266
  • Научные статьи

Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей

Опубликовано: 11 апреля 2025

Авторы

image

Бакушкин Иван Анатольевич, священник

image

Ильичева Ирина Михайловна

Доктор психологических наук

Источник

Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей // Вестник университета. 2024. № 1. С. 204—210.

image

YandexART

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций, самоактуализации и смысложизненных ориентаций учащейся молодежи. Выявлены две группы студентов по иерархической структуре ценностных ориентаций, отличающихся особенностями смысложизненных ориентаций и аспектов самоактуализации. Исследование проводилось на базе ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет». В нем приняли участие студенты, обучающиеся на гуманитарных специальностях. Исследование ценностей проводилось с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, аспектов самоактуализации — с помощью самоактуализационного теста (Л. Я. Гозман), для исследования смысложизненных ориентаций использовался тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Было эмпирически доказано, что ценностные ориентации как общая осмысленность жизни связаны с восприятием жизни как целостного процесса. Что касается таких особенностей самоактуализации, как цели, убеждения, установки и принципы, у одной группы студентов поведение и ценности зависели от внешней оценки и руководства, отношение к ценностям формировалось в определенный момент времени и в определенных условиях, и они как субъекты не могли контролировать свою жизнь; а у второй группы студентов реализуется феномен самоактуализации — самостоятельность, желание руководствоваться в жизни и поведении собственными ценностями, которые интегрированы в структуру личности, и они как субъекты могут осуществлять этот контроль.

Введение

Изучение ценностей молодежи является главным условием, лежащим в основе эффективного воспитания, профессионального становления и индивидуально-личностного развития, а в глобальном масштабе и исторической перспективе оно необходимо для формирования позитивного будущего нашей страны. «Открытый мир» с «доступной» информацией, часто формируемой узкой группой лиц с определенными целями, приводит молодежь, которая еще не умеет ориентироваться в противоречивой информации, к отсутствию ориентации на какие-либо ценности и главные жизненные смыслы. Ценности в таких условиях не усваиваются, не переходят в личные ценностные ориентации, что приводит к ценностной дезориентации, когда не формируется правильное отношение к явлениям и объектам окружающего мира. Традиционная картина мира, все чаще отвергаемая в угоду либеральной ценностной индифферентности, приводит к отсутствию устойчивого мировоззрения, основанного на относительно стабильных убеждениях о способах поведения, конечных целях и смыслах существования. Ценностные ориентации выступают пространством, в котором общее соединяется с индивидуальным, придавая ему цельность. Ценностно-ориентационная активность делает возможной оценку, знакомство с ценностями, построение картины мира с ценностными ориентациями.

Потребность в ценностно-ориентационной активности приводит к выявлению противоречивых или конкурирующих ценностей; подбирая доводы в пользу выбора и дальнейшего закрепления ценностей как личных ценностных ориентаций, человек включает все разнообразие ценностей в процесс своего мышления.

Цель статьи — анализ особенностей самоактуализации и смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарных специальностей с различной иерархией ценностей.

Организация и проведение исследования

Исследование проводилось на базе ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет». В исследовании приняли участие 400 студентов первых-третьих курсов, обучающихся на гуманитарных специальностях. Средний возраст респондентов 19 лет (от 17 до 23 лет), 90% из них девушки, 10% — юноши. С помощью кластерного анализа дендрограммы классификации обследованных студентов было выделено две группы (кластера): в первую вошли 17,5%, во вторую — 82,5%. Сравнительный анализ осуществлялся с помощью кластерного анализа (t-критерию Стьюдента). В первой группе возраст студентов 19,557±1,699, во второй группе возраст студентов 19,23±1,575 — эмпирическое значение критерия 1,48; уровень значимости 0,142.

Представление ценностных ориентаций как иерархии является показателем определенного количества взаимосвязанных[1] ценностей, анализируя которые мы используем усредненный результат, который может отличаться от индивидуального ранжирования. Для исследования ценностных ориентаций студентов была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича[2] в модификации Д. А. Леонтьева, для изучения аспектов самоактуализации — самоактуализационный тест[3] САТ (Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская), для исследования смысложизненных ориентаций — тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева[4].

Основная часть. Ценностные ориентации

По результатам нашего исследования[5], онтологическая позиция всех студентов выражается в выборе такой терминальной ценности, как «здоровье», — в выборе этой ценности выражается ценность своей жизни и жизни каждого человека.

