Святоотеческое богословие иконы. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.)
В статье религиоведа, главного редактора сайта «Православная традиция» Владимира Ивановича Немыченкова излагается учение святителя об иконопочитании, согласно которому христиане не почитают иконы как идолов и богов и потому на них не распространяются ветхозаветные запреты; икона Христа доказывает истинность вочеловечивания Сына Божия и опровергает ересь докетизма; воздаваемые честь и поклонение относятся не к материалу иконы, но к «невидимому Богу», т. е. к божественной ипостаси; почитание икон Богородицы и святых выражает нашу любовь к ним, честь же, воздаваемая святым, восходит к Богу; икона содействует укреплению веры тех, кому недоступно непосредственное созерцание тайн Божиих; почитание священных изображений является неотменяемым преданием Церкви. Свт. Герман первым использовал истории о чудотворных иконах в качестве аргумента в пользу истинности иконопочитания. В то же время он подчеркивал, что источником благодати является не икона, а Бог, Который проявляет (ἀποδεικνύντος) благодать через икону, как и через другие предметы. Икона не источник благодеяний, а только способ (εἶδος) их оказания верующим. В заключение дается общая характеристика учения свт. Германа, отмечается высокая догматическая ценность его посланий, перечисляются десять положений его учения, позже вошедших в орос Седьмого Вселенского собора.
Статья

Святоотеческое богословие иконы. Часть 1

Свт. Герман занимал Константинопольскую кафедру в 715–730 гг. За это время на византийском престоле сменилось несколько императоров. В 717 г. святитель венчал на царство императора Льва III Исавра (717–741), а затем крестил и короновал соправителем его сына Константина V (741–775) – оба они стали иконоборцами. В 726 г. Лев III официально выступил против иконопочитания и безуспешно понуждал к тому же свт. Германа. В 730 г. император «публично потребовал от патриарха присоединиться к своей позиции и подписать соответствующий документ». Патриарх отказался, оставил кафедру и удалился в родовое имение Платанион, где и умер, вероятно еще до 741 г., но «во всяком случае до иконоборческого лже-Собора в Иерии (754)». На этом Соборе свт. Герман был анафематствован еретиками за иконопочитание (но в более мягкой форме, чем прп. Иоанн Дамаскин)[1].

Свт. Герман был первым автором, который письменно выступил в защиту иконопочитания в условиях начавшегося государственного иконоборчества в Византийской империи[2]. Три его догматических послания были зачитаны на заседании Седьмого Вселенского собора (787 г.) и опубликованы в его Деяниях: «Послание к Иоанну, епископу Синадскому», «Послание к Константину, епископу Наколийскому» и «Послание к Фоме, епископу Клавдиопольскому»[3]. Наиболее объемным, подробным и содержательным является «Послание к Фоме». Свт. Герман стал единственным автором VIII века, которого цитируют материалы Собора.

Учение святителя о священных изображениях отражает раннюю стадию развития православного богословия иконы. Кратко рассмотрим основные доводы патриарха Германа в защиту иконопочитания.

1. Христиане не почитают иконы как идолов и богов

Для свт. Германа и «его последователей-богословов икона всегда поначалу есть образ лица. Если на картине представлен ложный бог, несуществующий божок, – то перед нами идол, изображение болвана[4]. Если же речь идет об иконе Иисуса Христа, Богоматери или кого-либо из святых, то такие изображения заслуживают почитания, поскольку почитаемы и сами изображенные лица[5]», – пишет К. Шёнборн [6].

Запрет закона Моисея, на который ссылались иконоборцы, отменяется в Новом Завете. Все последующие богословы-иконопочитатели в дискуссии с иконоборцами следовали основным тезисам свт. Германа: «Христос даровал нам истинное Богопознание, и этим Он избавил нас от заблуждения идолопоклонства[7]», – излагает К. Шёнборн учение святителя[8]. В ветхозаветное время Бог открывал Себя Израилю без образов. В Новом Завете «Бог открылся нам во плоти, так что вера теперь идет не только от слышания, но и чрез чувство зрения запечатлевается в сердцах тех, кто смотрит на Христа[9]: вочеловечение, таким образом, все преобразовало; Бог имеет теперь зримые отражения, и эти “отражения (χαρακτήρα) Его священной плоти” мы можем наблюдать»[10].

