Описание коллекции рукописей школы прп. Паисия Величковского в Рыльском монастыре
Библиотека Иоанновского Рыльского монастыря в Болгарии содержит большую коллекцию манускриптов на церковнославянском и греческом языках, созданных с XI по XIX в. В конце XVIII – начале XIX века, после кончины св. Паисия (Величковского), на родину возвращались его ученики болгарского происхождения, принося с собой ценные манускрипты, изготовленные в Нямце.
Статья

Тут можно упомянуть, например, иеромонаха Феофана, Спиридона Габровца. Но и другие переписчики Паисиевского скриптория, путешествуя по святым местам, проживали в Болгарии. Так коллекция монастыря пополнилась значительным количеством уникальных текстов школы св. Паисия. Здесь имеются ценные копии переводов, сделанных при жизни старца писцами Климентом, Платоном, Митрофаном, Николаем, Иоанникием, Павлом, Антонием, Симеоном (Садофом Ивковичем). Отметим, что помимо собственных переводов св. Паисия, в коллекции монастыря присутствуют и церковнославянские переводы отцов Онория и Дорофея. Интересен также автограф начальника Поляномерульской обители Агафона, одного из адресатов писем св. Паисия. Уникален экземпляр славянского варианта письма Афанасию Молдаванину, написанного старцем в афонский период. В связи с тем, что этот труд большей частью производился удаленно, с помощью предоставленных монастырем электронных копий, данное описание более ориентированно на содержание рукописей и не предполагает характеристики водяных знаков[1].

 

3/16

Нач. XIX в.

Нила Синайского поучения с прибавлением.

4о. 22х15,5. 112 л. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Писцы мон. Иоанникий, мон. Павел.

Первый припереплетный лист в начале и два в конце без текста. На полях имеются многочисленные сноски, иногда в рамках. Заголовки глав киноварью в колонтитулах, пронумеровано писцом буквенной цифирью. Внизу страниц пропечатана поздняя нумерация. Переплет картон в коже с тиснением. Немного порчен жучком.

Украшения

Заголовки глав и инициалы киноварные.

На л. 1 заставка цветная растительного орнамента. Заголовок вязью. Инициал на л. 1 цветной, имеет орнаментальное украшение. На л. 54 (56) заставка цветная растительного орнамента. Инициалы в начале глав имеют орнаментальные украшения. На л. 53 (55), 66 (68), 75 (77), 95 (97) изящные концовки киноварью.

Записи

На л. 1 вертикальная запись: «в кожу».

Содержание

л. 1. Нила Синайского слова (1-75). «Иже во святых отца нашего Нила слово постническо».

Нач.: «Любомудрствовати потщашася убо и от еллин мнози, и от иудей не мали…»

л. 54 (56). Нила Синайского главы (1-19). «Тогожде преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нила Синайскаго о осми дусех лукавствия. Глава 1. О чревобесии».

Нач.: «Начало плодоносия цвет, и начало деятелныя /добродетели/ воздержание…»

л. 67 (69). Нила Синайского главы (1-4). «Тогожде преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нила Синайскаго слово к Евлогию иноку о сопротивных добродетелем злобах. Глава 1».

Нач.: «Нуждно непщую и сопротивныя добродетелем злобы вкратце подучинити твоему трудолюбию…»

л. 70 об. (72 об.). Нила Синайского главы (1-25). «Тогожде преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нила Синайскаго духовни совети по алфавиту».

Нач.: «Безместно есть гонящему чести бегати трудов, имиже бывают чести…»

л. 71 об. (73 об.). Нила Синайского главы (1-26). «Тогожде ини совети».

Нач.: «Начало любве есть непщевание славы…»

л. 72 об. (74 об.). Нила Синайского поучение. «Тогожде во святых отца нашего Нила наказания ко иноком».

Нач.: «Невоздержание брашен, пресецает пост…»

л. 76 (78). Нила Постника главы (1–153). «Преподобнаго отца нашего Нила Постника предисловие 153 глав о молитве».

Нач.: «Огнем жегома мя пламенем нечистых страстей, обычнее исцелил еси прикоснутием боголюбезных твоих писаний…»

л. 96 (98). Свт. Феодорита Кирского поучение. «Блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго слово о божественней и святей любви».

Нач.: «Какови убо суть подвижницы добродетели…»

 

3/17

1804 г.

Книга о четырех последних.

4о. 23х18. 163 л. Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков: I – (л. 1-106 об., 162-162 об.), II – ( л. 107-161) схим. Климент. Два припереплетных листа в начале и два в конце без текста. Нумерация поздняя, печатная. Названия и номера глав чернилами в колонтитулах. Имеется много исправлений, на полях сноски, некоторые в фигурных рамках. Переплет картон в коже с тиснением.

Украшения

Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. В конце некоторых глав простые концовки чернилами.

Записи

На л. I об. Запись писца: «Сия душеполезна и спасителна книга переведеся с греческаго простаго языка на словенский язык, честным отцем и архимандритом и старцем бывшаго святой обители Нямецкия и Секулския Дорофеем. Книга первая или часть первая, совершися переводом 1804 году априллия 20. Вторая же часть и третия и четвертая, обретеся славенская, но недостаточна против греческой, якоже в главах тако и при конце глав деяния не обретошася». Там же ниже, другой рукой, владельческая запись: «Сие книга на хацу Онуфриа». На внутренней стороне задней крышки переплета записи нравоучительного характера, владельческая запись: «Савва монах непотребный».

Содержание

л. I. Заголовок «Дверь покаяния сиречь книга умилителна и душеполезна объемлюща четыре последняя человека, смерть, суд, ад, и рай. От нихже бывает дивное преображение ветхаго человека, и новаго рождение».

л. 1. Предисловие. «Любочитателеви».

Нач.: «Изречение есть Духа Святаго, написано великою тростию величайшаго апостолов Павла…»

л. 4. Предисловие (второе). «К читателю. Ветхаго убо ради человека, возбранение новаго же ради, наказание помяни, яко вси умираем».

Нач.: «Яко да (новым речением) будеши от ветхаго человек новый, да будут написана глубоко в душе твоей…»

л. 9. Предисловие (третье). «Предисловие о смерти».

