
Аннотация. Статья посвящена богословской рецепции понятия «символ». Амбивалентное отношение к термину и противопоставление его реальности существенно искажает и ограничивает изначально глубокий богословский контекст его применения. Дабы разрешить данное противоречие, мы провели сравнительный анализ философского понимания «символа» А. Ф. Лосевым и богословского взгляда на термин прот. А. Шмемана. А. Лосев определяет «символ» как функцию действительности, которую можно представить в форме бесконечного ряда. Данная формулировка иллюстрирует антиномичную природу «символа», на которой ученый делал особый акцент, а также подчеркивает его апофатический характер, присущий философии и богословию ХХ в. в целом. Само слово «функция» дословно переводится как «исполнение». Этот термин активно использовал прот. А Шмеман в своем литургическом богословии, стремясь уйти от статических схоластических формулировок, придать описанию таинств динамику, характер процесса, исполнения. Сравнивая «символ» как «функцию» у А. Лосева и «символ» как «исполнение» у прот. А. Шмемана, мы выявили ряд существенных положений, на основании которых можно определить «символ» как «богословскую функцию». В статье приводится образец использования символа как богословской функции для непротиворечивого толкования наследия святых отцов на примере толкования таинства Евхаристии Климентом Александрийским.
Источник
Зинин Н., свящ., Великанов П., прот. Символ как богословская функция в работах А. Ф. Лосева и протопресвитера А. Шмемана // Богословский вестник. 2024. № 3 (54). С. 57–69. DOI: 10.31802/GB.2024.54.3.003