Святитель неоднократно утверждает, что древний запрет на создание кумиров (идолов) и поклонение им (Исх. 20:4–5) не может быть распространен на иконы, поскольку они таковыми не являются. Он приводит примеры из Ветхого Завета о языческих заблуждениях древних евреев, из практики язычников и утверждает, что христиане не считают иконы богами и не переносят на них почести, полагающиеся Богу: «…Отличительным признаком всех христиан <…> служит <…> вера их во единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, Троицу несотворенную <…> причем исповедуется также совершившееся вочеловечение Сына Божия… <…> Мы удостоиваемся служить Богу живому и истинному <…> и освободились от всякого идольского заблуждения и нечестия»[11]. Святитель приводит слова «блаженного Афанасия» против идолов: «…Нет ничего общего у христиан, почитающих Единого Бога, поклоняемого в непостижимой славе и силе, с теми, которые сами себе делают бога и которых таким образом пророк справедливо называет жалкими»[12].

Запрет Ветхого Завета (Исх. 20:4–5) «имеет тот смысл, что божественное естество невидимо и непостижимо и не должно быть считаемо подобным чему-либо видимому и выражаемо в догадках и предположениях, которыми выражается только чувственное понимание». Христиане верят в Святую Троицу, что делает их «чуждыми и непричастными заблуждению; ибо образ идолослужения ясен. У нас же как одно поклонение единому Богу <…> так и одно приносится нами Ему служение... Это жертва хвалы <…> то есть, плод уст исповедующихся имени Его»[13].

Свт. Герман пишет, что «христиане, изображая портреты своих родственников» или знакомых, «никогда не почитают их и не удостаивают их никаких почестей. Даже и в силу императорских повелений преклоняясь (пред царскими портретами)», они не почитают их как богов. Поэтому находящееся в Священном Писании запрещение изображений неприложимо к христианам. Почитание икон следовало бы запретить только в том случае, «если бы мы какие-либо благочестивые мысли, которые должны относить только к божественному, отнесли бы, увлекаясь иконами, к чему-либо более телесному, или если бы мы покинули богоприличное чествование и служение, или же почему-либо совершенно унизили нашу веру» и совершали то, что «удаляет и отвлекает нас от усердного почитания единого истинного Бога». На самом же деле христиане, даже взирая на икону святого, славословят Бога и имя Христово и не называют никого из святых подвижников богом. А потому «мы, веруя в Сына Божия, Который есть истина и десница Отца, оказываемся непричастными высказанному пророком осуждению» тех, кто делает идолов и почитает их за богов (Ис. 44:10)[14].

2. Икона Христа доказывает истинность воплощения Сына Божия

Невидимый Бог стал изобразим после воплощения Бога Сына. Сын Божий «соизволил сделаться человеком», поэтому «мы, изображая икону (εἰκόνα) человеческого Его образа (χαρακτῆρος) и человеческого вида [наружности. – В.Н.] (ἰδέιας) Его по плоти, а не божества Его, которое непостижимо и невидимо, стараемся наглядно представить предметы веры и показать, что Он не фантастично и не призрачно соединился с нашим естеством, как ошибочно учили некоторые древние еретики…» Соответственно, на иконах изображается «образ святой плоти Его (ἁγίας αὐτοῦ σαρκὸς χαρακτῆρα)», которому оказываются почести и почитание. Таким образом христианин приводится «к воспоминанию о <…> неизреченном вочеловечении Его»[15].

В Послании к Фоме святитель также пишет об этом: «Изображать образ Господа на иконах в плотском Его виде следует и в обличение пустого представления еретиков, суесловящих, будто Он не по истине соделался человеком…»[16].

3. Служение Богу и почитание икон

Христиане не служат твари вместо Творца, хотя и почитают святых подвижников: «Не должно поклоняться рукотворенному, то есть тому, что сделано людьми; что же касается святых мучеников Христовых, то мы их почитаем за истинные маргариты веры, достойные всякой чести, и просим их молитв». Следует различать поклонение Богу и человекам: «Не твари покланяемся мы. Да не будет! И такого почитания, какое прилично божественному Господству, мы не воздаем подобным нам рабам; потому что, кланяясь императорам и начальникам, мы не являемся воздающими им такое же поклонение, как Богу». Пророк Нафан поклонился царю Давиду и не был обвинен в том, что «он почтил человека помимо истинного Бога. Также и иконы, изображаемые воском и красками, мы принимаем никак не на подрыв истинного и совершенного почитания, какое воздается Богу; потому что мы и не представляем изображения, или подобия, или образа или вида Божества, Которое невидимо…»[17].

И далее святитель еще раз повторяет: «Хотя мы целуем иконы Господа и Спасителя нашего и непорочной Его Матери, истинной Богородицы, и святых Его; но, по вере нашей, относимся к ним не так, как к Богу»[18].