Нач.: «Мнози списатели поведают, яко древних афинеев толь роскошна бяху ушеса…»

л. 11. Книга первая (о смерти). «Глава 1. Новаго человека рождение, бываемо от внимательнаго размышления о смерти».

Нач.: «Имже образом ветхий человек родится из утробы, тако и новый из гроба…»

л. 46. Предисловие (о суде). «Предисловие о страшном суде».

Нач.: «Ничтоже есть ко спасению человеческому полезнейше…»

л. 48. Книга вторая (о суде). «Глава 1. Возбуждается ветхий человек гласом трубы последния, зовущия его на судище».

Нач.: «Ничимже тако скорее и удобнее ветхий человек возбудитися может…»

л. 84. Предисловие (об аде). «Предисловие о аде. Человек ветхий да снидет размышлением к преисподним».

Нач.: «Еже иногда бяше царствующаго пророка усердное желание…»

л. 80. Книга третья (об аде). «Глава 1. Место и содружество осужденных со бесы. И еже блюстися бесовския гордости».

Нач.: «Ад есть, страна смерти, царство диаволе, егоже врата суть отчаяние…»

л. 107. Предисловие (о царстве небесном). «Предисловие о небеси».

Нач.: «Доселе обхождахом и обглядахом черная оная и ужасная змиев жилища…»

л. 108. Книга четвертая (о царстве небесном). «Глава 1. О небеси. Человек верою и деланием христовых заповедей превозшедши земныя тесноты».

Нач.: «В сем первом слове изволих тебе прежде безсмертныя небесныя славы отверзти сокровища…»

Л. 162. «Канон на разлучение души от тела» (неокончен).

«Чин бываемый на разлучение души от тела внегда человек долго страждет…

Бога молити милостива быти мне. Слава…»

 

3/18

Нач. XIX в.

Симеон Нового Богослова. 24 главы.

4о. 22х17,5 172 л. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. В начале и в конце два листа без текста. Нумерация печатная, имеется буквенная нумерация писца. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. На полях многочисленные сноски рукою писца. Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные, некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 1, 5 цветные заставки растительного орнамента. Инициал на л. 5 цветной, имеет орнаментальные украшения. Концовки в конце глав концовки чернилами.

Записи

На л. III об. владельческая запись: «Сие книга на хаци Онуфриа 1870 ле(та)».

На внутренней стороне задней крышки переплета запись: «Купина за гроша 150 Савва монах многогрешный», на л. 173 повторена владельческая запись: «Сие книга на грешнаго отеце хаци Онуфриа мунаха, Рилца». На л. 5 на правом поле запись писца в фигурной рамке: «В греч(еской) книзе вторыя книги сие слово есть 25-е, от неяже вновь и переведеся».

Содержание

л. 1. Оглавление «Оглавление книги сея Симеона Новаго Богослова».

л. 5 (1). Симеона Нового Богослова слова (1-24). «Преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова игумена бывшаго ограды святаго Маманта, словеса зело полезна о началожительстве списанна».

Нач.: «Братия и отцы, всяк человек, мира и яже в мире всех отрекийся, и ко иноческаго жития подвигу притек…»

л. 168 (163 об.). Никифора монаха поучение. «Слово о хранении сердца…»

Нач.: «Елицы великолепное Спаса нашего Иисуса Христа божественное светоявление…»

 

3/20

1783 г.

Исаак Сирин, прп. Слова постнические. 1-я редакция перевода.

4о. 24,5х18. 387 л. Полуустав одного почерка. Писец – монах Антоний.

Два листа в начале и четыре в конце без нумерации без текста. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав чернилами и киноварью в колонтитулах. На полях имеются сноски. Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. На л. I цветная красочная рамка с текстом во весь лист. На лл. I об., 362 об. во весь лист цветная заставка растительного орнамента с изображением креста. На л. 28 об. цветное изображение св. Исаака Сирина в рамке во всю страницу, авторства мон. Фалассия. На л. 362 текст взят в цветную рамку растительного орнамента. На л. 1, 9, 23, 29 цветные заставки растительного орнамента. На л. 1, 9, 29 инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 387 об. концовка геометрического орнамента киноварью. Некоторые инициалы украшены орнаментальными рисунками.

Записи

На л. I запись писца в рамке: «Во славу Единосущныя, Животворящия и Неразделимыя Троицы, Отца, и Сына и Святаго Духа: преведеся сия книга, святаго Исаака Сирина из еллиногреческаго на славенороссийский язык, всечестным старцем игуменом иеросхимонахом Паисием. С которой переписана его учеником монахом Антонием, и во всем сведена верно, в лето от сотворения мира 7290, от рождества же по плоти Бога Слова, 1783 года». На внутр стороне верхней крышки переплета запись: «На листе 60-м позри юный и лакомий и уцеломудрися». На втором припреплетном листе внизу запись владельческая: «Ас Исайя духовник рукою 1857». На л. 28 об. внизу страницы запись иконописца: «рисовал м(онах) Фалассий».

Содержание

л. 1 Предисловие Никифора Феотоки об издании слов Исаака Сирина. «О издании печатию еллиногреческим языком книги».

Нач.: «Ниже Исаак Сирин хотяше убо в конец себе сокрыти...»

л. 9. Надписание. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна...»

л. 23. Оглавление. «Оглавление яже в книзе обдержимых».

л. 29. Слова подвижнические (1–91). «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшелника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии».

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели...»

Л. 363. Толкование слов. «Толкование некиих неудоборазуменных словес святаго Исаака Сирина».

Нач.: «Слово 1. Иже от человек почести приемляй, едва возможет гордыни убежати сетей...»

 

3/21-1

Посл. четв. XVIII в.

Исаак Сирин, Слова подвижнические, часть 1-я. 1-я редакция перевода.

4о. 29,5х20. 185 л. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав чернилами и киноварью в колонтитулах. На полях имеются сноски. Переплет картон в коже с тиснением.

Украшения

Инициалы и заголовки киноварные. На л. 1, 16, 30 цветные заставки растительного орнамента. На л. 1, 16, 23, 30 инициалы имеют орнаментальные украшения.

Содержание

л. 1. Надписание. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна...»

л. 16. Оглавление. «Оглавление яже в книзе обдержимых».

Л. 23. Предисловие Никифора Феотоки об издании слов Исаака Сирина. «О издании печатию еллиногреческим языком книги».

