120
  • Научные статьи

Статус православия в специальных административных районах Китая (в Гонконге и Макао) и провинции Тайвань: историко-юридический ракурс

Опубликовано: 23 мая 2025

Автор

image

Горстка Дмитрий Николаевич

Источник

Горстка Д. Н. Статус православия в специальных административных районах Китая (в Гонконге и Макао) и провинции Тайвань: историко-юридический ракурс // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2025. № 1. С. 86–100.

image
Аннотация. Статья посвящена исследованию положения Православной Церкви в контексте исторических и юридических аспектов, характерных для Гонконга, Макао и Тайваня. Автор анализирует историческое развитие православия в данных регионах, его влияние на местное общество и культуру, а также правовые рамки, регулирующие деятельность православных общин. Статья рассматривает влияние политики Китая на религиозную деятельность Православной Церкви, а также особенности религиозной свободы и государственной политики в отношении различных конфессий. В заключение подчеркивается важность понимания статуса православия в контексте более широкой дискуссии о религиозной идентичности и многообразии в Китае и его автономных регионах.

Введение

Современная история православия в Китае началась в конце XVII в., когда плененные в 1684 г. китайской армией казаки крепости Албазин во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезены в Пекин и основали там русскую общину. Для их окормления, а также для развития российско-китайских отношений в Пекине в 1712 г. была основана Русская духовная миссия. Трудами миссии в Китае были открыты семинарии, издавались религиозные журналы, воцерковлялись местные жители (некоторые из них становились священнослужителями). Паства в Китае росла, однако приход коммунистической идеологии стал существенным препятствием на пути развития православия в Китае.

В Китае законодательно декларируется свобода религиозного вероисповедания: Церковь отделена от государства, самостоятельна, и государство не должно вмешиваться в ее дела. Важнейшая особенность китайского законодательства — Церковь не может административно возглавляться из-за рубежа. В результате этого и ряда других аспектов Русская Православная Церковь имеет крайне ограниченные возможности для осуществления религиозной деятельности на своей канонической территории в КНР.

Основная проблема Православной Церкви в Китае — это то, что в силу исторических обстоятельств была разрушена православная среда приходов. Нет системы образования, нет архиереев, людям неоткуда серьезным образом получить опыт духовной и богослужебной жизни. Также общая проблема всех православных приходов в КНР — отсутствие духовенства и недостаток вероучительной и богослужебной литературы на китайском языке.

Путем анализа научной литературы, официально опубликованной информации и законодательной базы КНР, Тайваня, Гонконга и Макао в статье определены особенности юридического статуса православия. На основе анализа источников представлена общая характеристика положения Православной Церкви в Китае в целом и в указанных регионах, затем представлено в сопоставлении то, каким образом юридически определяется статус православия на Тайване, в Гонконге и Макао.

Положение христианства в КНР: компромисс Католической Церкви и противоречия с православием

Положение Православной Церкви в Китайской Народной Республике характеризуется неопределенностью юридического статуса, и, как следствие, низким уровнем активности религиозной деятельности православных христиан, живущих там. В 1956 г. Церковь в Китае получила автономию (была учреждена Китайская Автономная Церковь), однако пришедшее к власти в Китае руководство пропагандировало атеизм. Христиане столкнулись с гонениями и преследованиями в ходе «культурной революции» в Китае. Религиозная деятельность стала угасать в Церкви, поскольку давление атеистического государства было слишком высоко (повсеместно закрывались приходы, разрушались храмы, преследовались священнослужители, осквернению подвергались иконы и церковные книги). Были закрыты все православные храмы, многие из них были разрушены, многие священники претерпели гонения, ссылки, некоторые были убиты. Были осквернены мощи и иконы. До смерти Мао Цзэдуна в КНР нельзя было упоминать о православии[1].

В контексте взаимодействия между религиозными институциями и государственными структурами обострение атеистической политики привело к затуханию религиозной деятельности. В ответ на это ряд представителей различных религиозных конфессий, включая католиков, стали демонстрировать готовность к диалогу с атеистической идеологией, принимая условия государственных органов. Эти условия предусматривали создание специализированных религиозных ассоциаций, которые находились бы под строгим контролем и отчетностью[2]. В качестве примера такой адаптации можно привести формирование Китайской католической патриотической ассоциации (ККПА) в 1954 г. на территории Китая. Согласно исследованию Горохова С. А., Агафошина М. М. и Дмитриева Р. В., данная ассоциация ставила перед собой цель укрепления связей между Церковью и государственными структурами. Католическая церковь в Китае перешла де-факто под управление властей Китая[3]. Католическая ассоциация приняла решение о прекращении всех форм экономической и политической интеграции с Ватиканом, ограничивая свою подчиненность Папе Римскому исключительно аспектами догматики и канонического права[4]. Православная патриотическая ассоциация в Китае не создана. Исследование внутренней динамики в православных общинах Китая выявило наличие внутренних конфликтов (во многом обусловленных отсутствием священнослужителей и священноначалия КАПЦ), что стало препятствием к созданию консолидированной религиозной организации, которую бы признавало правительство Китая. В результате Православная Церковь в Китае продолжает существовать без формального юридического оформления в виде централизованной структуры, представляя собой совокупность автономных приходов, распределенных по различным регионам страны.

