История и богословие Церквей восточно- и западно-сирийской традиции: полная русскоязычная библиография с 2015 года
В библиографию вошли книги, научные статьи и диссертации за период с 2015 по начало 2020 года, изданные на русском языке и посвященные истории, богословию, литературе, персоналиям и археологии Церквей восточно- и западно-сирийской традиции.
Статья

Статьи

2015 год

Беляков В.В. Монастырь в горах Ливанских // Восточная коллекция. 1.60. 2015. С. 126–131.

Ден Хайер Й. Отношения между коптами и сирийцами в свете открытий в Дейр ас-Сурйан // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2.33. 2015. С. 118–139.

Калинин М.Г. Прп. Исаак Сирин. Три мистических трактата, не вошедшие в греческий перевод Первого собрания / пер. с сирийского М.Г. Калинина // Богословские труды. 46. 2015. С. 11–20.

Минов С.В. Зороастрийские мифологические мотивы и феномен христианской аккультурации в Сасанидской Месопотамии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2.33. 2015. С. 61–87.

Поторочина Е.В., Шейко К.А. К находке христианского креста на городище Каршаултепа в Ташкентской области // Записки Восточного Отделения Российского Археологического Общества. Новая серия. Т. 3 (28) / Под ред. В.П. Никонорова и В.А. Алёкшина. СПб.: Контраст, 2015. С. 487–491.

Притула А.Д. Из келий в ханские шатры: сирийская поэзия монгольского времени // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2.33. 2015. С. 88–117.

Трейгер А.С. Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности ʿАбд ал-Масиха ибн Наʿима ал-Химси, арабо- христианского переводчика Плотина // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2.33. 2015. С. 140–160.

Французов С.А. Житие св. Герасима из Эмессы: уникальный памятник сиро-византийской агиографии в арабской передаче // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 74. (Византия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, посвящённой памяти А.В. Банк (1906–1984)). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2015. С. 260–270.

2016 год

Ашуров Б.Б. Согдийские христианские тексты: комплексный кодикологический обзор // Паёми донишгоҳи миллии Тоҷикистон: Бахши илмҳои филологӣ. 4/7. 2016. C. 21–26.

Грацианский М.В. Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора // Труды исторического факультета МГУ, 86; II: Исторические исследования, 42. М.: Издательство Московского университета, 2016. C. 390–412.

Заболотный Е.А. Учение Афраата и его место в сирийской христологии IV в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 46–54.

Калинин М.Г. (пер. с сир.), Преображенский А.М. (комм.) Иосиф Хаззайя, «Письмо о действии, происходящем от благодати» // Богословский Вестник. Московской Духовной Академии 20–21:1–2. 2016. C. 327–341.

Калинин М.Г. (пер. с сир.), Преображенский, А. М. (комм.) Послание о различных действиях благодати [бывающих] у подвижников // Богословский Вестник. Московской Духовной Академии 22–23:3–4. 2016. C. 426–436.

Муравьев А.В. Myatrūṯā: труднопереводимое понятие сирийской духовной литературы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 55–62. .

Пантелеев С., диакон, Шаблевский Н. Евагрий Понтийский. О Серафимах и Херувимах // Богословский Вестник. Московской Духовной Академии. 22–23:3–4. 2016. C. 408–426.

Французов С.А. Четыре смерти святого Георгия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. С. 87–95.

Фролов Д.В., Моисеева С.А. Камень в Евангелии от Матфея // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 96–116.

Шумило С.М. Духовный стих «Плач Иосифа Прекрасного» и его сирийский литературный источник // Труды Отдела Древнерусской Литературы. 64. 2016. C. 595–600.

2017

Аржанов Ю.Н. Сирийская философия природы в раннеисламcкий период // Христианский Восток. 8 (XIV) 2017. C. 253–266.

Брюн С.П. Церкви Востока пред крестоносным правителем Заморской земли: князь Боэмунд IV Одноглазый и христиане Леванта // Исторический вестник. 20. 2017. C. 58–81.

Калинин М.Г., Преображенский А.М. К вопросу об авторстве второго тома прп. Исаака Сирина: свидетельство Иосифа Хаззайи // Богословский Вестник. 18–19. 2015 [2017]. C. 68–86.

Кобищанов Т.Ю. После столетий одиночества: изменение социальной психологии сирийских христиан в новое время // Исторический вестник. 20. 2017. C. 218–255.

Кольченко В.А. Припишпекское (Кара-Джигачское) средневековое христианское кладбище по данным архивных документов о раскопках 1886 года // Религии Казахстана и Центральной Азии на Великом Шёлковом пути. Алматы, 12-13 июня 2017 года. – Алматы, 2017. С. 167–179.

Кораев Т.К. Политическая идентичность сиро-христианского социума под властью Хулагуидских ильханов XIII–XIV вв.: Некоторые наблюдения // Исторический вестник. 20. 2017. C. 82–105.

Крамаровский М.Г. О христианских конфессиях Солхата в XIII–XIV вв. (предварительное сообщение) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии 22. 2017. C. 399–326.

