Перспективы духовного образования
Наблюдающиеся в настоящее время по всему миру кризисные явления требуют поисков решений по их преодолению. Но без развития образования этот процесс невозможен, поскольку именно система образования формирует мировоззрение и дает набор инструментов, которым оперирует человек, преобразуя свою жизнь к лучшему. Тем более это касается системы духовного образования, готовящей духовных руководителей для народа.
Статья

Отмечая важность духовно-нравственной составляющей в преодолении кризиса, Церковь уделяет огромное внимание духовному образованию. Святейший Патриарх Кирилл не раз говорил о том, что повышение уровня образования в духовных школах является первоочередной задачей Церкви в ближайшее время. В статье предлагается анализ высказываний Святейшего Патриарха об образовании через призму жизни духовных школ.

Духовное образование должно гармонично складываться из двух составляющих: необходимых знаний и религиозного опыта. «С одной стороны, школа — это место интеллектуального поиска, это место, где человек мыслит, получает информацию… второе измерение — ее духовная составляющая» [1].

На духовной составляющей Патриарх заострял внимание не один раз. Это беспокойство отражает реальную ситуацию, которая характеризуется отсутствием четкой системы духовного окормления в школах - студенты вынуждены самостоятельно искать пути духовного развития. Но именно эта составляющая, по мнению Патриарха, является приоритетной. «Главная задача заключается в том, чтобы уже здесь, в этих стенах, студент обрел богатый внутренний опыт, опыт общения с Богом, уникальный, свой собственный» [2]. 

Какие же пути приобретения живого религиозного опыта видит священноначалие? «Духовническая работа, активная литургическая жизнь должны быть в центре нашего академического бытия» [1]. Литургическая жизнь студентов не может сводиться только к обязательному посещению богослужений. «Можно и в храме часами стоять, а думать о своем» [2]. В первую очередь Евхаристия должна занять более заметное место в проповедях наставников. Побуждение к более активному участию в литургии должно сопровождаться одновременным раскрытием самого смысла и значения Евхаристии в жизни христианина. «Очень важно развивать в наших студентах стремление к литургической жизни, чтобы наши студенты сердцем, а не только умом воспринимали то, что происходит в храме. Литургическая жизнь должна стать неотъемлемой частью жизни человека и его очень сильной потребностью» [1]. 

Активная литургическая жизнь студентов должна способствовать «безболезненному» (без внутренних психологических надломов) переходу к образу жизни клириков. В связи с этим встает вопрос о руководстве учащегося, которым его должна обеспечить семинария.
 
Духовное руководство может совершаться либо семинарским духовником, либо классным наставником, посредством пастырских бесед и проповеди. «Духовники должны понимать молодых людей, отвечать им сердечной, отеческой любовью, вникать в их проблемы. Если духовник вовлекается во внутреннюю жизнь студента или воспитанника и становится его путеводителем, наставником, то такой контакт во многом определит духовный строй этого студента» [1]. При выборе духовника студент, прежде всего, смотрит, сможет ли тот понять его проблемы, отсюда следует, что духовный руководитель должен быть знаком с особенностями семинарской жизни и не занимать в ней административного положения. Это может быть настоятель семинарского храма или прикрепленный к семинарии священник, возможно преподающий в ней. 

В крупных семинариях встает проблема количества духовников. На практике большая часть студентов исповедуется каждый раз у разных священников, в том числе и новопоставленных, что исключает нормальную возможность духовного руководства. 

Не стоит забывать, что многие студенты в стенах семинарии переживают кризис «наивной» веры, расставаясь со многими иллюзиями относительно церковной жизни. В этот момент, как правило, на первых этапах обучения, работа духовника или классного наставника должна быть наиболее интенсивной. Студент должен видеть, где он может получить ответы на свои вопросы и не бояться их задать. В семинариях должен быть организован курс пастырских бесед, помогающих студенту сориентироваться.

Духовная школа не может позволить себе, чтобы студент без руководства пытался приобрести духовный опыт, в противном случае эффективность подготовки священников сильно падает. Ведь предоставленный сам себе студент формируют свой внутренний мир по-своему и «начинает жить по законам того внутреннего мира, который создал» [2], но где гарантия, что этот внутренний мир будет соответствовать христианскому мировоззрению? 

Однако у будущего пастыря, «помимо глубокого религиозного опыта, который является абсолютно необходимым, должны быть знания» [3]. Относительно этой составляющей духовного образования можно выделить несколько моментов, на которых Патриарх так или иначе заострял внимание, встречаясь с преподавателями и студентами духовных школ. 