Нач.: «Се Исаак Сирин хотяше убо в конец себе сокрыти...»

л. 30 (1)– 184 об. (154 об.). Слова подвижнические (1–51). «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшелника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии».

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели...»

 

3/21-2

Посл. четв. XVIII в.

Исаак Сирин, Слова подвижнические, часть 2-я. 1-я редакция перевода.

4о. 29,5х20. 212 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав чернилами и киноварью в колонтитулах. На полях имеются сноски. Переплет картон в коже с тиснением.

Украшения

Инициалы и заголовки киноварные. На л. 1, 16, 24 цветные заставки растительного орнамента. На л. 1, 16, 24 инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 1 цветная рамка геометрического орнамента во весь лист с текстом. На л. 16 цветная заставка растительного орнамента.

Содержание (начало рукописи повторяет предисловия 1-й части).

л. 1. Надписание. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна...»

л. 16. Оглавление. «Оглавление яже в книзе обдержимых».

л. 24. (185) – (375). Часть 2-я. Слова подвижнические (52–91). «Слово 52. О бдении нощнем и различных образех делания его».

«Внегда хощеши стати в службу бдения твоего…»

 

3/23

После 1780 г.

Исаак Сирин Слова подвижнические. 1-я редакция перевода.

4о. 22,5х16. I+417 л. Полуустав одного почерка. Писцы – схим. Митрофан и мон. Феофан. В конце два листа вне нумерации без текста. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. На полях имеются сноски. Переплет кожа с тиснением и металлическими застежками, немного порчен жучком.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. На л. I об. печатная гравюра прп. Исаака вклеена во весь лист. На л. 38 заголовок киноварный, вязью.

Записи

На первом припереплетном листе верхней крышки переплета запись:«Книга сия преподобнаго отца нашего Исаака Сирина преложи Феофан иеромонах, родом Калоферлия, тогда бех игуменом Пахом. 1813». На л. 1-2 владельческая запись внизу страницы по нижнему колонтитулу другой руки: «Феофан болгар иеромонах от калофер». На л. 432 об. внизу запись писца: «1780 года дописована монахом Митрофаном». На л. 463 запись второго писца: «Прошу любезну, аще кто читает сия книгу да ся ползует, и за мение грешнаго помолите Бога, поклонов по 200, упокой, Господи, душу раба твоего иеромонаха Феофана». На л. 444 вклеен лист малого формата с продолжением основного текста.

Содержание

л. 1. Предисловие Никифора Феотоки об издании слов Исаака Сирина. «О издании печатию еллиногреческим языком книги».

Нач.: «Ниже Исаак Сирин хотяше убо в конец себе сокрыти...»

л. 12. Предисловие. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна...»

л. 29 об. Оглавление. «Оглавление иже в книзе обдержимых».

л. 38. Слова подвижнические (1–91). «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина, постника и отшельника».

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели...»

 

3/29

Нач. XIX в.

Сборник смешанного содержания.

4о. 22х15,5. 93 л. л. 5, 11, 12, 28, 81 без текста. Текст на л. 62-93 вписан в прямоугольную рамку чернилами.

Полуустав, скоропись нескольких почерков. I – (л. 1-3, схим. Климент), II – (л. 6-9), III – (л. 14-58 об., 62-93, схим. Платон), IV – (л. 58-61).

На полях имеются сноски, указаны листы греческой книги, с которой делался перевод (л. 14-58). Нумерация буквенная писца. Переплет кожа.

Украшения

На л. 13, 82 заставки геометрического орнамента чернилами. В окончании глав простые концовки.

Записи

На обороте второго припереплетного листа верхней крышки переплета, вверху, перечеркнутая запись: «Вышереченнаго монастыря игумена старца Паисия и всех чад его». На л. 3 внизу запись другой руки: «Сочинены иеромонахом Ефремом Диаковским (в схи)ме преименованном Иоанн, муж сей бяше высокоучения, и богословии не краем перста коснувшыйся, был проповедником святыя Софии в Киеве. Который по четырех месяцех после старца Паисия и преставися в томже…» (лист обрезан). На л. 9 внизу подпись руки архим. Софрония: «Святых и честных монастырей Святовознесенскаго Нямецкаго и Предтечева Секулскаго старец и архимандрит Софроний со всею о Христе братиею». На л. 80 записи нравоучительного характера разных рук. На л. 89 об. запись руки писца: «Преписав и аз многогрешный сие во общую всех спасения ползу, старых глаголю и малих, якоже зде и глаголет: придите чада. И прошу, да чтущая душа поне единою да глаголет: спаси Гсподи и помилуй потрудившагося зде мало». На л. 93 запись руки писца: «Сия малая выписка написася за утешение души и познание праваго и истиннаго пути еже во всяких скорбех благодушно терпети и благодарити Бога. Преписася же сия из некоей рукописной. Молю чтущаго молитися и за преписавшаго».

Содержание

л. 1. Надгробные стихи Паисию (Величковскому) Иоанна Диаковского. «Надгробное рыдание старцу Паисию от чад его духовных».

Нач.: «Образ лица твоего Паисие чудный, могл начертати художник искуством не трудный..»

л. 4. (только заголовок вверху) «О чине Божествен: литургии. И от толкован: на честней».

л. 6. Послание архимандрита Софрония Нямецкого иеромонаху Иоаникию, начальнику Поляноворонского монастыря. «Всечестный господине отче Иоаникие…»

Нач.: «Честный отец Геннадий иеросхимонах, пришедый из скита вашего Вороны в монастырь наш Нямец…»

л. 13. Житие Феолипта Филадельфийского. «Житие вкратце блаженнейнаго Феолипта, митрополита Филадельфийскаго».

Нач.: «Феолипт великое воистину Филадельфийское светило, бысть убо в совершенном возрасте во время Андроника втораго из Палеологов…»

л. 14. Феолипта Филадельфийского слово. «Феолипта, митрополита Филадельфийскаго слово тайное во Христе делание, изъясняющее и показующее вкратце монашескаго обета труд».

Нач.: «Монашеский обет, древо есть высоколиственно же и плодовитейше…»

л. 29 об. Ефрема Сирина поучение о самоукорении. «Из книги преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина о самоукорении…»

«От слова егоже начало: во многих вам братие мняся потребен быти».