Как же?

Об этом святитель подробнее пишет в послании Фоме. Воздаваемые христианами честь и поклонение относятся не к материалу иконы, а через изображенного на ней Христа – Сына Божия, ставшего человеком, восходят к Самому Богу: «…Поклонение воздается не смеси дерева и красок, но невидимому Богу, Который пребывает в недре Отца; Он принимает поклонение в духе и истине, даровав нам чрез Себя доступ к Отцу, вместе с Которым Ему и воздается поклонение»[19].

Из сказанного следует, что через видимый образ человеческой природы Христа поклонение воздается невидимому Богу, как Иаков, поклонившийся на край жезла Иосифова, воздал почтение не жезлу, но «тому, кто держал его» (Быт. 47:31; Евр. 11:21)[20]. Таким образом, свт. Герман делает первую попытку сформулировать ту мысль, что на иконе Христа поклонение воздается Божественной ипостаси Сына, а не Его тварной природе или Божеству вообще. На это указывает подчеркнутое различение ипостасей Сына и Отца в приведенной цитате. В последующем объяснение и уяснение этой истины станет одной из главнейших тем полемики иконопочитателей и еретиков-иконоборцев.

4. Почитание икон Богородицы и святых

В послании к Иоанну свт. Герман пишет, что христиане изображают на иконах Божию Матерь и святых подвижников для того, чтобы выразить свою любовь к ним и для напоминания об их служении Богу. «…Посредством живописи представляем мы и образ <…> Святой Богородицы… Мы почитаем ее как истинную Матерь Бога истинного, величаем ее, считаем превыше всякого видимого и невидимого творения. Мы величаем также и ублажаем и святых мучеников Христовых, святых апостолов и пророков и прочих святых, которые <…> соделались истинными служителями Божиими <…> и приобрели всякое дерзновение пред Ним. Мы ублажаем их для напоминания об их мужестве и верном служении Богу»[21].

Однако почитание Богородицы и святых не тождественно тому служению, которое полагается только Богу: «Этим мы не даем разуметь, что они общники божественного естества, – продолжает святитель, – и не приписываем им чести поклонения, приличествующего божественной славе и могуществу, но показываем этим любовь свою к ним». Для этой же цели служат и их иконы, которые через зрение повторяют и подтверждают то, что мы усвоили через слух из Писаний: «Таким образом, иконы приготовляются не для того, чтобы поклонение духом и истиною, приличествующее непостижимому и неприступному Божеству, мы относили к рукотворенным иконам, или делам рук человеческих, или вообще к созданиям Божиим <…> но чтобы посредством этих образов выразить нашу любовь, которую мы справедливо питаем к истинным рабам Бога нашего, чтобы и самим нам посредством добрых дел и сопротивления страстям сделаться подражателями их мужеству и любви их к Богу»[22].

Господь совершил «дело нашего спасения», продолжает святитель, Его Матерь есть «сильнейшая молитвенница за род наш», «матерински молящаяся за нас». «А всем святым мы воздаем почести и приносим песнопения, как сорабам нашим, имеющим подобное нам естество, но соделавшимся угодными Богу <…> получившим от Него высшее дерзновение и блаженство и удостоившимся благодати испрашивать нам Его благодеяния <…> чрез призывание Бога нашего…»[23].

В послании к Фоме свт. Герман вновь обращается к теме почитания святых, противопоставляя христианский культ языческому. Почитание и прославление языческих богов «чрез приносимые им жертвы состоит в том, что совершаются блудодеяния и невоздержание, выказываются всех родов непристойности и, мало сказать, произносятся постыдные и богохульные и слова». Напротив, «у христиан иконы святых мужей <…> суть не что иное, как образец мужества, изображение досточтимой и добродетельной жизни и побуждение и поощрение к прославлению Бога, Которому они угодили в настоящей жизни»[24].

Видимо, опровергая обвинение иконоборцев в том, что культ икон святых подвижников подменяет служение Богу и даже совершение Евхаристии, свт. Герман пишет, что возжжение огней (лампад, свечей) и курение фимиама перед иконами имеет символическое значение, а честь, воздаваемая святым, восходит к Богу – нашему общему с ними Владыке. Святитель пишет: «Пусть не соблазняет кого-либо и то, что пред иконами святых мы делаем освещение и благовонное курение. Совершать это в честь святых придумано в символическом смысле; потому что они упокоение свое имеют во Христе и честь, оказываемая им, относится к Нему. Премудрый Василий говорит, что честь, оказываемая святым их сорабами, служит доказательством любви нашей к общему Владыке. Чувственные огни суть символ невещественного и божественного светодаяния, а ароматическое курение символ чистейшего всецелого вдохновления и преисполнения Духа Святого»[25].