Мещерская Е.Н. Сирийские монастыри как центры книжно-письменной культуры // XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 21–23 июня 2017 г.: Материалы. СПб., 2017. С. 69–71.

Мещерская Е.Н. Ветхозаветные апокрифы и «Исход Марии» // Восток. 8 (XIV). 2017. С. 283–296.

Мельников А.А. В. Петерсен о зависимости прп. Романа Сладкопевца от прп. Ефрема Сирина // Труды и переводы (Санкт-Петербургская духовная академия, Кафедра древних языков, Кафедра иностранных языков). 1. 2017. C. 124–130.

Морозов Д.А. Московские фрагменты греко-сиро-арабской Псалтири // Монфокон. 4. 2007. С. 80‒82.

Нуржанов А.А. Культовые сосуды карлуков-несторианцев из городища Кастек // Народы и религии Евразии. 1–2. 2017. C. 14–22.

Притула А.Д. Халдейские рукописные коллекции. Авдишо Газартский: патриарх, поэт, писец и заказчик // XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 21–23 июня 2017 г.: Материалы. СПб., 2017. C. 72–73.

Сарабьев А.В. «Мандатная держава оставляет за собой лишь право руководства»: конфессиональная политика в решении колониальных проблем Сирии и Ливана (1920-е гг.) // Восток. 6. 2017. C. 18–28.

Селезнев Н.Н. Основы христианско-мусульманских отношений по свидетельству Собеседований Илии Нисивинского и везира Абӯ-л-Ḳāсима ал-Маг̣рибӣ” // Исторический вестник. 20. 2017. C. 294–306.

Селезнев Н.Н. И вселися в ны: Боговселение (al-ḥulūl) в мусульманско-христианском диалоге. Илия Нисивинский и Абӯ-л-Ḳāсим ал-Маг̣рибӣ // Христианский Восток. 8 (XIV). 2017. С. 297–312. .

Смирнова И.Ю. Конфессиональная политика великих держав на христианском Востоке в 50–60-е гг. XIX в. // Христианство на Ближнем Востоке. 1. 2017. C. 91–110.

Фомичева С.В. Образ белые одежды в творчестве Ефрема Сирина // Христианский Восток. 8 (XIV). 2017. С. 313–330.

Французов С.А. Хорошо забытое старое: Как сирийские курды укрывались от преследований в христианском монастыре // Христианский Восток. 8 (XIV) 2017. С. 331–338.

Фурман Ю. Божественный замысел в «Истории временного мира» Йōx̣аннāна бар Пенкāйē, его помощники и противники. Христианский Восток. 8 (XIV) 2017. С. 339–360.

2018 год

Богданов К.М. Тангутская книжная иллюстрация как исторический источник (на примере описания гравюры из Тангутского фонда ИВР РАН // Письменные памятники Востока. 15:1/32. 2018. C. 83–95.

Калинин М.Г., Преображенский А.М. Главы о ведении Иосифа Хаззайи: новое рукописное свидетельство и ранее не идентифицированные главы // Богословские труды. 47–48. 2018. C. 258–289.

Калинин М.Г. (пер. с сир.), Преображенский А.М. (комм.) Иосиф Хаззайя «О молитве в месте ясности» // Богословские труды. 47–48. 2018. C. 526–539.

Кессель Г.М. Пятое собрание Исаака Ниневийского: предварительные наблюдения о новонайденной рукописи (olim Diyarbakır / Scher 25) // Богословские труды. 47–48. 2018. C. 239–257.

Куликов А.О. Несторианская «Хроника Сеерта» как источник по истории доисламского Среднего Востока // Vita memoriae: теория и практика исторических исследований. Нижний Новгород, 2018. С. 45–49.

Макаров А.Д. (вступ. ст., ред. и пер.) Преподобный Исаак Сирин, Избранные главы второго Слова о знании // Богословские труды. 47–48. 2018. C. 38–53.

Сарабьев А.В. Ориентальные Церкви Леванта и Месопотамии в условиях продолжающейся социальной фрагментации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 11:4. 2018. C. 150–168. .

Селезнев Н.Н. Антииудейская полемика в Собеседованиях Илии, митрополита Нисивина, и везира Абу-л-Касима ал-Магриби // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 36:2. 2018. C. 300–314.

Хаутала Р.В. Исламизация Джучидского и Хулагуидского улусов в сравнении: точки зрения мусульманских и христианских источников // Золотоордынское обозрение. 6:4. 2018. С. 676–695.

Шаблевский Н. Специфика греческого (LXX), латинского (Вульгаты) и арамейских переводов с древнееврейского книги Исход 3, 14–15 // Богословский Вестник. 29/2. 2018. C. 17–29.

Шульга Д.П. Распространение несторианского учения в Китае в контексте Шёлкового пути // Философский текст в современной текстовой культуре. Симферополь, 2018. С. 73–76.

Шумилов Е.Н. Несториане как главная цель миссии дипломата и проповедника Константина в Хазарию // Семёновские чтения. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. С. 215–220. 