Вопреки пропаганде атеизма, свободу религии власти Китайской Народной Республики провозглашали с момента ее образования в 1949 г. Положение о свободе религии было зафиксировано во всех конституциях КНР (1954, 1975, 1978 и 1982 гг.)[5].  

В статье 36 ныне действующей Конституции 1982 г. оно сформулировано следующим образом: «Граждане Китайской Народной Республики имеют свободу вероисповедания. Никакие государственные органы, общественные организации и частные лица не могут принудить граждан исповедовать или не исповедовать религию, не могут дискриминировать граждан за исповедание или неисповедание религии. Государство охраняет нормальное отправление религиозной деятельности. Никто не может использовать религию для нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и в ущерб государственной системе образования. Религиозные организации и религиозные дела свободны от иностранного контроля»[6].

Кроме Конституции КНР права и обязанности верующих закреплены и в других нормативных документах. Среди них

                  Закон КНР о национальной районной автономии[7];

                  Закон КНР об образовании[8];

                  Общие положения Гражданского кодекса[9];

                  Положения Трудового кодекса[10].

В исследовании Лукина А. В. говорится, что в Китайской Народной Республике вопросы религиозной политики находятся под контролем двух

органов:

                  Государственное управление по делам религий (ГУДР), входящее в систему исполнительной власти,

                  Отдел Единого фронта Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ОЕФ), представляющий партийные интересы[11].

В обязанности данных органов входит множество задач. Они занимаются исследованиями в области религиозных учений, анализируют религиозную ситуацию как внутри страны, так и за ее пределами, готовят аналитические материалы, предлагают решения политического характера для урегулирования религиозных вопросов и конфликтов.

Согласно анализу нормативных актов КНР, который был проведен Цзян Цзинем, Степановым А. В. и Индуцкой О. И., важным документом сегодня является «Регламент управления религиозными делами», который был введен на основании Конституции КНР и актуального законодательства[12]. Это основополагающий документ в процессе легализации религиозной работы в Китае[13]. Основные положения по делам религии в Китае регулируются Постановлением Госсовета КНР № 686[14]. Согласно документу, религиозные организации обладают всеми необходимыми правами и равными возможностями для осуществления религиозной деятельности, их имущество и права охраняются законом, однако в качестве обязательства предписывается строгая отчетность и подчиненность политике государства.    

Положение православия на Тайване, в Гонконге и Макао

Однако существуют особые регионы, обладающие широкой автономией в составе Китая (города Гонконг и Макао), и те, чей политический статус является оспариваемым на сегодняшний день (Тайвань). В обоих случаях на текущее положение данных регионов повлияли исторические события и политическая воля государств. Тем не менее Гонконг, Макао и Тайвань этнически и культурно близки Китаю, а политический статус данных регионов позволяет их правительствам формировать внутреннее законодательство, идущее вразрез с политикой КНР, в частности в сфере определения статуса религиозных организаций.

На Тайвань православие пришло относительно недавно, во второй половине ХХ в. После вхождения Тайваня в Империю Японии в 1895 г. остров стал свидетелем внедрения православия. Этот религиозный переворот был результатом усилий представителей Японской церковной миссии.

Святитель Николай Японский заложил основу для распространения православия на Тайване, основав первый православный приход в Тайбэе в 1901 г. Через десять лет, в 1911 г., возник второй приход, на этот раз в Тайчжуне. Изначально эти религиозные сообщества были предназначены для православных японцев, переехавших на остров. Однако к 1930-м годам к ним присоединились и местные жители китайского происхождения, обратившиеся в православие[15]. Этот период был отмечен приходом русских и греческих миссионеров, которые начали активную деятельность по распространению православной веры среди местного населения. Существенный вклад в развитие православия на Тайване внесли российские эмигранты после революции 1917 г. и во время Второй мировой войны, когда они искали убежище от политических преследований. Смерть первых православных священников и отсутствие их преемников привели к постепенному затуханию религиозной активности на острове. Впрочем, до начала 80-х годов XX в. в Тайчжуне еще функционировал приход, а в 1970-е годы верующие в Тайбэе продолжали собираться для общих молитв. Однако вслед за закрытием церкви ее здание было разрушено[16].