5. Дидактическая функция иконы

Свт. Герман утверждает, что иконы не подменяют подлинное богопознание, а их почитание не подменяет служение Богу: «Мы не считаем икон достаточною опорою богопознания и ради них не презираем собраний, бывающих в церквах Божиих, а равно и славословия в них Бога <…> и особенно во время божественного тайнодействия и литургии»[26].

В то же время икона Христа содействует укреплению веры тех, кому недоступно непосредственное созерцание тайн Божиих. Святитель пишет, что изображать образ Спасителя на иконах нужно «в руководство для тех, кои не могут подняться на высоту духовного созерцания, но имеют нужду в некотором плотском усвоении слышанного, насколько это полезно и позволительно. Тайна <…> сокрытая от веков и родов в Боге <…> усвояется не только посредством слуха, “ибо вера от слуха”, как говорит апостол (Рим. 10:17), но она напечатлевается и посредством зрения в душах зрителей и с силою взывает о том, что Бог явился во плоти»[27].

Иконы святых подвижников также с помощью зрения укрепляют веру, обретенную человеком через посредство слуха: «Слово, повествующее о делах святых мужей, приносит пользу слушающим и часто призывает их к подражанию ревности их. Эта же цель достигается и чрез надлежащее рассматривание икон, ибо “что повествовательное слово передает чрез слух, то живопись показывает молча чрез подражание”, – говорит Василий Великий[28], присовокупляя, что и тем и другим способом многие возбуждены к подражанию». Свт. Герман добавляет: «Мы должны чрез живописное изображение святых мужей припоминать конец жизни их и подражать вере их, как учит апостол (Евр. 13:3)»[29].

6. Иконопочитание – часть предания Церкви

Важной частью учения свт. Германа об иконах является утверждение о том, что почитание священных изображений является неотменяемым и несомненным преданием Церкви. Так, в самом начале своего послания святитель упрекает епископа Фому за то, что тот, даже не спросив о взглядах патриарха, «решился <…> уничтожить иконы, как будто это было общим мнением и не подлежало никакому сомнению и рассмотрению». Свт. Герман предостерегает адресата от поспешных единоличных действий, не сообразующихся с преданием Церкви: «…мы всячески должны беречься нововведений, особенно в тех случаях, когда верующим во Христа людям может представиться повод к смятению и соблазну; при том продолжительное время укрепило этот обычай в церквах»[30].

Кроме своей древности обычай создания и почитания икон Господа, Богородицы и святых освящен авторитетом предстоятелей Поместных Церквей и Вселенских соборов: «Такое предание получили все прежние предстоятели святейших церквей и не встречали никакого препятствия. А когда миновали гонения и вера дерзновенно укрепилась везде, то до самого нашего поколения происходили вселенские соборы, которые изложили каноны, во многих главах своих касающиеся учения об иконах»[31].

Далее свт. Герман вновь доказывает истинность обычая иконопочитания указанием на важность мест его распространения и авторитет практикующих его Поместных Церквей, ибо «не в малых и ничтожных городках утвердился этот обычай, но, можно сказать, почти во всех странах и в знатнейших и первенствующих церквах». Древность же обычая «изображать на иконах исторические повествования из (священного) писания» доказывает, например, Слово святого Григория Нисского «об Аврааме». «Тем более, – продолжает святитель, – следовало изображать чудеса Господнего домостроительства и страдания Его, а также и мужественные подвиги святых мучеников, возбуждающих благую ревность в зрителях»[32].

7. Чудотворения от икон

Считается, что свт. Герман первым использовал «в качестве довода истории о чудотворных иконах»[33]. Для нас интересны не только приводимые случаи, но и пояснения святителя о том, как нужно относиться к чудотворениям от икон. Так, он пишет епископу Фоме: «Главное же то, что чрез различные иконы Бог совершал чудеса <…> например подавал исцеление болящим <…> В писидийском Созополе икона всенепорочной Богородицы из своей длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие». И делает важное замечание: «Если же ныне не совершается это чудесное действие от этой иконы; то отсюда не следует, что не нужно верить и тому, что́ было прежде»[34].

