
Храм пророка Илии в Обыденском переулке. 1970 год
Андрей Тутунов
 Аннотация.  Статья посвящена феномену авторского музыкального оформления акафиста на примере произведения В. А. Хлебникова — забытой ныне музыки к акафисту иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», совершавшемуся в московском храме святого пророка Илии, именуемого Обыденным, после перенесения туда чтимой святыни в годы Великой Отечественной войны (в 1944 г.). Оригинальные ноты ныне утрачены, материалом исследования послужили раритетные аудиозаписи разных лет и уникальные воспоминания очевидцев, в том числе В. Г. Каткова, регента храма в 1966–2006 гг. Расшифровка и анализ музыкального материала позволили обозначить оригинальные композиторские особенности сочинения, созданного в непосредственном сотрудничестве с духовенством. Одной из задач работы являлось подчеркивание наиболее значительных моментов содержания духовного текста и эмоциональных смен, сопутствующих им в восприятии. Необычная композиция, включающая пять припевов, контрастных по ладовому, мелодическому, фактурному и гармоническому воплощению, не имеет аналогов в творчестве русских церковных композиторов Нового времени. В то же время В. А. Хлебников не порывал связи с традицией, начиная и заканчивая мелодическими оборотами, характерными для московской традиции церковного пения. За 60 лет исполнения в единственном приходе акафист превратился в неотъемлемую часть духовного облика не закрывавшегося московского храма второй половины ХХ — начала XXI в. Основная проблематика исследования связана с сочетанием канонического и авторского, традиционного и индивидуального в церковно-музыкальном искусстве, а также с выходом на вопрос о месте звука в структуре храмово-богослужебного комплекса («иеротопического проекта»).
 Источник 
Ефремов Н. А. Традиция совершения вечерни с акафистом иконе Божией Матери «Нечаянная радость» в храме святого пророка Илии, именуемого Обыденным, во второй половине ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 56. С. 146-158. DOI: 10.15382/sturV202456.146-158