Календарные заметки на 14 сентября: память святого праведного Иисуса Навина
Сегодня Русская Православная Церковь совершает литургическое воспоминание одного из великих еврейских вождей древности святого Иисуса Навина.
Статья

Судя по всему, древнейшие сведения о святом Иисусе Навине сохранились в Торе, или Пятикнижии. Так в тексте книги Исход о нем говорится как о военном вожде и соратнике Моисея в период странствований Израиля по пустыне. Так, первое упоминание Иисуса в этой книге - Исх 17:9-13 - связано с его участием в битве против амаликитян, одного из племен, обитавших на Синайском полуострове, при Рефидиме; Иисус выступил по приказу Моисея в качестве предводителя израильского ополчения, которое сражалось с противником «до захождения солнца»[1] и победило его. Причем что интересно, уже здесь, в этом первом после исхода из Египта военном столкновении, библейский автор характеризует военную активность евреев в определенной степени как священную войну: сила и успех еврейского оружия поставлены в рассказе в прямую связь от молитвы пророка Моисея, то есть от помощи Бога Израилева, представителем которого в среде еврейского и является Моисей. И совершенно не случайно, что одним из главных действующих лиц в указанном рассказе выступает как раз Иисус Навин, которому суждено было стать вторым по значимости героем книги, носящей его имя[2], где основным предметом описания всей первой части (главы 1-12) становятся именно священные войны или как они называются уже в книге Исход - «войны Господни»[3].

В Исх 24:13 Иисус Навин называется «служителем» пророка Моисея; он сопровождает пророка во время его восхождения на гору Синай[4]. В сцене явления славы Божией Моисею Иисус Навин хотя и не упоминается, но весь контекст этой главы предполагает, что он пробыл с пророком Моисеем «на горе сорок дней и сорок ночей»[5]. На это сопребывание с Моисеем указывает и Исх 32:15-18, где рассказывается о схождении пророка с горы с каменными скрижалями в руках в сопровождении Иисуса Навина. Вполне возможно, что отсутствие упоминания Иисуса в сцене вхождения Моисея внутрь облака, должно было по мысли автора (или авторов) книги указывать на то, что Иисус не был приобщен в то время к опыту непосредственного слышания наставлений Бога, чего удостоился Моисей; а при Моисее он просто выполнял функции своего рода телохранителя, который обеспечивал безопасность вождя еврейского народа и был его доверенным лицом, но, по всей видимости, не являлся тогда еще преемником служения великого пророка и руководителя, каковым он изображается в конце книги Второзаконие в книге Иисуса Навина.

В Исх 33:11 сказано, что Иисус Навин «не отлучался от скинии», обустроенной пророком Моисеем за пределами стана для общения самого пророка, а также священников и народа с Господом. При этом неотступное пребывание Иисуса Навина около скинии скорее означает ее охрану, нежели какие бы то было священнические обязанности, что соответствует в целом образу Иисуса Навина-воина[6].

В ряде текстов Библии приводятся некоторые сведения о происхождении Иисуса из колена Ефремова[7]; об этом же свидетел его наследственный надел[8], место погребения в Фамнаф-Сараи, как указывается в Ис Нав 24:30 и перечень потомков в 1 Пар 7:27. В Числ 13:16 сообщается, что изначально имя Иисуса Навина было «Осия», которое на имя «Иисус», видимо, изменил Моисей, когда сделал сына Навина своим ближайшим сподвижником и единомышленником. Хотя эти два имени имеют одинаковый корень, однако не идентичны. Согласно Филону Александрийскому, первое значит «спасеннй», а второе «спасение Господне» (буквально – «спасение (от) Яхве»)[9]; такое имя или прозвище Моисей дал своему сподвижнику, судя по всему, в честь Бога, открывшегося пророку в горящем кусте свое имя «Яхве»[10].

После смерти Моисея Иисус Навин становится преемником Моисея в деле управлении еврейскими племенами, пришедшими из Египта. Высказывалось мнение, что «на него была возложена военно-политическая власть в Израиле», а «верховная власть, согласно повелению Божию, принадлежала первосвященнику Елеазару (Числ 27:21)»[11]. Однако как в Пятикижии, так и в книге Иисуса Навина ничего не говорится о лидерских функциях в управлении народом «Елиазара, сына Аарона»[12] кроме его главенства над левитами.

Более того, в книге Иисуса Навина особенно подчеркивается тот факт, что именно Иисус имел всю ту полноту высшей власти, которую имел в свое время Моисей. Эта идея проводится посредством типологического параллелизма фигур Моисея и Иисуса Навина. Как Моисей, так и Иисус получают задание непосредственно от Бога; оба шествуют впереди народа, выводя Израиль: 1-й - из Египта, 2-й - из пустыни; оба чудесным образом проводят народ через воду: 1-й - чрез Красное море, 2-й - через Иордан; оба являются посредниками между Богом и народом: 1-й - при заключении завета, 2-й - при обновлении его; оба, наконец, перед смертью дают Израилю подробные наставления.

Книга Иисуса Навина раскрывает и дополняет образ Иисуса Навина как достойного преемника пророка Моисея и идеального вождя Израиля в Ис Нав 1:5; 3:7 и др. В его уста вкладываются слова с повторяющимся призывом к Израилю «во всей точности… хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева»[13]. Иисуса Навина, как и пророка Моисея, сопровождает божественное присутствие[14]; в критическую минуту Иисус Навин ходатайствует перед Богом за израильский народ[15], как это делал Моисей[16]. Встреча Иисуса Навина с «вождем воинства Господня»[17] напоминает явление Моисею Ангела Господня в горящем кусте[18]. Тем не менее каноническая библейская традиция не ставит Иисуса Навина на один уровень с пророком Моисеем, превосходящим его во мн. отношениях: например, в количестве чудес и знамений. Репутация Иисуса Навина не сравнима с авторитетом Моисея, которому Бог даровал Закон.



[1] Исх 17:12.

[2] Вторым потому, что первым, по замыслу автора (или авторов) книги, выступает явно Бог, который ведет войну («Ибо Господь сражался за Израиля» (Ис Нав 10:14)).

[3] Исх 13:16.

[4] Исх 24:12.

[5] Исх 24:18.

[6] J. I. Durham. Exodus. Waco, 1987. P. 443. (WBC; 3)

[7] См. Числ 13:9.

[8] Ис Нав 19:49-50.

[9] Мнение Филона приводится по:

[10] Исх 6:3.

[11] Арсений (Соколов), иеромонах. Книга Иисуса Навина. М., 2005. С. 65.

[12] Ис Нав 24:13.

[13] Ис Нав 23:6; ср. 24:14 и др.

[14] Ис Нав 1:5; 3. 7; ср. Ис Нав 4:14.

[15] Ис Нав 7:6-9.

[16] Исх 32:11-13.

[17] Ис Нав 5:13-15.

[18] Исх 3:2-5.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9