Г. Франк-Каменецкого по этому поводу не дается никаких подробностей. И. Н. Бороздин лишь фиксирует как одну из резолюций следующее постановление съезда: «4) По вопросу о хранящихся египетских памятниках в музеях правительственных, неегиптологических, признать желательным присоединение их к более крупной египтологической коллекции»[37]. Бороздин констатировал, что положение Музея-института Классического Востока «катастрофично», т. к. помимо отсутствия отопления ему угрожает выселение из стен Исторического музея[38]. Поэтому в постановлениях съезда прозвучало ходатайство к Российскому Историческому музею о временном сохранении коллекции в его стенах[39]. История эта закончилась лишь в 1924 г., когда коллекция Музея-института Классического Востока поступила в Музей изящных искусств.

20 августа съезд в полном составе принял участие в торжественном заседании различных ученых учреждений, посвященном столетнему юбилею дешифровки иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном. Председательствующий И. Н. Бороздин во вступительном слове охарактеризовал значение открытия и выразил надежду, что настоящий юбилей, являясь общим праздником всего культурного человечества, послужит толчком к восстановлению нарушенного сотрудничества культурных наций мира на почве научного творчества[40]. В повестке было два научных доклада: И. Г. Франк-Каменецкого под заглавием «Дешифровка иероглифов и успехи египтологии в Западной Европе»[41] и Т. Н. Бороздиной-Козьминой «Египтология в России»[42].

В завершение сопредседатель В. В. Струве озвучил постановления съезда:

1) обратить внимание правительства на необходимость принятия срочных мер для ремонта и отопления музейных зданий, в которых хранятся египетские памятники;

2) изыскать средства к скорейшему и полнейшему опубликованию литературного наследия покойного академика Б. А. Тураева;

3) приступить к возобновлению издания «Культурно-исторических памятников древнего Востока», выходившего под редакцией Б. А. Тураева;

4) принять все меры к скорейшему опубликованию уже подготовленных описаний египетских памятников петроградского Эрмитажа и московского Музея изящных искусств, для чего обратиться к содействию Академии наук, Академии истории материальной культуры и других научных учреждений;

5) озаботиться подготовкой к печати и изданиям уже подготовленных учебников по различным отраслям египтологии и приступить к выработке плана и предварительной разработке материала для издания в будущем коллективного труда учебного характера, содержащего энциклопедическую сводку египтологических дисциплин соответственно нынешнему уровню науки;

6) организовать объединение русских египтологов при Всероссийской научной ассоциации востоковедения с двумя отделениями: в Петрограде (председатель В. В. Струве, секретарь Н. Д. Флиттнер) и в Москве (председатель И. Г. Франк-Каменецкий, секретарь Т. Н. Бороздина); оба отделения вместе образуют Бюро русских египтологов, на которое возложено конкретное осуществление постановлений съезда, установление и поддержание связи с западноевропейскими египтологами, подготовка и созыв следующего съезда через два года в Петрограде[43].

Несмотря на сложное время, очень многое из постановлений было реализовано. Так, летом 1923 г. в Музее изящных искусств, который с осени 1917 г. не отапливался, начался капитальный ремонт[44]. Удалось издать сразу несколько работ Б. А. Тураева. Еще в 1922 г. вышла в свет его книга «Древний Египет». В конце 1924 г. В. В. Струве и Н. Д. Флиттнер удалось издать подготовленное Тураевым к печати новое, дополненное издание его «Классического Востока», снабдив его кратким, но ценным по содержательности и честности предисловием (вышел только т. I). Благодаря И. Ю. Крачковскому и с его предисловием выходит историографический очерк Тураева «Русская наука о Древнем Востоке до 1917 года» (Л., 1927). Наконец, под ред. В. В. Струве и И. Л. Снегирева появилась эпохальная «История Древнего Востока» в двух томах (Л., 1935) и «Абиссинские хроники XIV–XVI вв.» под ред. И. Ю. Крачковского (М.; Л., 1936). Правда, возобновить издание «Культурно-исторических памятников древнего Востока» не получилось.

