
Аннотация. Имяславческие споры, начавшиеся на Афоне в 1910 г. и не окончившиеся какой-то ясной и бесспорной формулировкой до сего дня, имели своей отправной точкой книгу схимонаха Илариона (Домрачева) «На горах Кавказа», а более точно — рецензию схимонаха Ильинского скита на Афоне Хрисанфа (Потапьева) на эту книгу. В статье реконструируются черты мировоззрения и жизненные принципы схимонаха Хрисанфа на основе изучения его биографии, литературного наследия и отзывов современников. Это позволяет сделать выводы о причинах появления и характере рецензии, имевшей столь значительные последствия. Сохранившиеся архивные данные свидетельствуют, что версия имяславцев, распространявшаяся иеромонахом Антонием (Булатовичем) и всерьез принимаемая многими современными исследователями, о революционном прошлом схимонаха Хрисанфа не имеет под собой фактических оснований. Образ монаха-рационалиста, прочно обосновавшийся в публицистике и даже научных работах, тоже не соответствует действительности, как это видно из богословских работ о. Хрисанфа, написанных еще до начала споров. Причинами распространения искаженных суждений об о. Хрисанфе были, кроме ожесточенного противостояния партий, с одной стороны, резкость, переходящая в грубость, некоторых его неловко построенных фраз из рецензии на книгу «На горах Кавказа», с другой — тот факт, что при подготовке к публикации его рецензия была значительно отредактирована и сокращена, так что критические высказывания были еще более обострены, а примирительные и смягчающие — вычеркнуты. Богословские взгляды о. Хрисанфа (Потапьева) были вполне традиционными для духовных писателей конца XIX — начала XX в. Больше того: хотя он основывался на несколько устаревшем языке догматики митрополита Макария и святителя Филарета, но не был заложником «школьного» богословия, а в значительной степени опирался на взгляды древних отцов-аскетов, современных апологетов и особенно о. Иоанна Кронштадтского. В приложении публикуются письма схимонаха Хрисанфа, сохранившиеся в записях схимонаха Мартиниана (Белоконя), поясняющие его взгляд на книгу «На горах Кавказа» и имяславие в целом.
Источник
Солодов Н. В. Схимонах Хрисанф (Потапьев) и начало имяславческих споров на Афоне // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2025. № 49. С. 9–35.