Свт. Герман объясняет избирательность источников чудес волеизъявлением Божиим. Так, в книге «Деяний апостолов» сказано, что больные исцелялись не от всякой тени, а только апостола Петра, и не от любой одежды, а лишь апостола Павла. Чудеса совершались «в возмездие за веру их в проповедуемого ими Бога, Который благодать Свою проявляет (ἀποδεικνύντος) также и чрез неодушевленные предметы; точно так Он благоволил, чтобы тоже самое было и с иконами, то есть чтобы не всякая икона или живописное изображение было [таким. – В.Н.] источником благодеяний (τοῦ τῆς τοιούτου εἴδους εὐεργεσίας) для верующих, но только некоторые иконы святых, или же Самого Господа; так что нельзя подумать, будто исцеления совершаются сами по себе; нет, они совершаются только по благодати Бога нашего»[35].

Из текста видно, что, по слову святителя, источником благодати является Бог, Который совершает чудотворения как через своих служителей (апостолов, святых подвижников), так и через предметы, в том числе через иконы. Терминологически это подчеркивается употреблением глагола ἀποδείκνυμι (в представленном переводе – «проявлять»), одно из значений которого «рождать, производить на свет»[36]. Это значит, что «рождающий благодать» есть Бог, а проявлять, показывать ее Господь может по Своему усмотрению (когда-либо, через кого-либо или что-либо). Соответственно, икона не есть собственно источник благодеяний, а только способ их оказания верующим, что и отражено в греческом тексте, где на месте термина «источник» стоит εἶδος, т. е. способ действия[37].

Отметим, что тема благодати, подаваемой Богом от священных изображений, позднее заняла важное место в полемике с иконоборцами и в богословии иконы, о чем скажем ниже.

8. Выводы по учению свт. Германа

В результате сделанного обзора догматических посланий свт. Германа можно констатировать следующие основные положения его взглядов на иконопочитание:

  1. Сын Божий «соизволил сделаться человеком» и тем самым явил нам Свой человеческий образ (χαρακτήρ). Поэтому стало возможным изображать на иконах «образ святой плоти Его (ἁγίας αὐτοῦ σαρκὸς χαρακτῆρα)» (PG 98, col. 157 D).
  2. Ветхозаветный запрет на создание идолов и поклонение им (Исх. 20:4–5) нельзя распространять на христианские иконы, поскольку христиане служат и поклоняются Богу, познаваемому во Святой Троице, а не кумирам; не пытаются изображать невидимого Бога; не поклоняются иконам как богам.
  3. Икона Господа Иисуса Христа показывает, что Сын Божий вочеловечился истинно, а не призрачно, как уверяют некоторые еретики.
  4. Почитание икон (в том числе возжжением свечей и курением фимиама перед ними) не тождественно поклонению христиан Самому Богу, не подменяет и не отменяет служения Ему христиан, в том числе совершение Евхаристии.
  5. Честь и поклонение, воздаваемые иконе Христа, изображающей Его человеческий образ (χαρακτήρ), относятся не к материалу иконы, но к «невидимому Богу, Который пребывает в недре Отца», т. е. к Божественной ипостаси Сына, ибо именно «Он принимает поклонение в духе и истине» вместе с Отцом.
  6. Поклонение Богу как посредством икон, так и без них совершается в духе и истине.
  7. Икона Христа не является достаточной опорой богопознания, но полезна для тех, кто не может «подняться на высоту духовного созерцания» и имеет потребность в «плотском усвоении слышанного» из писаний.
  8. Иконы Богородицы и святых служат христианам для напоминания о них и выражения любви к ним. Иконы святых подвижников являются зримым образом их добродетелей и служения Богу, чему должны подражать все христиане.
  9. Честь и поклонение, воздаваемые иконам Богородицы и святых, в конечном итоге восходят к Богу как общему Владыке тех, кто молится перед иконами, и тех, к кому обращены их молитвы.
  10. Почитание икон является древним обычаем Церкви, истинность которого подтверждается авторитетом важнейших поместных Церквей, их предстоятелей и Вселенских соборов. Таким образом, иконопочитание – это древняя, неотъемлемая часть церковного предания, не подлежащая ревизии в виде нововведения, каковым является отрицание икон (иконоборчество).
  11. Бог совершает чудотворения и подает Свою благодать не только через своих святых (например, апостолов), но и через неодушевленные предметы, им принадлежащие, а также и через иконы – как Самого Господа, так и Его святых.
  12. Подлинным источником благодати является только Бог. Он «проявляет» (ἀποδείκνυμι) Свою благодать через икону, которая становится «источником благодеяний», а точнее способом (εἶδος) оказания их Богом верующим в Него (PG 98, col. 185 C).

