
Аннотация. Статья посвящена вопросу возникновения в Русской Церкви традиции использовать Великий акафист в частном молитвенном обиходе. Наиболее раннее свидетельство сохранилось в Житии прп. Сергия Радонежского, где говорится об обычае Преподобного ежедневно совершать молебное пение, используя службу Похвалы Пресвятой Богородицы. Появление этого обычая, скорее всего, связано с введением общежительного устава в Троице-Сергиевом монастыре около 1375 г. по образцу устроения жизни монастырей Афона. Ряд сборников келейного правила начала XV в., связанных с кругом учеников прп. Сергия (Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри), содержит службу акафиста в «афонской» редакции. Эта редакция использовалась в распространенной на Афоне традиции келейной молитвы, которая отражена в однотипных сербских и болгарских рукописях XIV в. — Псалтирь с дополнительными статьями. Русская книжность XV в. знает еще несколько вариантов использования Великого акафиста в качестве еженедельного молебна, которые тоже связаны с Афоном. Однако повсеместной становится традиция молебного пения Великого акафиста на келейном правиле ежедневно, то есть вне связи с седмичным либо суточным кругами богослужения.
Источник
Далмат (Юдин), иером. Прп. Сергий Радонежский и Великий акафист как часть келейного правила Древней Руси // Богослов. 2025. № 2 (6). С. 8–27.