
Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций, самоактуализации и смысложизненных ориентаций учащейся молодежи. Выявлены две группы студентов по иерархической структуре ценностных ориентаций, отличающихся особенностями смысложизненных ориентаций и аспектов самоактуализации. Исследование проводилось на базе ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет». В нем приняли участие студенты, обучающиеся на гуманитарных специальностях. Исследование ценностей проводилось с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, аспектов самоактуализации — с помощью самоактуализационного теста (Л. Я. Гозман), для исследования смысложизненных ориентаций использовался тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Было эмпирически доказано, что ценностные ориентации как общая осмысленность жизни связаны с восприятием жизни как целостного процесса. Что касается таких особенностей самоактуализации, как цели, убеждения, установки и принципы, у одной группы студентов поведение и ценности зависели от внешней оценки и руководства, отношение к ценностям формировалось в определенный момент времени и в определенных условиях, и они как субъекты не могли контролировать свою жизнь; а у второй группы студентов реализуется феномен самоактуализации — самостоятельность, желание руководствоваться в жизни и поведении собственными ценностями, которые интегрированы в структуру личности, и они как субъекты могут осуществлять этот контроль.
Источник
Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей // Вестник университета. 2024. № 1. С. 204—210.