
Аннотация. Сегодня нет необходимости доказывать значение идей И. Канта для русской религиозно-философской мысли. Немалое количество серьезных научных исследований последнего времени подтверждают это. В то же время гораздо менее освоено в этом отношении поле русского академического богословия, хотя присутствие в нем Канта — и как требующего ответа с «богословского факультета» оппонента, и как источника плодотворных идей — не менее очевидно. В частности, до сих пор остается неизученным заочный диалог с Кантом митр. Антония (Храповицкого). Между тем еще в своей магистерской диссертации «Психологические данные в пользу свободы воли» Антоний уделяет целую главу критике кантовских «Критик», а позднее, в статьях 90-х гг., обращается уже к кантовской «Религии в пределах только разума». Названное сочинение не один раз привлекало внимание русских богословов. В частности, ответ на христологический вызов Канта стремился дать уже свт. Иннокентий Херсонский. Опираясь по умолчанию на его наработки, митр. Антоний, однако, сосредотачивается более на попытке достроить кантовскую идею нравственного долга идеей любви как волящей и преображающей мир божественной силы. Здесь он находит себе неожиданных, на первый взгляд, союзников в лице французских спиритуалистов Ш. Секретана и А. Фулье. Последние в свою очередь в немалой степени опирались в своих философских построениях на французский августинизм XVII в. с его концептом чистой или бескорыстной любви — концептом, своеобразно преломившимся и в автономной морали самого Канта. В итоге в христологической концепции искупительной сострадательной любви, предложенной митр. Антонием, мы узнаем прошедшие через немалое количество философских итераций идеи праотца философии Нового времени блж. Августина.
Источник
Хондзинский П., прот. Митрополит Антоний (Храповицкий) между Кантом и французским спиритуализмом // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2024. Вып. 115. С. 134–144. DOI: 10.15382/sturI2024115.134-144