Основным центром православия на Тайване стала церковь святого Николая в Тайбэе, построенная в 2003 г. До этого момента богослужения проводились в арендованных помещениях или домах верующих.

Сегодня православие на Тайване представлено несколькими сообществами, основными из которых являются Русская Православная Церковь, имеющая приход в столице, и Греческая Православная Церковь. Православные верующие активно участвуют в общественной жизни острова, сохраняя и продолжая традиции своей веры.

Православные общины на Тайване, хотя и не многочисленны, но активно занимаются религиозной и общественной деятельностью. Они организовывают богослужения, вечера православной культуры, образовательные курсы по изучению православия и духовные встречи. Это способствует не только укреплению веры среди православных христиан, но и привлекает внимание тайванцев, желающих узнать больше о христианстве в его восточной традиции.

В Тайбэе в 2013 г. был реконструирован храм Христа Спасителя, построенный в 1901 г. В Тайбэе, Синьчжу, Тайчунге, Гаосюне проводятся регулярные богослужения, культурные мероприятия приходской общины. Более того, в Тайчунге ежемесячно организовываются занятия воскресной школы для детей[17].

В Гонконге до начала Второй мировой войны функционировали Дамский кружок, Благотворительный фонд и Фонд для сбора средств на строительство храма, а также хор, состоящий из любителей церковного пения. У православной общины появились планы и даже эскизы для строительства собственного храма, однако мирные начинания прервали военные события[18]. В 1945 г., следуя примеру Российской духовной миссии в Китае, они перешли под юрисдикцию Московского Патриархата. Это решение вызвало недовольство среди русских беженцев из Северного Китая, находившихся в Гонконге в ожидании возможности переезда в такие страны, как Австралия, Бразилия и Канада[19]. В конце Второй мировой войны, между 1945 и 1946 гг., Гонконг покинуло большинство беженцев вместе с давними членами прихода, что существенно сократило общину в регионе. Это отразилось на возможности строительства новых храмов. К тому же в ходе военных действий во Филиппинах известный собор в Маниле был уничтожен японским артиллерийским снарядом. Таким образом, несмотря на сложные обстоятельства и отсутствие официального признания, деятельность прихода под руководством протоиерея Илии Вэна в Гонконге продолжалась, хотя и в ограниченных рамках.

В те времена, когда русские еще находились в Гонконге, их свидетельства указывали на то, что местное китайское духовенство не проявляло справедливости в отношении к русским. Причиной напряженности стал отказ прихожан Свято-Петропавловского храма в Гонконге подчиняться авторитету епископов из Шанхая и Пекина, Симеона (Ду) и Василия (Шуана) соответственно. Этот конфликт усугубился, когда отец Дмитрий предложил обратиться за поддержкой к Московскому Патриархату, но идея эта не нашла отклика среди прихожан, которые выражали резкое неодобрение любых попыток связаться с Москвой[20]. Лишь в 1986 г. усилиями митрополита Корейского Сотирия (Трамбаса) и Феодора Чоу были учреждены первые домовые храмы (в помещениях жилых квартир) в Гонконге. Это был важный шаг для развития православия в регионе на фоне закрытия Петропавловского прихода Московского Патриархата в 1972 г. На следующий год православная община получила статус официально признанной религиозной организации от гонконгских властей[21].

Таким образом, деятельность православной общины (под покровительством Московского Патриархата) де-факто прервалась в 1970-х годах. В 2003 г., спустя три десятилетия простоя, было принято решение о восстановлении работы прихода. В рамках этого решения летом того же года священник Дионисий Поздняев из Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата отправился в Гонконг. Из-за отсутствия собственных помещений в течение первого года община проводила свои службы в здании, принадлежащем приходу святого апостола Луки, благодаря разрешению его руководителя, митрополита Никиты из Константинопольского Патриархата.

В 2004 г. приход Петра и Павла смог арендовать помещение, что дало возможность начать проводить регулярные богослужения. Ввиду того что собрание верующих было представлено людьми разных национальностей, службы проходили на трех языках: на церковнославянском, китайском и английском. В январе 2008 г., демонстрируя связь между историческим приходом, который прекратил свою деятельность в 1972 г., и его современным возрождением, был совершен знаковый акт: храм получил обратно свою драгоценную святыню — икону первоверховных апостолов Петра и Павла. Эта реликвия была возвращена из Австралии благодаря усилиям священника Игоря Филяновского, настоятеля Свято-Троицкого прихода в Мельбурне. В том же году после решения Синода Российской Православной Церкви возобновилась деятельность прихода в честь апостолов Петра и Павла в Гонконге. Протоиерей Дионисий Поздняев, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, был утвержден в качестве настоятеля[22].