Нач.: «Аще иудее за привременны заповеди…»

л. 58 об. Исповедание в стихах. «Исповедание повседневное коемуждо приличествующее».

Нач.: «Милостиве, помилуй мя падшаго…»

л. 62. Толкование Литургии (выписки). «От книги Богомудрое толкование Божественныя Литургии…»

Нач.: «Паисий, милостию Божиею архиепископ Константинополский, новаго Рима и вселенский патриарх… Преблаженнейшему и благочестивейшему патриарху Московскому Никону…»

л. 82. Димитрия Ростовского поучение. «Слово о страсе Божии, како той имети всякому человеку».

Нач.: «Ко блаженному и евангелскому житию зело потребно есть…»

л. 90. Димитрия Ростовского поучение. «Части шестой сочинений святителя Христова Димитрия, (митрополита Ростовскаго) от апологии выписка малая».

Нач.: «Возложуся убо и аз на волю Господа моего…»

 

3/30

Нач. XIX в.

Сборник смешанного содержания.

4о. 16,5х11. III+37 л. л. III без текста. Между л. 20-21 вклеены листы малого формата без текста. Неаккуратный полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. Переплет картон с кожаным корешком и углами.

Украшений нет.

Записи

На л. I владельческая запись: «Сия книжица на отца Селевкия: 1843: априля: 21 преиде от здешнии». На л. 1 об. «Преставися от сея временныя жизни, на вечную жизнь, священно–архимандрит иеросхимонах Паисий Нямецкия обители, и всея Молдовлахии старец, 1794 года ноемврия 15 дня. Со захождением солнца в среду перваго дня поста Рождества Христова. И рыдаху по нем вси обще отцы и братия неутешно три дни, в субботу же положиша мощи его в гробницу. Ему же и надгробное рыдание от лица всех, иеросхимонах Иоанн Диаковский сочини. Паисию старцу от чад своих всех». На л. I, II и на последнем листе вне нумерации хозяйственные записи, подсчеты столбиком, краткие записи, имена.

Содержание

л. 1. Оглавление зачал Евангелия и Апостола на разные случаи.

Нач.: «Евангелие от Матфея, зачало 11. Вы есте свет мира…»

л. 1 об. Надгробные стихи Паисию (Величковскому) Иоанна Диаковского.

Нач.: «Образ лица твоего Паисие чудный, могл начертати художник искуством не трудный…»

л. 4. Краткие выписки из разных святоотеческих сочинений (в основном из исправленных переводов) «Святаго Григория Синаита о добродетелех. Глава 73».

Нач.: «Начало добродетелем и бытие благое предложение есть…»

л. 8 об. Письмо прп. Паисия (Величковского) игуменье Марии (Протасьевой) «Пречестной госпоже Марии с богособранными сестрами о Господе радоватися».

Нач.: «Христос истинный Бог наш глаголет…»

л. 16 об. Краткие выписки из зачал Евангелия и Апостола на разные случаи.

Нач.: «Ко Евреом зачало 334. Знамения ко евреом епистолии…»

л. 17 об. Краткие выписки из разных святоотеческих сочинений (продолжение, в основном, из исправленных переводов) «Архиепископа Полтавскаго Никифора Феотоки 2 слово».

Нач.: «Списавый лествицу добродетелей Иоанн…»

 

3/31

Нач. XIX в.

Сборник аскетический.

4о. 19х12,5. 120 л. л. 58, 110 без текста. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. На полях имеются сноски, в т. ч. с листами греческой рукописи, с которой делался перевод. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже с тиснением, немного порчен жучком.

Украшения

На л. 1 заставка геометрического орнамента чернилами.

Записи

На внутренних сторонах переплетных крышек краткие записи разных рук, среди имен возможно запись владельца «Савва монах рылец». На л. I об. владельческая запись: «Сие книга хаци Онуфриа». На л. 120 об. записи: «Сия книжица копих аз Савва за грош: 8. Хаджи баба Онуфриа монах ученик Савву иноку».

Содержание

л. 1. Ефрема Сирина избранные поучения. «Избрание из словес преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина о самоукорении…»

Нач.: «Братие, умилосердитеся о мне, утробы имуще щедрот…»

л. 48 об. «Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина слово на Преображение…»

Нач.: «От нивы жатвам радование…»

л. 59 (1). Илариона Великого поучения (1–5). «Преподобнаго отца нашего Илариона Великого к некоему брату, просившу послания у него…»

Нач.: «Ко старейшему ми брату, и Христову рабу, убогий аз инок, и последний в братстве Иларион…»

л. 87 (1). Оглашения Феодора Студита. «Оглашение преподобнаго и богоноснаго отца нашего Феодора исповедника игумена Студийскаго».

Нач.: «Братия и отцы, Преблагий Бог, Иже восхоте и созда нас из небытия…»

л. 98 об. Поучение на монашеский постриг (из Цветника). «Поучение на пострижение монашескаго чина…»

Нач.: «Якоже войни мира сего сходящи ко брани облагаются всяким оружием, да страшни будут врагом своим…»

л. 107 об. Выписки из вопросоответов свв. Варсонуфия и Иоанна. «От книги святаго Варсонуфия».

Нач.: «Брат вопроси тогожде старца глаголя…»

л. 111. Мелетия Галисийского поучение. «От книги преподобнаго отца нашего Мелетия Исповедника в Галисийстей горе подвизавшегося о молитве».

Нач.: «Зареносное терпение, глаголет некто от святых, одушевлено молитвами и благодарении, тогда совершеннее непадателно во всех бывает…»

 

3/32

Нач. XIX в.

Сборник аскетический.

4о. 20х16. II+195 л. Л. II без текста. Полуустав одного почерка. Писец – иером. Иннокентий. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. На полях многочисленные сноски, иногда в фигурных рамках, следы правки перевода на полях и в тексте. Нумерация поздняя, библиотечная. Переплет доски в коже со следами металлических застежек.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. В начале и конце глав изящные заставки, иногда с киноварью. На л. I картина чернилами символическая, изображающая в рамке из колонн двух человек со стихами из 17-го псалма (возможно мытарь и фарисей). На л. 148 об. аналогичная картина, изображающая аллегорически жизнь истинного монаха, распятого на кресте и искушаемого образами блуда и сребролюбия.