В 1920–1930-х гг. публикуются многочисленные статьи, посвященные памятникам египетских собраний Эрмитажа и Музея изящных искусств[45]. Но учебные пособия и справочные издания по египтологии, к сожалению, так и не вышли, если не считать переводной «Египетской грамматики» А. Эрмана[46].

Что касается последнего пункта о создании Бюро русских египтологов, то, несомненно, потребность профессионального общения тогда ощущалась особенно остро. Первая мировая война и последовавшие за ней революция и Гражданская война разорвали привычные научные связи не только с иностранными коллегами, но даже внутри страны. И. Г. Франк-Каменецкий так писал в своей заметке о съезде: «Принимая во внимание незначительное количество активных участников съезда, нельзя не отметить разнообразие представленного научного материала, давшего повод к оживленному обмену мнений по ряду основных вопросов, касающихся почти всех отраслей египтологии: филологии, истории, археологии, искусства, религии и условий музейной работы. <...> Обсуждение деловых вопросов обнаружило как разнообразие научных интересов, так и полную готовность участников съезда к согласованной, взаимно дополняющей работе и общее стремление к объединению вокруг славной памяти основателя русской египтологической школы покойного академика Б. А. Тураева»[47]. Но несмотря на заявленное желание совместной работы, о деятельности Бюро русских египтологов нам ничего не известно. Запланированный на 1924 г. II съезд не состоялся. Египтологическое сообщество в итоге оформилось чуть позже, в 1927 г., когда был организован Египтологический кружок при Ленинградском государственном университете. В него вошли не только ленинградские ученые и студенты, но и их коллеги из Москвы и Одессы[48]. Возглавляли кружок уже представители следующего поколения египтологов — М. Э. Матье и И. М. Лурье.

Упоминание о Бюро русских египтологов удалось обнаружить только в одном документе — письме Натальи Давыдовны Флиттнер к главе «Берлинской школы», немецкому египтологу профессору Адольфу Эрману, от 8 ноября 1922 г.[49] Это письмо стало доступно в 2021 г. благодаря цифровизации архива немецкого ученого[50]. До Первой мировой войны многие студенты Б. А. Тураева, в том числе и Н. Д. Флиттнер, а еще раньше и он сам, проходили стажировку в Берлинском университете у А. Эрмана, одного из самых известных египтологов того времени. В 1921 г., уже после смерти Б. А. Тураева, В. В. Струве, Ф. Ф. Гесс[51], Н. Д. Флиттнер и И. Г. Франк-Каменецкий начинают переписку с А. Эрманом и другими берлинскими коллегами для «установления и поддержания связи с западноевропейскими египтологами»[52]. Эрман, по всей видимости, с симпатией относился к Тураеву и его ученикам и, желая помочь, присылал много научной литературы, в частности свой «Карманный словарь египетского языка»[53]. В начале 1920-х гг. даже были планы послать учиться кого-нибудь из петроградских студентов в Берлин[54].