В 2014 г. в рамках развития православия в Китае произошло знаменательное событие — было основано первое китайское православное издательство под названием China Orthodox Press[23]. В том же году в декабре сообщество храма Петра и Павла стало свидетелем важного духовного события: Анатолий Кунг, один из прихожан, получил священные саны: сначала он был возведен в сан диакона, а затем — священника. Церемонию хиротонии провел Игнатий, Митрополит Хабаровский и Приамурский, в Хабаровске. Это событие стало историческим, поскольку отец Анатолий стал первым гонконгцем, принявшим священнический сан[24].

В Макао православные общины появились благодаря русским и греческим морякам и купцам. Политическая передача власти Китаю привела к изменениям в социально-экономической среде, но не сильно сказалась на православных общинах. Вклад в развитие и функционирование общин оказывает и расширение казино и туристической индустрии, привлекая новых мигрантов, в том числе и православных. Однако, несмотря на экономический рост, общины сталкиваются с ограничениями в доступе к культурным и религиозным местам из-за высокой стоимости земли и недвижимости[25].

По состоянию на 2020 г., по оценкам всемирной книги фактов ЦРУ, население Макао по религиозному составу было следующим: китайская народная религия — 58,9%, буддисты — 17,3%, христиане — 7,2 (православных не более 0,2%), верующие других конфессий — 1,2%, неверующие — 15,4%[26].

В городе есть Свято-Троицкая православная община, богослужебная жизнь которой была возобновлена в декабре 2009 г. Богослужения периодически совершает приезжающий из Гонконга священник. Община не имеет постоянного места для совершения богослужений[27].    

Юридический статус православия на Тайване

Юридический статус православных на Тайване (как в независимом государстве) обусловлен тем, что конституция страны обеспечивает свободу вероисповедания. Власти на всех уровнях защищают это право и не допускают злоупотреблений. Юридический статус религиозных организаций на Тайване регулируется законодательством, которое создает условия для функционирования таких групп.

Законы, регулирующие деятельность религиозных организаций:

                  Конституция Тайваня[28] предусматривает свободу вероисповедания;

                  Закон об управлении храмами. Религиозные организации могут регистрироваться в центральных органах власти через свои ассоциации по всему острову в соответствии с этим законом;

                  Гражданский кодекс, который регулирует деятельность фондов и ассоциаций[29];

                  Закон о деятельности религиозных групп. Согласно ему, соответствующие определенным условиям религиозные центры и группы в стране могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц и пользоваться налоговыми льготами. Эти организации должны ежегодно представлять правительству финансовые отчеты, и их деятельность подлежит регулярному аудиту, если ее масштаб превышает определенный порог. Кроме того, закон обязывает эти организации публиковать детальные сведения о полученных ими пожертвованиях[30].

В соответствии с законом, религиозные центры и группы, соответствующие определенным условиям, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц и пользоваться налоговыми льготами. Например, при уплате налогов на строения и землю, а также при определенных условиях — на аренду сельскохозяйственных угодий. Эти организации должны ежегодно представлять правительству финансовые отчеты, и их деятельность подлежит регулярному аудиту, если ее масштаб превышает определенный порог. Кроме того, закон обязывает эти организации публиковать детальные сведения о полученных ими пожертвованиях[31].

С другой стороны, Тайвань — это не независимое государство, а провинция в составе КНР. В этой связи на территории острова функционирует законодательство КНР, поэтому деятельность религиозных организаций регулируется китайским правительством. В отношении православных общин применяются те же законы и положения правительства, что и для остальных регионов КНР (кроме Гонконга и Макао).

Православие на Тайване представлено одним приходом Гонконгской митрополии Константинопольской церкви и двумя ставропигиальными приходами Русской Православной Церкви, объединенными в Патриаршее подворье Русской Православной Церкви на Тайване. Регистрация религиозных организаций необязательна, но зарегистрированные религиозные организации работают без налогов и должны ежегодно предоставлять отчеты о финансовых операциях. Зарегистрированные религиозные организации могут регистрироваться через островные ассоциации на основании Закона об управлении храмами, Закона о гражданских организациях или главы Гражданского кодекса, которая регулирует фонды и ассоциации.

Юридический статус православных общин в Гонконге

В Гонконге, в отличие от Китая, нет ограничений для религиозной деятельности иностранцев. Поэтому для многих китайцев, интересующихся православием, единственная возможность побывать на службе, поговорить со священником, принять крещение, исповедаться, причаститься — это приехать в Гонконг[32].