Тонкие различия в иерархии ценностей, когда формируется индивидуальная система ценностей, отражающая цели, смыслы и содержания психической направленности личности, выражается в приоритете одних ценностей над другими. Сравнивая терминальные ценности первой группы студентов: счастливая семейная жизнь, развитие, любовь, жизненная мудрость и уверенность в себе, и второй: любовь, счастливая семейная жизнь, развитие, уверенность в себе и жизненная мудрость, видим отчетливую тенденцию в появлении счастья в семейной жизни, а потом любви или любви как причины счастья в семейной жизни. В первой группе студентов возможно увидеть тенденцию к тому, что только после получения внешних подкреплений, таких как счастливая семейная жизнь, развитие, любовь, жизненная мудрость, студент сможет быть уверенным в себе.

Во второй группе иерархия ценностей раскрывает временную перспективу, видение студентами своей жизни: давать любовь другому, жить счастливой семейной жизнью, развиваться, быть уверенным в себе и достичь жизненной мудрости.

По результатам нашего исследования[6], общими для двух групп студентов являются инструментальные ценности:воспитанность, честность и ответственность.

В первой группе в иерархию приоритетных инструментальных ценностей была включена аккуратность, отражающая актуальный социально одобряемый способ функционирования, — качественное исполнение учебной деятельности. Во второй группе — жизнерадостность как оптимистичное отношение к учебной деятельности и жизни.

В первой группе иерархия инструментальных ценностей имеет вид: аккуратность, образованность и самоконтроль; в такой иерархии качественное выполнение учебной деятельности приведет к образованности и только потом к самоконтролю. Во второй группе инструментальные ценности расположены в следующем порядке: образованность, самоконтроль, жизнерадостность, где образованность приводит к самоконтролю, а образованность и самоконтроль придает жизни оптимистический настрой в любых обстоятельствах.

Смысложизненные ориентации

Исследование,проведенное с помощью«Теста смысложизненных ориентаций»[7], позволило выявить[8] следующее:

 — студенты в первой группе направленность жизни как цель на будущее находят в сегодняшнем или вчерашнем дне (будущее), менее удовлетворены процессом своей жизни в настоящем (настоящее), менее удовлетворены результатом прожитой части жизни (прошлое);

 — студенты во второй группе имеют выраженные цели, направленные на будущее (будущее), живут интересными и эмоционально насыщенными процессами в сегодняшнем дне (настоящее), оценивают результаты прожитой части жизни как продуктивные, осмысленные и удовлетворены своей самореализацией (прошлое).

Данные тестирования студентов в первой группе отражают убеждение в том, что невозможно контролировать свою жизнь и они как субъекты не могут осуществлять этот контроль, а во второй группе — отражают убеждение в том, что возможно контролировать свою жизнь и они как субъекты могут осуществлять этот контроль.

Для студентов из второй группы характерна большая осмысленность жизни и большая удовлетворенность жизнью в настоящем, а также более высокая, по сравнению со студентами из первой группы, оценка продуктивности пройденного пути, а также более высокая убежденность в возможности свободно принимать решения и реализовывать свои планы, по сравнению со студентами из первой группы.

Для студентов первой группы с низкими показателями осмысленности жизни характерна меньшая удовлетворенность жизнью в прошлом и настоящем, убеждение в невозможности контролировать свою жизнь.

Для студентов второй группы с высокими показателями осмысленности жизни характерно наличие более выраженных целей, высокая эмоциональная насыщенность жизни и оценка прожитой части жизни как продуктивной и осмысленной.

Самоосуществление как реализация задуманных жизненных целей, то, что человек хочет воплотить в своей жизни, адекватное самоуправление и саморегуляция в их осуществлении[9], преодоление жизненных обстоятельств и внутренних трудностей, концентрация усилий для реализации задуманного, образ будущего и себя в будущем, то, что человек может воплотить в своей жизни, — всё это выражается в понятии «самоактуализация».

Самоактуализация

В исследовании[10] студентов с помощью методики «Самоактуализационный тест»[11] были выявлены две тенденции.

Первая группа студентов ориентируется во временной перспективе своей жизни дискретно, ориентация во времени в настоящем происходит на прошлое или будущее, прошлое трудно поддается осмыслению и анализу, а цели на будущее не выходят за границы настоящего или являются регрессией в прошлое. Невозможность прожить и осмыслить настоящий момент своей жизни приводит к пассивным жизненным позициям, выражающимся в преодолении жизненных обстоятельств через приспособление и подчинение им, студенты являются несамостоятельными, «извне» направляемыми личностями, их ценности и поведение зависят от внешней оценки и руководства. Субъектность, выражающаяся в руководстве и рефлексии собственной жизни на основе личных ценностных ориентаций, развита слабо.