Как раз в письме от 8 ноября 1922 г. Н. Д. Флиттнер сообщает А. Эрману о праздновании в России 100-летнего юбилея дешифровки иероглифов, причем пишет она именно в качестве секретаря Бюро египтологов в России[55]. В завершение статьи приведем текст этого письма, посвященный торжественной дате: «А теперь позвольте мне рассказать Вам, над чем сейчас мы работаем в России. Потому что, несмотря на тяжелые времена, мы очень много трудимся. И мы должны так делать, потому что нас осталось очень мало. Совсем недавно нас постигла еще одна потеря: меньше двух месяцев назад умер от сыпного тифа молодой г-н Гесс, самый младший ученик профессора Тураева. 27 сентября мы праздновали 100-летие дешифровки Шампольона, г-н Гесс должен был читать доклад о египтологии в России, но 25 сентября мы похоронили бедного “маленького Гесса”, а его доклад читал г-н Шмидт, тоже один из самых юных студентов Тураева. Г-н Струве прочитал доклад о дешифровке, г-н Франк-Каменецкий рассказал о египтологии в Западной Европе, мой доклад был посвящен “жизни и творчеству Шампольона”. Заседание проходило в Академии наук в переполненном зале. У нас растет интерес к египтологии, это мы замечаем и на наших университетских занятиях. Г-н Струве читает “Историю Древнего Востока”, а также ведет нашу старейшую группу по иератике. У меня археология, история искусства и начинающие по египетскому языку. Кроме того, много работы в Эрмитаже, так что мы действительно очень заняты. В Эрмитаже мы планируем опубликовать наши коллекции. — Во-первых, г-н Струве собирается [издать] стелы, а я — большую коллекцию скарабеев и печатей. К тому же есть еще Московское собрание и несколько частных собраний, так что я, возможно, смогу подготовить Corpus Scarabeorum русских собраний. Когда он будет напечатан, конечно, еще большой вопрос[56].

В августе у нас состоялся первый Египтологический съезд в Москве. “Съезд” — это, вероятно, слишком громко сказано, если учитывать, что нас так мало, но при больших расстояниях в России и многочисленных трудностях с перепиской, нам нужно было когда-то встретиться лично. Съезд длился 4 дня. Были прочитаны доклады г-на Струве, г-на Франк-Каменецкого, г-на Баллода, г-жи Козьминой-Бороздиной и мой. Мы решили встречаться раз в два года, но, чтобы постоянно находиться на связи друг с другом и с заграницей, мы избрали постоянное Бюро в составе 4 членов, двоих из Москвы и двоих из Петербурга. Председатель г-н Струве в Петербурге, я — секретарь. Прежде всего, было решено как можно скорее опубликовать памятники из российских собраний, чтобы сделать их доступными для всех; при этом издания должны быть не только на русском языке, но и на одном из европейских (мои скарабеи появятся на немецком языке). Во-вторых, будет опубликована научно-популярная серия, примерно как выпуски “Der Alte Orient” (“Древнего Востока”)[57], поскольку интерес к нашей науке быстро растет. В-третьих, предполагается серия пособий. Я надеюсь, что тоже смогу напечатать пару работ. Вначале по Древнему Египту, по теме, которую Вы, глубокоуважаемый профессор, некогда рекомендовали. Вы видите, насколько я осталась верна Вашим советам»[58].

В сентябре 2022 г. отечественные египтологи отметили 200-летие своей науки торжественными заседаниями в Государственном Эрмитаже ‒ Отдел Востока совместно с кафедрой истории Древнего Востока Восточного факультета СПбГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории древнего мира Исторического факультета) и РГГУ, но назвать свою конференцию съездом никому не пришло в голову. Однако авторы данной статьи сделали совместный доклад, посвященный Первому Всероссийскому съезду египтологов, отметившему столетний юбилей. К 2022 г. были также подготовлены две большие выставки: «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ им. А. С. Пушкина и «Египтомания» в Государственном Эрмитаже.

 