2019 год

Ава Ройел, Мар, еп. История взаимоотношений Ассирийской Церкви Востока и Русской Православной Церкви // Церковь и время. 87. 2019. C. 235–251.

Бауло А.В. К вопросу о следах деятельности христианских миссий в Зауралье и на севере Западной Сибири в VIII–XVI веках // Археология, этнография и антропология Евразии. 47:3. 2019. C. 104–110.

Бумажнов Д.Ф., Фомичева С.В., пер. Мар Нарсай, Против иудеев // Богословские труды. 49. 2019. C. 320–355. 

Заболотный Е.А. Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы // Вестник ПСТГУ. Сер. 3: Филология. Вып. 61. 2019. С. 38-52.

Зиновкин А.Ю. Что мы знаем о сирийском экзегете Ишодаде Мервском? // Актуальные вопросы церковной науки. 2. 2019. C. 193–199.

Калинин М.Г. Иосиф Хаззайа, «Книга глав о ведении». Новооткрытые фрагменты / критическое издание сирийского текста, перевод с сирийского, предисловие и примечания М.Г. Калинина // Библия и христианская древность. 2:2. 2019. C. 15–53.

Калинин М.Г. Новое свидетельство полемики о том, может ли человечество Христа созерцать Его Божество // Богословский Вестник. 34:3. 2019. С. 250–264.

Кольченко В.А. Христианское кладбище монгольского времени на городище Бурана (по данным архивных документов о раскопках 1886 года) // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Т. 2. Казань, Кишенёв: Stratum, 2019. С. 209–221.

Кольченко В.А. Архитектурный тип Объекта IV городища Ак-Бешим: часовня с двором или зальная церковь? // Древности Восточной Европы, Центральной Азии и Южной Сибири в контексте связей и взаимодействий в евразийском культурном пространстве (новые данные и концепции). СПб: ИИМК РАН, 2019. С. 188–190.

Ларченко В.Ю. Появление христианства (несторианства, католицизма, протестантизма, православия) в Корее // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: История. 28. 2019. C. 35–42.

Молчанов Д.О. Методы и особенности богословия святого Ефрема Сирина на примере пасхальных мадрашей Об опресноках // Актуальные вопросы церковной науки. 1. 2019. C. 23–28.

Судаков М. Христология Мартирия-Сахдоны // Богословский вестник. 32:1. 2019. C. 140–171.

Притула A.Д. Культура домонгольского Хорасана // Жизнь в средневековом Хорасане. Каталог выставки. СПб., 2019. С. 12–19.

Худяков Ю.С. Сведения о распространении мировых прозелитарных религий и традиционных верований и погребальных обрядов среди енисейских кыргызов и кыштымов в периоды раннего и развитого средневековья // Народы и религии Евразии. 19. 2019. C. 127–143.

2020 год

Смирнова Ю. «Малабарское дело» 1825–1826 годов: к истории британской политики в Индии (конфессиональный аспект) // Христианство на Ближнем Востоке. 2. 2020. С. 4–74.

Книги

2015 год

Дунаев А.Г. Дэпрэ В. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. Новое издание с приложением греческого текста, исследованиями и публикацией новейших рукописных открытий. М., 2015.

Крачковский И.Ю. Труды по истории и филологии христианского Востока. М.: Восточная литература, 2015.

Лявданский А.К. Лилит в традициях сирийских христиан Курдистана и иранского Азербайджана. М.: Индрик, 2015.

Селезнев Н.Н. Йоханнан Бар Зоʿби и его «Истолкование таин»: Критический текст, перевод, исследование. Омск: Амфора, 2015.

2016 год

Муравьев А.В. и др. Мар Исхак Ниневийский (преподобный Исаак Сирин). Книга о восхождении инока. Первое собрание (трактаты I-VI) М.: ЯСК, 2016.

2017 год 

Олферьев С.П. В верховьях Тигра: Дневник и описание пути, составленное надворным советником С.П. Олферьевым во время поездки в земли несториан осенью 1912 г. / под ред. И.В. Зайцева. М., 2017.

2018 год

Религии Центральной Азии и Азербайджана. Т. IV. Христианство. Самарканд: МИЦАИ, 2018.

Селезнев Н.Н. «Книга общности веры» – средневековый восточнохристианский экуменический трактат. М.: Грифон, 2018.

2019 год

Иларион (Алфеев), митр., ред. Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. Материалы конференции. М.: Познание, 2019.

Кобищанов Ю.М. и др. Очерки истории христианских цивилизаций. В 2 т. М.: Политическая энциклопедия, 2019.

2020 год

Заболотный Н. Сирийское христианство между Византией и Ираном. СПб.: Наука, 2020.

Диссертации

Заболотный Е.А. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV–VIII веках. (Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель П.В. Кузенков). М.: МГУ, 2016.

Фурман Ю. Йоx̣аннана бар Пенкайе. «Суть вещей, или История временного мира» в сирийской средневековой интеллектуальной культуре (Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель Н.Н. Селезнев). М.: РГГУ, 2017.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9