
Аннотация. В 20‑х годах ΧΧ в. перед церковной мыслью встал с предельной остротой комплекс вопросов: что есть Церковь? каково ее внутреннее устройство? каковы ее отношения с внешним миром? В результате этого на протяжении последнего столетия происходило активное формирование двух догматических концепций устройства Церкви. Евхаристически-эсхатологическая, или бинарная, концепция была связана с традициями константинопольской богословской школы, и ее наиболее яркими представителями стали протопресвитер Николай Афанасьев, протопресвитер Александр Шмеман и митрополит Иоанн (Зизиулас). Формирование иерархически-исторической, или троичной, концепции в XX веке было связано с именами таких выдающихся богословов, как святые Иустин (Попович), Думитру Станилоэ и Софроний (Сахаров). Общими тенденциями развития экклезиологической мысли на протяжении прошедшего столетия стали системная разработка каждой из концепций, сопровождаемая глубокой проработкой троичного, христологического и космологического аспектов экклезиологии, а также общий рост напряженности и антагонизма между этими двумя концепциями. На сегодня результатом этого процесса стало видимое противостояние между Русской и Константинопольской Православными Церквами. В рамках Общества современных экклезиологических исследований, действующего в Русской Церкви, осуществляются догматические разработки в области современной экклезиологии на самом высоком научно-богословском уровне. На сегодня сформулированы ключевые признаки разграничения двух моделей устройства Церкви.
Источник
Легеев М., свящ. Ключевые признаки разграничения двух моделей Церкви: троичной и бинарной // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2025. № 2 (26). С. 117–133. DOI 10.47132/2541-9587_2025_2_117