Список литературы

  1. Анохина Е. А., Томашевич О. В. Музей Изящных Искусств в Москве после Октябрьской революции в переписке Б. А. Тураева и Т. Н. Бороздиной (1917–1919 гг.) // Шаги. 2021. T. 7. № 4. С. 80‒102.
  2. Анохина Е. А., Томашевич О. В. «Вы подготовили меня на Голенищевскую коллекцию»: Т. Н. Бороздина — ученица проф. Б. А. Тураева // Диалог со временем. 2022. № 78. С. 357‒372.
  3. Берлев О. Д. Становление египтологии // История отечественного востоковедения до середины XIX века / ред.: Г. Ф. Ким, П. М. Шаститко. М.: Восточная литература, 1990. С. 229‒237.
  4. Берлев О. Д. Египтология // История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года / ред.: А. А. Вигасин, А. Н. Хохлов, П. М. Шаститко. М.: Восточная литература, 1997. С. 434‒459.
  5. Большаков А. О. Ленинградский египтологический кружок: у истоков советской египтологии // Культурно-антропологические исследования. 2012. № 2. С. 5‒10.
  6. Большаков А. О. Ленинградский Египтологический кружок: полгода предыстории // Aegyptiaca Rossica. 2014. № 2. С. 48‒120.
  7. Бороздин И. Н. Первый Всероссийский С’езд египтологов (Предварительный отчет) // Новый Восток. 1922. № 2. С. 543‒551.
  8. Бороздина П. А. Жизнь и судьба профессора Ильи Николаевича Бороздина. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 2000.
  9. Бороздина-Козьмина Т. Н. Посмертные работы акад. Б. А. Тураева // Жизнь. 1922. № 3. С. 101‒112.
  10. Бороздина-Козьмина Т. Н. Развитие египтологии в России // Новый Восток. 1923. № 3. С. 342‒361.
  11. Бороздина-Козьмина Т. Н. Глиняные сосуды и чаши архаического Египта // Памятники ГМИИ. 1926. Т. 5. С. 7‒21.
  12. Древний Восток. Ч. 1. Восток / под ред. Б. А. Тураева, И. Н. Бороздина. М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1915.
  13. Крачковский И. Ю. Востоковедение в Петроградском Университете; Классический Восток в научных учреждениях Москвы // Восток. Журнал. Книга первая. Пг., 1922. С. 108‒111.
  14. Лурье И. Г., Матье М. Э. Ostracon No. 4478 des Museums für schöne Künste in Moskau // Сборник египтологического кружка при ЛГУ. 1929. № 2. С. 28‒31.
  15. Томашевич О. В. Т. Н. Бороздина-Козьмина — ученица и наследница дела Б. А. Тураева в Музее изящных искусств // Памятники и люди / сост. В. Я. Гельман и др. М.: Восточная литература, 2003. С. 122–140.
  16. Томашевич О. В. И было его жития 51 год... Биографический очерк // Тураев Б. А. Древний Египет. М.: Высшая школа, 2007. С. 414‒487.
  17. Томашевич О. В. Классический период в развитии египтологии 1884‒1939 // Историография истории древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. Т. 1‒2. М.: Высшая школа, 2008. Т. 1. С. 36‒79.
  18. Томашевич О. В., Анохина Е. А. О попытке В. М. Викентьева создать музей-институт нового типа (по архивным материалам) // Scripta Antiqua. 2022. Т. 10. С. 401‒449.
  19. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 1‒2. Л.: Соцэкгиз, 1936.
  20. Флиттнер Н. Д. Египетские цилиндры собрания В. С. Голенищева (сообщение на I Всероссийском съезде египтологов в августе 1922 г.) // Известия Российской академии материальной культуры. 1924. Т. 3. C. 245‒256.
  21. Флиттнер Н. Д. Эрмитажная Цилиндрическая печать Пиопи I // Сборник Эрмитажа. 1926. Т. 3. С. 8‒12.
  22. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Междуречья и соседних стран. Л.; М.: Искусство, 1958.
  23. Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в фиванский период. М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1917.
  24. Франк-Каменецкий И. Г. Как научились читать египетские письмена. М.: Издание Всероссийской Научной Ассоциации Востоковедения при Народном Комиссариате по делам Национальностей, 1922.
  25. Франк-Каменецкий И. Г. Первый съезд русских египтологов // Восток. Книга вторая. М.; Петербург, 1923. С. 126‒130.
  26. Франк-Каменецкий И. Г. Гениальное открытие Шампольона // Новый Восток. 1923. № 2. С. 456‒493.
  27. Ходжаш С. И. Древнеегипетские скарабеи: каталог печатей и скарабеев из музеев России, Украины, Кавказа и Прибалтики. М.: Восточная литература, 1999.
  28. Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите / пер., ред. и коммент. И. Г. Лившица. Л.: Наука, 1950.
  29. Эрман Э. Египетская грамматика. Л.: СЕК, 1930 (пер. с нем. Н. Д. Флиттнер).
  30. Bolshakov A. O., Quirke S. The Middle Kingdom Stelae in the Hermitage. Utrecht; P., 1999.
  31. Struve W. W. Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der schönen Künste in Moskau. Berlin, 1930.