Вторая группа студентов ориентируется во временной перспективе своей жизни целостно, ориентация во времени в настоящем происходит во всей его полноте и взаимосвязи этапов прошлого, настоящего и будущего. Субъектность данной группы студентов выражается в поступках и независимом руководстве собственной жизнью, основанных на личных ценностных ориентациях. Их ценности и поведение не зависят от воздействия извне, и они, как самоактуализирующиеся личности, ощущают и рефлексируют их.

Результаты исследования показали, что студенты разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности, как приверженность своим принципам, оценкам, понимание своих и чужих достоинств и недостатков, принятие себя и других, доверие к себе и людям, но не способны в полной мере реализовать их в поведении, реагировать на ситуацию с учетом своих ценностей. Изучаемые студенты воспринимали жизнь как сложный процесс и поэтому проявляли слабое стремление к его изучению и творческой деятельности, по этой же причине установление эмоциально-насыщенных контактов с людьми и субъект-субъектное общение требовало от них больших усилий. Студенты не принимали свои негативные эмоционально-поведенческие реакции как свойственные человеку, не могли начать работать с ними, а следовательно, не принимали себя в своем актуальном состоянии, но были способны выразить свои чувства, видели положительные свойства своего характера и черт личности.

Корреляционный анализ шкал самоактуализации выявил зависимость соотнесения поведения студентов с ценностями и самооценкой и более выраженной независимости поведения от воздействия извне; самооценки и положительной картины мира на усиление проявления принципов самоактуализирующейся личности; эмоциально-насыщенных контактов и следования личным ценностным ориентациям; принятия себя с адекватной самооценкой.

Ценностные ориентации в первой группе студентов присутствуют в форме фрагментарных отголосков всего того, что их окружает, данная ситуация не формирует целостной связи представлений о ценностях и следования им, а отражается в отношении к ценностям в определенный момент времени и в определенных условиях — в зависимости от воздействия извне, следовании внешней оценке и руководству.

В процессе когнитивной развертки, раскрытия, актуализации и присвоения ценностей через их воздействие на человека в процессе познания, а также эмоциональном отношении к ним студенты второй группы репрезентируют ценности исходя из их интегрированности в структуру личности — ценностных ориентаций личности с учетом внутриличностного конфликта, своих способностей и возможностей к их волеизъявлению.

Результаты исследования представлены в таблице №1.

Таблица 1

Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей

Критерии1-я группа (кластер) студентов2-я группа (кластер) студентов
Прожитая часть жизни (результат)Неудовлетворены своей самореализацией, не могут осмыслить прожитую часть жизниУдовлетворены своей самореализацией, относятся к прожитой части жизни как продуктивной и осмысленной
Жизнь в настоящем (процесс)Неудовлетворены своей самореализацией, ищут смысл жизни в прошлом или будущемЖивут интересным и эмоционально насыщенным сегодняшним днем
Цели на будущее (цель)Живут сегодняшним или вчерашним днемНаличие целей на будущее, придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу
Ориентация на ценностиПоведение и ценности зависят от внешней оценки и руководства, убеждены в невозможности контролировать свою жизньРеализуется феномен самоактуализации как самостоятельность, желание руководствоваться собственными ценностями, убеждены в возможности контролировать свою жизнь
Ценностные ориентацииВоспитанность, развитие, аккуратность, исполнительность, «ценности дела»Наличие хороших и верных друзей, жизнерадостность, чуткость, «ценности общения, альтруистические, принятия других»
Самоактуализация и смысложизненные ориентацииЦенности, в которые включен другой человек и чувства по отношению к нему; более глубокие эмоциональные контакты с другими позволяют сильнее соизмерять поведение с ценностями и самооценкой, дают удовлетворенность своей самореализацией в прошлом и настоящем, а также наличие целей на будущее, что приводит к убежденности в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать свои планы в практической деятельности

Составлено авторами по материалам исследования

Результаты исследования

1. В иерархической структуре ценностных ориентаций первой группы студентов более высокие места занимают такие ценности, как «воспитанность», «развитие», «аккуратность» и «исполнительность», две последние входят в категорию ценностей дела, на которую данная группа студентов предпочтительно ориентируется.