9. Заключение

Исследователь богословия свт. Германа С.В. Заплатников пишет, что «совокупность богословских идей» трех догматических посланий святителя об иконопочитании «представляет собой первое в истории Церкви богословие иконы»[38]. Автор проводит сравнение основных тезисов учения святителя и определения (ороса) Седьмого Вселенского собора[39] и показывает, что последнее в значительной степени следует за мыслью и словом святителя.

Напомним соборный орос: «Кратко сказать: мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, установленные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической церкви, – ибо знаем, что в ней обитает Дух Святый, – со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаичных) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. – Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение (τιμιτικην προσκυνησιν), но никак не то истинное служение (λατρειαν), которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честнаго и животворящаго креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности; потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть, в предании кафолической церкви, в которой евангелие преемственно переходило от одного отца к другому. <...>

Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, – определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы»[40].

Воспользовавшись наработками С.В. Заплатникова и дополнив их нашими наблюдениями, изложим основные тезисы, содержащиеся в оросе Собора, соответствующие положениям учения свт. Германа (приводятся в начале каждого пункта в виде тезиса).

1) Осуждение идолопоклонства: Христос избавил нас «от мрака безумной приверженности идолам», но «некоторые <…> отпали от истинного учения» (имеются в виду иконоборцы, объявившие иконы кумирами)[41].

2) Непрерывность и нерушимость предания Церкви: иконоборцы восстали «против предания кафолической церкви, они погрешили в понимании истины», «не положили различия между святым и позорным; так что икону Господа и святых Его сочли за одно с истуканами сатанинских идолов»[42].

3) Почитание икон неотъемлемая часть церковного предания, письменного и устного: «мы (участники собора. – Авт.) неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это согласно с историей евангельской проповеди…» (там же, с. 590); «мы следуем Павлу и всему сонму божественных апостолов и святых отцов, содержа принятые нами предания»[43].

4) Иконоборчество есть нововведение (а «мы всячески должны беречься нововведений», – пишет свт. Герман): «осмеливающиеся <…> презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения» подвергаются анафеме отцами Собора[44].

5) Иконы Христа доказывают истинность вочеловечения Сына Божия: изображение Христа «служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился»[45].

6) Священные изображения суть дополнительная к писанию форма изложения истины, постижение которой происходит как через слышание писания, так и через зрение священных образов: иконописание, согласное с Евангелием «служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга»[46].

7) Святые образы напоминают о первообразах и выражают нашу любовь к ним: «Чем чаще при помощи икон они (Христос, Богородица, святые. – Авт.) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание….»[47].

8) Почитание икон не тождественно поклонению Богу: мы воздаем иконам «почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству»[48].

9) «Пред иконами святых мы делаем освещение и благовонное курение» (свт. Герман): христиане «возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности…»[49].

10) Поклонение обращено не к материалу иконы, а к ипостаси: «честь, воздаваемая иконе, относится к ея первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней»[50].

Известный византолог Г. Острогорский отмечал, что свт. Герман большое внимание уделял христологическим доводам в защиту икон. В своем произведении «О ересях и соборах»[51], в котором ересь иконоборчества рассматривается в первую очередь в историческом, а не в догматическом плане, святитель тем не менее указывает на различие в значении икон святых и Спасителя. Если иконы первых христиане принимают для выражения любви к ним, то икону Христа – как свидетеля воплощения и вочеловечения Сына Божия[52]. «Икону же Господа нашего Иисуса Христа, – пишет свт. Герман, – изображающую Его человеческие черты, ставшие видимыми благодаря Его богоявлению, мы принимаем для хранения вечной памяти о Его житии во плоти, Его страдании, спасительной смерти и происшедшем отсюда искуплении мира: из иконы Его мы познаем высоту смирения Бога Слова»[53].

В посланиях к епископу Фоме и Иоанну свт. Герман высказывает свой христологический довод в пользу иконопочитания еще яснее[54]. Поэтому Г. Острогорский призывал к пересмотру «низкой оценки догматического достоинства посланий Германа о св. иконах», утвердившейся в его время. Доводы свт. Германа, как и 82-е правило Пято-шестого собора с требованием изображать Спасителя в человеческой плоти, а не аллегорически в виде Агнца[55], «должны рассеять предположения, будто аргументы христологического порядка явились в православной литературе лишь вынужденным ответом на полемические выпады иконоборческого собора 754 года». «Следовательно, соединение вопроса об иконах с христологической догматикой органически свойственно православному сознанию, а не является только простым полемическим приемом схоластической диалектики», – считал Г. Острогорский[56].

