Педагогические советы святого праведного Иоанна Кронштадтского
Доклад настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в Семхозе, доцента Московской духовной академии игумена Иоанна Самойлова на XVIII Меневских чтениях (в этом году их тема — «Пастырство протоиерея Александра Меня и актуальность его педагогического опыта») посвящён рассуждениям праведного Иоанна Кронштадтского о педагогической деятельности. Святой, которого очень почитали в семье отца Александра, стремился пробудить в детях глубокий, живой интерес и страстное желание учиться, никогда не сердился на них, а если и случалось обратиться к строгости, делал это с любовью. Искренняя похвала, а не оценка была его способом поощрения ребенка.
Статья

Всечестные отцы, дорогие братия и сестры, участники собрания! Находясь среди вас и имея честь выступать на данной конференции, я испытываю особое чувство ответственности при своей причастности к нашему общему делу нравственного воспитания детей. Принимая во внимание, что духовно-нравственное воспитание в современном педагогическом учебном процессе стало занимать особое место, мне хотелось бы свое краткое выступление сделать интересным и познавательным.

Мой 30-летний опыт преподавания в Московской духовной академии и семинарии и руководства Воскресной школой на различных приходах навел на мысль: «Почему бы не осветить проблему воспитания и образования наших детей, опираясь на авторитет духовных светочей нашей России?» Потому я и избрал темой своего доклада рассуждения о педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского. К тому же этого святого очень почитал приснопоминаемый протоиерей Александр Мень. В биографии отца Александра упоминается о чуде исцеления родственницы праведным Иоанном от неизлечимой болезни.

В творениях святого праведного Иоанна и в воспоминаниях о нем современников не содержится высказываний о конкретных методах в педагогике. Но личный пример праведника, его нравственные поучения, касающиеся воспитания подрастающего поколения, и воспоминания учеников о его уроках позволяют выявить определенные педагогические воззрения.

По учению отца Иоанна, детская душа – это живая Божия красота. Любовь к детям святой Иоанн ставил краеугольным камнем деятельности педагога – камнем, который столь часто отвергается в современных интерпретациях педагогической науки. Посмотрите, с какой лаской он обращается к детям в беседах:

Здравствуйте, любезные дети!

– Здравствуйте, детки!

– Здравствуйте, дорогие, бесценные дети Отца Небесного!

А вот еще более трогательные слова, обращенные к ученикам гимназии, где преподавал отец Иоанн в течение тридцати двух лет: «Вы дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе… Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовные чада мои. Вы дети мои, потому что я действительно как священник, отец, и вы называете меня батюшкою. Дети! это слово очень, очень не нравится диаволу, виновнику нелюбви, злобы и лицемерия, но я, Богу помогающу, ни на минуту не повинусь ему и буду не иначе называть вас, как детьми, ибо вы действительно дети по вере, по Церкви Божией и по принимаемым от меня наставлениям и отеческому руководству. Сказать искренно чужим детям: “дети” можно только Духом Святым, Духом истины и любви»[1].

Эта способность принимать чужих детей как своих – свойство удивительной любви отца Иоанна к маленьким радостным Божиим существам. Потому и ученики отца Иоанна видели в нем истинного отца, доброго и строгого, взыскательного, но и безгранично ласкового к ним. Все они встречали батюшку с огромной радостью, ни один ребенок не был способен солгать перед ним. В отличие от других преподавателей, отец Иоанн называл всех детей на «ты», и это в его устах звучало необыкновенно просто и естественно. Итак, подведем итог сказанному: учитель должен стать настоящим отцом или матерью для своих учеников, принять их в свое сердце как собственных.

Основная задача педагога – воспитывать детские души, которые отец Иоанн Кронштадтский сравнивал с прекрасными цветами Божьего сада. Возделывать этот сад нужно с особым искусством. Цель же образования – прояснить и раскрыть смысл человеческой жизни, указать ее высшие ценности и помочь детям в достижении этой цели путем правильного воспитания и обучения. В результате правильного образования в молодом человеке соединяется «со светской образованностью высокое духовное просвещение и благочестие», и в этом соединении отец Иоанн видит «прекрасную и приятную гармонию, красоту духовную»[2].

Эти два замечания праведного Иоанна Кронштадтского чрезвычайно важны. В них он с предельной точностью характеризует задачу образования юношества. При образовании нужно больше всего стараться о том, чтобы иметь, как говорит апостол Павел, «просвещенна очеса сердца» (Еф. 1:18), то есть полноценное духовное зрение. «Не замечаете ли, – восклицает отец Иоанн, – что сердце наше – первый деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших зрение сердцем известных истин (то есть идей) предшествует умственному познанию. Бывает так при познаниях: сердце видит разом (то есть сразу), нераздельно, мгновенно, потом этот единичный акт зрения сердечного передается уму и в уме разлагается на части, являются отделы: предыдущее, последующее; зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму, – внутреннему человеку, а не внешнему. Поэтому, – заканчивает свои рассуждения отец Иоанн, – весьма важное дело – иметь “просвещенна очеса сердца” при всех познаниях, но особенно – при познании истин веры и правил нравственности»[3].

Отец Иоанн даже сетовал, что иногда приоритет отдавался только развитию умственных способностей, в то время как совершенно не уделялось внимания внутреннему духовному совершенству. «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – говорит отец Иоанн. – На сердце больше всего нужно обращать внимание. Сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни…»[4].