 

[1] Подробнее о становлении египтологии в России см.: Берлев О. Д. Становление египтологии // История отечественного востоковедения до середины XIX века / ред.: Г. Ф. Ким, П. М. Шаститко. М., 1990. С. 229–237; Он же. Египтология // История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года / ред.: А. А. Вигасин, А. Н. Хохлов, П. М. Шаститко. М., 1997. С. 434–459; Томашевич О. В. Классический период в развитии египтологии 1884–1939 // Историография истории древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. Т. 1–2. М., 2008. Т. 1. С. 36–79, особенно 74–79.

[2] См. о нем подробно: Томашевич О. В. И было его жития 51 год... Биографический очерк // Тураев Б. А. Древний Египет. М., 2007. С. 414–487.

[3] Так завершается статья И. Г. Франк-Каменецкого: Франк-Каменецкий И. Г. Первый съезд русских египтологов // Восток. Кн. 2. М.; Пг., 1923. С. 130.

[4] См.: Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 1–2. Л., 1936.

[5] Скорее всего, Т. Н. Бороздина (в замужестве Бороздина-Козьмина) увлеклась египтологией вслед за старшим братом; она училась на Высших женских курсах у Б. А. Тураева и с 1912 г. работала в Музее изящных искусств, где стала его главной помощницей (см.: Томашевич О. В. Т. Н. Бороздина-Козьмина — ученица и наследница дела Б. А. Тураева в Музее изящных искусств // Памятники и люди / сост. В. Я. Гельман и др. М., 2003. С. 122–140; Анохина Е. А., Томашевич О. В. «Вы подготовили меня на Голенищевскую коллекцию»: Т. Н. Бороздина — ученица проф. Б. А. Тураева // Диалог со временем. 2022. № 78. С. 357–372).

[6] О И. Н. Бороздине см.: Бороздина П. А. Жизнь и судьба профессора Ильи Николаевича Бороздина. Воронеж, 2000; Селиванова О. В. Мастера российской историографии: Илья Николаевич Бороздин // Исторический архив. 2014. № 6. С. 56–72.

[7] Например, вместе они редактировали сборник переводов наиболее характерных древневосточных источников, предназначенный прежде всего для широкой публики: Древний Восток. Ч. 1. Восток / под ред. Б. А. Тураева, И. Н. Бороздина. М., 1915.

[8] Трутовский Владимир Константинович (1862–1932) — востоковед, нумизмат и музейный работник. С 1921 по 1924 г. был проректором Института востоковедения, почти одновременно, в 1922–1930 гг., являлся профессором археологического отделения МГУ.

[9] Израиль Григорьевич Франк-Каменецкий (1880–1937) — выдающийся филолог, египтолог и библеист. С 1919 г. профессор Иркутского (1918–1921), Московского (1921–1923) и Ленинградского (1928–1937) университетов.

[10] О Н. Н. Хлебниковой ничего не удалось найти.

[11] Василий Васильевич Струве (1889–1965) — египтолог, востоковед, основатель советской школы Древнего Востока.

[12] Конечно, «египтологической» можно было считать только кафедру Б. А. Тураева в Петербургском университете (хотя и она являлась кафедрой истории Древнего Востока, а не только Древнего Египта); остальные представлены отдельными специалистами (Саратов был представлен Ф. В. Баллодом, Пермь — А. В. Шмидтом. О них см. примеч. 27 и 22).