С.В. Заплатников замечает: «Рефреном во всех произведениях святителя звучит призыв поклоняться в духе и истине, чего мы не находим в определении Собора и чего ему так остро не хватает»[57]. А в заключение своей статьи утверждает: «…Все богословские идеи, утвержденные в Никее в качестве учения Церкви об иконах, почерпнуты из системы патриарха Германа, где они раскрыты в более глубоких и тонких определениях. К ним относятся: тема света христианства и тьмы идолопоклонства, как двух полярных, непересекающихся миров, принципиальное следование традиции в почитании икон (исполнение Предания), различие нескольких типов поклонения, роль императоров в устроении церковно-практических порядков, важное место иконы в положительном решении вопроса о христологическом учении, равенство икон и Креста в воздаваемом поклонении и, наконец, воспоминание первообразов в процессе молитвенного почитания»[58].

Другой исследователь, Д.Е. Афиногенов, отмечает, что у свт. Германа «появляются в зачаточном виде мотивы, которые впоследствии стали центральными в споре об иконах». Например, «изображение Христа служит для опровержения тех, кто считает, будто Он воплотился лишь призрачно», из чего позднее «развился основной тезис иконопочитателей: тот, кто отвергает возможность изображения Христа на иконе, отрицает реальность Его вочеловечения». Д.Е. Афиногенов также полагает, что, «отстаивая нерушимость церковного Предания», свт. Герман использует аргумент «от непогрешимости». Ведь если церковный обычай иконопочитания является нечестивым, и «никто из отцов или на Соборах не воспрепятствовал этому», значит, Церковь «пребывала в заблуждении, и вера ее не может считаться беспорочной». Тогда и любой догмат веры может быть подвергнут сомнению. Именно поэтому иконопочитатели называли иконоборцев «обвинителями христиан» (χριστιανοκατήγοροι)». Кроме того, свт. Герман «первым использует в качестве довода истории о чудотворных иконах».

По общей оценке Д.Е. Афиногенова, для свт. Германа «характерна гораздо более примирительная позиция в отношении иконоборцев, чем у прп. Иоанна Дамаскина: просматривается явное нежелание вывести вопрос на догматический уровень. Допустимость почитания икон в достоверно принадлежащих ему сочинениях не переходит в обязательность»[59].

Известный патролог А.И. Сидоров (2020) подтверждал, что «в посланиях святителя Германа излагаются многие принципиальные аргументы в защиту иконопочитания, которые повторяются и развиваются последующими святыми отцами и православными писателями, выступающими против иконоборчества. Они также проливают свет на достаточно трудное положение святителя в церковно-политической ситуации той эпохи, когда императора Льва III поддерживало и определенное число иерархов, внутренне готовых предать Православие»[60].

 

Список литературы

Источники

Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. СПб.: Воскресение: Паломник, 1996. Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908.

Послание Германа, архиепископа константинопольского, к Иоанну, епископу синадскому // Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. С. 462–464.

Послание Германа, архиепископа константинопольского, к Константину, епископу наколийскому // Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. С. 465.

Послание Германа, архиепископа константинопольского, к Фоме, епископу клавдиопольскому // Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. С. 465–475.

Epistole dogmatice // PG 98, col. 156–188.

 

Литература

Андреев А.И., проф. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские: Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут. Сергиев Посад, 1907. 239 с.

Афиногенов Д.Е. Герман I // Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: https://www.pravenc.ru/text/164781.html.

Заплатников С.В. Богословие иконы в посланиях патриарха Германа константинопольского // XX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. №20. М.: ПСТГУ, 2010. С. 192–195.

Острогорский Г. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества // Seminarium Kondakovianum: Сборник статей по археологии и византоведению, издаваемый семинарием имени Н.П. Кондакова. № 1. Прага, 1927. 348 с. С. 35–48.

Сидоров А. Святитель Герман I Константинопольский // Православие.ру. 25 мая 2020. URL: https://pravoslavie.ru/131293.html

Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М.: Христианская Россия, 1999. 231 с.

 

Справочные издания и словари

Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991.

Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. / Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958.

 

[1] Афиногенов Д.Е. Герман I // Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: https://www.pravenc.ru/text/164781.html. Подробнее о жизни и деятельности свт. Германа см.: Андреев А.И., проф. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские: Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут. Сергиев Посад, 1907. 239 с.; Сидоров А. Святитель Герман I Константинопольский // Православие.ру. 25 мая 2020. URL: https://pravoslavie.ru/131293.html.