Записи

На л. I владельческие записи: «18-я, писца сея книги, родом радомирца 55».

«Стяжание мне, Пахомию монаху, рилцу ученик ха(ци), Саватиов». На л. 91 об. – 97 запись писца и владельца по нижнему колонтитулу: «Сия книга Петра Дамаскина, такожде и Нила Сорскаго, монаха Игнатия, списана иеромонахом Иннокентием от скиту Борошанах. Иждивением тогожде монаха Игнатия, по смерти же моей молю, помяните и мене в ваших молитвах, всяк чтущий. Аще же кто восхощет взяти себе вовся, то да (даст?) цену ея». На л. 146 об. запись: «Васил Иеремиев прииде в манастирь рылский при отца Иеремия еклисиарха в лето аwsг (так!) (18--). Месяца майя в 20 день». На л. 195 об. внизу листа записи: «Книга сия Петр Дамаскин всегда. Мняйся стояти падет. Domine domine Ελεησον me. (Господи, Господи помилуй меня)».

Содержание

л. 1. Петра Дамаскина книга первая. «Преподобнаго отца нашего Петра Дамаскина смиренно инока и пророка…»

Нач.: «Статия первая. Многых и великих благодатию прием от Бога дарований окаянный аз, никогдаже что добро сотворь…»

л. 92. Слова из Патерика. «О милосердии Божии на грешных».

Нач.: «Брат некий побежден бысть от беса блуднаго…»

л. 97. «На страшном суде коих дел наипаче Бог от всякаго человека истяжет».

Нач.: «Рече святый Григорий Богослов…»

л. 104 об. Симеона Нового Богослова поучение «О различных вниманиих в молитвах святаго Симеона Новаго Богослова…»

Нач.: «Три суть внимания и образи молитвы имиже душа возводится горе…»

л. 109 об. Илариона Великого поучения. «Преподобнаго отца нашего Иллариона Великаго слово о пустынном житии».

Нач.: «Потщимся братие паче всего без молвы Богови работати…»

л. 117. «Слово наказания о отрекшихся мира Христа ради, тогожде святаго Илариона Великаго».

Нач.: «Ко старейшему ми брату, и Христову рабу, убогий аз инок, и последний в братстве Иларион…»

л. 131 об. Иоанна Златоуста поучения. «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго к некоему игумену, просившу послати ему правило…»

Нач.: «Понеже писал ми еси, возлюбленне брате…»

л. 147. Нила Сорского главы. «Предисловие блаженнаго Нила пустынника Сорскаго оглавление еже от киих речеся о мысленном делании».

Нач.: «Понеже мнози от святых отец рекоша о делании сердечном…»

л. 150. Нил Сорский. Предание о жительстве скитском. «Сказание словес преподобнаго старца Нила Пустиника. О еже тщаливо противитися страстем. Слово 1».

Нач.: «Различная убо на нас борба мисленния брани…»

л. 181. Повесть из Патерика Скитского. «Повесть удивительна о диаволе, како прииде к великому Антонию в образе человечесте, якобы хотя покаятися».

Нач.: «Великий в совершенных отцех преподобный Антоний старец прозорлив сый…»

л. 184. Краткие поучения святых отцов из разных источников. «Словеса душеполезная, собранная от божественных писаний».

Нач.: «Что есть знамение совершеннаго христианства…»

 

4/1

1776 г.

Макария Великого слова.

4о. 21.5х15. II+336 л. Полуустав, переходящий в скоропись. Писец – иеросхим. Николай. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав чернилами в колонтитулах. Имеются сноски на полях, иногда в фигурных рамках. Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. На л. I рамка киноварью геометрического орнамента с текстом. На л. II об. во весь лист вклеена гравюра с изображением Авраама и Святой Троицы. На л. 1 заставка растительного орнамента киноварью. На л. 325 об. На л. 159 об. концовка в виде многолучевой цветной звезды с именем «Мария» в центре и с четыремя крестами сверху. На л. 337 концовка киноварью в виде четырехконечного креста греческим текстом «Иисус Сосон».

Записи

На л. I запись владельческая запись: «Сия книга преподобнаго Макариа, из книг схимонаха Онуфриа, жившаго 25 лет в пустыни, над потоком Вороною в Молдавии, идеже и преставися, и погребен бысть, 1789 года, марта 29 дня. Свидетельствую своеручно писавый сию книгу, и с ним в том же пустынном месте безмолствовавый схимонах Николай». На л. II запись в рамке геометрического орнамента киноварью: ««Во славу Святыя Единосущныя Животворящия и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Сия книга беседы преподобнаго Макариа из еллиногреческой печатной исправлена на славенороссийский язык, всечестным старцем обители Драгомирнской Молдовской иеросхимонахом Паисием, с которой за благословением его всечесности в пустыни лессовой над потоком Вороною жившым неостойным священномонахом Николаем переписана, из слова до слова точно во всем сведена верно. В лето от сотворения мира 7284, от рождества же по плоти Бога Слова, 1776». На л. 1-3 по нижнему колонтитулу владельческая запись: «Иеромнах Феофан Болгар от калофер». На л. 325 об. внизу запись писца: «Списася книга сия преподобнаго Макария 1776 года, началась рукописатися 1775 ноября 11 дня: окончилась февраля 27 числа онаго 1776 года». На л. 336 об. владельческая запись: «Прошу любезну аще кто читает сия книгу да ся ползува, и за мение грешнаго помолити Бога поклонов по 200 упокои господи душу раба твоего иеромонаха Феофана». На л. 337 запись киноварью в виде креста греческим текстом «Иисус Сосон. Гречески: Иисус Сосон. Славенски: Иисусе, спаси». На втором припереплетном листе задней крышки переплета владельческая запись: «1827 год месяц априлий 4 день в понеделник светлия недели в храм святаго Афонасия у калофер преставися духовник Феофан иеросхимонах, подарили мне сию книгу ради поменовение. Савва монах грешный».

Содержание

л. 1. Макария Египетского беседы (1–50). «Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго беседы духовны, зело многия пользы исполненны, о должном и тщимом христианом совершенстве…»

Нач.: «Иезекииль пророк зрение и видение Божественное и славное видев…»

л. 326. «Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Египескаго слово, кая быша дела, яже творит Господь».