[13] Бороздин И. Н. Первый Всероссийский С’езд египтологов (Предварительный отчет) // Новый Восток. 1922. №. 2. С. 543.

[14] См.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 543–551; Франк-Каменецкий И. Г. Указ. соч. С. 126–130. И. Г. Франк-Каменецкий больше сосредоточен на изложении содержания докладов съезда (к сожалению, не отмечено, давали ли их авторы ему какие-либо тезисы или доклады конспектировали секретари). Отчет И. Н. Бороздина предоставляет более детальную информацию о съезде. Архивные документы об организации Съезда, хранящиеся в Отделе рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина, опубликованы в изд.: Памятники и люди / сост. В. Я. Гельман и др. М., 2003. С. 352–355.

[15] И. Н. Бороздин называет точной датой 27 сентября (см.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 548). Подробнее об истории открытия Ж.-Ф. Шампольона см.: Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите / пер., ред. и коммент. И. Г. Лившица. Л., 1950.

[16] Уничтожение в 1919 г. факультета восточных языков Петербургского университета при создании факультета общественных наук вызвало к жизни разные учреждения и ассоциации, целью которых было сохранение традиций преподавания науки о Востоке. Напр., Центральный институт востоковедения возник на основе Института живых восточных языков, программа которого включала и курс истории Древнего Востока (см.: Крачковский И. Ю. Востоковедение в Петроградском Университете; Классический Восток в научных учреждениях Москвы // Восток. Книга первая. Пг., 1922. С. 108–111).

[17] Абдулла Тухватуллович Гисматуллин (1883–1938) — ученый-востоковед, научный сотрудник Наркомнаца, член Совета национальностей ВЦИК, с осени 1920 г. политический комиссар/ректор Института востоковедения и руководитель Института живых восточных языков в Петрограде.

[18] Владимир Георгиевич Гиацинтов (1858–1933) — искусствовед, профессор истории искусств в Московском университете, и.о. директора Музея изящных искусств (1921–1923).

[19] Николай Сергеевич Щербатов (1953–1929) — историк и археолог, с 1909 г. товарищ председателя Исторического музея в Москве.

[20] Владимир Михайлович Викентьев (1882–1960) — египтолог, основатель и руководитель Музея-института Классического Востока (1918–1924), затем профессор Каирского университета.

[21] Наталья Давыдовна Флиттнер (1879–1957) — египтолог и специалист по переднеазиатскому искусству, ученица Б. А. Тураева; сотрудница Государственного Эрмитажа, читала лекции в Петроградском/Ленинградском университете и Академии художеств с 1919 г., с 1940 г. — профессор.

[22] Алексей Викторович Шмидт (1894–1935) — египтолог, востоковед, археолог. Ученик Б. А. Тураева и В. В. Струве. В 1917–1923 гг. жил и работал в Перми.

[23] См.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 544.

[24] У И. Г. Франк-Каменецкого именно «словарник» (Франк-Каменецкий И. Г. Указ. соч. С. 126), а у И. Н. Бороздина — «словарик» (Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 544).

[25] См.: Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в фиванский период. М., 1917.

[26] См.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 547. Ныне эта фотография хранится в фонде И. Н. Бороздина в Архиве РАН.

[27] Франц Владимирович Баллод (Францис Александр Баллодис) (1882–1947) — российско-латышский археолог, египтолог, специалист по восточному искусству. В 1924 г. Баллод эмигрировал в Латвию, где был деканом философско-филологического факультета университета в Риге, а в 1940 г. — в Швецию.

[28] В дискуссии участвовали семь специалистов (см.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 545).

[29] Работа будет опубликована: Флиттнер Н. Д. Египетские цилиндры собрания В. С. Голенищева (сообщение на I Всероссийском съезде египтологов в августе 1922 г.) // Известия Российской академии материальной культуры. Л., 1924. Т. 3. C. 245–256.