Основной закон[33] Гонконга гарантирует свободу вероисповедания. Правительство не должно ограничивать свободу религиозных убеждений, вмешиваться во внутренние дела религиозных организаций или ограничивать религиозную деятельность, если она не нарушает закон. Согласно закону, религиозные организации имеют право приобретать, пользоваться, распоряжаться и наследовать собственность, а также право получать финансовую помощь. Они могут открывать семинарии и школы, больницы, благотворительные учреждения и учреждения для предоставления других общественных услуг. Кроме того, никто не имеет право оказывать давление на человека в отношении его вероисповедания. Также религиозные организации и верующие в Гонконге могут поддерживать и развивать отношения с религиозными организациями и верующими вне региона. В 1997 г. Гонконг, ранее находившийся под управлением Великобритании, был передан Китайской Народной Республике. Этот переход был результатом выполнения условий декларации, о которой было договорено между правительствами обеих стран и которая начала действовать с 27 мая 1985 г.[34] В результате Гонконг стал Специальным административным районом, получив значительную автономию в таких сферах, как исполнительная, законодательная и судебная власти, под началом Центрального Народного Правительства Китая. Этот уникальный статус Гонконга основан на принципе «одна страна, две системы», который предусматривает существование в стране территорий с двумя разными системами управления.

В рамках уникальной управленческой модели Гонконг функционирует как особая административная единица в составе Китая, обладая автономией в сферах экономики, права, политики и финансов. Основные аспекты, такие как оборона и международная политика, находятся под юрисдикцией центрального правительства Китая, хотя и с определенными оговорками. Этот подход позволяет Китаю интегрировать Гонконг в свою структуру, извлекая выгоды от его статуса глобального финансового узла, одновременно поддерживая идеологический надзор и подчинение территории своему суверенитету. Эта стратегия управления рассматривается как эффективная с точки зрения теории и практики.

Ясно, что уникальный подход к управлению общественными процессами, выбранный вне традиционной схемы, открывает широкие возможности и ярко демонстрирует, как в рамках единого государственного суверенитета могут сосуществовать разнообразные социальные структуры. Примером такой автономии является Гонконг, уникальность которого проявляется в ряде характеристик:

                  применение уникального конституционного документа наивысшей юридической значимости (Основного закона Гонконга)[35];

                  разработка и использование собственной правовой системы;

                  особый юридический статус для местных жителей, обладающих правом на резиденцию.

В Гонконге существует ряд независимых систем, включая финансовую, налоговую, а также судебную. Эти системы функционируют на основе принципа разделения властей, что является основой для государственного управления в регионе. Ключевыми элементами функционирования государства являются автономные финансовые и налоговые системы, а также судебная система, обладающая независимостью[36].

Юридический статус религиозных организаций в Гонконге не регулируется законом, в отличие от остального Китая. Гонконг, в отличие от Китайской Народной Республики, где правовая система имеет характерные черты континентальной правовой традиции, принадлежит к англо-американской правовой семье. Таким образом, Православная Церковь в Гонконге признается официально и обладает широкими возможностями для осуществления религиозной деятельности.     

Юридический статус религиозных организаций в Макао

Статус религиозных организаций закреплен в статье 128 Основного закона САР Макао. Согласно ей, деятельность религиозных организаций в регионе не регулируется законом и не имеет ограничений. Правительство Макао не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных организаций. В Макао, формально специальном административном районе КНР, политическая ситуация оказывает непосредственное влияние на функционирование православных общин. Сложность данных условий обусловлена специфическим статусом Макао и его уникальной историей колонизации, которая сформировала особенный социокультурный ландшафт. Постепенное усиление влияния китайского центрального правительства после выхода Макао из-под управления Португалии в 1999 г. добавляет вызовов для всех религиозных общин, включая православные. Однако признание и уважение культурного и религиозного многообразия со стороны правительства позволяет православию сохранять свои позиции и даже развиваться, несмотря на политические изменения[37].

В статье 3:120 говорится: «Специальный административный район Макао придерживается принципа свободы религии и убеждений; правительство не будет вмешиваться во внутреннюю работу религиозного органа или организации, и верующие могут свободно поддерживать связи и развивать отношения с зарубежными религиозными организациями за пределами Макао»[38].

Также в статье 124 того же закона указано, что религиозные организации могут осуществлять свою деятельность в учебных заведениях, больницах и учреждениях системы социального обеспечения и предоставления других социальных услуг. Школы в ведении религиозных организаций могут продолжать предоставлять религиозное образование, в том числе курсы по религии.