Нач.: «Господь в Евангелии тайных вещей повесть творя, рече…»

л. 330. «Слово во святых отца нашего Макария Египтянина, которая яже поистинне Христови уневетившаяся душа».

Нач.: «Непщую и мне ныне прикладно быти…»

 

4/15

Посл. четв. XVIII в.

Сборник аскетический.

4о. 21х15.5. II+45 л. Скоропись неаккуратная одного почерка. Л. I, II, 8-11 без текста. Нумерация поздняя, библиотечная. Переплет картон с кожаным корешком, немного порчен жучком.

Украшения

Заголовки и некоторые инициалы киноварные.

Записи

На л. 1 в рамке на полях запись: «Отца Онория перевод».

Содержание

л. 1. Василия Великого послание к Григорию Богослову. «Святаго Василия Великаго послание к Григорию Богослову о монашеском устроении».

Нач.: «Познах твое послание, якоже друзи другов своих детей…»

л. 12. Слова Никифора (Феотоки) на пострижение монахини (1–4). «Слово провозгласительное первое на монахиню».

Нач.: «Даждь ми сыне твое сердце. Позорище небесное и превеселое и вещь многовысоку и славну, видеша во днешний день очи наши…»

 

4/16

1797 г.

Сборник аскетический.

4о. 20х15. 77 л. Полуустав двух почерков. I – Исайя (л. 1-63 об., 72-77), II – (л. 64-71). Л. 51-55 без текста. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. Названия глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже, немного порчен жучком.

Украшения

На л. 1 простая геометрическая заставка чернилами. На л. 64-71 заголовки киноварью. Имеются простые концовки чернилами.

Записи

На л. 1 по нижнему колонтитулу запись писца: «Ас Исаиа духовник рукою 1797». На л. 76 об. владельческая запись внизу листа: «схимонаха Касиана».

Содержание

л. 1. Филофей Синаиский. Главы о трезвении. «Главызни трезвителни о хранении сердечнем зело красни Филофея инока обытели Купины иже в Синаи».

Нач.: «Есть мысленая рать в нас самех чувственния лютейши…»

л. 29. Проповедь неустановленного автора. «Слово в Неделю по Воздвижении Честнаго Креста. Кая полза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою…».

Нач.: «Обое любезни душа и мир сей, слышатели возлюбленнии…»

л. 45. Макарий Великий, беседа шестая. «Беседа 6».

Нач.: «Иже приступают ко Гду должни суть молитвы своя…»

л. 56. Феодора Студита поучение. «Слово святаго отца Феодора Студита».

Нач.: «Братия и отцы, якоже егда бех пред вами, сице вам даю и ныне смиренное ми слово…»

л. 64. Поучения Евагрия (без начала) «О целомудрии».

Нач.: «…своея: того ради впадает в конечное погубление…»

л. 67. Поучения Иоанна Златоуста из пролога. «Слово Иоанна Златоустаго. Месяц ноемврий, 21».

Нач.: «Аще наук имееши о гресех, наложи на ся страх Божий…»

л. 71. «Наказание святаго Василиа».

Нач.: «Буди ревнитель право живущым и сих деяния пиши на своем сердце…»

л. 72. Поучение из Патерика. «Слово отца Макария».

Нач.: «Отца Макария Александрийскаго ученик поведа нам сице…»

 

4/20

Конец XVIII – нач. XIX в.

Сборник аскетический.

4о. 15х12,5. 138 л. Между л. 74 и 75 и 94 и 95 несколько листов вырезано. Скоропись двух почерков, I – (л. 1-113 об.), II – схимодиак. Тимофей (л. 114-138). В тексте множество исправлений, некоторые абзацы перечеркнуты. Нумерация поздняя, библиотечная. Переплет картон в коже с тиснением, ветхий.

Без украшений.

Записи

Один припереплетный лист в начале и два в конце исписаны полностью скорописью, различными поучениями из Екклесиаста, Феатрона, Книги о четырех последних и других. На л. 138. Запись иеросхим. Агафона: «Сия же книга копия переписанная из подленной грамати его святине отца архимандрита старца Паисия, сущую же ми у себе удержали, у скиту Поляне вороне, в Молдовлахии у храма Пресвятыя Богородицы, в том недостойник собственною моею рукою и подписуюся на сему. Святих Поляноворонской и Мынзацкой обытелей началник Агафон иеросхимонах Веннец (так!) со всею о Христе братиею. 1793 а(преля): 26:».

Содержание

л. 1. Стихи с прибавлением нравоучительных сентенций и размышлений.

«Молитва ко Пресвятей Богородице зело умиленна, творение Димитрия Кантакузина, по стихам со исповеданием».

Нач.: «Всех Царя и Бога Мати Благая…»

л. 8 об. «Стихи умилителнии».

Нач.: «Умилися, прослезися, душе моя грешная…»

л. 14. «Стихи умилителны ко грешной моей души».

Нач.: «Ддуше моя грешная, душе окаянна…»

л. 24 «Инии стихи о суетном и маловременном веце сем и о покаянии».

Нач.: «О свете прекрасный, видением сущий…»

л. 25. «Размышление на молитву святаго Иоанна Златоуста».

Нач.: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ…»

л. 31. «Краткое нравоучение алфавитное».

Нач.: «Аще хощеши бытии истинный монах, стяжи в сердце твоем выну божий страх…»

л. 34 об. Многочисленные краткие выписки, в основном, в стихотворной форме из творений святых отцов (редакции паисиевского скриптория).

Нач.: «Святаго Афанасия. Егда рече: благо что сотвориши, да не хвалишися…»

л. 73. Оригинальный текст, содержащий выписки из жития св. Паисия и его поучений. «От житий и разсуждений старца Паисия. От жития его».

Нач.: «Егда кто от братии вхождаше к нему…»

л. 75 об. Евагрий Понтийский. О восьми лукавых духах главы (1-12). «Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нила Синайскаго о осми дусех лукавствия».

Нач.: «Начало плодоносия цвет…»

л. 90. Главы (1-25). «Тогожде преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нила Синайскаго духовни совети по алфавиту».

Нач.: «Безместно есть гонящему чести бегати трудов, имиже бывают чести».

л. 95. «От словес преподобнаго Нила Синайскаго наказания иноком».

Нач.: «Не избавит вера и крещение вечнаго огня без дел правды…»

л. 96. Выписки из вопросоответов свв. Варсонуфия и Иоанна. «От книги святаго Варсонуфия Великаго».

