
Аннотация. Несмотря на то что в Священном Писании многократно повторяется обетование Творца о вечном Завете с людьми, в нем по причине отступления израильтян и их неспособности быть верными союзу с Богом также не раз встречаются указания на то, что этот Завет должен быть возобновлен. Указание на это встречается также в межзаветных текстах и документах кумранской общины. А в известном пророчестве Иеремии говорится о заключении Нового Завета, поскольку первый упразднен грехом людей. На вопрос, как интерпретировать это кажущееся противоречие, современная библеистика и богословие дают разные ответы. Светские исследователи Писания указывают на то, что различные тексты отражают разные традиции, формировавшиеся в истории Израиля. В линию с их точки зрения укладывается и установление Нового Завета Иисусом Христом. Метод богословского соотнесения позволяет увидеть в разрозненных и часто непохожих друг на друга библейских эпизодах единое действие Промысла Божия о спасении человека, когда Творец на каждом новом историческом этапе находит те формы реализации Своей воли, которые лучшим образом соответствуют и этому моменту, и способности человека их воспринять и реализовать. Метод богословского соотнесения позволяет также снять дилемму между представлением о повторяемости истории и ее строгой линейности и увидеть в череде повествований об обновлении Завета идею «кумулятивной смены божественных заветов», охватывающих историю мира от творения до ее завершения.
Источник
Польсков К., прот. О возобновлении Завета в Священном Писании: метод богословского соотнесения как герменевтический инструмент // Богословский вестник. 2024. № 3 (54). С. 18–36. DOI: 10.31802/GB.2024.54.3.001