Кроме того, в статье 134 того же закона говорится, что религиозные организации в САР Макао могут поддерживать и развивать отношения с аналогичными организациями в зарубежных странах и регионах, а также с соответствующими международными организациями.  

Заключение

Примечательно, что в особых экономических регионах Китая (Гонконг, Макао и Тайвань) функционирует несколько иной подход в определении юридического статуса религиозных организаций. Православие на Тайване представлено одним приходом Гонконгской митрополии Константинопольской Православной Церкви и двумя ставропигиальными приходами Русской Православной Церкви, объединенными в Патриаршее подворье Русской Православной Церкви на Тайване. В Гонконге в 2004 г. было возрождено православное братство в честь апостолов Петра и Павла, сформировавшее новый приход, который был официально учрежден осенью 2008 г. Богослужения проходят в снимаемом помещении, настоятелем домового храма является протоиерей Дионисий Поздняев. При храме действует воскресная школа и центр обучения русскому языку. В Макао богослужебная жизнь православной общины возобновлена в декабре 2009 года, богослужения периодически совершаются приезжающим из Гонконга священником. Община не имеет постоянного места для совершения богослужений.

В Гонконге также представлены Греческая, Русская и Коптская Православные церкви. В Гонконге социально-экономическая ситуация оказывает заметное влияние на православные общины. Гонконг, как и Макао, будучи значительным финансовым центром, привлекает множество иностранцев, в том числе и православных христиан, что обеспечивает прирост членов общин. Однако высокая стоимость жизни и ограниченное жилье создают определенные трудности для развития и функционирования этих общин. Дороговизна аренды помещений затрудняет организацию богослужений и встреч. К тому же динамичный ритм жизни и сосредоточенность на карьере ограничивают активность верующих и участие в общинных мероприятиях. Такие факторы требуют от общин поиска новых подходов для развития своей деятельности и привлечения прихожан. Данная проблема также актуальна и для православных, живущих на Тайване и в Макао.

Таким образом, определенность юридического статуса Церкви и ее признание государством является важным условием для развития православия и религиозной деятельности православных общин в странах и регионах, где Православная Церковь была гонима исторически, а сейчас представлена в качестве религиозного меньшинства.

Литература и источники

Источники

1.Basic Law of the Macao (Macau) Special Administrative Region of the People's Republic of China (Chinese and English Text). URL: https://www.cecc.gov/resources/legal-provisions/the-basic-law-of-the-macao-macau-special-administrative-region-of-the-prc.

2.Constitution of the Republic of China (Taiwan). URL: https://english.president.gov.tw/page/94.

3.Joint declaration of the government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the government of the People's Republic of China on the question of Hong Kong. URL: https://archive.org/details/jointdeclaration00gove/page/n1/mode/2up.

4.Regional Ethnic Autonomy Law of the People's Republic of China (Chinese and English Text). URL: https://www.cecc.gov/resources/legal-provisions/regional-ethnic-autonomy-law-of-the-peoples-republic-of-china-amended.

5.Закон КНР об образовании. URL: https://asia-business.ru/law/law3/education/.

6.人民共和国国院令第686 (Постановление Государственного совета Китайской Народной Республики № 686). URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2017-09/07/content_5223282.htm.

Литература

7.Anthony S. K. Lam. Decades of Vacillation: Chinese Communist Religious Policy and Its Implementation (англ.). Hongkong: Holy Spirit Study Centre, 2003.

8.Zheng, VWT; Wan, PS. Religious beliefs and life experiences of Macao’s residents // Modern China Studies by Center for Modern China, 2010, v. 17 n. 4, p. 91126.

9.Архиерей Константинопольской Церкви считает Россию причиной проблем Православия в Китае. URL: https://www.sedmitza.ru/text/3853995.html.

10.Багаева К.А. Межконфессиональные отношения в контексте государственно-религиозного взаимодействия // Вестник БГУ. 2018. № 43. С. 2530.

11.В Гонконге издан православный катехизис на китайском языке. URL: https://kateheo.ru/archiv/oroik/v-gonkonghie-izdan-pravoslavnyi-katiekhizis-na-kitaiskom-iazykie.

12.В Гонконге состоялась панихида на могиле последнего русского священника Пекинской миссии. URL: https://pravoslavie.ru/40663.html.

13.Восстановлен приход в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/470295.html.

14.Георгий (Тертышников), архим. Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии // Альфа и Омега. 1998. № 3 (17). C. 85105.

15.Горохов С. А., Агафошин М. М., Дмитриев Р. В. Пульсация католицизма в конфессиональном пространстве Китая // Географическая среда и живые системы. 2023. № 2. С. 170181.