Нач.: «Животе и воскресение, посети ны…»

л. 108. Выписки из поучений прп. Амона. «Преподобнаго Амона советы духовны, зело душеполезны».

Нач.: «Глава 17. Блюди себе опасно, надеяся и веруя…»

л. 114. Донесение братии Поляноворонского монастыря игумену. «Пречестный господине отче началниче Агафоне…»

Нач.: «Мы ниже подписавшиися и з протчими нашими братиями…»

л. 115 об. Послание иеросхимонаха Агафона из монастыря Поляна Ворона старцу Паисию (Величковскому). «Пречестнейшему господину и всем нам общему отцу и милостивому благодетелю архимандриту святыя Нямецкия обители старцу иеросхимонаху Паисию всенижайший со смирением о Господе поклон предпосылаем».

Нач.: «Необходимое дело нас понуждает безпокоити вашу святыню и отеческую любовь…»

л. 117 об. Послание старца Паисия (Величковского) иеросхимонаху Агафону.

«Пречестнейшему отцу Агафону иеросхимонаху, началнику святыя обители Поляноворонския».

Нач.: «Писание вашея святыни с доношением поданным вам от братий получил…»

л. 124. Св. Паисия сочинение об молитве Иисусовой. «Оглавление преподобных и богоносных отец наших, о святей и священней молитве умней, тоесть умом в сердце совершаемой, написавших».

Нач.: «Святый Василий Великий, в толковании 33 псалма, благословлю Господа на всякое время…»

 

5/21

Конец XVIII в.

Сборник аскетический.

4о. 23х15,5. 232 л. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка.

Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. Названия глав чернилами в колонтитулах. На полях многочисленные сноски, иногда в фигурных рамках. Л. 198 без текста. Переплет картон в коже с тиснением.

Украшения

В начале каждой главы (л. 1-197 об.) заставки геометрического орнамента чернилами. В конце некоторых глав простые концовки чернилами. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения.

Записи

На л. 232 об. в верхней части листа владельческая запись: «Прошу любезну аще кто читает сия книгу да ся ползува, и за мение грешнаго помолити Бога поклонов по 200 упокои господи душу раба твоего иеромонаха Феофана».

Содержание

л. 1. Житие Иоанна Синайского. «Житие вкратце аввы Иоанна игумена святыя горы Синайския, прозванием схоластика иже во святых воистину, списано от Даниила монаха Раифскаго мужа честна и добродетелна».

Нач.: «Оно убо, кий есть произведый доблественника сего и воспитавый…»

л. 11 (1). Лествица Иоанна Синайского. «Иже во святых отца нашего Иоанна лествица. Предисловие слова сего, егоже наименование есть скрижали духовны. Слово постническо аввы Иоанна игумена иже в Синайстей горе монахов, еже и посла ко авве Иоанну игумену Раифскому побужден быв от него сочинити».

Нач.: «Слово 1. О отречении жития. Благаго и преблагаго и всеблагаго Бога нашего и Царя…»

л. 199. Предисловие Василия Поляномерульского на книгу Григория Синаита. «Предисловие или предпутие хотящим чести сию книжицу и непогрешати разума вней лежащаго».

Нач.: «Мнози убо чтущии сию святую книжицу святаго Григория Синаита, и неведуще искуса умному деланию, погрешают праваго разума…»

л. 208. Предисловие Василия Поляномерульского на книгу прп. Исихия. «Предисловие окружное на всю книгу блаженнаго Исихиа имеющую в себе чин умнаго делания».

Нач.: «Житие и учение святых отец, малим чим уподобляется нынешнему человеков промышлению…»

л. 222. Предисловие Василия Поляномерульского. «Предисловие на главизны блаженнаго Филофея Синайскаго».

Нач.: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и властем миродержителем тмы века сего…»

л. 230. Каллиста Патриарха поучение. «От сочинения Каллиста святейшаго патриарха Царяграда образ внимания молитвы».

Нач.: «Прежде всех начинают в телеси подвизающегося и внимающаго молитве…»

л. 231 об. «Тогожде о молитве вкратце».

Нач.: «Молитва непрестанна есть…»

 

5/25

Послание Афанасия Молдованула св. Паисию (Величковскому) и ответ последнего в 14 главах.

2-я пол. XVIII века.

4º. 22,5х16. 76 л. Полуустав, переходящий в скоропись с исправлениями другой руки. Писец – схим. Климент, правщик – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация, библиотечная. На полях рукописи и в самом тексте имеются многочисленные исправления, сноски. Без переплета.

Украшения

Без киновари. На л. 76 об. внизу изящная концовка чернилами. Инициалы в началах глав имеют простые орнаментальные украшения.

Записи

На л. 12 об. руки схим. Платона заголовок: «Сочинение старца Паисиа начало в двох тетрадех, ответы на сие писание, взял мон(ах) Платон с собою для преписания и преписавши пришлю. Монах Платон».

Содержание

л. 1. Послание афонского монаха Афанасия Молдаванина старцу Паисию (Величковскому). Без заголовка.

Нач.: «Поклонением даже до земли кланяюся святыни твоей, отче Паисие…»

л. 13. Ответ Паисия (Величковского). «Всечестному господину отцу Афанасию, всем сердцем и душею желающему нашего спасения, о Господе радоватися».

Нач.: «Приях твое, всечестнейший отче, исправления ради души моея…»

 

5/29

Конец XVIII – начало XIX в.

Сборник аскетический.

4о. 20,5х12,5. 89 л. Л. 48, 88, 89 без текста. Полуустав одного почерка. Нумерация поздняя, библиотечная. Блок оторван от корешка. Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки глав и инициалы киноварные.

Записи

На втором припереплетном листе верхней крышки переплета, на обороте владельческая запись: «иеромонаха Иосифа святогорца». На л. 66 об. запись внизу страницы: «Сия убо аз многогрешный инок Иннокентий написах, усердне прочитающих молю, да всяк хотяй в Божиим хранении жити и небесных благ наследник быти, да потщится от сих написанных не уклонятися, но вся сия в памяти своей имети я, всем сердцем и мыслию творити. Имже от Христа Спасителя нашего благословение, яко послушным да будет, ныне и в безконечныя веки. Аминь».