Из приведенных рассуждений отчетливо видно, какое значение праведный Иоанн Кронштадтский придавал внутреннему умно-сердечному деланию. Процесс образования, или, иными словами, восстановления искаженного грехом образа Божия в человеке, по словам святого праведника, есть великая наука самопознания. Основой этого процесса является развитие скрытых способностей детского сердца, а искусством – закладка прочного фундамента нравственной жизни в душе ребенка.

Мы коснулись особой темы, которая в духовной литературе именуется основой христианской жизни. Наука о самопознании была известна еще в дохристианской древности. К познанию самого себя призывали древние греческие мыслители. Это правило воплотил в своей жизни святой праведный Иоанн Кронштадтский, потому его слова и наставления, основанные на личном опыте, имеют особую значимость. Познание самого себя он оставил на страницах своих дневников под названием «Моя жизнь во Христе». Это духовное сокровище доступно современному читателю. Обращаясь к дневниковым записям, поражаешься глубокому анализу отцом Иоанном своего внутреннего состояния, самоукорению, строгости к своим поступкам и глубокому покаянию при малейшем отступлении от заповеди Божией. Дневниковые записи свидетельствуют об их авторе как о храбром воине, который, вооружившись силой Христовой, вел невидимую брань. Борьба – поражение – победа – вновь поражение – и вновь победа – сделали духовного ратоборца искусным в духовной брани. Приведем живое слово самого отца Иоанна: «Враг рода человеческого с первых же дней моего пастырского служения стал подвергать меня разного рода искушениям… Тогда я понял, что лишь постоянным и непрестанным наблюдением за собой и непрестанной молитвой я могу бороться с ним. Я стал стараться сколь можно глубже познать самого себя, то есть познать свою душу, свою природу, свои немощи и недостатки. Чтобы это наблюдение за собой было постоянным, я с первых же дней своего служения начал вести дневник. До сего времени я поставляю себе за правило записывать все выдающееся в моей духовной жизни и ту внутреннюю борьбу, которую я веду сам с собою, и горечь поражения со стороны князя власти воздушной, и сладость победы, и ту благодатную помощь, которую подает мне Господь в борьбе. По временам, перечитывая свой дневник и как бы оглядываясь назад на себя, видишь отчетливо: вперед ли идешь, или же остановился в своем движении, или даже назад подался. Поэтому ведение дневника я считаю настолько важным, что стараюсь ни одного дня не пропускать без записи хотя бы самой краткой заметки. Всегда следя за собой и, все более и более познавая себя, познаешь свою беспомощность <…> приходишь к покорности воле Божией <…> а также поучаешься смотреть и на других людей с любовью, сочувственно, с готовностью всегда и во всем помочь им»[5].

Я привел эти слова, имея целью обратить наше общее внимание на основу педагогической системы отца Иоанна Кронштадтского, подвигнуть к духовному совершенству каждого из нас и указать необходимый принцип в образовательно-воспитательном процессе наших детей.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский раскрыл и величайшую тайну учительства: «В классе, – записал он в своем дневнике, – нужно вести себя благоговейно, кротко, смиренно, как в храме, пред Богом. Ты говоришь, а Сам Бог внутренне священнонаучает; в классе совершается тайна Божия обучения. Един есть Учитель ваш – Христос, – говорит Сам Господь (Мф. 23: 8). Бог един учит человека разуму (ср. Пс. 93: 10), как Бог разумов»[6].

Какое интересное, глубокое, христианское понимание. Педагог, он же и детоводитель – только посредник между Богом – Истинным Учителем – и учеником. Этот духовный принцип можно считать одним из основополагающих и отличительных в воспитательной системе кронштадтского пастыря.

Деятельность святого Иоанна Кронштадтского не расходилась с его учением, а учение было целиком воплощением евангельской заповеди любви по образцу Любви Христовой особенно к детям, самым чистым на земле созданиям, так подобным Ему. Можно попытаться выделить конкретные приемы воспитания, которых отец Иоанн придерживался.

Главный из них – это обращение к сердцу ребенка. В центре воспитания должен стоять нравственный закон, а если говорить словами отца Иоанна, то – Христос – истинная Жизнь нашего сердца[7].

Учебный урок должен быть не просто пересказом исторических событий, а должен переходить в беседу с учениками.

Знания, как и сама вера, должны быть неотрывны от жизни, и это дает особую ценность преподавательскому процессу.

Опрос может проводиться не по журналу, а по желанию учащихся. Если дети будут заинтересованы в учебе, для них это станет радостным событием.

Отец Иоанн стремился пробудить в детях глубокий, живой интерес и страстное желание учиться. Он никогда не сердился на детей, а если и случалось обратиться к строгости, то делал это всегда с любовью. Искренняя похвала, а не оценка была способом поощрения ребенка. Все знания приводились в стройную понятную систему, из которой всегда выделялось для запоминания самое важное.

Но самым главным «методом» был личный пример святого пастыря, а прочным основанием всех приемов воспитания – безграничная, можно сказать, ангельская любовь отца Иоанна Кронштадтского к детям и их Спасителю.

 

Литература

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Минск, 2006.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. М., 2003. Т. 2. 1859-1860; М., 2005. Т. 3. 1860-1861.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М., 1997.

 

[1] Моя жизнь во Христе. Том 2. № 1689.

[2] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Минск, 2006. С. 340.

[3] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 2. 1859-1860. М., 2003. С. 312-313.

[4] Там же. С. 504.

[5] Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М., 1997. С. 20.

[6] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 3. 1860-1861. М., 2005. С. 316.

[7] Там же. Т. 2. 1859-1860. М., 2003. С. 504.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9