16.Гутин И. Ю. Макао в поисках постколониальной идентичности // Азия и Африка сегодня. 2021. №4. С. 5458.

17.  Дацышен В. Г. О проблеме распространения православия среди китайцев в Российской империи. https://www.orthodox.cn/localchurch/cnorthinrussia_ru.htm.

18.Как живут православные приходы в коммунистическом Китае. URL: https://a.gazetakifa.ru/content/view/5513/.

19.Китайская Народная Республика. Законы и постановления. Гражданский кодекс Китайской Народной Республики. Москва: Синосфера, 2020.

20.Конституция Гонконга. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=184.

21.Конституция КНР. URL: https://www.cecc.gov/resources/legal-provisions/chinas-constitution.

22.Лукин А. В. Статус Китайской Автономной Православной Церкви и перспективы православия в Китае // Аналитические доклады. 2013. С. 23.

23.МВД подготовило проект закона о деятельности религиозных групп на Тайване. URL: https://ru.rti.org.tw/news/view/id/25688.

24.Миссия на Тайване имеет большие перспективы. URL: https://www.sedmitza.ru/text/4948437.html.

25.Наша жизнь в Гонконге это победа веры над разумом. URL: https://prihozhanin.msdm.ru/home/pogovorit/1633-nasha-zhizn-v-gonkonge-eto-pobeda-verynad-razumom.

26.Петрыкина Н. И., Тюрина Д. Д. Нетрадиционная модель административной автономии КНР — Гонконг. Взгляд российских исследователей // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 50–55.

27.Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900-1997 гг.). Москва: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1998.

28.Православие в Гонконге. URL: https://pravoslavie.ru/40694.html.

29.Ринчинов О. С. О религиозной ситуации на Тайване // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. 2013. № 2 (49). С. 137147.

30.Трощинский П. В. Современная правовая система Гонконга // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 2 (54). C. 175198.

31.Трощинский П. В. Правовая система и финансово-банковский сектор Китайской Республики на Тайвань // Вопросы экономики и права. 2014. № 8. С. 1621.

32.Трудовой кодекс КНР https://asia-business.ru/law/law3/trud/.

33. Храм святых апостолов Петра и Павла в Гонконге. URL: https://orthodoxy.hk/ru/parish/history_of_parish/.

34.Храмы Китайской Автономной Православной Церкви. URL: https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41612.htm.

35.Цзян Цз., Степанов А. В., Индуцкая О. И. Обзор системы управления религиозными делами в КНР // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2020. № 31. С. 114137.

36. Чанкотадзе И. К. Современное состояние православия в Китайской Народной Республике // Россия Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников IX Международной научно-практической конференции, Казань, 06–08 октября 2016 года. Казань: ФЗН Академии наук Республики Татарстан, 2016. С. 451457.



  • Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). Москва: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1998.
  • Багаева К. А. Межконфессиональные отношения в контексте государственно-религиозного взаимодействия // Вестник БГУ. 2018. № 4–3. С. 25–30.
  • Горохов С. А., Агафошин М. М., Дмитриев Р. В. Пульсация католицизма в конфессиональном пространстве Китая // Географическая среда и живые системы. 2023. № 2. С. 170–181.
  • Anthony S.K. Lam. Decades of Vacillation: Chinese Communist Religious Policy and Its Implementation (англ.). Hongkong: Holy Spirit Study Centre, 2003.
  • Конституция КНР. URL: https://www.cecc.gov/resources/legal-provisions/chinas-constitution (дата доступа: 21.09.2024).
  • Там же.
  • Regional Ethnic Autonomy Law of the People's Republic of China (Chinese and English Text). URL: https://www.cecc.gov/resources/legal-provisions/regional-ethnic-autonomy-law-of-the-peoples-republic-of-china-amended (дата доступа: 21.09.2024).
  • Закон КНР об образовании. URL: https://asia-business.ru/law/law3/education/ (дата доступа: 21.09.2024).
  • Китайская Народная Республика. Законы и постановления. Гражданский кодекс Китайской Народной Республики. Москва: Синосфера, 2020.
  • Трудовой кодекс КНР https://asia-business.ru/law/law3/trud/ (дата доступа: 23.09.2024).
  • Лукин А. В. Статус Китайской Автономной Православной Церкви и перспективы православия в Китае // Аналитические доклады. 2013. С. 23.
  • Этот документ устанавливает принципы управления религиозными делами в КНР. Постановление Госсовета КНР № 426 от 30 ноября 2004 г., принятые на 176-м исполнительном заседании Госсовета КНР Поправки от 14 июня 2017 г. и подписанное Ли Кэцяном 26 августа 2017 г. Постановление Госсовета КНР № 686 выступают основными документами, которые составили новую редакцию, вступившую в силу с 1 февраля 2018 г.
  • Цзян Цз., Степанов А. В., Индуцкая О. И. Обзор системы управления религиозными делами в КНР // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2020. № 31. С. 114-137.
  • 中华人民共和国国务院令第686. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2017-09/07/content_5223282.htm (дата доступа: 29.09.2024).
  • Георгий (Тертышников), архим. Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии // Альфа и Омега. 1998. № 3 (17). C. 85–105.
  • Миссия на Тайване имеет большие перспективы. URL: https://www.sedmitza.ru/text/4948437.html (дата доступа: 12.10.2024).
  • Чанкотадзе И. К. Современное состояние православия в Китайской Народной Республике // Россия - Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников IX Международной научно-практической конференции, Казань, 06–08 октября 2016 года. Казань: ФЗН Академии наук Республики Татарстан, 2016. С. 451–457.
  • Православие в Гонконге. URL: https://pravoslavie.ru/40694.html (дата доступа: 11.10.2024).
  • Храм святых апостолов Петра и Павла в Гонконге. URL: https://orthodoxy.hk/ru/parish/history_of_parish/ (дата доступа: 10.10.2024).
  • В Гонконге состоялась панихида на могиле последнего русского священника Пекинской миссии. URL: https://pravoslavie.ru/40663.html (дата доступа: 12.10.2024).
  • Архиерей Константинопольской Церкви считает Россию причиной проблем Православия в Китае. URL: https://www.sedmitza.ru/text/3853995.html (дата доступа: 10.10.2024).
  • Восстановлен приход в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/470295.html (дата доступа: 13.10.2024).
  • В Гонконге издан православный катехизис на китайском языке. URL: https://kateheo.ru/archiv/oroik/v-gonkonghie-izdan-pravoslavnyi-katiekhizis-na-kitaiskom-iazykie (дата доступа: 13.10.2024).
  • Как живут православные приходы в коммунистическом Китае. URL: https://a.gazetakifa.ru/content/view/5513/ (дата доступа: 13.10.2024).
  • Дацышен В.Г. О проблеме распространения православия среди китайцев в Российской империи. https://www.orthodox.cn/localchurch/cnorthinrussia_ru.htm (дата доступа: 12.10.2024).
  • Zheng, VWT; Wan, PS. Religious beliefs and life experiences of Macao’s residents // Modern China Studies by Center for Modern China, 2010, v. 17 n. 4, p. 91–126.
  • Храмы Китайской Автономной Православной Церкви https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41612.htm (дата доступа: 12.10.2024).
  • Constitution of the Republic of China (Taiwan). URL: https://english.president.gov.tw/page/94 (дата доступа: 12.10.2024).
  • Трощинский П. В. Правовая система и финансово-банковский сектор Китайской Республики на Тайвань // Вопросы экономики и права. 2014. № 8. С. 16–21.
  • Ринчинов О.С. О религиозной ситуации на Тайване // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. 2013. № 2 (49). С. 137–147.
  • МВД подготовило проект закона о деятельности религиозных групп на Тайване. URL: https://ru.rti.org.tw/news/view/id/25688 (дата доступа: 11.11.2024).
  • Наша жизнь в Гонконге – это победа веры над разумом. URL: https://prihozhanin.msdm.ru/home/pogovorit/1633-nasha-zhizn-v-gonkonge-eto-pobeda-very-nad-razumom (дата доступа: 22.10.2024)
  • Конституция Гонконга. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=184 (дата доступа: 18.11.2024).
  • Joint declaration of the government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the government of the People's Republic of China on the question of Hong Kong. URL: https://archive.org/details/jointdeclaration00gove/page/n1/mode/2up (дата доступа: 12.10.2024)
  • Трощинский П. В. Современная правовая система Гонконга // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 2 (54). C. 175–198.
  • Петрыкина Н. И., Тюрина Д. Д. Нетрадиционная модель административной автономии КНР — Гонконг. Взгляд российских исследователей // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 50–55.
  • Гутин И. Ю. Макао в поисках постколониальной идентичности // Азия и Африка сегодня. 2021. № 4. С. 54–58.
  • Basic Law of the Macao (Macau) Special Administrative Region of the People's Republic of China (Chinese and English Text). URL: https://www.cecc.gov/resources/legal-provisions/the-basic-law-of-the-macao-macau-special-administrative-region-of-the-prc (дата доступа: 12.10.2024).
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Горстка Д. Н. Статус православия в специальных административных районах Китая (в Гонконге и Макао) и провинции Тайвань: историко-юридический ракурс // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2025. № 1. С. 86–100.