[30] Алексей Алексеевич Захаров (1884–1937) — историк, археолог, сотрудник Государственного исторического музея; преподавал в Московском университете.

[31] Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 546.

[32] Там же; Памятники и люди... С. 353.

[33] Об этом см.: Анохина Е. А., Томашевич О. В. Музей Изящных Искусств в Москве после Октябрьской революции в переписке Б. А. Тураева и Т. Н. Бороздиной (1917–1919 гг.) // Шаги. 2021. T. 7. № 4. С. 80–102.

[34] И. Г. Франк-Каменецкий в своем обзоре вообще ни разу не упоминает фамилию Викентьева.

[35] Подробнее об этом см.: Томашевич О. В., Анохина Е. А. О попытке В. М. Викентьева создать музей-институт нового типа (по архивным материалам) // Scripta Antiqua. 2022. Т. 10. С. 401–449.

[36] Памятники и люди... С. 357–358.

[37] Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 550.

[38] См.: Там же. С. 546.

[39] Cм.: Там же. С. 550.

[40] Получить представление об этой бравурной речи можно благодаря отчету самого И. Н. Бороздина (см.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 549–550). Почему-то он, в частности, заявил, что не только Б. А. Тураев (1868–1920), но и В. С. Голенищев (1856–1949) не дожил до юбилея «своей славной науки».

[41] Доклад ляжет в основу его работы: Франк-Каменецкий И. Г. Как научились читать египетские письмена. М., 1922. Это описание доклада сделано самим И. Г. Франк-Каменецким (Он же. Первый съезд... С. 129–130). Доклад был опубликован позднее в журнале «Новый Восток» (Он же. Гениальное открытие Шампольона // Новый Восток. 1923. № 2. С. 456–493).

[42] В отчете И. Н. Бороздина есть пункт резолюции, опущенный И. Г. Франк-Каменецким: «Съезд также постановил: “Признать крайне желательным скорейшее издание биографии Б. А. Тураева. Составление ее поручить его ближайшей ученице Т. Н. Бороздиной-Козьминой”» (Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 551). Этой работе не суждено было увидеть свет, но появились другие: Бороздина-Козьмина Т. Н. Посмертные работы акад. Б. А. Тураева // Жизнь. 1922. № 3. С. 101–112; Она же. Развитие египтологии в России // Новый Восток. 1923. № 3. С. 342–361.

[43] Так у И. Г. Франк-Каменецкого (см.: Франк-Каменецкий И. Г. Первый съезд... С. 129). У И. Н. Бороздина опять подробнее: есть еще одна любопытная резолюция: «Заслушав сообщение о новых находках египетских древностей на территории России, съезд признает крайне ценным опубликование общей сводки означенных памятников, а кроме того, сосредоточение таких памятников в центральных музеях» (Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 550). К сожалению, не указано, кто сделал это сообщение о находках.

[44] Об этой ситуации см.: Анохина Е. А., Томашевич О. В. Музей изящных искусств...

[45] См., напр.: Флиттнер Н. Д. Египетские цилиндры...; Она же. Эрмитажная Цилиндрическая печать Пиопи I // Сборник Эрмитажа. Л., 1926. С. 8–12; Бороздина-Козьмина Т. Н. Глиняные сосуды и чаши архаического Египта // Памятники ГМИИ. М., 1926. Т. 5. С. 7–21; Лурье И. Г., Матье М. Э. Ostracon No. 4478 des Museums für schöne Künste in Moskau // Сборник египтологического кружка при ЛГУ. 1929. № 2. С. 28–31; Struve W. W. Mathematischer Papyrus des staatlichen Museums der schönen Künste in Moskau. Berlin, 1930.

[46] Эрман Э. Египетская грамматика. Л., 1930 (пер. с нем. Н. Д. Флиттнер).

[47] Франк-Каменецкий И. Г. Указ. соч. С. 129.