[2] Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М.: Христианская Россия, 1999. 231 с. С. 169.

[3] См.: Деяние четвертое // Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 462–475. Также см.: Epistole dogmatice // PG 98, col. 156–188.

[4] Mansi 13, 112 DE (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.).

[5] Ср. прекрасные тексты Германа о священных изображениях: Mansi 13, 101 Е; 104 АВ; 130 С (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.).

[6] Шёнборн К. Икона Христа. С. 171.

[7] Mansi 13, 112 CD: 120 Е-121 А (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.).

[8] Шёнборн К. Икона Христа. С. 172.

[9] Mansi 13, 116 В (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.).

[10] Шёнборн К. Икона Христа. С. 172.

[11] Герман, свт. Послание к Фоме // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 467–468.

[12] Там же. С. 468.

[13] Там же. С. 470–471.

[14] Там же. С. 472–473.

[15] Герман, свт. Послание к Иоанну // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. PG 98, col. 157 C–D.

[16] Герман, свт. Послание к Фоме // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 469.

[17] Герман, свт. Послание к Иоанну // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 462–463. Курсив наш. – В.Н.

[18] Там же. С. 464.

[19] Герман, свт. Послание к Фоме // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 470. Курсив наш. – В.Н.

[20] Там же.

[21] Герман, свт. Послание к Иоанну // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463.

[22] Там же. С. 464.

[23] Там же. С. 464.

[24] Герман, свт. Послание к Фоме // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 469.

[25] Там же. С. 473. Курсив наш. – В.Н.

[26] Там же. С. 473. Курсив наш. – В.Н.

[27] Там же. С. 469.

[28] Творения св. Василия Великого в русском переводе. Ч. 4. – М., 1846. С. 296 (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.).

[29] Герман, свт. Послание к Фоме // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 469.

[30] Там же. С. 466.

[31] Там же. С. 470. Святитель не уточняет, какие каноны он имеет ввиду.

[32] Там же. С. 470.

[33] Афиногенов Д.Е. Герман I // Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: https://www.pravenc.ru/text/164781.html.

[34] Герман, свт. Послание к Фоме // Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 474.

[35] Там же. С. 474. PG 98, col. 185 C.

[36] ἀποδείκνυμι, 1) показывать; 2) предъявлять; 3) объявлять; 4) производить на свет, рождать; 5) делать; 6) воздвигать; 7) обнаруживать, доказывать (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 1 / Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958).

[37] εἶδος, 1) вид, наружность, красота; 2) вид, способ действия; 3) качество, устройство ч.-л., напр. государства; 4) вид (в отличие от рода); 5) идея (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991). В др. словаре читаем: 1) внешность; 2) красивая наружность; 3) вид, разновидность ч.-л., характер, род; 4) образ, способ; 5) форма правления, государственный строй; 6) лог. вид; 7) филос. (у Платона) эйдос, идея; 8) филос. форма (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 1 / Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958).

[38] Заплатников С.В. Богословие иконы в посланиях патриарха Германа константинопольского // XX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. №20. М.: ПСТГУ, 2010. С. 192–195. С. 192.

[39] Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 589–591.

[40] Там же. С. 590–591. Синтаксис и написание заглавных и прописных букв – оригинала, в остальном орфография приведена к современным нормам русского языка. – В.Н.

[41] Там же. С. 589.

[42] Там же. С. 589.

[43] Там же. С. 591.

[44] Там же. С. 591.

[45] Там же. С. 590.

[46] Там же. С. 590.

[47] Там же. С. 590.

[48] Там же. С. 591.

[49] Там же. С. 591.

[50] Там же. С. 591.

[51] PG 98 39–88.

[52] Острогорский Г. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества // Seminarium Kondakovianum. № 1. Прага, 1927. С. 35–48. С. 37.

[53] PG. T. 98. Col. 80 A. Цит. по: Острогорский Г. Соединение вопроса о св. иконах... С. 37.

[54] Острогорский Г. Соединение вопроса о св. иконах... С. 38.

[55] Mansi T. 11. Col. 977 E–980 B.

[56] Острогорский Г. Соединение вопроса о св. иконах... С. 39–40.

[57] Заплатников С.В. Богословие иконы… С. 193.

[58] Там же. С. 194.

[59] Афиногенов Д.Е. Герман I // Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: https://www.pravenc.ru/text/164781.html.

[60] Сидоров А. Святитель Герман I Константинопольский // [Электронный ресурс] Православие.ру. 25 мая 2020. URL: https://pravoslavie.ru/131293.html.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9