2. В первой группе студентов смысложизненные ориентации проявляются слабо, что выражается в том, что они живут сегодняшним или вчерашним днем, не удовлетворены своей настоящей и прожитой жизнью, которую они не могут осмыслить, убеждены в невозможности осуществлять контроль над своей жизнью, свободно принимать решения и реализовывать свои планы.

3. В первой группе студентов самоактуализация реализуется слабо, что выражается в несамостоятельности, слабом руководстве в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.

4. В иерархической структуре ценностных ориентаций второй группы студентов более высокое место занимает ценность «наличие хороших и верных друзей», данная группа предпочтительно ориентируется на категории ценностей общения, альтруистические ценности и ценности принятия других, а также относящиеся к перечисленным категориям ценности «жизнерадостность» и «чуткость».

5. Во второй группе реализуется феномен смысложизненных ориентаций, что выражается в наличии целей на будущее, умении жить интересным и эмоционально насыщенным сегодняшним днем, удовлетворенности своей самореализацией и отношении к прожитой части жизни как продуктивной и осмысленной, убежденности в том, что возможно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать планы.

6. Во второй группе студентов реализуется феномен самоактуализации как самостоятельность, желание руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.

7. Эмпирически доказано, что ценностные ориентации как общая осмысленность жизни связаны с восприятием жизни как целостного процесса и с такими особенностями самоактуализации, как цели, убеждения, установки и принципы, в которых у студентов первой группы поведение и ценности зависят от внешней оценки и руководства; отношение к ценностям формируется в определенный момент времени и в определенных условиях, и они как субъекты не могут контролировать свою жизнь. У студентов второй группы реализуется феномен самоактуализации как самостоятельность, желание руководствоваться в жизни и поведении собственными ценностями, которые интегрированы в структуру личности, и они как субъекты могут осуществлять этот контроль.

8. Самоактуализация и смысложизненные ориентации раскрываются в нашем исследовании как ценности, в которые включен другой человек и чувства по отношению к нему, более глубокие эмоциональные контакты с другими позволяют сильнее соизмерять поведение с ценностями и самооценкой, дают исследуемым удовлетворенность своей самореализацией в прошлом и настоящем, а также наличие целей на будущее, что приводит к убежденности в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать свои планы в практической деятельности (табл. 1).

Заключение

Студенческий возраст является периодом активной деятельности и развития, развитие как процесс изменения приводит к реконсолидации ценностных ориентаций. Человеку необходимо выработать, особенно в период профессионального становления, центровзвешенную позицию как направленность в выборе в наличествующей иерархии ценностей, соизмерения и соотнесение себя с ценностями, с постоянным действием по выработке привычки ориентации на выбранные ценности и отказа от того, что мешает такой ориентации. Различная иерархия ценностных ориентаций отличается особенностями самоактуализации и смысложизненными ориентациями.

Литература

1. Rokeach M. The nature of human values / M. Rokeach // New York: The Free Press, 1973. 438 с.

2. Бакушкин И. А. Исследование самоактуализации современных студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 3 (59). С. 55–65. DOI 10.37724/RSU.2021.59.3.006.

3. Бакушкин И. А. Содержательные компоненты смысложизненных ориентаций студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 2 (62). С. 86–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46359722.

4. Бакушкин И. А. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева // Вестник университета. 2021. № 3. С. 168–176. DOI 10.26425/1816-4277-2021-3-168-176.

5. Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 1995. 44 с.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2019. 584 с.

7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006. 18 с.

8. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.



  • Rokeach M. The nature of human values / M. Rokeach.
  • Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций.
  • Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.
  • Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
  • Бакушкин И. А. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева.
  • Там же.
  • Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
  • Бакушкин И. А. Содержательные компоненты смысложизненных ориентаций студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева.
  • Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.
  • Бакушкин И. А. Исследование самоактуализации современных студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева.
  • Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.


  • Rokeach M. The nature of human values / M. Rokeach.
  • Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций.
  • Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.
  • Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
  • Бакушкин И. А. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева.
  • Там же.
  • Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).
  • Бакушкин И. А. Содержательные компоненты смысложизненных ориентаций студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева.
  • Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.
  • Бакушкин И. А. Исследование самоактуализации современных студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева.
  • Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей // Вестник университета. 2024. № 1. С. 204—210.