[48] О Египтологическом кружке см.: Большаков А. О. Ленинградский египтологический кружок: у истоков советской египтологии // Культурно-антропологические исследования. 2012. № 2. С. 5‒10; Он же. Ленинградский Египтологический кружок: полгода предыстории // Aegyptiaca Rossica. 2014. № 2. С. 48‒120.

[49] Staats- und Universitätsbibliothek Bremen, Nachlass Adolf Erman. URL: https://brema.suub.uni-bremen.de/erman/content/titleinfo/2277954 (дата обращения: 24.10.2022).

[50] Nachlass Adolf Erman, Staats- und Universitätsbibliothek Bremen. URL: https://brema.suub.uni-bremen.de/erman (дата обращения: 24.10.2022).

[51] Федор Федорович Гесс (1895‒1922), ученик профессора Бориса Александровича Тураева; преподавал в Петроградском университете.

[52] По крайней мере, известно о переписке с Г. Шефером, см. письмо Г. Шефера к А. Эрману от 10.08.2021: Nachlass Adolf Erman, Staats- und Universitätsbibliothek Bremen. URL: https://brema.suub.uni-bremen.de/erman/content/titleinfo/2329059 (дата обращения: 24.10.2022).

[53] Erman A., Grapow H. Aegyptisches Handwörterbuch. Berlin, 1921.

[54] См. письмо Г. Шефера к А. Эрману от 10.08.2021: Nachlass Adolf Erman, Staats- und Universitätsbibliothek Bremen. URL: https://brema.suub.uni-bremen.de/erman/content/titleinfo/2329059 (дата обращения: 24.10.2022).

[55] «Я буду всегда с большим удовольствием исполнять свои обязанности секретаря Постоянного бюро египтологов в России и посылать в Германию сообщения, необходимые публикации и т. д., особенно нашему общему главному Учителю и Мастеру» (Es wird mir immer eine grosse Freude sein, meine Pflicht als Sekrätär des beständigen Ägyptologen-Bureau in Russland zu erfüllen und Nachrichten gewünschte Publikationen etc. nach Deutschland zu senden, besonders an die Adresse unseres allgemeinen Lehreres und Meisters) (Staats- und Universitätsbibliothek Bremen, Nachlass Adolf Erman. URL: https://brema.suub.uni-bremen.de/erman/content/titleinfo/2277954) (дата обращения: 24.10.2022).

[56] Увы, этим планам не суждено было сбыться. Каталог древнеегипетских стел эпохи Среднего царства из коллекции Государственного Эрмитажа был опубликован только в конце XX века (Bolshakov A. O., Quirke S. The Middle Kingdom Stelae in the Hermitage. Utrecht; P., 1999). Н. Д. Флиттнер опубликовала лишь отдельные статьи, посвященные древнеегипетским скарабеям и печатям (напр., Флиттнер Н. Д. Египетские цилиндры...; Она же. Эрмитажная Цилиндрическая печать...). Похоже, не желая конкуренции с очень активной и политически грамотной М. Э. Матье, она постепенно переключается на другую тему, результатом работы над которой будет фундаментальная монография «Культура и искусство Междуречья и соседних стран» (Л.; М., 1958). “Corpus Scarabeorum” удалось издать заведующей Отделом Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина С. И. Ходжаш: Ходжаш С. И. Древнеегипетские скарабеи: каталог печатей и скарабеев из музеев России, Украины, Кавказа и Прибалтики. М., 1999.

[57] Серийное издание, выпускавшееся в Лейпциге.

[58] Staats- und Universitätsbibliothek Bremen, Nachlass Adolf Erman. URL: https://brema.suub.uni-bremen.de/erman/content/titleinfo/2277954 (дата обращения: 24.10.2022). Перевод с нем.

 

Источник: Томашевич О. В., Анохина Е. А. Первый Всероссийский съезд египтологов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 110. С. 136-151. DOI: 10.15382/sturII2023110.136-151

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9