«Самая большая ошибка нашей школы состоит в том, что мы мало пишем, мало самостоятельно излагаем на бумаге свои мысли… Нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное, излагать свои мысли и устно, и письменно» [2]. Но студент не сможет самостоятельно мыслить, анализировать и писать, равно как и обрабатывать информацию, если его этому не научить. К сожалению, в современных семинариях мало уделяется внимания этой проблеме. Гарантированно хорошо анализируют и излагают свои мысли в основном те, кто этому уже был научен либо в вузе, либо в школе, остальные чаще всего действуют методом проб и ошибок. 

Решением проблемы могут стать как разработка на кафедрах специальных методических пособий по работе с источниками, так и обязательное введение методологической составляющей внутри предмета, а также управляемая самоподготовка студентов с консультантом. Наиболее приемлемым вариантом является введение предмета по методологии науки и организации научной работы. 

Еще одной важной проблемой современного духовного образования является отрыв теоретических знаний от практического применения. «Мы должны говорить миру Божию правду так, чтобы эта Божия правда была услышана. Но для этого нужно научиться так говорить, а наш язык бывает очень заскорузлым, мы до сих пор предпочитаем говорить схоластическими схемами: и в проповеди, и общаясь с людьми» [1]. 

Современная жизнь за последние несколько лет сильно изменилась и связанно это в первую очередь с тем, что мы стали жить в информационном обществе, в котором сильно возрос доступ к информации, повысился уровень знаний, произошло уплотнение информационного потока. В связи с этим служение священника требует уже гораздо большей подготовки, чем раньше. Он уже не может мыслить категориями прошлой эпохи, иначе не сможет дать ответа на те вызовы, которые предъявляет Церкви современный мир. Духовное образование должно учитывать современные реалии. 

А эти реалии требуют «оживить наше богословие, вывести его из тени исключительно интеллектуального дискурса, сделать его частью нашей жизни, пастырской жизни, пастырской работы так, как это было у святых отцов» [1]. Без соотнесения богословия и жизни голос Церкви не будет воспринят в мире. «Бывает и так, что человек подходит с вопросом, а мы начинаем ему схемами отвечать, очень простыми схемами, которые не достигают ума и сердца, потому что у нас самих нет ответа на эти вопросы. У нас есть что-то из учебников, а учебники писались в прошлом, они были рассчитаны на то время, когда все в храм приходили. А собственного понимания проблем нет, потому что в школе мы не учились сопрягать богословие с жизнью, святых отцов с жизнью» [1]. 

Жизненный опыт, который можно сопрягать с богословием студенты могут получить, участвуя в социальной, образовательной и миссионерской деятельности, произнося проповеди, и серьезным подспорьем для них может стать знакомство в семинарии с основами психологических и педагогических знаний. Разработка этих курсов может вестись совместно с епархиальными миссионерскими отделами и региональными педагогическими вузами. Необходимость преподавания в духовных школах Педагогики и Психологии диктуется острым недостатком грамотных миссионеров в современной Церкви. 

Но без наглядного примера наставников и преподавателей практически невозможно научиться правильной работе с людьми. «Молодежь, особенно молодежь сегодняшнего дня, не слишком верит в красивые слова, но очень подвержена влиянию примера… Если мы хотим воспитать современное православное юношество, то пастыри, преподаватели, профессора должны стать такими примерами» [2]. И главная задача наставников и преподавателей заключается в том, чтобы этот пример был виден. Должны произноситься проповеди, должна вестись совместная миссионерская и социальная деятельность. Нравственный облик преподавателя или наставника должен побуждать студентов подражать деятельной христианской жизни. 

И в итоге, «сопрягая интеллектуальное с духовным, мы на выходе можем иметь замечательное явление — современного мыслящего, образованного человека с сильным внутренним религиозным опытом» [1].

                                                                                                                Аналитическая служба Богослов.RU

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Киево-Печерской лавре на встрече с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии 29 июля 2009 года / http://www.patriarchia.ru/db/text/707274.html
2. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к преподавателям и учащимся Санкт-Петербургских духовных школ 3 апреля 2009 года / http://www.mospat.ru/index.php?page=44643
3. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла в рамках предпасхальной встречи с журналистами 15 апреля 2009 года / http://www.bogoslov.ru/text/398569/index.html




Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9