Содержание

л. 1. Предисловие. «Книга блаженнаго Нила Сорскаго постника. Предисловие…»

Нач.: «Понеже мнози от святых отец рекоша о делании сердечном…»

л. 3 об. Нила Сорского слова (1–12). «О еже на нас мысленныя брани победы и побеждения и еже тщаливо противитися страстем. Слово 1».

Нач.: «Различная убо на нас борба мысленния брани…»

л. 49. Предисловие на книгу Нила Сорского. «Надсловие на книгу блаженнаго отца Нила. Сочиненное учеником его иноком Инокентием».

Нач.: «Святии отцы иже единеми заповедьми Христовими учат охуждати страсти…»

л. 67. Предисловие Василия Поляномерульского на главы Филофея Синайского. «Предисловие на главизны блаженнаго Филофея Синайскаго».

Нач.: «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и властем миродержителем тмы века сего…»

л. 77 об. Предисловие Василия Поляномерульского на книгу Григория Синаита. «Предисловие или предпутие хотящим чести сию книжицу и непогрешати разума вней лежащаго».

Нач.: «Мнози убо чтущии сию святую книжицу святаго Григория Синаита, и неведуще искуса умному деланию, погрешают праваго разума…»

 

5/35

1781 г.

Рай иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов.

4о. 20,5х12. I+154 л. Полуустав одного почерка. Писец – монах Садоф (Симеон Ивкович). Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. На полях многочисленные сноски. Переплет картон в коже с тиснением.

Украшения

Заголовки глав и инициалы киноварные. На л. I об. вклеена печатная гравюра с житием Марка гробокопателя.

Записи

На первом припереплетном листе верхней крышки переплета владельческие записи разных рук: «Феофан иеромонах, родом болгар 1893 март 8 д(ень)», «Пангратия монах», «Харитон монах прочтох и ползовахся». Также по нижнему колонтитулу л. 1-1об.: «Феофан иеромонах болгар». На л. 154 об. на левом поле запись писца киноварью: «1781 года. Писал монах Садоф». На последнем припереплетном листе задней крышки переплета запись: «Прочтох аз многогрешный сию книгу и ползовахся. Пагкатие (Панкратий?) монах».

Содержание

л. 1. Оглавление книги Рай. «Главы яже по части настоящаго слова».

л. 11. Предисловие. «Малейших в пустынницех Каллиста и Игнатия Ксанфопулов…»

л. 11 об. Рай Каллиста и Игнатия (Стословец). «Предисловие слова сего, еже и первыя главы число имать, есть о сущем в верных Святым Духом божественнем и превышеестественнем даре же и благодати».

Нач.: «Подобаше убо нам по Божественным рещи глаголом, богонаученным сущым…»

л. 152 об. Симеона Солунского свидетельство о Каллисте и Игнатии. «О блаженных отцех наших Каллисте патриарсе и Игнатии от книги Симеона Фессалонитскаго, во главе яже о Божественнем последовании 295, странице 210».

Нач.: «Изряднее же во дни наша сия о ней (молитве) списаша Духом, якоже и сами суще от Бога…»

л. 154 об. Мелетия Афинского свидетельство о Каллисте и Игнатии. «От церковныя повести Мелетия Афинскаго в книзе 14, главе 15, числе 8».

Нач.: «Каллист вторый иже от Ксанфопулов монастиря на патриаршеский иже в Константине граде престол возведенный…»

 

5/37

1791 г.

Патерик с прибавлением.

4о. 20,5х12,5. 401 л. Т Полуустав неаккуратный, переходящий в скоропись, одного почерка. Писец – схимодиакон Тимофей. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварью. На л. 11 заставка растительного орнамента. На л. 384 наклеены печатные заставки с изображением Иисус Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Записи

На последнем припереплетном листе задней крышки переплета владельческая запись: «монах Сарапион». На л. 383 об. запись писца киноварью: «Сию книгу глаголемую патерик 1791 года совершенно закончил схимодиакон Тимофей месяца ианнуария 7 дня».

Содержание

л. 1. Патерик скитский. Предисловие. «Предисловие о житии и повестех блаженных святых отец скитских».

Нач.: «Искони бяше к Богу Бог Слово многия ради благости…»

л. 11. «Словеса душеполезная преподобных отец и богоносных мужей…»

л. 384. Кассиана Римлянина слово о рассуждении. «Преподобнаго отца нашего Кассиана Римлянина к Леонтию игумену о святых иже в ските отцех, и о рассуждении, слово многи пользы исполнено».

Нач.: «Долг, егоже обещахся блаженнейшему папе Кастору, о поведании и жития святых отец, и учения сих…»

л. 397. Толкование Евангелия от Иоанна. «Предисловие еже от Иоанна святаго евангелия».

Нач.: «Яже Духа сила в немощех совершается…»

л. 398. «Месяца октоврия в 6 день. Слово святаго Антиоха о объядении».

Нач.: «Всем потребно есть, еже нудитися воздержати утробу…»

л. 399. «Октоврия в 9 день. Слово о добродетели, юже стяжав человек спасется».

Нач.: «Четыри суть добродетели прилежащия к спасению…»

л. 400. Каллист патриарх поучение (неокончено). «От книги блаженнаго Каллиста патриарха Царяграда о таинстве умнаго делания».

Нач.: «Прежде всех начинает в телеси подвизающагося и внимающаго…»

 

5/53

1776 г.

Послание Паисия (Величковского) иерею Димитрию.

4о. 19,5х12. 17 л. Полуустав неаккуратный одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя библиотечная нумерация. Без переплета.

Украшений нет.

Записи

Выше по колонтитулу запись Послания сего надписание бысть таково». На полях «Сочиненное 1766 года в Молдавии в Драгомирнстей обители».

Содержание

Л. 1. Послание Паисия (Величковского) иерею Димитрию (не окончено). «Авраамских дел подражателю, заповедей Божиих усердному делателю, моему вседражайшему другу, господину отцу Димитрию иерею».

Нач.: «О Господе радоватися. О имени Господа нашего Иисуса Христа…

… аще неизреченное и непостижимое…»

 

Библиография

Спространов. Е. Опис на ръкописите в библиотеката при Рилския манастир. София 1902 г.

 

[1] Их можно уточнить в имеющихся описаниях, приведенных в библиографии.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9